Системная (беззеркальная) «скорострельная» фотокамера Nikon 1 V3 и кит-объектив 1 Nikkor VR 10–30mm f/3.5–5.6 PD-Zoom

и объектив
1 Nikkor VR 10–30mm f/3.5–5.6 PD-Zoom


camera-600.jpg


Название Nikon 1 V3
Дата анонса 13 марта 2014 г.
Тип SLR-style mirrorless
(системная, или беззеркальная)
Производитель Nikon
Информация о камере Nikon 1 V3
на сайте производителя
Цена (только корпус) T-10749624
Цена (кит 1 Nikkor VR 10–30mm) T-10749625


Содержание

Беззеркалку Nikon 1 V3 нельзя назвать ни молодой, ни старой — она выпущена полтора года тому назад и еще находится в действующей линейке Nikon. Но мы взяли в тест именно эту камеру по одной простой причине: про нее уже кое-что известно. И поскольку наши методики проходят процесс обкатки, нам интересны не только новые камеры, но и «полустарые».

Кроме того, в существующих обзорах Рунета мы не нашли точной информации, чтобы ответить на вопрос: почему цена беззеркальной фотокамеры с относительно небольшим сенсором так высока, выше цены беззеркалок среднего уровня? Производитель отвечает на этот вопрос так: «Эта портативная системная фотокамера, обладающая производительностью профессионального класса, всегда поможет поймать нужный кадр. Теперь не нужно заботиться о расширении своих возможностей или о приобретении второй фотокамеры. Ведь все необходимое уже у вас в руках».

Согласитесь, что это довольно смелое заявление, даже с учетом того, что на своем сайте производитель обычно рекламирует продукцию. Но тем интереснее будет проверить, что́ в действительности представляет собой Nikon 1 V3. Давайте начнем с «паспортного» знакомства:


Основные характеристики
Корпус, защита по конструкции и защите корпуса — нет данных
Объектив сменная оптика, байонет Nikon 1
Матрица CMOS 16,3 Мп, формат СX, 1 дюйм (13,2×8,8 мм;
коэффициент пересчета фокусного расстояния — 2,7)
Светочувствительность ISO 160 — 12 800
Управление фокусировкой Гибридный TTL-автофокус, 171 зона контрастной фокусировки, 105 точек фазового замера
Управление экспозицией ТТL-замер с помощью матрицы
Экран 3,0 дюйма RGB, 1 037 000 точек, откидной, сенсорный, покрытие кадра ≈100%
Видоискатель электронный съемный, опция
Стабилизация изображения в камере — нет
Режимы съемки
  • Авто + PASM
  • Творческий режим с наложением фильтров
  • «Съемка лучшего момента» («Активный выбор», «Замедленный просмотр» и «Интеллектуальный выбор снимка»)
  • «Расширенный режим видео» («Видео HD», «Замедленная съемка», «Смена кадров», «Ускоренная съемка» и »4-секундные видео»)
  • «Моментальный снимок движения»
Серийная съемка Прибл. 6, 10, 20, 30 или 60 кадров в секунду.
Затвор Механический затвор: 30 — 1/4000 с, Х-синхронизация — 1/250 с.
Электронный затвор: 30 — 1/16000 с, Х-синхронизация — 1/60 с.
Формат файлов JPEG (Exif 2.30), RAW (NEF, 12 бит), RAW + JPEG
Видео максимальное разрешение Full HD 1920 × 1080 60p
формат MPEG-4 AVC/H.264 (MOV)
Память 1 слот: карты памяти microSD (micro Secure Digital), microSDHC, microSDXC
Источник питания Литий-ионная аккумуляторная батарея EN-EL20a (≈310 кадров по стандарту CIPA)
Размеры, вес 111×65×33 мм; 324 г (включая вес батареи и карты памяти)
Дополнительные характеристики
«Горячий башмак» есть
Встроенная вспышка есть, ведущее число ≈6,3 (ISO 160)
Подсветка автофокуса есть
Брекетинг только в режиме HDR
Разъемы USB 2.0, Mini-HDMI (тип D), аудиовход (микроджек, 2,5 мм)
Wi-Fi / USB / GPS встроенный модуль / USB 2.0 / нет
Автоспуск 2 с / 10 с
Форматы съемки Основной — 3:2 (5232 × 3488).
В режиме «Моментальный снимок движения» — 16:9 (5232 × 2936).
Панорамные снимки разных форматов.
Особенности
  • Серийная съемка — до 20 кадров в секунду при непрерывной автофокусировке
  • Возможность использования объективов Nikkor с помощью переходника байонета FT1
  • Возможность установки в «горячий башмак» электронного видоискателя Nikon 1 DF-N1000 с разрешением 2 359 000 точек
  • Возможность дистанционной съемки с помощью смартфона

Паспортные данные подтверждают, что Nikon создал и старается продвигать беззеркальную систему, которая в минимальной степени будет конкурировать с зеркалками Nikon. И упор делает на миниатюрность, очень высокую скорость серийной съемки (в том числе со следящим автофокусом), высокую производительность (Nikon 1 V3 оснащен двухпроцессорной системой Expeed 4A).

Но при этом самое слабое звено Nikon 1 — относительно небольшая матрица CX (1 дюйм по диагонали). Дюймовая матрица по площади примерно в два раза меньше Four Thirds (4/3) и 3,6 раза меньше APS-C. Соответственно, коэффициент пересчета фокусного расстояния увеличивается до 2,7 (возникают проблемы широкоугольной съемки, 10 реальных миллиметров превращаются в 27 мм). Соответственно, при равных условиях съемки добиться размытия фона от камеры с дюймовой матрицей будет намного сложнее, чем от камеры формата APS-C и даже Four Thirds. Поскольку ГРИП обратно пропорциональна реальному фокусному расстоянию (чем меньше фокусное расстояние, тем больше глубина резкого пространства, тем сложнее размыть фон). И конечно, небольшая матрица обязательно даст высокий шум при повышении чувствительности.

Впрочем, думаю, создатели Nikon 1 знают все это гораздо лучше меня. И все же уверены в высоких потребительских качествах своей системы. Но в этом тесте мы постараемся составить собственное представление о сильных и слабых сторонах Nikon 1 V3. И начнем с конструкции, дизайна, управления.


Конструкция, дизайн, управление

Несколько забегая вперед, скажем, что к дизайну камеры придраться очень сложно. Она сделана на совесть — удобна, прочная, компактна, не страдает лишним весом (с «китовым» объективом весит чуть больше 400 г). Впрочем, давайте рассмотрим камеру со всех сторон:


front-6.jpg Передняя панель Nikon 1 V3 не перегружена органами управления. Справа от байонета мы видим кнопку освобождения объектива, над ней — подсветку АФ, под ней — инфракрасный приемник ДУ.

А слева от объектива — вертикальное управляющее колесо. Кстати, пользоваться им довольно удобно, указательный палец легко на него опускается и нащупывает зубцы окантовки.

front-1.jpg Камера без объектива весит 324 грамма. С «китовым» объективом 1 Nikkor VR 10–30mm f/3.5–5.6 PD-Zoom вес увеличивается на 85 грамм. То есть в стандартном наборе вес камеры невелик, чуть больше 400 грамм.

Как видите, вспышка выбрасывается довольно высоко. Но ее мощность невелика — ведущее число 5 (ISO 100). Представить себе на этой камере большую вспышку довольно сложно. Одна из рекомендуемых — портативная Speedlight SB-N7 с ведущим числом 18 (ISO 100).

right-7.jpg И как видно с этого ракурса, органы управления в основном сосредоточены на верхней панели. Некоторые попали на заднюю панель. А некоторые (это, безусловно, оригинальное решение) — размещены на поверхности откидного экрана.

Панель под откидной крышкой открывает нам только два разъема: USB и НDMI (тип D). Под ними находится слот для карточек памяти (формата microSD). Под панелью разъемов, в самом низу под заглушкой — разъем для внешнего питания.

right-4.jpg Толщина камеры — чуть больше 33 миллиметров. Но в «боевой готовность» она раскладывается, как перочинный ножик, и становится не такой маленькой.

Сенсорный экран позволяет настраивать параметры съемки, просматривать отснятые кадры, производить съемку. Экран откидывается вверх на угол больше 90°. И вниз на угол почти 90°.

back-3.jpg Сверху, на кромке задней панели расположены: основное управляющее колесо, кнопка блокировки экспозиции-фокуса. Нажатие на диск управления заменяет функциональную кнопку Fn2.

Функциональная кнопка Fn1 находится над 4-позиционным джойстиком. А под ним — кнопка F, которая вызывает быстрое меню и регулирует параметры просмотра.

back-4.jpg Кнопки на краю экрана простые: «Просмотр», «Меню», «Дисплей» (выбор параметров индикации), «Удаление».

Покрытие задней панели справа обеспечивает удобный хват. И как декоративное покрытие смотрится очень неплохо.

top-1.jpg Верхняя панель тоже не слишком перегружена элементами управления. Главный из них, конечно, диск выбор режимов, который предлагает (по часовой стрелке):
  • Автоматический режим (зеленую зону).
  • Классический набор для творческой съемки — PASM.
  • Режим съемки лучшего момента (ручной или автоматический выбор лучшего из 40 кадров).
  • Режим моментального снимка движения (в этом режиме снимается фотография, а потом — видеоролик длительностью 1,6 сек).
  • Расширенный режим видео.
  • Творческий режим с наложением спецэффектов.

Экран соединен с корпусом плоским кабелем.

top-2.jpg Понять назначение остальных органов управления несложно: это кнопка «видео» и кнопка спуска и рычажок включения камеры. Кольцо вокруг кнопки спуска защищает ее от случайного нажатия.

Как видите, наплыв на передней панели небольшой, но хват получается вполне хватким. Отчасти благодаря форме, отчасти благодаря покрытию.

left-3.jpg На левой панели мы видим кнопку выброса вспышки, значок Wi-Fi и разъем внешнего микрофона (под крышкой).
bottom-1.jpg На нижней панели мы не найдем ничего интересного — обычный отсек для аккумулятора и под ним (под заглушкой) — разъем для рукоятки.

Рукоятка GR-N1010 — не батарейная. Она усиливает хват и заменяет кнопку спуска и переднее колесо управления на классические (как у зеркалок Nikon или очень похожие на них). И еще добавляет третью функциональную кнопку Fn3.

Давайте подведем предварительный итог — что нам показал внешний осмотр?

  • Дизайн камеры довольно удачен. Несмотря на небольшие размеры, Nikon 1 V3 весьма удобна в работе. Схема управления на двух колесах, с джойстиком и двумя функциональными кнопками — таким набором может похвастаться не каждая зеркалка. Но при этом камера не перегружена органами управления, все они не мелкие, хорошо осязаемые и легко доступные.
  • Отдельная песня — скоростные режимы (съемка лучшего момента, моментальный снимок движения). Nikon 1 V3 умеет быстро снимать и быстро переключать режимы. Из этого умения создатели камеры стараются выжать максимум полезного.
  • Камера — «масштабируемая». За отдельную плату она может обзавестись относительно мощной вспышкой и довольно качественным видоискателем. Правда, их нельзя установить одновременно (может, пора задуматься о выпуске камеры с двумя «горячими башмаками?).
  • Кроме того, возможно «расширение» хвата камеры (с помощью рукоятки). Также можно использовать «большие» объективы Nikkor (разумеется, с помощью адаптера).
  • И, конечно, очень полезным инструментом съемки является откидной сенсорный экран. Хотя не могу сказать, что кнопки на экране очень удобны. Хотя, скорее всего, к ним просто надо привыкнуть.

Итак, мы еще раз убедились, что к внешней эргономике очень сложно придраться, давайте посмотрим на внутреннюю (организацию меню). Просто пройдемся по пунктам меню, посмотрим, что предлагает Nikon 1 V3:

Концепция Nikon 1 сильно отличается от классики зеркалок Nikon. По всему видно, что система создавалась для поколения Next, отчасти потому, что предлагает элементы нового языка общения человека и камеры.

Один из примеров нового языка — автоматическая фотосъемка во время видеосъемки. Насколько она полезна, надо проверять в длительном тестировании, в любом случае, к ней надо приноровиться. Конечно, она будет промахиваться, автомат не сможет поймать «тот самый момент». Кстати о языке: локализация меню Nikon 1 V3 (перевод на русский) могла быть и лучше. Но разобраться можно, грамматические ошибки не сильно мешают.

Очень интересно будет посмотреть, чем усиленный вариант стабилизатора отличается от обычного. Возможно, мы проведем две серии испытаний — отдельно для каждого.

Настроек АФ так много, что для их тестирования нужна отдельная методика. Причем наряду с проверкой точности АФ в том или ином режиме хотелось бы знать, сколько энергии этот режим потребляет. Общий запас энергии (310 кадров) не так велик.

Многие функции камеры связаны с наличием быстрого электронного затвора. Возможность выбора лучшего кадра из 40 снимков, например. Кстати, в подобные «игры» пыталась играть компания Casio, пока была активном игроком на рынке фотокамер. Правда, особой популярностью они не пользовались. Да и в нынешнем варианте от Nikon выбор лучшего кадра настораживает — в инструкции сказано: «Скомпонуйте кадр так, чтобы объект находился в центре». А если я не хочу в центре? Правда, потом лучший кадр можно обрезать и перекомпоновать… короче, инструмент пока несовершенный.

Но в любом случае, это безумно интересно — разработка новых функций и нового языка. Вполне возможно, это даст творческой фотографии новые рычаги. Со временем. А пока сложно сказать, насколько хороши быстрые инструменты системы Nikon 1. В любом случае, классику PASM пока никто не отменял. А поле для экспериментов — пусть будет.


Nikon 1 V3 и конкуренты
Canon
EOS M3
Olympus
OM-DE-M10
Mark II
Nikon
1 V3
Panasonic
Lumix
DMC-GX7
Samsung
NX500 Kit1
Sony Alpha
ILCE-6000
Матрица 24 Мп APS-C
CMOS
16 Мп 4/3
MOS
18 Мп CX
(1 дюйм)
СMOS
16 Мп 4/3
Live MOS
28 Мп APS-C
BSI CMOS
24 Мп APS-C
CMOS
Автофокус 49 точек
гибридный
81 зона
контрастный
171 зона / 105 точек
гибридный
23 зоны
контрастный
205 точек
гибридный
179 точек
гибридный
Экспозамер 384 зоны RGB 234 зоны RGB N/D4 1728 зон RGB 221 зона RGB 1200 зон RGB
Чувствительность 100 — 12 800
до 25 6002
100 — 25 600 160 — 12 800 100 — 12 800
до 25 6002
100 — 25 600
до 51 2002
100 — 25 600
ЖК-экран 3,0″ RGB
1 040 000
откидной, сенсорный
3,0″ RGB
1 040 000
откидной, сенсорный
3,0″ RGB
1 040 000
откидной, сенсорный
3,0″ RGB
1 040 000
откидной, сенсорный
3,0″ RGB, AMOLED
1 040 000
откидной, сенсорный
3,0″ RGB
920 000
откидной
Видоискатель опция TFT 2 360 000,
≈100%, ≈1,23x
опция TFT 2 764 000,
≈100%, ≈1,39x
нет TFT 1 440 000,
≈100%, ≈0,7x
Затвор мех. 30–1/4000
Х-sync 1/200 с
мех. 60–1/4000
эл. 1–1/16 000 с
Х-sync N/D4
мех. 30–1/4000
Х-sync 1/250 с
эл. 1–1/16 000 с
Х-sync 1/60 с
мех. 60–1/8000
Х-sync N/D4
мех. 30–1/6000
Х-sync N/D4
мех. 30–1/4000
Х-sync 1/160 с
Стабилизатор нет матричный
5-осевой
≈5 ступеней
нет матричный нет нет
Серийная съемка ≈4,2 fps ≈8,5 fps до 60 fps ≈5 fps ≈8 fps ≈11 fps
Wi-Fi / USB / GPS встроенный
USB 2.0
нет
встроенный
USB 2.0
нет
встроенный
USB 2.0
нет
встроенный
USB 2.0
нет
встроенный
USB 2.0
нет
встроенный
USB 2.0
нет
Видео 1920×1080
30p
1920×1080
60p
1920×1080
60p
1920×1080
60p
3840×2160
30p
1920×1080
60p
Запас аккумулятора 250 кадров 320 кадров 310 кадров 320 кадров 370 кадров 420 кадров
Размеры, вес 111×68×44
366 г
120×83×47
390 г
111×65×33
324 г
123×71×55
402 г
120×64×43
287 г
120×66×45
344 г
Ориентировочная цена T-12333562 T-12812282 T-10749624 T-10460829 T-12114528 T-10710498

1 — продается только в варианте «кит с объективом 16—50». Отдельная «тушка» встречается редко, стоит неоправданно дорого.

2 — расширенный диапазон ISO.

3 — расширенный диапазон ISO, без возможности съемки в RAW.

4 N/D — нет данных.

Итак, на фоне конкурентов, Nikon 1 V3 может похвастаться:

  • мощным гибридным автофокусом (мы постараемся проверить, насколько он хорош);
  • двойным затвором (механическим с высокой X-синхронизацией и очень быстрым электронным — для ускоренной съемки);
  • очень высокой скоростью серийной съемки;
  • самым маленьким весом и небольшими размерами.

Это все очень ценно и приятно, но на фоне конкурентов также видна маленькая матрица Nikon 1 V3. И это отнюдь не плюс. Впрочем, посмотрим, насколько успешно матрица «держит разрешение» и справляется с шумами.


Качество изображения — разрешение и шумы

Давайте сначала посмотрим на результаты тестов, а потом рассмотрим тестовые снимки — как иллюстрацию наших количественных оценок. Которые, к сожалению, подтверждают простое правило — маленькая матрица не в состоянии дать качественную картинку при пониженной освещенности, когда приходится поднимать чувствительность.


Nikon 1 V3, RAW Nikon 1 V3, JPG
nikon1-v3-raw-350.jpg nikon1-v3-jpg-350.jpg

Сначала проанализируем левый график, полученный при обработке снимков RAW. Мы видим, что среднее разрешение в диапазоне ISO 160 — 6400 в светлой сцене держится на уровне 11,6 различимых мегапикселей, а в темной сцене снижается до 10,8. Это, в общем, неплохой показатель, большая часть фотокамер теряет 40% разрешения, а лучшим камерам удается сохранить 80% пикселей (то есть сделать эти пиксели различимыми).

Гораздо хуже дело обстоит с шумами. В светлой сцене кривые разрешения и шумов не пересекаются, хотя на уровне ISO 6400 подходят друг к другу вплотную. А в темной сцене они пересекаются на уровне ISO 3200 — их пересечение верный признак того, что качество картинки становится ужасным.

В JPG с включенным фильтром шумов мы видим еще более печальную картину: в светлой сцене разрешение матрицы падает до 50 процентов (только половину пикселей можно считать различимыми), а в темной — до 40 процентов.

Шумы в JPG становятся очень высокими. В светлой сцене кривые разрешения и шумов пересекаются на уровне ISO 4000. А в темной сцене — на уровне ISO 1600. А дальше, с увеличением чувствительности, качество становится «отрицательным», то есть кривая шумов превышает кривую разрешения.

И в итоге Nikon 1 V3 набирает оценки, средние между баллами продвинутого компакта Olympus Stylus 1 и беззеркалки Fujifilm X-A2 (беззеркалкой среднего уровня, далеко не самой продвинутой, что побывала в нашей лаборатории).


Olympus Stylus 1
12 Мп, сенсор 1/1,7»
  Light Dark Avr
R 6,18 5,70 5,94
RR 0,52 0,48 0,50
N 4,18 6,68 5,43
RN 1,48 0,85 1,09
Nikon 1 V3
18,4 Мп, сенсор 1»
  Light Dark Avr
R 10,41 9,38 9,89
RR 0,57 0,51 0,54
N 4,14 6,44 5,29
RN 2,51 1,46 1,87
Fujifilm X-A2
16 Мп, сенсор APS-C
  Light Dark Avr
R 10,54 9,75 10,15
RR 0,66 0,61 0,63
N 1,75 3,45 2,60
RN 6,04 2,83 3,91

Причем оценки Nikon 1 V3 в основном набирает за счет разрешения, а по уровню шумов она гораздо ближе к Olympus Stylus 1, чем к Fujifilm X-A2. В среднем (между показателями RAW и JPG в светлой и темной сценах) уровень шумов компактной камеры N = 5,43, а уровень шумов Nikon 1 V3 — N = 5,29. Можно не обращать внимание на сотые доли, которые определила наша тестовая программа, вывод очевиден — шумы Nikon 1 V3 можно назвать очень высокими. Точка.

Остальные оценки вы можете проанализировать самостоятельно. Напомню, что:

  • R — среднее разрешение (количество различимых мегапикселей) в диапазоне ISO 100 — 6400;
  • RR — среднее разрешение относительно размера матрицы;
  • N — средний уровень шума в этом диапазоне;
  • RN — соотношение разрешения и шума.

Теперь давайте посмотрим — что там насчитала наша программа, что за оценки она выставила. Насколько эти оценки соответствуют тому, что видит глаз.

В тесте «RAW — Light — Low» (съемка в RAW, светлая сцена, низкий уровень фильтрации шумов) наша героиня набрала среднее разрешение 11,6 различимых мегапикселей, уровень шума 3,86 балла. Их соотношение дает рейтинг 3,01. Сравним работу Nikon 1 V3 с работой зеркалки начального уровня Nikon D5500 в этом режиме:

Здесь мне все понятно, и оценки кажутся разумными. Понятно все кроме одного — откуда появилось «мыло» на снимках Nikon 1 V3? Это не низкое разрешение — 11 мегапикселей вполне хватит, чтобы четко прорисовать символы и границы. Это, как минимум, узкий динамический диапазон и довольно странная размытость в придачу. Возможно, камера здесь ни при чем, а «мыло» дает объектив. Но в этом тесте окончательный диагноз мы вряд ли поставим. Когда в нашей лаборатории снова окажется беззеркалка Nikon, мы попросим на тест камеру с двумя объективами.

Переходим к темной сцене. Здесь уровень шумов Nikon 1 V3 подходит к шести баллам, то есть уже на ISO 3200 качество становится «никаким». Правда шумы Nikon D5500 тоже нельзя назвать низкими: 4,4 балла — это даже выше уровня, который Nikon 1 V3 показал в светлой сцене.

Следующие «картинки» мы получили в JPG с включенным фильтром шумов. И хотя цифровой шум здесь выглядит совершенно иначе, его также можно измерить и оценить визуально. Если в RAW мы видим крупное «зерно», то фильтр шумов это «зерно» сглаживает и шумы принимают форму размытости. Но, повторюсь, это видно невооруженным глазом, а наша программа обработки тестовых снимков вычисляет уровень шума как меру отличий, которые появляются в изображении с увеличением чувствительности. Эталоном для каждого уровня ISO считается картинка предыдущего уровня: эталон для ISO 400 — картинка ISO 100, эталон для ISO 800 — картинка ISO 1600.

Итак, в светлой сцене, уровень шумов Nikon 1 V3 еще выше, чем в RAW — N = 4,42. Этому легко поверить, поскольку на ISO 3200 изображение размывается очень сильно, а на ISO 6400 становится жутко размытым.

На фоне Nikon D5500 работа Nikon 1 V3 кажется совсем «печальной». Но этого следовало ожидать — даже умный шумодав не в состоянии выправить сильные шумы. Хотя, недавно протестированная Fujifilm X-A2 показала нам удивительную вещь: с шумами камера расправлялась очень качественно и аккуратно, но только, когда в поле действия шумодава не попадало человеческое лицо. Лица шумодав Fujifilm X-A2 «гладил» безбожно. Впрочем, этот пример не показательный. Матрица Fujifilm X-A2 довольно большая (APS-C), а «выглаживание» лиц — это явный перекос в программе подавления шумов. Например, человеческую руку шумодав не «выглаживал» под ноль, напротив, довольно качественно передавал детали, фактуру кожи.

Впрочем, мы отвлеклись. Последний «подарок» от Nikon 1 V3 мы получаем в темной сцене с включенным шумодавом. Здесь, как видите, качество картинки падает еще ниже, а уровень шумов оценивается в 7 баллов. Впрочем, этого стоило ожидать — условия съемки тяжелые, даже Nikon D5500 здесь дает уровень шумов 4 балла.

Теперь нам осталось просмотреть фотографии фрагментов тестового стенда, сделанные на разных уровнях ISO, в темной и светлой сценах, в RAW и JPG с включенным шумодавом. Но, боюсь, это мало что прибавит — уже окончательно ясно, что дюймовая матрица не в состоянии дать качество снимков на уровне зеркалки или беззеркалки формата APS-C.

Я далек от мысли кидать в Nikon камень и кричать «Акела промахнулся!» Nikon выбрал стратегию и создал беззеркальную систему, нацеленную на съемку при нормальном освещении (при пониженном освещении камеры Nikon 1 не смогут дать качественные снимки). Насколько Nikon промахнулся или не промахнулся — это решит рынок, мое дело констатировать факты и обосновывать заключения. Вполне возможно, что достоинства системы Nikon 1 (компактность, эргономика, скорострельность, точность автофокуса) в глазах массового покупателя уравняют недостатки, связанные с высоким уровнем шумов.


Оптика — 1 Nikkor VR 10–30mm f/3.5–5.6 PD-Zoom

nikkor1-vr-10-30-350.jpg  
Байонет Nikon 1
Подробная информация 1 Nikkor VR 10–30mm f/3.5–5.6 PD-Zoom
на сайте производителя
Тип объектива с переменным фокусным расстоянием
Фокусное расстояние 10 — 30 мм
(27 — 81 мм в 35-мм экв.)
Минимальное расстояние фокусировки 0,2 м от фокальной плоскости во всех положениях зума
Диафрагма f /3,5 — f/5,6 — максимальная
f/16 — минимальная
Стабилизатор есть
Тип фокусировки внутренняя
Диаметр резьбы резьбы нет
Размеры, вес ∅58×28 мм, 85 г
Особенности
  • зумирование в помощью электропривода (не вручную)
  • быстрый механизм выброса/втягивания объектива
  • автоматическая крышка объектива
Цена Ориентировочная цена — 7500 руб.

Объектив 1 Nikkor VR 10–30mm f/3.5–5.6 PD-Zoom пришел на смену чуть более тяжелому (115 грамм против 85 грамм) 1 Nikkor VR 10–30mm f/3.5–5.6. Отдельно он продается только в черном исполнении (покрытие — черного цвета), но в составе «китов» может иметь любую раскраску. Сейчас он является «китовым» практически для всех беззеркалок Nikon 1. Цена его не сильно отличается от цены предшественника — в ноябре 2015 составляла примерно 7500 рублей. Это цена нормальной «рабочей лошадки», не слишком светосильной, но, можно надеяться, с очень неплохими характеристиками.

Мы это, конечно, проверим. Но сначала придется сделать пару замечаний. Одно — в плюс камере Nikon 1 V3, второе — в минус либо камере, либо объективу (пока сложно определить, кто из них размывает картинку на правом краю кадра). Начнем с хорошего:


geometry-720.jpg
Левый фрагмент — кадр RAW с невыправленной дисторсией,
правый фрагмент — кадр JPG с выправленной дисторсией

Объектив страдает довольно заметной дисторсией во всем диапазоне фокусных расстояний. Но при включении опции «Исправление искажений» в меню настроек камеры, геометрические искажения убираются практически до нуля. Хотя, выправить таким образом можно только внутрикамерный JPG. Снимки RAW, понятное дело, остаются с дисторсией, предполагается, что человек, снимающий в RAW, изменитремя, чтобы ис дисторсию именно так, как ему надо.

Второй момент гораздо более печальный — это размытие правого края кадра:


right-blur-720.jpg
Левый фрагмент — левый край кадра (увеличение 100%),
правый фрагмент — правый край кадра (увеличение 100%)

Честно говоря, я не понимаю причину возникновения этого, скажем так, феномена. Честно, не знаю. Не думаю, что Nikon мог поставить на рынок такой феномен, здесь кто-то «перекошен» — либо тестируемый объектив, либо тестируемая камера. Следующую беззеркалку Nikon 1 мы попросим прислать с другим объективом той же марки — чтобы появилась возможность хоть что-то понять. А сейчас для измерений у нас есть левая часть кадра, не размытая.


ЭФР = 27 мм

F10-field-350.jpg F10-graph-350.jpg

На коротком фокусе мы наблюдаем довольно ощутимую отрицательную дисперсию — «бочку», вытянутую по вертикали (Dвер = −2,46 и Dгор = −0,88). Не могу сказать, что это хорошая дисторсия даже для широкого угла. Обычно «бочку» для съемки на коротком фокусе вытягивают по горизонтали, это придает пейзажам некую глубину, некую «округлость». А здесь… дисторсия объектива непривычна. Не знаю, может, такая «бочка» дает какие-то особенные фотографии в пейзажной или архитектурной съемке?


Разрешение Хроматические аберрации
Центр кадра Край кадра Центр кадра Край кадра
F10-mira1.jpg F10-mira2.jpg F10-chrom1.jpg F10-chrom2.jpg
На всех скриншотах: верхний ряд: f/3,5 — f/5,0 — f/6,3, нижний ряд: f/9 — f/11 — f/16

У небольшой матрицы есть преимущество — широкая ГРИП. Поэтому очень узкая диафрагма становится просто ненужной. Создатели 1 Nikkor VR 10–30mm f/3.5–5.6 PD-Zoom это учли и ограничили закрытие на отметке f/16. Это — хорошо. Но самая широкая дифрагма при этом ограничивается отметкой f/3,5 — этого явно недостаточно, чтобы размыть фон. Единственный вариант — снимать вплотную, на маленьком расстоянии от главного объекта. Тогда фон получится размытым.

Что касается разрешения, в центре кадра оно довольно высокое, но на краю кадра — невысокое. И «хроматика» также не радует, она даже в центре кадра довольно заметна, «светится» на уровне 6 процентов.


ЭФР = 59 мм

F22-field-350.jpg F22-graph-350.jpg

На среднем фокусе «бочка» переходит в «подушку», дисторсия становится положительной и опять же вытянутой по вертикали (Dвер = 3,20 и Dгор = −1,22). Хорошо, что Nikon 1 V3 может выправить такую заметную и совсем «неправильную» дисторсию. А любителям снимать в RAW придется потратить лишнее время, чтобы исправить «геометрию» при проявке. Впрочем, сделать это можно бысто.


Разрешение Хроматические аберрации
Центр кадра Край кадра Центр кадра Край кадра
F22-mira1.jpg F22-mira2.jpg F22-chrom1.jpg F22-chrom2.jpg
На всех скриншотах: верхний ряд: f/4,8 — f/5,6 — f/7,1, нижний ряд: f/9 — f/11 — f/16

Разрешение становится чуть выше, но кардинально картина не меняется: в центре разрешение высокое вплоть до f/11 — f/13, а на краю кадра разрешение ниже на 0,1 линию на пиксель.

Зато «хроматика» в центре уменьшается до 2 — 3 процентов (что тоже немало), а на краю остается довольно заметным, порядка 6%.


ЭФР = 81 мм

F30-field-350.jpg F30-graph-350.jpg

И, наконец, на длинном фокусе мы опять видим «вертикальную подушку» (Dвер = 2,86 и Dгор = 0,84). Она чуть меньше, чем на среднем фокусном расстоянии, но весьма заметна. Разрешение чуть падает, но в центре остается высоким (0,6 — 0,8 линии на пиксель), а на краю — не очень высоким (0,45 — 0,65 линии).


Разрешение Хроматические аберрации
Центр кадра Край кадра Центр кадра Край кадра
F30-mira1.jpg F30-mira2.jpg F30-chrom1.jpg F30-chrom2.jpg
На всех скриншотах: верхний ряд: f/5,6 — f/7,1 — f/9, нижний ряд: f/11 — f/13 — f/16

«Хроматика» остается заметной, но не очень высокой.

И еще, конечно, надо отметить, что во всем диапазоне фокусных расстояний на широкой диафрагме мы видим довольно четкую, не замыленную картинку. Впрочем, это почти всегда бывает у объективов с низкой светосилой (широкая диафрагма — не такая и широкая).

Стабилизатор

Странно, что Nikon на своем сайте не дал оценки стабилизатора 1 Nikkor VR 10–30mm f/3.5–5.6 PD-Zoom. Потому что по нашей оценке он минимум 3,5-степенчатый, а максимум — 4-спупенчатый. То есть замечательный.


stab.jpg

Мы рассчитывали, что переключение в режим «Активная стабилизация» даст еще более высокий результат, но ошиблись. Статистические испытания дали тот же результат (различия в единицы баллов или сотые доли EV не считаются). Возможно, активная стабилизация проявляется во время съемки в движении, на ходу. Но наша методика пока не предполагает движения (есть о чем подумать). Полное описание методики — в статье о Nikon D5300.

Давайте подобьем плюсы и минусы. Итак, объектив 1 Nikkor VR 10–30mm f/3.5–5.6 PD-Zoom хорош тем, что:

  • Его цена невысока, а в «китовом» варианте его можно купить за 2–3 тысячи рублей (если не ориентироваться на средние цены Яндекс-Маркет, а поискать вручную, «кит» ненамного дороже «тушки»).
  • Объектив очень компактен и легок. Впрочем, система Nikon 1 это предполагает.
  • Объектив оснащен очень эффективным стабил

    Полный текст статьи читайте на iXBT