Соцсети для бизнеса: закон, правила и цифровая гигиена

Анна Стратулат, юрист digital-агентства «Original Works», рассказала блогу Нетологии, как обезопасить бизнес-страницы в соцсетях и подкрепила страшными историями компаний, которые не смогли.

Сегодня практически любой бизнес представлен в социальных сетях. Таргетинг позволяет бить точно в цель, а группа компании в социальной сети повышает лояльность к бренду и привлекает новых клиентов.

При этом с начала 2018 года мы видим всё больше новостей о привлечении к ответственности за посты и публикации в социальных сетях. Мы решили разобраться, как сделать свой аккаунт безопасным для бизнеса.

Как правило, у компаний, которые к нам обращаются, аккаунт уже создан, и приходится работать с тем, что есть. Но для полноты картины начнём с самого начала — с создания страницы компании в социальной сети.

Обучение в онлайн-университете: курс «SMM-менеджер»

Шаг 1. Регистрация бизнес-аккаунта в социальных сетях

Ошибки, которые допускают на этапе регистрации:

1. Использование при регистрации аккаунта данных сотрудника, который не является собственником бизнеса.

В такой ситуации мы можем столкнуться с рядом проблем: от потери данных при увольнении до удаления аккаунта обиженным сотрудником.

Помните: все контакты и пароли должны быть у того, кто непосредственно заинтересован в развитии бизнеса. И это в первую очередь собственник.

2. Регистрация на учредителя, указание номера телефона сотрудника.

В некоторых компаниях социальными сетями занимается маркетолог. И, чтобы было удобнее отвечать на звонки и сообщения, он оформляет аккаунт на свой номер. Это создаст дополнительные трудности, если в компании появится новый специалист.

Хорошим вариантом будет покупка отдельного телефона и сим-карты, оформленной на собственника. При необходимости можно передать аппарат другому специалисту, в случае утери телефона — восстановить сим-карту собственнику.

3. Отсутствие реестра с регистрационными данными.

В случае непредвиденной ситуации не всегда получается быстро найти данные для входа. Всё понимают, что нужно записать на бумаге логин и пароль и положить в конверте в сейф, но мало кто это делает. Поэтому пункт обязательный.

Кейс: Клиент уволил сотрудника, который занимался социальными сетями. Сотрудник обиделся и не передал доступы, а на странице в соцсети разместил негативную информацию о компании. Клиенту пришлось побороться за репутацию. В конце концов группу в соцсети вернули через администраторов, негативные посты удалили. Однако, к тому моменту прошло немало времени, компания потеряла клиентов.

Шаг 2. Наполнение соцсетей контентом, сообщения, репосты

Контент

Для продвижения бизнеса в сети нужен контент — интересный и уникальный. Разберёмся, где взять контент:

  1. Генерировать контент самим: писать статьи, делать фото и видео, рисовать иллюстрации. Идеальный вариант, если на это есть ресурсы.
  2. Брать на бесплатных источниках, фотостоках. При этом обязательно уточните наличие лицензии на коммерческое использование.
  3. Заказывать у сторонних людей или компаний. В таком случае обязательны лицензионный договор и акты. Договор должен соответствовать требованиям статьи 1235 ГК РФ: о предмете, сроке, территории, размере вознаграждения за продукт и так далее.
  4. Использовать чужой контент с подтверждением согласия правообладателя. Подтверждение оформляйте письменно и обязательно укажите: для чего требуется согласие, для каких целей вы планируете использовать контент, на каких площадках будете его размещать.

Запомните: фотографии из поиска по картинкам Яндекса или Google можно использовать только с цитированием и в информационных, культурных и учебных целях. Если вы продаёте погрузчики и в рекламный баннер вставляете чужое фото с указанием источников, то это вариант плохой. Однако, возможно использование такой фотографии на том же сайте в разделе с информационным наполнением: в новостях или статьях.

Мы подробно описали случай с фотографиями. Но указанные положения относятся к любому контенту, который может быть размещён в социальных сетях: тексты, видео, иллюстрации.

Базовое правило простое: если контент создается не вами лично, необходимо получить согласие правообладателя.

Репосты и комментарии

Есть перечень запрещённой информации, например, информация экстремистского характера. Согласно Уголовному кодексу РФ за размещение и репосты, которые содержат публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, порнографию, культ насилия и жестокости, может грозить уголовный срок.

Кейс из юридической практики: 6 мая 2016 года Заволжский районный суд Твери приговорил инженера-механика Андрея Б. к двум годам и трём месяцам колонии-поселения за два репоста в социальной сети «ВКонтакте». Андрей переопубликовал материал публициста Бориса С. с лозунгом о территориальной принадлежности Крыма и изображение тюбика зубной пасты с подписью на ту же тему. Андрей Б. обвинялся в публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности (ч.2 ст.280 Уголовного кодекса РФ) и публичных призывах к осуществлению деятельности, направленной на нарушение территориальной целостности России (ч.2 ст.280.1). Подробнее читайте в РБК.

Другой кейс из юридической практики: В Петербурге Кировский районный суд приговорил к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком на год горожанку Ольгу Ч. за комментарии под чужой записью «ВКонтакте». Ольга Ч. разместила комментарии в группе «Питер решает», которые содержали побуждение к использованию враждебных насильственных действий. Подробнее читайте в интернет-газете Neva.today.

Никто не застрахован от привлечения к ответственности за высказывания в соцсетях, так что советуем быть предельно аккуратными в высказываниях и репостах.

Немного статистики Судебного департамента Верховного суда РФ: за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (статьи 275–284) с 2008 года было осуждено более 3000 человек:


Статистика Судебного департамента Верховного суда РФ (кол-во осуждённых человек)

Если с наличием запрещённой информации борются сотрудники правоохранительных органов, а с плагиатом — собственники интеллектуальных прав, то социальные сети также предоставляют инструменты, помогающие правообладателям защитить свой контент.

Социальные сети используют превентивные меры в борьбе с незаконным контентом.

Например, в пользовательском соглашении Facebook есть такие пункты:

  • Весь контент и вся информация, которые вы публикуете на Facebook, принадлежат вам, и вы можете контролировать их распространение через настройки конфиденциальности и настройки приложений. Прежде чем публиковать какой-либо контент на Facebook, убедитесь, что у вас есть на это право. Соблюдайте авторские права других людей, права на товарные знаки и другие предусмотренные законом права. Мы стремимся помогать людям и организациям защищать и отстаивать свои права на интеллектуальную собственность.
  • Если нам станет известно о таком контенте или поведении, мы примем соответствующие меры — например, предложим помощь, удалим контент, заблокируем доступ к определенным функциям, отключим аккаунт или обратимся в правоохранительные органы.

Подробнее про соблюдение прав на интеллектуальную собственность в Facebook.

Правообладатель не останется один со своей проблемой. Социальная сеть поможет тому, на чьей стороне правда. И если это не вы то придётся ответить!

Социальная сеть «Вконтакте» также защищает своих пользователей, удаляя информацию по требованию правообладателей.

Кейс из юридической практики: Соцсеть «Вконтакте» заблокировала фейковый паблик о туалетной бумаге из Набережных Челнов. Доступ на сообщество прекращён по запросу правообладателя. На странице сообщается, что группа заблокирована за нарушение прав третьих лиц.

И ещё один интересный кейс, как авторские права можно защищать на расстоянии:

В октябре россиянка обнаружила, как её сайт, фотографии и продукт копирует гражданка Белоруссии. Итогом противостояния был выигранный в марте 2018 года процесс, сайты, домены и прочее перешли в собственность правообладателя, плюс удалось взыскать хорошую компенсацию. Подробнее читайте в эмоциональном посте потерпевшей на Facebook.

Шаг 3. Информация о компании

Страница в социальных сетях является такой же рекламной площадкой, как и сайт, а значит на неё также распространяется закон о рекламе.

Статья 5 этого закона описывает общие требования к рекламе в стране. В частности, содержит положение о том, какой она быть не должна: запрещается реклама недобросовестная и недостоверная.

К сведению, за время существования Закона «О рекламе» его редакция подвергалась изменениям 41 раз (8 -только за последний год). Уследить за всеми изменениями не так просто.

При этом штраф за нарушение требований статьи (в соответствии со ст. 14. 3 КоАП РФ), нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, составляет:

  • на граждан — в размере от 2000 до 2500 рублей;
  • на должностных лиц и ИП — от 4 000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.

Кроме того, на своей странице нельзя некорректно отзываться о конкурентах, заимствовать их контент и указывать в качестве примеров чужие проекты.

В соответствии со ст. 14. 33 КоАП РФ, нарушение положений закона о конкуренции, влечёт наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц и ИП — от 12 000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.

Кейс из юридической практики: УФАС признало в действиях ООО «Ч.д.д» нарушение части 1 ст. 14 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в использовании для продвижения своей деятельности группы в социальной сети «ВКонтакте» реализованных ООО «Мир тесен» проектов. УФАС обязало заявителя не допускать размещение на страницах группы, администрируемой его членами, информационных и изобразительных материалов других организаций, осуществляющих деятельность в сфере обменных программ без информирования о том, что сведения отражают деятельность иных организаций. УФАС назначило ООО «Ч.д.д» административное наказание в виде 110 000 руб. штрафа за совершение административного правонарушения, выразившегося в нарушении части 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции, ответственность за которое установлена частью 1 ст. 14.33 КоАП РФ. Подробнее в статье информационно-правового портала Гарант.

Шаг 4. Комментарии

Кем бы вы ни были — администратором группы или рядовым пользователем — необходимо придерживаться простых правил приличия: не опускаться до клеветы и оскорблений.

Во-первых, это наказуемые деяния, а во-вторых, несёт в себе репутационные риски. Убедиться в исполнении закона можно, читая решения судебных процессов. Например:

Суд решил: 1. Признать не соответствующей действительности и порочащей деловую репутацию ИП Хомченко информацию, размещённую в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования на страницах сайта по адресу: www.vk/ com:____ 2. Обязать Бондаренко опровергнуть порочащие деловую репутацию ИП Хомченко недостоверные сведения об ИП Хомченко, публично распространённые в указанном сообщении в социальной сети Интернет в сообществе «чёрный список Белгород» по адресу: http.//vk.соm/wall-56595379312097 — путём опубликования от своего имени опровержения данных сведений в виде письменного извинения. 3. Взыскать с Бондаренко в пользу Хомченко в качестве компенсации морального вреда 30 000 рублей и возместить судебные расходы в сумме 19 000 руб. за нотариальные услуги и 25 000 руб. за юридические услуги, а также 12 000 руб. государственной пошлины. Подробнее читайте по ссылке.

Шаг 5. Контроль поведения сотрудников

Бич этого года — увольнение сотрудников компании в связи с их некорректным поведением в социальных сетях.

Кейс из юридической практики: В российском сегменте Интернета случился скандал после неосторожных высказываний PR-директора местного отделения сети магазинов «Леруа Мерлен» Галины Паниной. В своём Facebook в числе прочего она назвала несогласных с её словами комментаторов «ваткой», чем спровоцировала массовую публичную критику — как себя, так и компании. Подробнее по ссылке.

Другой кейс из юридической практики: SMM-менеджер GrowFood и ведущий канала «Русский маркетинг» Семён Ефимов рассказал в своём аккаунте в Фейсбуке, что его оскорбила пиарщица телеком-компании «Телфин». Женщина спрашивала о рекламе, но сорвалась, обматерила мужчину и потеряла работу:

Подробнее по ссылке.

Чтобы сотрудники не портили репутацию компании, стоит ввести правила поведения в социальных сетях. Например, мы в агентстве разработали Регламент по работе в соцсетях, а также чек-лист с рекомендациями, как вести профили в соцсетях для своих экспертов:


Чек-лист «Как построить личный бренд эксперта в соцсетях»

Если нормы поведения зафиксированы, будет легче определиться со стилем поведения в спорных ситуациях. У крупных компаний есть выделенные подразделения по управлению рисками, но зачастую достаточно одного документа или раздела в должностной инструкции, который будет описывать обязанности и ответственность сотрудника. Это позволит минимизировать негативный эффект, а в крайнем случае позволит законно попрощаться с сотрудником.

Читать ещё: «Почему мониторить соцсети — это важно, и как убедить в этом начальство»

Выводы:

  1. Регистрируйте аккаунт в соцсетях на себя.
  2. Доступы должны быть у вас, возможность их изменения — только через вас.
  3. Не копируйте чужой контент. Если копируете — спрашивайте. А лучше — создавайте своё, уникальное.
  4. Корректно относитесь к конкурентам и другим пользователям социальной сети.
  5. Помните, что страница в группе — эта такая же рекламная площадка, как и сайт. И законодательством РФ предусмотрена особая ответственность за размещение на ней незаконной информации.

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Полный текст статьи читайте на Нетология