[recovery mode] Переезды в облако: 5 разных историй

«Все отделы от серваков отказались, а на Авито их никто не купил — шеф сказал, это теперь тестовая среда».

Компания на 20 разработчиков жила с плотно упакованной серверной стойкой. В стойке (по сегодняшним меркам) стоит уже старый отстой, который не тянет. Когда-то он был новым и красивым, но время безжалостно. Подключились к облаку, затащили туда сначала тестовые среды, потом продакшн. А стойка пригодилась ещё для пары мелких задач по офису и тестов. Мы хорошо видим, как у них погибают старые сервера в ней: по мере отказов они заводят новые виртуальные машины в облаке.

44da43c13a284b948cbb6ae0cb0333c0.jpg
Эта штука умеет пробрасывать аппаратные ключи 1С в разные подсети

Исторически к нам заходил ритейл, потом интернет-проекты, затем подтянулись и банки. Теперь же активно переезжают и вполне обычные компании, которые готовы вынести в облако бизнес-критичные задачи. Ниже — несколько типовых историй, которые, возможно, будут вам полезны, даже если вы ещё не планируете никаких облаков. Хотя деваться уже особо-то и некуда — это обыденность, а не новая непонятная фича.

Соцсеть LOQUI BUSINESS


Локви (business.loqui.ru) — растущая корпоративная соцсеть. Своего рода полная реализация корпоративного портала. Они поняли, что корпорациям не хватает социальной сети для общения сотрудников, и подумали, что это белое пятно стоит закрыть. Понятное дело, что понадобилась среда для разработки. Управленцы в Москве, разработчики в Германии (русские в основном). Проект изначально российский, базовый язык — русский. Распространение — SaaS, поставляют клиентам уже готовый сервис. То есть у нас развёрнута одна большая мультитенантная инсталляция. Почему мы? Потому что российскому сегменту соцсети надо быть в РФ. Облако подошло гибкостью на этапе разработки и возможностью построения катастрофоустойчивой инфраструктуры, чтобы не огорчать падениями владельцев социальных аккаунтов. Сейчас рассматривают возможность резервирования или полной миграции в виртуальный дата-центр КРОК зарубежных серверов, где лежат медиафайлы, чтобы обеспечить более надёжную защиту от сбоев и максимальную доступность.

37bb43c59e79417caa5b5e49f2f445e6.jpg

Сделали автоматизацию тестовых сред: полная реплика основной инфраструктуры, на ней запускаются модули с автотестами, потом оттуда — в прод или в корзину. Никакое оборудование не простаивает, просто на время тестов докупается ещё мощность — сколько угодно. Раньше бы решали новой железкой, понадобилось бы ещё делать очередь тестирования, чтобы её равномерно загружать, отдельный админ.

Смартекс


Веб-разработчики, которые научились не только делать крутые сайты, но и поддерживать их, всю сознательную жизнь пользовались плюсами Амазона. Но, конечно, какой бы ты клёвый сайт ни сделал, если он будет во Франкфурте, то в Москве открываться быстро он не будет. А парням это важно, у них динамическая подгрузка контента множеством сессий. Вопрос пинга стал для них очень важен. Амазоновский CDN в Москве не работает. Парни встали к нам — им важно наличие API, которое в нашем случае на 80 процентов совпадает с амазоновским. У нас очень просто тем, кто переезжал с Амазона. Если им понадобится российский CDN — просто обратятся к российскому CDN-провайдеру, это очень просто.

Как делают банки


Банки в облака заходят только по очень своеобразным поводам. Конечно, это самые консервативные ребята. Встают в облако, но далеко не всеми сервисами. Особенно их парит PCI DSS. Мы вот-вот закроем сертификацию облачной платформы по этому стандарту, и всем процессинговым компаниями станет намного проще. А обычно в банках ничего безопасники не разрешают, поэтому не облако, а отгороженная область в машзале. Ответ почти на любое коммерческое предложение по облаку — «Давайте клетку», то есть огородку в зале, а не эластичное потребление.

Как делает розница


Пример: компания занимается торговлей косметикой в ценовом сегменте чуть ниже известной звездной сети. Даже в 70 метрах от вражеского магазина они очень хорошо растут в прибыли, причём зная, что у соседей она в кризис падает. Прославились у себя в городе как одна из самых инновационных компаний. Бизнес переформатировали и ведут всё по-новому, по уму. Если им что-то нужно, то ищут лучшего. С ИТ была сложность при расширении — возможности сильно отстали от желаний, был небольшой бардак с поддержкой, много чего делалось вручную. Команда на месте отличная, но рук не хватало. С дичайшим ростом бизнеса в кризис они решили распространяться на Москву. Очень хотели уйти от капитальных затрат к операционным (это вообще важно для всей розницы), потому что финпоток и кредит — это дешевле.

Начали переезжать. Уровень планирования у них божественный, мы такой почти ещё ни у кого не встречали. Но реальность, конечно, немного подвела: провайдер, который строил отдельный физический канал, немного не удержал дедлайн.

Е-коммерс


Один большой ритейлер захотел торговать через сеть, у них база на 100 тысяч наименований. Страшно. Но совладали со страхом и начали делать по европейской модели click-and-collect, когда сначала заказываешь издалека, а потом забираешь собранное на месте. Заодно отказались от бумажных каталогов, которые всех порядочно достали. Уровень ада по тому, как быстро всё внедрялось, — hardcore.

Мы вместе работаем уже лет 15, все магазины обеспечиваем инфраструктурой. Полевые инженеры до сих пор ездят с жёсткими дисками, комплектами для чистки блоков питания и так далее. Но дальше ни-ни, головная компания по поддержке софта — из Англии. Соответственно основные сотрудники у них из Индии. С соответствующим подходом. В частности, работают только по будням. В итоге мы один раз в субботу спасали их СУБД, вставшую намертво (забыли чистить логи, накопилось 350 Гб). Потом было ещё чёрное воскресенье, ещё и ещё… Потом у них не все сервисы стартовали, потому что они их руками пусками. Помню, я звонил их админу, и мы играли в командную строку по телефону. Ну и ещё индийский нюанс подхода — «бекапы делает только трус». Ещё эти гады индусы говорят на «хорошем» английском. Но как только что-то не так с их стороны, начинается на конференц-колах клоунада с тем, что они, типа, перестали понимать. Зато тот единственный раз, когда у нас сгорела железка, они стебали нас: «Ну что, херовые выходные были?» В общем, задолбало. Я сказал: «Парни, мы вас очень любим, но с дачи больше к вам не поедем. Давайте прикрутим нормальный мониторинг, чтобы без сюрпризов». Они почесали голову — мы сделали предложение, и они его приняли.

Плюс у каждой отрасли свои особенности. Мы сосредоточены на крупных проектах и максимальном удовлетворении заказчика. Но и с разработчиками тоже дружим. Облако КРОК — это индивидуальный портной. Наш опыт, компетенции, ресурсы позволяют приземлять большие задачи серьезных компаний в облаке, помогая бизнесу сосредоточиться на своих корневых функциях. ИТ мы отрулим.
Костюм будет сидеть идеально.

© Habrahabr.ru