Зум-объектив Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS для камер Fujifilm с матрицами APS-C: верный друг путешественника


Верный друг путешественника


001-sm.jpg

Камеры Fujifilm с байонетом X Mount оснащаются матрицами APS-C (23,6×15,6 мм) с кроп-фактором 1,52, поэтому зум-объектив с диапазоном фокусных расстояний 18—55 мм становится эквивалентным объективу 27—84 мм на полном кадре (18×1,52=27,36 мм; 55×1,52=83,6 мм). Такие оптические инструменты универсальны; они пригодны для использования в большинстве съемочных ситуаций и заменяют собой три различных категории объективов: широкоугольники для съемки пейзажей и интерьеров (эквивалент 27—35 мм на полном кадре), универсальные «полтинники» (эквивалент 50 мм) и умеренные телевики (эквивалент 70—84 мм) для портретной фотографии. Замена эта, безусловно, сопряжена с компромиссами в виде меньшей (в среднем) светосилы, чем у объективов с фиксированным фокусным расстоянием, и более выраженных дисторсии, виньетирования и хроматических аберраций. Однако удобство пользования и значительный выигрыш в весе и размерах часто имеют решающее значение — например, в путешествиях, а еще более того — в пеших походах.

Мы решили испытать Fujinon XF 18–55mm F2.8–4 R LM OIS именно в таких условиях. Он побывал с нами в Турции и поработал в царстве Древней Коммагены (провинция Адыяман), Каппадокии (провинция Невщехир) и долине Ыхлара (провинция Аксарай) — где перемещаться приходилось исключительно пешком, неся на себе весь груз фотографического инструментария. На фото в заголовке материала — приключения нашего «электроника» в Арсемее, одной из столиц Коммагенского царства. Объектив установлен на камере Fujifilm X-Pro2 и лежит над входом в пещерное святилище на каменной стене, испещренной надписями на древнегреческом.

Спецификации

Приведем характеристики объектива по данным Fujifilm и по результатам наших измерений.

Объектив (полное наименование) Fujinon XF 18–55mm F2.8–4 R LM OIS

002-sm.jpg
Дата анонса 6 сентября 2012 г.
Фокусное расстояние 18—55 мм
Эквивалент фокусного расстояния (для матриц APS-C / DX) 27—84 мм
Байонет Fujifilm X Mount
Максимальная диафрагма F2,8 при 18—20 мм
F3,2 при 21—30 мм
F3,6 при 31—40 мм
F4 при 41—55 мм
Минимальная диафрагма F22
Число лепестков диафрагмы 7 (скругленные)
Элементов 14 (включая три асферических и один из низкодисперсионного стекла) в 10 группах
Просветляющее покрытие Super EBC*
Минимальная дистанция фокусировки обычный режим: 0,6 м при полном зуммировании
макрорежим: 0,3 м в широкоугольном положении
макрорежим: 0,4 м в телеположении
Угол обзора 76,5°—29°
Максимальное увеличение 0,15 крат
Автофокусировка внутренняя
Привод автофокусировки шаговый двигатель
Стабилизация оптическая (OIS)
Защита от пыли и влаги нет
Резьба для светофильтров ∅58 мм
Размеры (диаметр × длина) ∅65×70 мм
Вес 310 г
Цена T-9239392

* Super EBC — Super Electron Beam Coating (электронно-лучевое напыление)


Оптическая схема Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS

Оптическая схема Fujinon XF 18–55mm F2.8–4 R LM OIS (схема Fujifilm)

Стекла и покрытие

Оптическая схема состоит из четырнадцати элементов, объединенных в десять групп. В нее включены три асферические линзы и одна из специального низкодисперсионного стекла. Введение таких элементов в конструкцию оптического инструмента дает возможность минимизировать латеральные хроматические аберрации, повысить резкость и контраст изображения и обеспечить чистое воспроизведение цветов.

Традиционно в объективах Fujinon производитель использует «фирменную» технологию нанесения просветляющего покрытия Electron Beam Coating — бомбардировку поверхностей линз пучком электронов под высоким вакуумом. В отличие от традиционного метода осаждения, позволяющего сформировать до семи слоев, электронно-лучевой дает возможность осадить до одиннадцати и более (!), причем частицы, формирующие каждый слой, как бы «вбиваются» в поверхность, обеспечивая более высокую прочность покрытия. В объективе Fujinon XF 18–55mm F2.8–4 R LM OIS используется усовершенствованная модификация этой технологии (Super EBC), которая дополнительно увеличивает светопропускание стекол и в еще более высокой степени препятствует образованию ореолов и отражений.

Первый контакт

Корпус Fujinon XF 18–55mm F2.8–4 R LM OIS представляет собой разумную комбинацию прочных и легких материалов. Оправа передней линзы, стыковочный узел байонета, кольца фокусировки, зуммирования и установки значения диафрагмы металлические, из сплава алюминия и магния, а тубус и корпус с переключателями — пластмассовые (по-видимому, изготовлены из поликарбоната). В целом, несмотря на последнее обстоятельство, объектив производит впечатление прочного и надежного инструмента. Стыковочный узел байонета X Mount цельнометаллический, он обеспечивает хорошее прилегание объектива к фланцу крепления камеры. Однако степень герметизации все же не делает этот объектив инструментом, защищенным от проникновения пыли и влаги.

004-sm.jpg

Стыковочный узел байонета X Mount объектива Fujinon XF 18–55mm F2.8–4 R LM OIS

Диафрагма объектива собрана из семи скругленных лепестков. Диафрагмирование осуществляется в диапазоне F2,8—F22 с шагом в ⅓ ступени; весь диапазон значений — 19 позиций.

Управление объективом производится при помощи трех колец. От передней линзы к байонету они расположены традиционно: фокусировки, зуммирования и установки значения диафрагмы. Маркировку (в мм) имеет только трансфокатор, хотя, на наш взгляд, более востребованными остаются шкала глубины резкости и линейка значений диафрагмы.

Выключатели системы оптической стабилизации и автоматического диафрагмирования установлены у самого байонета и рассчитаны на управление большим пальцем левой руки. Это удобно, хотя при смене объектива их легко задеть и переключить не в то положение, которое вам нужно.

Управление фокусировкой и в автоматическом, и в мануальном режимах производится только при посредстве встроенной автоматики. Переключение в мануальный режим производится только на камере; объектив лишен такой возможности. Это несколько снижает его ценность, поскольку не отрываясь от визирования, не всегда легко найти нужный переключатель.

При ручной наводке на резкость инерция системы практически не ощущается, то есть перемещение фокусировочной группы линз в ответ на вращение кольца происходит без сколько-нибудь значимого запаздывания.

Приводом автофокусировки служит шаговый двигатель. Он быстр, «хваток» и точен; фокусировка происходит почти мгновенно и весьма уверенно, даже в условиях недостатка света.

005-sm.jpg

Максимальное удлинение Fujinon XF 18–55mm F2.8–4 R LM OIS при зуммировании

При управлении трансфокатором объектив в максимальном телеположении удлиняется почти на 28 мм, что, конечно, создает известные неудобства, но с ними несложно мириться. Иное дело — потенциальная возможность «насосать» внутрь корпуса пыли, от которой, как сказано выше, Fujinon XF 18–55mm F2.8–4 R LM OIS не защищен.

Стендовые испытания

Fujinon XF 18–55mm F2.8–4 R LM OIS
ФР=18 мм, ЭФР=27 мм
Разрешение, радиальные миры
центр кадра край кадра
xf18-55-rc-300.jpg xf18-55-re-300.jpg
Дисторсия, хроматические аберрации
центр кадра край кадра
xf18-55-dc-300.jpg xf18-55-de-300.jpg


xf18-55r.jpg

При широком угле объектив имеет неплохое и стабильное разрешение практически на всех значениях диафрагмы, при закрытии оно немного возрастает. Край кадра несильно уступает центру. Дисторсия вполне умеренная для такого фокусного расстояния, а хроматические аберрации слабые и присутствуют только в углах кадра.

ФР=35 мм, ЭФР=53 мм
Разрешение, радиальные миры
центр кадра край кадра
xf18-55-rc-300.jpg xf18-55-re-300.jpg
Дисторсия, хроматические аберрации
центр кадра край кадра
xf18-55-dc-300.jpg xf18-55-de-300.jpg


xf18-55r.jpg

На среднем фокусном расстоянии разрешение поднимается на хороший уровень и сохраняет стабильность на всех значениях диафрагмы, падая только на f/16. Край кадра практически не уступает центру по разрешению. Едва заметную дисторсию найти еще можно, а вот хроматика отсутствует.

ФР=55 мм, ЭФР=84 мм
Разрешение, радиальные миры
центр кадра край кадра
xf18-55-rc-300.jpg xf18-55-re-300.jpg
Дисторсия, хроматические аберрации
центр кадра край кадра
xf18-55-dc-300.jpg xf18-55-de-300.jpg


xf18-55r.jpg

В телеположении разрешение лишь немного проваливается, но сохраняет стабильность, а также равномерность по полю кадра. Дисторсия отсутствует, а от хроматики можно найти лишь небольшие следы.

Для штатного зума объектив выдает очень хороший результат, а хорошая светосила и стабилизация вполне могут сделать его основным для многих путешественников.

В жизни

Перейдем к оценке результатов фотосъемки в реальных условиях и посмотрим, как показал себя наш испытуемый в повседневной работе.

Фотосъемки проводились фотокамерой Fujifilm X-Pro2 с выбором следующих параметров:

  • приоритет диафрагмы (выбор выдержек и ISO — в положениях «A»),
  • центрально-взвешенный замер экспозиции,
  • однокадровая автоматическая фокусировка,
  • фокусировка по центральной точке,
  • динамический диапазон 100%,
  • моделирование пленки — Provia (стандартное),
  • автоматический баланс белого,
  • без дополнительных корректировок цвета, резкости, тона светов и тона теней,
  • шумоподавление отключено,
  • режим работы затвора — электронный

Снимки записывались в несжатом формате RAW (Fujifilm RAF), а затем подвергались преобразованию в JPEG при помощи Adobe Photoshop CC 2015.5 (Adobe Camera RAW). В ряде случаев в интересах композиции применялась обрезка кадра.

Резкость и детализация

Объектив демонстрирует хорошую резкость в центре кадра во всем диапазоне зуммирования, даже на максимально раскрытой диафрагме. Это можно оценить при интерьерной съемке ближних и средних планов.

010-sm.jpg

18 мм, f/2,8, 1/160 с, ISO 200


011-sm.jpg

18 мм, f/2,8, 1/350 с, ISO 200

Минимальное фокусное расстояние, максимальное раскрытие диафрагмы. Центральная резкость объектов в зоне фокуса весьма хороша, по сюжету — вполне достаточная. Очень неплохо проработана фактура сложных поверхностей, как мягких и пушистых, так и твердых, покрытых глазурью.

012-sm.jpg

29 мм, f/3,6, 1/200 с, ISO 200


013-sm.jpg

33 мм, f/3,6, 1/450 с, ISO 200

При зуммировании до 29–33 мм максимальное раскрытие Fujinon XF 18–55mm F2.8–4 R LM OIS составляет уже f/3,6. Резкость и детализация возрастают — это заметно по черной нитке на усах Деда Мороза на первом снимке и по рисунку фактуры поверхности птицы — на втором.

014-sm.jpg

55 мм, f/4, 1/180 с, ISO 200


015-sm.jpg

55 мм, f/4, 1/340 с, ISO 200

При зуммировании до крайнего телеположения максимальное раскрытие ограничено f/4. Резкость и детализация остаются примерно на том же уровне, что и на предыдущих снимках, а рисунок размытия заднего плана становится более выраженным и приятным глазу.

При съемке пейзажей упомянутая тенденция заметна более отчетливо.

020-sm.jpg

37 мм, f/3,6, 1/5400 с, ISO 200

При 37 мм максимальное раскрытие диафрагмы составляет f/3,6. В центре кадра резкость очень хорошая, но к периферии она несколько понижается.

022-sm.jpg

45 мм, f/4, 1/4700 с, ISO 200

При зуммировании до 45 мм максимальное значение диафрагмы составляет уже f/4. Резкость в центре снимка возрастает, но еще отчетливее она увеличивается на периферии.

024-sm.jpg

55 мм, f/4, 1/4700 с, ISO 200

При дальнейшем зуммировании до максимального фокусного расстояния 55 мм максимальное раскрытие диафрагмы сохраняется на f/4. Резкость изображения не изменяется, оставаясь на высоком уровне как в центре, так и на краях.

026-sm.jpg

Курган царственных дам Коммагены, Кахта (провинция Адыяман, Турция). 18 мм, f/8, 1/1400 с, ISO 200

При минимальном фокусном при диафрагмировании до f/8 Fujinon XF 18–55mm F2.8–4 R LM OIS демонстрирует хорошую резкость в центре и на периферии снимка. Разумеется, инструмент с фиксированным фокусным расстоянием дал бы больше, но не нужно забывать, что мы исследуем универсальный зум, легкий и компактный.

028-sm.jpg

Курган царственных дам Коммагены, Кахта (провинция Адыяман, Турция). 35 мм, f/8, 1/1500 с, ISO 200

При f/8 аналогичная картина с резкостью и детализацией наблюдается и на «стандартном» фокусном расстоянии (35 мм, 50 мм в эквиваленте). В целом, она вполне достаточна для большинства типичных сцен.

Интересное наблюдение: резкость, которую в состоянии «выдать» объектив, зависит не только от его «личных качеств», но в значительной мере и от характера освещения. Вот что мы видим на снимках ниже.

030-sm.jpg

Святилище Антиоха I, царя и самопровозглашенного бога Коммагены (62 г. до н. э.). Гора Немрут, Кахта (провинция Адыяман, Турция). 18 мм, f/5,6, 1/320 с, ISO 200

В контрастном свете

Полный текст статьи читайте на iXBT