[Перевод] Забытые аудиоформаты: гибкие диски

image

Для такого тонкого формата у гибких дисков удивительно разнообразная история, и в этой статье на их фоне объединились все — от Beatles, Дэвида Боуи и ABBA до Элиса Купера и стиля хэви-метал. Их появление связано с журналом National Geographic, с рекламной кампанией Макдоналдс с миллионным выигрышем, и с обложками многочисленных модных журналов для девчонок. Их нелегально прессовали на рентгеновских снимках в СССР [знаменитая «музыка на костях» — прим. перев.] и они даже помогли такому отъявленному лгуну, как Ричард Tricky Dicky Никсон, стать президентом США в 1968 году.

Гибкие диски с 1960-х по начало 1990-х годов продавались десятками миллионов –, а потом практически исчезли с лица земли на полтора десятилетия. Но, как и подобает продукту, основанному на спиральной царапине, это был ещё не конец.
image
Гибкий диск Леонарда Коэна. По внешнему краю можно увидеть тёмную аудиодорожку.

«Музыкальные открытки» другого рода — грубые желобки, впрессованные в карточки — продавались примерно с 1950-х годов. Во второй половине 50-х в Британии появились даже гибкие виниловые диски, хотя с технической точки зрения их качество было отвратительным. Через несколько лет был разработан, запатентован и представлен улучшенный гибкий диск — американская компания Eva-Tone Incorporated выпустила его в 1962 году, поначалу назвав «Eva-tone Soundsheet» [звуковой лист]. У этого отпрыска было несколько преимуществ перед его родителями — поющей открыткой и первоначальным спирально-бороздковым продуктом, известным, как виниловая пластинка.

Soundsheet от Eva-tone без сомнения звучал лучше, чем картонные открытки, а поскольку гибкие диски использовали гораздо меньше винила, чем пластинки, их было гораздо дешевле печатать, хранить и перевозить. Часто при изготовлении использовали поливинилхлорид вместо гранулированного винила, что было ещё дешевле. Кроме того, гибкость этих продуктов означала, что их можно продавать на обложках или внутри журналов, буклетов и газет. Они были довольно выносливыми, в отличие от шеллачных дисков на 78 об/мин, которые легко разбивались, если их уронить на пол, или виниловые пластинки 45 об/мин, которые, хотя и были крепче шеллака, всё равно могли случайно сломаться.

Одна маленькая проблемка


Ситуация была похожа на всесторонний выигрыш, но у гибких дисков от Eva-tone, как и у их британских предшественников, всё же была пара минусов. Например, 12» или 10» LP-диски было сложно изготавливать, поскольку гибкие диски были очень лёгкими: типичный диск для сингла или EP весил обычно между 4,5 и 6,5 г — как пара кубиков сахара. Бумажные или картонные упаковки весили больше, порядка 9 г. Сравните это с 40 г типичного винилового сингла, или с 200 г многих шеллачных синглов на 78 об/мин — и поймёте, сколько экономилось материала.

Потом у них была проблема с воспроизведением, когда тяжёлая проигрывающая головка могла просто удерживать гибкий диск на месте. В обычных условиях из такой ситуации было два выхода — можно было проигрывать гибкий диск, положив его поверх винилового, или же положить пару монеток в районе центра диска. Позже некоторые диски марки Soundsheet на самом деле выходили с нарисованными кружочками, обозначавшими места, куда надо было класть монеты. Иногда приходилось выполнять оба трюка одновременно, чтобы заставить пластинку играть.

image
В СССР тоже такое было

Но было ещё две, неразрешимых проблемы с новыми сверхтонкими записями. Во-первых, хотя после нескольких первых проигрываний для не особенно притязательных ушей качество записи могло поспорить со стандартным винилом, у гибких дисков никогда не было такого разброса частот, как у полновесных дисков 45 об/м или магнитной плёнки в катушках на 7,5»/с. Профессионально использовать их, к примеру, на радио, можно было только при отсутствии других вариантов. Ещё одним раздражающим фактором была короткая жизнь гибких дисков — их неглубокие прессованные дорожки приводили к увеличению поверхностного шума, царапины появлялись быстрее и звучали громче, поэтому пропуск фрагментов и перепрыгивание иглы быстро становилось основной проблемой диска, проигранного несколько раз.

Звёздные моменты истории гибких дисков

По указанным причинам использование Soundsheet быстро ограничилось тремя, хотя и обширными, областями: промо-записи музыкальных коллективов, детские записи и рекламные записи в журналах — в основном, хотя и не всегда, эти журналы были музыкальными.

Типичным примером может служить гибкий диск The Beatles, отправленный ими в их фан-клуб в 1964 году. На видео ниже можно услышать такие забавные вещи, как трек «пойте с нами» и обращения к фанатам.

Великолепная четвёрка снова сделала это в 1967 году, хотя подача на этот раз была менее иронической и более поспешной, но зато в этот раз там хотя бы была полноценная песня.

Годом позже Ричард Никсон выиграл выборы 1968 года благодаря хорошо профинансированной кампании, использовавшей среди других материалов и Soundsheet. Более миллиона дисков было отправлено голосующим в ключевые штаты, с отметкой «Никсон — тот, кто нам нужен!» и с записью его речи.

Но диски были дешёвыми и прикольными, и продажи не утихали до конца 1960-х. Промо-записи начала 1970-х демонстрируют, насколько масштабной стала индустрия гибких дисков. Диск на видео ниже выполнен в виде прямоугольного листа, и такая форма сохранялась почти до самого конца. В США термин «звуковой лист» [soundsheet] всегда был более популярным, чем «гибкий диск» [flexi disc].

image
Примеры поздравительных открыток на дисках. Сам материал — пластиковая плёнка, которую при помощи ламинирования наносили на распечатанную открытку.

В Британии компании, выпускавшие винил, к примеру, Lyntone, купили лицензию на производство улучшенных гибких дисков у Eva-tone и предпочли более описательный термин «гибкий диск» [flexi disc], поскольку считалось, что слово «диск» подчёркивает связь с виниловыми записями, а первоначальное название из США «звуковой лист» могло запутать меломанов — они могли подумать, что речь идёт о печатных нотах [sheet music]. Наверняка причастные к индустрии люди угорали от старой мюзик-холльной шутки: «Do you like sheet music? «No, I just like the good stuff…» [»- Вам нравится нотная музыка? — Нет, предпочитаю хорошую.» Шутка основана на созвучии слов sheet и shit — прим. перев.]

Дэвид Боуи сильно выиграл от дисков нового формата, когда его прорывной альбом «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and The Spiders From Mars» стал одним из самых быстро набирающих популярность альбомов летом 1972 года. RCA records, с которой он сотрудничал в то время, волновалась, что ей может не хватить винила из-за гигантского спроса — в те годы быстрые продажи миллионного тиража были чем-то из ряда вон выходящим — и в результате ветреные подростковые поп-фанаты не захотят ждать пары недель поступления новой партии и купят что-нибудь другое. Возможно, этот страх не был лишён оснований. И тогда RCA Records использовала диски от Dynaflex для печати десятков тысяч копий песен Ziggy Stardust, используя тонкий лист винила, превосходивший по качеству гибкие диски, но весил на 25% меньше обычного альбома.

RCA Records успела выпустить нужное количество дисков, Ziggy остался в альбомных чартах, вскоре он практически поселился на первых местах и Дэвид Боуи стал подлинной звездой.

Урезаем траты и набрасываемся на бургеры


Кое-какие эксперты по винилу возмущались таким подходом RCA. Но после наступления нефтяного кризиса 1973 года и взлёта стоимости винила такие диски для аудиозаписывающих компаний стали неплохим способом сэкономить на стоимости альбома, урезав его вес, и, как следствие, качество звука. Чем толще и тяжелее альбом, тем лучше воспроизводится аудио — отсюда и мода среди фанатов аудио на диски от 160 до 200 гр.

Примерно в то время лидирующая Британская газета, посвящённая музыке, New Musical Express, выдала эксклюзивную запись Элиса Купера, неплохое подражание Элвису Пресли под названием «Slick Black Limousine». На обратной стороне содержались отрывки из его будущего альбома «Billion Dollar Babies». Это издание высоко ценилось среди фанатов Купера много десятилетий, пока запись не начала появляться на пиратских дисках.

image

Шведская поп-сенсация ABBA тоже не отказывалась от бесплатной раздачи эксклюзивов: на одностороннем гибком диске «ABBA/Live 77» золотистого цвета расположились отрывки из их австралийского тура того года. Он распространялся только в виде подарков для детей, продававших из дома в дом на рождественских праздниках книги, газеты и журналы для корпорации Jultidningsförlaget. А на другом конце спектра поп-культуры в 1978 году была новаторская британская электронная группа The Human League, раздававшая гибкий диск под названием «Flexi Disc» с 12» синглом «Dignity of Labour», хотя позже его переиздали на альбоме «Reproduction». В то время эта группа считалась артхаусной, и в полном соответствии с их имиджем на этой записи можно было услышать, как члены группы обсуждают, собственно, гибкие диски, и то, следует ли им самим записать такой диск.

Тем временем в США в 80-х Макдоналдс использовал гибкие диски –, а в некоторых штатах картонные записи — для распространения римейка дурацкого, но милого хита «Life Is A Rock (but The Radio Rolled Me)» 1974 года для своей рекламной кампании Menu Song, включавшей мгновенный выигрыш суммы в $1 000 000.

Кампания оказалась невероятно успешной и растянулась на 1988 и 1989 годы. Несколько различных версий этой песни было записано и отпечатано на 78 миллионах (!) гибких дисков, которые затем расфасовывали в газеты и рекламные буклеты. На каждой из записей присутствовал голос какого-нибудь приглашённого певца или просто человека из толпы, который пытался исполнять песню — после его ошибки трек заканчивался. Макдоналдс поступил хитрым образом, отпечатав единственный диск, на котором песня заканчивалась правильно. Обладатель этой единственной записи должен был выиграть миллион долларов. После многих месяцев ожидания, во время которых циники вслух сомневались в реальности существования такого диска, его всё-таки нашла Шарлин Прайс из города Гэлэкс в Западной Виргинии, сразу же реализовавшая мечту многих людей: она купила магазин, в котором работала продавщицей. Уволила ли она бывшего босса прямо на месте, история умалчивает…

В Лондоне в 1980-х даже был отдельный журнал, посвящённый гибким дискам. Он назывался Flexi Pop, и почти полностью был посвящён всяким слухам и сплетням, а к журналу прилагался диск с записью песни, в то время находившейся на вершинах чартов. Среди этих кандидатов встречались The Jam, Japan и Depeche Mode, и на пике популярности журнал продавался тиражом 90 000 копий. Недавно о журнале даже написали книгу.

CD убил звезду гибкого диска


Казалось, что гибкие диски будут продаваться всё лучше и всё чаще раздаваться, но конец 80-х стал началом их конца. Тогда появились CD, и они постепенно стали завоёвывать популярность как средство для прослушивания музыки, а люди с ограниченными финансами переключались на пиратские аудиокассеты — при том, что многие из таких кассет были хромовыми или металлическими, и их качество было относительно высоким. Журнал Flexi Pop закрылся, а фабрики, где прессовали диски, всё чаще отказывались принимать недорогие заказы.

Лишь в СССР гибкие диски оставались в массовом обороте до 1990-х годов, и в основном на них были записаны популярные и детские песни. А в 70-х — 80-х годах, когда западная рок-музыка в СССР была запрещена, пираты и фанаты нелегально записывали аудио на плёнку из-под рентгеновских снимков [на самом деле «музыка на костях» существовала с конца 40-х и до начала 80-х, когда начали появляться кассетные магнитофоны — прим. перев.].

image
Относительно новый журнал Electronic Sound с гибкой пластинкой внутри

С появлением Михаила Горбачёва пришёл конец культурной и политической цензуре, и музыка на костях потеряла свою привлекательность. К 1992 году гибкие диски оказались на грани вымирания. Почти 15 лет они оставались скорее мёртвыми, чем живыми. К 2000-му году даже Eva-tone закончила их производство. Но в 2010-м случился небольшой ренессанс: независимая фабрика Pirates Press заняла нишу винтажных изделий и начала производить гибкие диски всех форм, размеров и цветов.

Эта идея могла оказаться неудачной, но журнал экстремального метала, Decibel, уже начал экспериментировать с такой формой записи, выпуская эксклюзивные треки новых групп, и каждый его выпуск активно расходится. С тез пор многие музыкальные издательства, к примеру, Third Man, Side One Dummy и Domino, а также журналы Alternative Press и немецкий PUNKROCK, регулярно продают или раздают гибкие диски. В 2015 году итальянская фабрика PizzaDischi начала принимать заказы на изготовление таких дисков, в то время как стоимость редких коллекционных изданий старых гибких дисков начала переваливать за £200.

Сейчас популярность гибких дисков может быть такой же незначительной, как их вес –, но кажется, что она всё же держится на плаву. Гибкие диски остаются редким примером забытого аудиоформата, который не совсем исчез и не совсем забыт.

© Geektimes