[Из песочницы] Как устроено шоу The Chemical Brothers: технические детали и коммутация

Привет, Хабр! Представляю вашему вниманию перевод статьи о внутреннем устройстве шоу The Chemical Brothers.

За последние 30 лет The Chemical Brothers добились международной известности на все времена. Их шоу и техническое оснащение на сцене считаются одними из лучших. Мы отправились на встречу с их штатным специалистом Мэттом Коксом на фестиваль Creamfields в Ливерпуле в 2015 году для экскурсии по сцене и используемому оборудованию.

kb_kx1cc3zmi45gpm1n3uzb0lwa.jpeg

Мэтт был назначенным техником бэкстейджа «Братьев» на протяжении многих лет. В то время использовался лишь сэмплер Akai MPC 3000 и несколько аппаратных синтезаторов. Но с каждым новым туром конфигурация развивалась, и ответственность Мэтта заключалась в том, чтобы гарантировать работу этой впечатляющей инсталляции.
ddfbgltfrc4x5saxdgwga3ellck.jpeg
Мэтт Кокс проверяет системы аудиоэффектов за несколько секунд до шоу

Подготовка нового тура заняла 6 недель. Мэтт сначала встретился с «Братьями» в их студии чтобы помочь подготовить аудиодорожки для основного плейбэка. Он также начал собирать стойку с системой воспроизведения и оборудование, которое «Братья» и он будут использовать во время выступления.

21beabh3aohenh3oszmdzsojpbc.jpeg
Начальная стадия сборки системы аудиоэффектов

Через 4 недели все собрались в маленькой студии чтобы объединить все составляющие, отрепетировать и выполнить технические изменения для безупречного исполнения. Затем всё переносится в большой зал для постройки сцены и наладки синхронизации звука, света и двух гигантских роботов, которые появляются в конце шоу.

q-lbul7ks2yrdr341by9wqjr3vo.jpeg
Роботы Джордж и Милдред — маскоты The Chemical Brothers

lcixby5fxzaic_glwofssktjysu.jpeg
Оборудование во время репетиций в маленькой студии

Для исполнения шоу необходимы 3 стойки, заполненные оборудованием, и 8 человек, путешествующих на 2 автобусах. Когда команда выходит на сцену, она отрабатывает все аспекты шоу: звук, коммутацию, свет и видеоряд. Команда фестиваля будет вмешиваться только в выпуск на сцену гигантских роботов, и все.

Выступление же является чем-то средним между DJ-сетом и живым концертом, потому что треки связаны между собой в начале и в конце. Основные подложки предзаписаны в аудиодорожки и воспроизводятся с Macbook Pro, в то время как «Братья» манипулируют текстурами звучания синтезаторов и сводят на пульте все источники звука в реальном времени.

Это линейное шоу, в котором временная шкала запускается в начале шоу и останавливается в конце.

Выступление основано на живом сведении 25 аудиосигналов благодаря микшеру Soundcraft GB8. Большинство синтезаторных и барабанных партий заранее запрограммированы, но некоторые простые вещи играются в живую. «Патчи» в синтезаторах также загружены заранее, их «Братья» переключают в реальном времени на сцене.

cxu-emyesteu6rwbmj1hfbmd_g0.jpeg
Микшер Soundcraft GB8 — «сердце» выступления

Переходы между треками являются главными моментами импровизации. «Братья» запускают «one shot» сэмплы с помощью контроллера Ableton Push и используют системы аудиоэффектов, чтобы заполнить пустотные пространства временной шкалы.

iutfcri5xhu7sgicb5c6hlqq_qq.jpeg
Используемое на сцене оборудование. В 2018 к нему добавились Korg Minilogue и Roland TB-03

Система воспроизведения:

После того, как Мэтт настроил все синтезаторы, он выставляет временную шкалу в начало и остается за компьютером, чтобы вмешаться, если это будет необходимо. Logic Pro воспроизводит 13 предзаписанных аудиодорожек и посылает LTC (Linear Time Code) сигнал к команде, отвечающей за видео. За вывод аудиосигнала отвечают интерфейсы MOTU 16A.

q8xtbpp5de6y-djobzl97cie4zs.jpeg
Система воспроизведения за сценой: 2 x MacBook с Logic Pro X, 1 x MacBook c Ableton Live, 1 x MacBook с Avid ProTools

7ijon87s-omx2toub9z_0r-paza.png

Два компьютера A и B играют один и тот же контент в одно и то же время, они прекрасно синхронизированы благодаря MTC clock (MIDI Time Code), который генерируется модулем Rosendahl MIF4.

h159ahus_tio0vv8qstgp3bbbno.jpeg
Модуль Rosendahl mif4

Благодаря этой системе в случае отказа первого компьютера с Logic Pro, другой может продолжить работать без проблем. Даже лучше: первый Logic Pro после этого можно перезапустить и синхронизировать с той же временной шкалой, что и у второго. Кроме того, аудиосигналы, отправляемые с двух инстансов Logic Pro X идут через переключатель Radial SW8, который постоянно следит за состоянием сигналов, и переключает источник в случае падения первого ноутбука.

Наконец, MTC генерируется модулем Sync-Gen II LE для старта и синхронизации синтезаторов и драм-машин, которые окружают «Братьев». Эти маленькие коробочки были разработаны для решения проблем синхронизации между программным обеспечением и оборудованием.

zjhcu8aidw_aj9kb85nsf-0khdm.jpeg
Модуль Sync-Gen II LE

ab-l1n_eqssoencotv-4slci0om.jpeg
Интерфейс плагина в Logic Pro

Вместо классического USB или FireWire MIDI-интерфейса Sync-Gen II LE является плагином, который генерирует импульсный сигнал на внешний юнит, который далее генерирует MIDI-clock. Импульсный и традиционный аудиосигналы совмещаются в этом устройстве, обеспечивая стабильную синхронизацию без потерь. Затем MIDI-сигнал отправляется на Kenton LNDR MIDI, для транспортировки через Ethernet-кабель на сцену. На принимающей стороне используется MOTU MIDI Patchbay, который распределяет сигналы на все остальное оборудование.

Синтезаторы довольно винтажные и склонны к ошибкам по своей природе. Они могут рассинхронизироваться в любое время. Мэтт создал приложение для iPad, чтобы удобно перезапускать MTC сигнал во время шоу. В нужный момент (когда барабанные партии не играют) он может повторно синхронизировать все машины в критической точке.

Третий ноутбук оснащен Ableton Live и используется в качестве сэмплера, а также взаимодействует с плагином NI Maschine. Все вокальные партии играют в Ableton как аудиодорожки. Некоторые барабанные сцены запускаются «Братьями» с контроллера Maschine Studio, «one shot» сэмплы запускаются с контроллера Ableton Push в качестве инструмента Drum Rack. Для взаимодействия USB MIDI-контроллеров между сценой и бэкстейджем используются USB-удлинители Black Box.

Четвертый компьютер запускает Pro Tools для записи каждого шоу, включая микрофоны, чтобы захватить звук толпы.

ytkqmhhcgz802aecrw8qjuewgg0.jpeg
Звукоинженер сцены за пультом MIDAS Legend 3000

Два звукоинженера путешествуют вместе с командой. Один из них отвечает за звук с основного пульта (Front Of The House, FOH), другой обеспечивает мониторинг звука на сцене. Они очень активны во время выступления, они регулируют уровни и частотные пики, посылаемые с пульта на сцене. Также они накладывают компрессию в реальном времени, чтобы получить плотный органичный микс. Микшеры MIDAS также выходят за пределы своих возможностей, чтобы получить еще более теплый звук.

swum4g1wwfyqh6iyvp3c_dfvdwe.jpeg
Диаграмма потока сигнала

Твиттер Мэтта Кокса (источник некоторых фото)

© Habrahabr.ru