Волшебство в движении: что такое моушн-дизайн

Редактор«Нетологии» Светлана Шаповалова разбирается в моушн-дизайне: что это за направление, как возникло, где используется и что нужно, чтобы стать моушн-дизайнером.

Моушн-дизайн (Motion Design) — относительно новое направление для нашей страны. Специалистов сейчас не так много, а профессия востребована: без них не обойдется любой телеканал, киностудия или видеопроизводство. Моушн-дизайнер сочетает в себе огромное количество навыков: от графического дизайна и анимации до основ драматургии, режиссуры и сторителлинга. И, конечно же, пользуется современными графическими, 3D- и видеоредакторами.

Людей привлекает динамика.

Моушн-дизайн идеально подходит для создания содержательных и при этом кратких сообщений. Ещё это хороший выбор для сложных проектов, в которых суть иначе не раскроешь.

Три главных преимущества анимационной графики:

  1. Быстро доставляет сообщение. В рекламе и инфографике краткость и понятность — ключевые параметры из-за ограничений во времени.
  2. Раскрывает сложные идеи, концепции, систематизирует данные в простой и понятной форме. Это как раз тот случай, когда изображение стоит тысячи слов. В краткий ролик помещается огромное количество информации, и при этом она легко усваивается зрителем.
  3. Легко цепляет и удерживает внимание. Большинство пользователей выбирают видео, а не чтение. Анимационная графика привлекательна для зрителя, а потому так популярна.

Что такое моушн-дизайн

Моушн-дизайн — это процесс создания анимационной графики.

Анимационная графика, она же моушн-графика — это визуальное оформление, которое оживляет статическое изображение. Интернет, медиа и реклама, телевидение, кино, мобильные приложения, видеоигры — без нее не обходится ни одна из этих сфер.

Каждый анимированный текст или изображение, которые встречаются в повседневной жизни, задуманы моушн-дизайнером. Анимационная графика использует сразу три канала информации: изображение, текст и звук, и зритель лучше усваивает данные.

С помощью моушн-графики можно визуализировать конкретные данные и абстрактные идеи. Для этого используются визуальные эффекты, аудио, графический дизайн и различные методы анимации. Это превращает статическую картинку в динамическую.

Анимационную графику необходимо отличать от обычного видео и привычной анимации. Моушн-графика — не мультик, она иллюстрирует данные или идеи, а не раскрывает полноценный сюжет.

Краткая история моушн-дизайна

Никто точно не знает, как и когда именно возникла анимационная графика. Примерно в 40-х годах появились первые экспериментальные работы Оскара Фишингера и Нормана МакЛарена. Однако самым первым признанным мастером можно назвать графического дизайнера и режиссера Сола Басса, который в 60-х годах популяризировал моушн-графику в кино.

Басс сотрудничал с Хичкоком, Премингером, Кубриком и Скорсезе. Одна из самых известных его работ — заставка к титрам фильма Отто Премингера «Человек с золотой рукой»: из белых полосок на черном фоне складывается рука главного героя.

giphy (9).gif

Заставка Сола Басса к титрам фильма Отто Премингера

Кроме «Человека с золотой рукой», революционными считаются работы Басса в фильмах: «Головокружение» Хичкока с его легендарным опенингом, «Вестсайдская история», «К северу через северо-запад» и «Психо», где Басс оформлял титры.

Сегодня в подобных приемах нет ничего удивительного, но для 50-х — 60-х годов это была сенсация.

Никогда ранее люди не видели такого сочетания графики и анимации.

С того времени другие художники стали использовать моушн-графику не только в кино, но и в других сферах. Как результат, сегодня это один из самых востребованных видов анимации.

Где сегодня используется моушн-дизайн

Как и в случае с веб-дизайном, популярность моушн-дизайну принесло повсеместное распространение компьютеров и интернета.

Ранее создание анимированной графики было сложным, трудоемким и дорогостоящим процессом. Однако, чем быстрее развивались компьютерные технологии, тем быстрее шло и развитие моушн-дизайна. Начиная с нулевых, он уже плотно вошел в видеоиндустрию, а с 2010-х обосновался в медиа и маркетинге.

Сегодня моушн-дизайн используется везде, где производится контент.

Например, анимационная графика появляется в титрах к фильмам и видео, а музыкальная индустрия активно применяет ее в создании видеоклипов. Заставки в фильмах и телепередачах создают настроение настраивают на нужный лад, чтобы правильно воспринимать информацию. Они вызывают эмоции и интригуют. Графические переходы между блоками контента в телевидении позволяют менять темы без потери внимания зрителя, а любое развлекательное шоу обязательно сопровождается анимационной графикой.

Screen Graphics / Fantasy User Interface. Автор — Nawaz Alamgir

Сегодня анимационная графика — один из самых быстрорастущих каналов контент-маркетинга. С ее помощью легко одновременно и привлекать, и информировать зрителя, а считываемость сообщений в разы выше, чем у привычных каналов.

Моушн-дизайн — отличная возможность для брендов представлять свои ключевые идеи и ценности. Реклама использует моушн-графику, чтобы выделиться из общего потока и донести рекламное сообщение аудитории в считанные секунды.

Инфографика, да и вообще производство любого цифрового контента, все чаще используют моушн-дизайн. Конечно, некоторые идеи удобнее воспринимать привычной статикой, однако сложные понятия легче усваиваются в динамике. Визуальный канал восприятия — самый мощный из всех, что доступны человеку, а текст, анимация и аудио структурируют и систематизируют информацию.

Анимация — прекрасный способ распространения идей и вовлечения в контент. Зритель следует за рассказом, а звук и ожившая графика буквально рисуют в его мозгу картину, которую легко воспринимать и запоминать.

Основные сферы применения моушн-дизайна

1. Телевидение. Заставки, титры, субтитры, оформление программ.

giphy (11).gif

Заставка телеканала National Geographic

2. Киноиндустрия. Опенинги, титры, заставки, производство трейлеров и тизеров.

Morgan Opening Scene (Screen Graphics). Автор — Nawaz Alamgir

3. Маркетинг. Реклама на телевидении и в интернете, промоматериалы, нативная реклама в виде анимационной инфографики.

Apple Motion Graphics

4. Медиа. Новостные, развлекательные, обучающие порталы часто используют моушн-дизайн для создания коротких и привлекательных видеороликов.

5. Бизнес. Презентационные ролики и инфографика для сайтов, конференций, представления продуктов, презентаций бизнес-партнерам.

6. Образование. С помощью моушн-графики можно легко и доступно разъяснять сложные идеи, представлять информацию. Один из примеров качественного образовательного проекта, полностью построенного на моушн-дизайне, — ютуб-канал Kurzgesagt — In a Nutshell, который в коротких роликах разъясняет самые популярные научные вопросы.

Nuclear Energy Explained. Канал Kurzgesagt — In a Nutshell

7. Индустрия развлечений. Игры, развлекательные видеопроекты, стриминговые сервисы.

Как стать моушн-дизайнером

Моушн-дизайнер — это новая профессия на российском рынке. Стандартизированных требований пока нет, как и специальности в российских вузах. Каждый моушн-дизайнер в буквальном смысле создает себя сам.

y03o3aXtzUvtR2tRBFGE34esB_Mj8z3Qdf1zZ4rV

Моушн-дизайнер — это многопрофильный специалист. Точнее, не так: моушн-дизайнер — это узкопрофильный специалист с широким спектром навыков. Суть анимационной графики — гармоничное соединение текста, аудио и видео. Это подразумевает, что дизайнер разбирается в указанных трех категориях.

Согласно порталу HH.ru нижняя граница зарплат моушн-дизайнера находится на уровне 60 000 рублей в месяц, а верхняя практически не имеет ограничений — все зависит от того, какими навыками он обладаете.

Что же должен уметь моушн-дизайнер?

Во-первых, разбираться в графическом дизайне — это композиция, типографика, теория цвета.

Композиция — основа любого кадра. От того, насколько гармонично дизайнер умеет расположить и связать между собой графические элементы, зависит вид всей работы. Именно правильная композиция делает изображение живым и интересным.

Типографика — умение художественно оформить текст, добавить ему выразительности, эмоционально зацепить читателя. Это один из главных навыков моушн-дизайнера. Важно разбираться, какие шрифты гармонируют с общей картиной: современные или готические, с засечками или без, как вписать текст в общую композицию. Типографика может как вытянуть на себе весь проект, так и полностью его загубить.

Теория цвета — колористика. Цвет — мощный инструмент воздействия, поэтому моушн-дизайнер должен уметь им пользоваться. Желательно не только уметь правильно подбирать цветовую гамму проекта, но и разбираться в основах психологии цвета.

Во-вторых, моушн-дизайнеру не обойтись без основ сценарного искусства. Анимационная графика всегда рассказывает зрителю историю. Необходимо уметь создавать сюжетную линию, использовать приемы драматургии, разбираться в режиссерском мастерстве.

В-третьих, знание инструментов. Здесь предпочтения расходятся, поэтому мы приведем основные программы, которыми пользуются большинство моушн-дизайнеров.

1. Программы для обработки видео:

  • Adobe After Effects;
  • Adobe Premiere Pro;
  • Nuke;
  • Autodesk Combustion;
  • Apple Motion.

2. Программы для работы с графикой:

  • Adobe Illustrator;
  • Adobe Photoshop;
  • Adobe Flash.

3. Инструменты для создания и редактирования трехмерной графики и анимации:

  • Autodesk 3ds Max;
  • Autodesk Maya;
  • LightWave 3D;
  • Blender;
  • Cinema 4D.

Кроме того, хороший моушн-дизайнер:

  • умеет работать с информацией: искать, анализировать, использовать различные информационные ресурсы;
  • работает в команде и сотрудничает с другими специалистами: фотографами, режиссерами, программистами;
  • следит за трендами, но полагается на собственный вкус и конкретные задачи;
  • изучает новые инструменты и программы;
  • знает всю технологическую цепочку создания продукта, над которым работает;
  • умеет рассказать зрителю историю, донести ключевые идеи максимально кратко и доступно;
  • анализирует собственные работы и работы коллег, учится и совершенствуется;
  • умеет презентовать себя и свои работы.

Все это вместе определяет портрет специалиста, который создает интересную, захватывающую, впечатляющую анимационную графику и получает удовольствие от своей работы.

Вывод

Моушн-дизайнер — новая и востребованная на рынке профессия. Однако стать моушн-дизайнером не так просто: в российских вузах нет такой специальности, а обучение в иностранных колледжах не всем по карману. Это профессия, требующая теоретических знаний графического дизайна, основ драматургии и режиссуры, а также практических навыков работы с различными программами.

«Нетология» запускает обучающий курс «Моушн-дизайн: графика в движении», на котором вы научитесь создавать полноценные рекламные и презентационные ролики. Преподаватели курса расскажут об основах композиции, теории цвета и цветовой психологии, типографике и анимации. Вы научитесь работать в Adobe After Effects и сможете создавать с нуля вот такие крутые ролики:


giphy (4).gifgiphy.gif
giphy (2).gifgiphy (6).gif

Ждем вас на обучении!

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.

Полный текст статьи читайте на Нетология