Текущая ситуация на рынке в параллели с 2008 годом

uploadqx6hcor0uj.jpg

Андрей Воропаев — откровенно о кризисе на рынке интернет-агентств и текущей ситуации в компании «ТриЛан»: «Стрессовые ситуации меня радуют. С каждым пережитым кризисом ощущаешь, что все крепче стоишь на ногах».

Автор: Андрей Воропаев, Трилан (Генеральный директор)

Долгое время мы слышали, что вот-вот будет кризис, но весной и летом мы его особо не замечали. А вот с середины лета стало очевидно, что большие контракты стали замораживаться, клиенты заняли выжидательную позицию. Дополнительные услуги никто не пробует, развиваться сейчас боятся. И висит такое черное облако ожидания, что в 2015 год будет значительно хуже 2014-го. Я с этими опасениями согласен, они оправданы. Но меня это радует. Объясню, почему.

Во-первых, кризис 2008 года позитивно сказался на интернет-маркетинге, тогда многие компании перевели бюджеты в онлайн. Не знаю, насколько у нас получится вырасти в этом году. Все-таки из 10 в 30 человек компании вырасти проще, чем из 100 в 200. Рынок интернет-рекламы и digital в 2014 году уже более насыщенный, гораздо большее число компаний уже успели перевести бюджеты в интернет.

Во-вторых, позитив в том, что в целом мне нравятся стрессовые ситуации, они позволяют пересматривать отношение ко многим вещам. Все что нас не убивает, делает нас сильней. С каждым таким пережитым кризисом ощущаешь, что крепко стоишь на ногах, и это не может не радовать.

В-третьих, в процессе развития бизнеса постоянно возникают какие-то экспериментальные направления, ответвления в деятельности компании, а во время кризиса происходит естественное очищение от ненужного, от того, что не приносит прибыли. И, как обычно, что происходит, наверное, у всех — сокращение бюджетов на ФОТ, на маркетинговые акции.Ну и корпоративы, мы традиционно на Новый год вывозили всех на три дня из Москвы. Мои партнеры по бизнесу сейчас, наверное, пошутят, что наконец-то до меня дошло, что такие вещи неэффективны и смысла не имеют. Согласен, дошло, и я с удовольствием сокращу эту статью затрат.

А если о том, что интересного происходит у нас в «ТриЛане» в этом кризисном году, то это развитие команды веб-продакшна, мы стали делать не просто сайты, а дорогие решения, когда происходит веб-интеграция со стоимостью от 5 млн. и более. У нас образовалось несколько сильных команд разработчиков, которых мы можем продавать именно как команды. Мы очень позитивно смотрим в эту сторону, здесь есть место и для большого заработка, и для полета фантазии, в отличие от работы с мелкими сайтами.

Команды у нас есть, это реальные супер-монстры, но вот с продажами грустно, т.к. не удается продать на те деньги, на которые хотелось бы. Если будет совсем печальная ситуация, возможно, придется постепенно избавляться от этих команд.Но здесь я вижу плюсы от симбиоза в рамках агентства — у направления SEO, генерации трафика есть всегда много потребностей по разработке внутренних продуктов. Поэтому думаю, что если нам не удастся использовать эти команды на коммерческих проектах, мы их переориентируем на внутренние разработки и усилимся в генерации трафика, улучшении инструментария для SEO-департамента. И только если к тому времени не произойдет чудо или не придут деньги с направлений SEO и рекламы, только в этом случае придется сокращаться.

Есть определенный план по продажам до конца года, конкретные цифры, конечно, называть не буду. Но если мы план продаж выполняем, то развивать направление Agile-разработки будем либо переводить на внутренние нужды.

Из общения с коллегами по рынку впечатление такое: с кем ни встретишься, все говорят, что крупные бренды режут бюджеты, все страшно, сокращения, непонятное будущее. Но я считаю, что в нашей отрасли больше паники, чем реальных потерь, плюс работает эффект толпы. Мы пока постоим в сторонке, посмотрим как все куда-то бегут.

Параллели с 2008 годом мне проводить сложно, потому что тогда «ТриЛан» был больше SEO-компанией, это направление росло очень активно. Направление веб-разработки было у нас слабее на 2008 год. Если по личным ощущениям, тогда мне казалось, что основная проблема — это не кризис, а то, что в сутках не 25 часов и спать некогда, надеялся, что в дальнейшем будет легче. Но сейчас понимаю, что легче не стало, в этом году успеваю я больше, сплю меньше, но все равно времени на все не хватает.

s.gif

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine