Системная (беззеркальная) «скорострельная» фотокамера Nikon 1 V3 и кит-объектив 1 Nikkor VR 10–30mm f/3.5–5.6 PD-Zoom
и объектив
1 Nikkor VR 10–30mm f/3.5–5.6 PD-Zoom
Название | Nikon 1 V3 |
Дата анонса | 13 марта 2014 г. |
Тип | SLR-style mirrorless (системная, или беззеркальная) |
Производитель | Nikon |
Информация о камере | Nikon 1 V3 на сайте производителя |
Цена (только корпус) | |
Цена (кит 1 Nikkor VR 10–30mm) |
Содержание
Беззеркалку Nikon 1 V3 нельзя назвать ни молодой, ни старой — она выпущена полтора года тому назад и еще находится в действующей линейке Nikon. Но мы взяли в тест именно эту камеру по одной простой причине: про нее уже кое-что известно. И поскольку наши методики проходят процесс обкатки, нам интересны не только новые камеры, но и «полустарые».
Кроме того, в существующих обзорах Рунета мы не нашли точной информации, чтобы ответить на вопрос: почему цена беззеркальной фотокамеры с относительно небольшим сенсором так высока, выше цены беззеркалок среднего уровня? Производитель отвечает на этот вопрос так: «Эта портативная системная фотокамера, обладающая производительностью профессионального класса, всегда поможет поймать нужный кадр. Теперь не нужно заботиться о расширении своих возможностей или о приобретении второй фотокамеры. Ведь все необходимое уже у вас в руках».
Согласитесь, что это довольно смелое заявление, даже с учетом того, что на своем сайте производитель обычно рекламирует продукцию. Но тем интереснее будет проверить, что́ в действительности представляет собой Nikon 1 V3. Давайте начнем с «паспортного» знакомства:
Основные характеристики | |
Корпус, защита | по конструкции и защите корпуса — нет данных |
Объектив | сменная оптика, байонет Nikon 1 |
Матрица | CMOS 16,3 Мп, формат СX, 1 дюйм (13,2×8,8 мм; коэффициент пересчета фокусного расстояния — 2,7) |
Светочувствительность | ISO 160 — 12 800 |
Управление фокусировкой | Гибридный TTL-автофокус, 171 зона контрастной фокусировки, 105 точек фазового замера |
Управление экспозицией | ТТL-замер с помощью матрицы |
Экран | 3,0 дюйма RGB, 1 037 000 точек, откидной, сенсорный, покрытие кадра ≈100% |
Видоискатель | электронный съемный, опция |
Стабилизация изображения | в камере — нет |
Режимы съемки |
|
Серийная съемка | Прибл. 6, 10, 20, 30 или 60 кадров в секунду. |
Затвор | Механический затвор: 30 — 1/4000 с, Х-синхронизация — 1/250 с. Электронный затвор: 30 — 1/16000 с, Х-синхронизация — 1/60 с. |
Формат файлов | JPEG (Exif 2.30), RAW (NEF, 12 бит), RAW + JPEG |
Видео | максимальное разрешение Full HD 1920 × 1080 60p формат MPEG-4 AVC/H.264 (MOV) |
Память | 1 слот: карты памяти microSD (micro Secure Digital), microSDHC, microSDXC |
Источник питания | Литий-ионная аккумуляторная батарея EN-EL20a (≈310 кадров по стандарту CIPA) |
Размеры, вес | 111×65×33 мм; 324 г (включая вес батареи и карты памяти) |
Дополнительные характеристики | |
«Горячий башмак» | есть |
Встроенная вспышка | есть, ведущее число ≈6,3 (ISO 160) |
Подсветка автофокуса | есть |
Брекетинг | только в режиме HDR |
Разъемы | USB 2.0, Mini-HDMI (тип D), аудиовход (микроджек, 2,5 мм) |
Wi-Fi / USB / GPS | встроенный модуль / USB 2.0 / нет |
Автоспуск | 2 с / 10 с |
Форматы съемки | Основной — 3:2 (5232 × 3488). В режиме «Моментальный снимок движения» — 16:9 (5232 × 2936). Панорамные снимки разных форматов. |
Особенности |
|
Паспортные данные подтверждают, что Nikon создал и старается продвигать беззеркальную систему, которая в минимальной степени будет конкурировать с зеркалками Nikon. И упор делает на миниатюрность, очень высокую скорость серийной съемки (в том числе со следящим автофокусом), высокую производительность (Nikon 1 V3 оснащен двухпроцессорной системой Expeed 4A).
Но при этом самое слабое звено Nikon 1 — относительно небольшая матрица CX (1 дюйм по диагонали). Дюймовая матрица по площади примерно в два раза меньше Four Thirds (4/3) и 3,6 раза меньше APS-C. Соответственно, коэффициент пересчета фокусного расстояния увеличивается до 2,7 (возникают проблемы широкоугольной съемки, 10 реальных миллиметров превращаются в 27 мм). Соответственно, при равных условиях съемки добиться размытия фона от камеры с дюймовой матрицей будет намного сложнее, чем от камеры формата APS-C и даже Four Thirds. Поскольку ГРИП обратно пропорциональна реальному фокусному расстоянию (чем меньше фокусное расстояние, тем больше глубина резкого пространства, тем сложнее размыть фон). И конечно, небольшая матрица обязательно даст высокий шум при повышении чувствительности.
Впрочем, думаю, создатели Nikon 1 знают все это гораздо лучше меня. И все же уверены в высоких потребительских качествах своей системы. Но в этом тесте мы постараемся составить собственное представление о сильных и слабых сторонах Nikon 1 V3. И начнем с конструкции, дизайна, управления.
Конструкция, дизайн, управление
Несколько забегая вперед, скажем, что к дизайну камеры придраться очень сложно. Она сделана на совесть — удобна, прочная, компактна, не страдает лишним весом (с «китовым» объективом весит чуть больше 400 г). Впрочем, давайте рассмотрим камеру со всех сторон:
Передняя панель Nikon 1 V3 не перегружена органами управления. Справа от байонета мы видим кнопку освобождения объектива, над ней — подсветку АФ, под ней — инфракрасный приемник ДУ. А слева от объектива — вертикальное управляющее колесо. Кстати, пользоваться им довольно удобно, указательный палец легко на него опускается и нащупывает зубцы окантовки. |
|
Камера без объектива весит 324 грамма. С «китовым» объективом 1 Nikkor VR 10–30mm f/3.5–5.6 PD-Zoom вес увеличивается на 85 грамм. То есть в стандартном наборе вес камеры невелик, чуть больше 400 грамм. Как видите, вспышка выбрасывается довольно высоко. Но ее мощность невелика — ведущее число 5 (ISO 100). Представить себе на этой камере большую вспышку довольно сложно. Одна из рекомендуемых — портативная Speedlight SB-N7 с ведущим числом 18 (ISO 100). |
|
И как видно с этого ракурса, органы управления в основном сосредоточены на верхней панели. Некоторые попали на заднюю панель. А некоторые (это, безусловно, оригинальное решение) — размещены на поверхности откидного экрана. Панель под откидной крышкой открывает нам только два разъема: USB и НDMI (тип D). Под ними находится слот для карточек памяти (формата microSD). Под панелью разъемов, в самом низу под заглушкой — разъем для внешнего питания. |
|
Толщина камеры — чуть больше 33 миллиметров. Но в «боевой готовность» она раскладывается, как перочинный ножик, и становится не такой маленькой. Сенсорный экран позволяет настраивать параметры съемки, просматривать отснятые кадры, производить съемку. Экран откидывается вверх на угол больше 90°. И вниз на угол почти 90°. |
|
Сверху, на кромке задней панели расположены: основное управляющее колесо, кнопка блокировки экспозиции-фокуса. Нажатие на диск управления заменяет функциональную кнопку Fn2. Функциональная кнопка Fn1 находится над 4-позиционным джойстиком. А под ним — кнопка F, которая вызывает быстрое меню и регулирует параметры просмотра. |
|
Кнопки на краю экрана простые: «Просмотр», «Меню», «Дисплей» (выбор параметров индикации), «Удаление». Покрытие задней панели справа обеспечивает удобный хват. И как декоративное покрытие смотрится очень неплохо. |
|
Верхняя панель тоже не слишком перегружена элементами управления. Главный из них, конечно, диск выбор режимов, который предлагает (по часовой стрелке):
Экран соединен с корпусом плоским кабелем. |
|
Понять назначение остальных органов управления несложно: это кнопка «видео» и кнопка спуска и рычажок включения камеры. Кольцо вокруг кнопки спуска защищает ее от случайного нажатия. Как видите, наплыв на передней панели небольшой, но хват получается вполне хватким. Отчасти благодаря форме, отчасти благодаря покрытию. |
|
На левой панели мы видим кнопку выброса вспышки, значок Wi-Fi и разъем внешнего микрофона (под крышкой). | |
На нижней панели мы не найдем ничего интересного — обычный отсек для аккумулятора и под ним (под заглушкой) — разъем для рукоятки. Рукоятка GR-N1010 — не батарейная. Она усиливает хват и заменяет кнопку спуска и переднее колесо управления на классические (как у зеркалок Nikon или очень похожие на них). И еще добавляет третью функциональную кнопку Fn3. |
Давайте подведем предварительный итог — что нам показал внешний осмотр?
- Дизайн камеры довольно удачен. Несмотря на небольшие размеры, Nikon 1 V3 весьма удобна в работе. Схема управления на двух колесах, с джойстиком и двумя функциональными кнопками — таким набором может похвастаться не каждая зеркалка. Но при этом камера не перегружена органами управления, все они не мелкие, хорошо осязаемые и легко доступные.
- Отдельная песня — скоростные режимы (съемка лучшего момента, моментальный снимок движения). Nikon 1 V3 умеет быстро снимать и быстро переключать режимы. Из этого умения создатели камеры стараются выжать максимум полезного.
- Камера — «масштабируемая». За отдельную плату она может обзавестись относительно мощной вспышкой и довольно качественным видоискателем. Правда, их нельзя установить одновременно (может, пора задуматься о выпуске камеры с двумя «горячими башмаками?).
- Кроме того, возможно «расширение» хвата камеры (с помощью рукоятки). Также можно использовать «большие» объективы Nikkor (разумеется, с помощью адаптера).
- И, конечно, очень полезным инструментом съемки является откидной сенсорный экран. Хотя не могу сказать, что кнопки на экране очень удобны. Хотя, скорее всего, к ним просто надо привыкнуть.
Итак, мы еще раз убедились, что к внешней эргономике очень сложно придраться, давайте посмотрим на внутреннюю (организацию меню). Просто пройдемся по пунктам меню, посмотрим, что предлагает Nikon 1 V3:
Концепция Nikon 1 сильно отличается от классики зеркалок Nikon. По всему видно, что система создавалась для поколения Next, отчасти потому, что предлагает элементы нового языка общения человека и камеры.
Один из примеров нового языка — автоматическая фотосъемка во время видеосъемки. Насколько она полезна, надо проверять в длительном тестировании, в любом случае, к ней надо приноровиться. Конечно, она будет промахиваться, автомат не сможет поймать «тот самый момент». Кстати о языке: локализация меню Nikon 1 V3 (перевод на русский) могла быть и лучше. Но разобраться можно, грамматические ошибки не сильно мешают.
Очень интересно будет посмотреть, чем усиленный вариант стабилизатора отличается от обычного. Возможно, мы проведем две серии испытаний — отдельно для каждого.
Настроек АФ так много, что для их тестирования нужна отдельная методика. Причем наряду с проверкой точности АФ в том или ином режиме хотелось бы знать, сколько энергии этот режим потребляет. Общий запас энергии (310 кадров) не так велик.
Многие функции камеры связаны с наличием быстрого электронного затвора. Возможность выбора лучшего кадра из 40 снимков, например. Кстати, в подобные «игры» пыталась играть компания Casio, пока была активном игроком на рынке фотокамер. Правда, особой популярностью они не пользовались. Да и в нынешнем варианте от Nikon выбор лучшего кадра настораживает — в инструкции сказано: «Скомпонуйте кадр так, чтобы объект находился в центре». А если я не хочу в центре? Правда, потом лучший кадр можно обрезать и перекомпоновать… короче, инструмент пока несовершенный.
Но в любом случае, это безумно интересно — разработка новых функций и нового языка. Вполне возможно, это даст творческой фотографии новые рычаги. Со временем. А пока сложно сказать, насколько хороши быстрые инструменты системы Nikon 1. В любом случае, классику PASM пока никто не отменял. А поле для экспериментов — пусть будет.
Nikon 1 V3 и конкуренты | ||||||
Canon EOS M3 |
Olympus OM-DE-M10 Mark II |
Nikon 1 V3 |
Panasonic Lumix DMC-GX7 |
Samsung NX500 Kit1 |
Sony Alpha ILCE-6000 |
|
Матрица | 24 Мп APS-C CMOS |
16 Мп 4/3 MOS |
18 Мп CX (1 дюйм) СMOS |
16 Мп 4/3 Live MOS |
28 Мп APS-C BSI CMOS |
24 Мп APS-C CMOS |
Автофокус | 49 точек гибридный |
81 зона контрастный |
171 зона / 105 точек гибридный |
23 зоны контрастный |
205 точек гибридный |
179 точек гибридный |
Экспозамер | 384 зоны RGB | 234 зоны RGB | N/D4 | 1728 зон RGB | 221 зона RGB | 1200 зон RGB |
Чувствительность | 100 — 12 800 до 25 6002 |
100 — 25 600 | 160 — 12 800 | 100 — 12 800 до 25 6002 |
100 — 25 600 до 51 2002 |
100 — 25 600 |
ЖК-экран | 3,0″ RGB 1 040 000 откидной, сенсорный |
3,0″ RGB 1 040 000 откидной, сенсорный |
3,0″ RGB 1 040 000 откидной, сенсорный |
3,0″ RGB 1 040 000 откидной, сенсорный |
3,0″ RGB, AMOLED 1 040 000 откидной, сенсорный |
3,0″ RGB 920 000 откидной |
Видоискатель | опция | TFT 2 360 000, ≈100%, ≈1,23x |
опция | TFT 2 764 000, ≈100%, ≈1,39x |
нет | TFT 1 440 000, ≈100%, ≈0,7x |
Затвор | мех. 30–1/4000 Х-sync 1/200 с |
мех. 60–1/4000 эл. 1–1/16 000 с Х-sync N/D4 |
мех. 30–1/4000 Х-sync 1/250 с эл. 1–1/16 000 с Х-sync 1/60 с |
мех. 60–1/8000 Х-sync N/D4 |
мех. 30–1/6000 Х-sync N/D4 |
мех. 30–1/4000 Х-sync 1/160 с |
Стабилизатор | нет | матричный 5-осевой ≈5 ступеней |
нет | матричный | нет | нет |
Серийная съемка | ≈4,2 fps | ≈8,5 fps | до 60 fps | ≈5 fps | ≈8 fps | ≈11 fps |
Wi-Fi / USB / GPS | встроенный USB 2.0 нет |
встроенный USB 2.0 нет |
встроенный USB 2.0 нет |
встроенный USB 2.0 нет |
встроенный USB 2.0 нет |
встроенный USB 2.0 нет |
Видео | 1920×1080 30p |
1920×1080 60p |
1920×1080 60p |
1920×1080 60p |
3840×2160 30p |
1920×1080 60p |
Запас аккумулятора | 250 кадров | 320 кадров | 310 кадров | 320 кадров | 370 кадров | 420 кадров |
Размеры, вес | 111×68×44 366 г |
120×83×47 390 г |
111×65×33 324 г |
123×71×55 402 г |
120×64×43 287 г |
120×66×45 344 г |
Ориентировочная цена |
1 — продается только в варианте «кит с объективом 16—50». Отдельная «тушка» встречается редко, стоит неоправданно дорого.
2 — расширенный диапазон ISO.
3 — расширенный диапазон ISO, без возможности съемки в RAW.
4 N/D — нет данных.
Итак, на фоне конкурентов, Nikon 1 V3 может похвастаться:
- мощным гибридным автофокусом (мы постараемся проверить, насколько он хорош);
- двойным затвором (механическим с высокой X-синхронизацией и очень быстрым электронным — для ускоренной съемки);
- очень высокой скоростью серийной съемки;
- самым маленьким весом и небольшими размерами.
Это все очень ценно и приятно, но на фоне конкурентов также видна маленькая матрица Nikon 1 V3. И это отнюдь не плюс. Впрочем, посмотрим, насколько успешно матрица «держит разрешение» и справляется с шумами.
Качество изображения — разрешение и шумы
Давайте сначала посмотрим на результаты тестов, а потом рассмотрим тестовые снимки — как иллюстрацию наших количественных оценок. Которые, к сожалению, подтверждают простое правило — маленькая матрица не в состоянии дать качественную картинку при пониженной освещенности, когда приходится поднимать чувствительность.
Nikon 1 V3, RAW | Nikon 1 V3, JPG |
Сначала проанализируем левый график, полученный при обработке снимков RAW. Мы видим, что среднее разрешение в диапазоне ISO 160 — 6400 в светлой сцене держится на уровне 11,6 различимых мегапикселей, а в темной сцене снижается до 10,8. Это, в общем, неплохой показатель, большая часть фотокамер теряет 40% разрешения, а лучшим камерам удается сохранить 80% пикселей (то есть сделать эти пиксели различимыми).
Гораздо хуже дело обстоит с шумами. В светлой сцене кривые разрешения и шумов не пересекаются, хотя на уровне ISO 6400 подходят друг к другу вплотную. А в темной сцене они пересекаются на уровне ISO 3200 — их пересечение верный признак того, что качество картинки становится ужасным.
В JPG с включенным фильтром шумов мы видим еще более печальную картину: в светлой сцене разрешение матрицы падает до 50 процентов (только половину пикселей можно считать различимыми), а в темной — до 40 процентов.
Шумы в JPG становятся очень высокими. В светлой сцене кривые разрешения и шумов пересекаются на уровне ISO 4000. А в темной сцене — на уровне ISO 1600. А дальше, с увеличением чувствительности, качество становится «отрицательным», то есть кривая шумов превышает кривую разрешения.
И в итоге Nikon 1 V3 набирает оценки, средние между баллами продвинутого компакта Olympus Stylus 1 и беззеркалки Fujifilm X-A2 (беззеркалкой среднего уровня, далеко не самой продвинутой, что побывала в нашей лаборатории).
|
|
|
Причем оценки Nikon 1 V3 в основном набирает за счет разрешения, а по уровню шумов она гораздо ближе к Olympus Stylus 1, чем к Fujifilm X-A2. В среднем (между показателями RAW и JPG в светлой и темной сценах) уровень шумов компактной камеры N = 5,43, а уровень шумов Nikon 1 V3 — N = 5,29. Можно не обращать внимание на сотые доли, которые определила наша тестовая программа, вывод очевиден — шумы Nikon 1 V3 можно назвать очень высокими. Точка.
Остальные оценки вы можете проанализировать самостоятельно. Напомню, что:
- R — среднее разрешение (количество различимых мегапикселей) в диапазоне ISO 100 — 6400;
- RR — среднее разрешение относительно размера матрицы;
- N — средний уровень шума в этом диапазоне;
- RN — соотношение разрешения и шума.
Теперь давайте посмотрим — что там насчитала наша программа, что за оценки она выставила. Насколько эти оценки соответствуют тому, что видит глаз.
В тесте «RAW — Light — Low» (съемка в RAW, светлая сцена, низкий уровень фильтрации шумов) наша героиня набрала среднее разрешение 11,6 различимых мегапикселей, уровень шума 3,86 балла. Их соотношение дает рейтинг 3,01. Сравним работу Nikon 1 V3 с работой зеркалки начального уровня Nikon D5500 в этом режиме:
Здесь мне все понятно, и оценки кажутся разумными. Понятно все кроме одного — откуда появилось «мыло» на снимках Nikon 1 V3? Это не низкое разрешение — 11 мегапикселей вполне хватит, чтобы четко прорисовать символы и границы. Это, как минимум, узкий динамический диапазон и довольно странная размытость в придачу. Возможно, камера здесь ни при чем, а «мыло» дает объектив. Но в этом тесте окончательный диагноз мы вряд ли поставим. Когда в нашей лаборатории снова окажется беззеркалка Nikon, мы попросим на тест камеру с двумя объективами.
Переходим к темной сцене. Здесь уровень шумов Nikon 1 V3 подходит к шести баллам, то есть уже на ISO 3200 качество становится «никаким». Правда шумы Nikon D5500 тоже нельзя назвать низкими: 4,4 балла — это даже выше уровня, который Nikon 1 V3 показал в светлой сцене.
Следующие «картинки» мы получили в JPG с включенным фильтром шумов. И хотя цифровой шум здесь выглядит совершенно иначе, его также можно измерить и оценить визуально. Если в RAW мы видим крупное «зерно», то фильтр шумов это «зерно» сглаживает и шумы принимают форму размытости. Но, повторюсь, это видно невооруженным глазом, а наша программа обработки тестовых снимков вычисляет уровень шума как меру отличий, которые появляются в изображении с увеличением чувствительности. Эталоном для каждого уровня ISO считается картинка предыдущего уровня: эталон для ISO 400 — картинка ISO 100, эталон для ISO 800 — картинка ISO 1600.
Итак, в светлой сцене, уровень шумов Nikon 1 V3 еще выше, чем в RAW — N = 4,42. Этому легко поверить, поскольку на ISO 3200 изображение размывается очень сильно, а на ISO 6400 становится жутко размытым.
На фоне Nikon D5500 работа Nikon 1 V3 кажется совсем «печальной». Но этого следовало ожидать — даже умный шумодав не в состоянии выправить сильные шумы. Хотя, недавно протестированная Fujifilm X-A2 показала нам удивительную вещь: с шумами камера расправлялась очень качественно и аккуратно, но только, когда в поле действия шумодава не попадало человеческое лицо. Лица шумодав Fujifilm X-A2 «гладил» безбожно. Впрочем, этот пример не показательный. Матрица Fujifilm X-A2 довольно большая (APS-C), а «выглаживание» лиц — это явный перекос в программе подавления шумов. Например, человеческую руку шумодав не «выглаживал» под ноль, напротив, довольно качественно передавал детали, фактуру кожи.
Впрочем, мы отвлеклись. Последний «подарок» от Nikon 1 V3 мы получаем в темной сцене с включенным шумодавом. Здесь, как видите, качество картинки падает еще ниже, а уровень шумов оценивается в 7 баллов. Впрочем, этого стоило ожидать — условия съемки тяжелые, даже Nikon D5500 здесь дает уровень шумов 4 балла.
Теперь нам осталось просмотреть фотографии фрагментов тестового стенда, сделанные на разных уровнях ISO, в темной и светлой сценах, в RAW и JPG с включенным шумодавом. Но, боюсь, это мало что прибавит — уже окончательно ясно, что дюймовая матрица не в состоянии дать качество снимков на уровне зеркалки или беззеркалки формата APS-C.
Я далек от мысли кидать в Nikon камень и кричать «Акела промахнулся!» Nikon выбрал стратегию и создал беззеркальную систему, нацеленную на съемку при нормальном освещении (при пониженном освещении камеры Nikon 1 не смогут дать качественные снимки). Насколько Nikon промахнулся или не промахнулся — это решит рынок, мое дело констатировать факты и обосновывать заключения. Вполне возможно, что достоинства системы Nikon 1 (компактность, эргономика, скорострельность, точность автофокуса) в глазах массового покупателя уравняют недостатки, связанные с высоким уровнем шумов.
Оптика — 1 Nikkor VR 10–30mm f/3.5–5.6 PD-Zoom
Байонет | Nikon 1 |
Подробная информация | 1 Nikkor VR 10–30mm f/3.5–5.6 PD-Zoom на сайте производителя |
Тип объектива | с переменным фокусным расстоянием |
Фокусное расстояние | 10 — 30 мм (27 — 81 мм в 35-мм экв.) |
Минимальное расстояние фокусировки | 0,2 м от фокальной плоскости во всех положениях зума |
Диафрагма | f /3,5 — f/5,6 — максимальная f/16 — минимальная |
Стабилизатор | есть |
Тип фокусировки | внутренняя |
Диаметр резьбы | резьбы нет |
Размеры, вес | ∅58×28 мм, 85 г |
Особенности |
|
Цена | Ориентировочная цена — 7500 руб. |
Объектив 1 Nikkor VR 10–30mm f/3.5–5.6 PD-Zoom пришел на смену чуть более тяжелому (115 грамм против 85 грамм) 1 Nikkor VR 10–30mm f/3.5–5.6. Отдельно он продается только в черном исполнении (покрытие — черного цвета), но в составе «китов» может иметь любую раскраску. Сейчас он является «китовым» практически для всех беззеркалок Nikon 1. Цена его не сильно отличается от цены предшественника — в ноябре 2015 составляла примерно 7500 рублей. Это цена нормальной «рабочей лошадки», не слишком светосильной, но, можно надеяться, с очень неплохими характеристиками.
Мы это, конечно, проверим. Но сначала придется сделать пару замечаний. Одно — в плюс камере Nikon 1 V3, второе — в минус либо камере, либо объективу (пока сложно определить, кто из них размывает картинку на правом краю кадра). Начнем с хорошего:
Левый фрагмент — кадр RAW с невыправленной дисторсией,
правый фрагмент — кадр JPG с выправленной дисторсией
Объектив страдает довольно заметной дисторсией во всем диапазоне фокусных расстояний. Но при включении опции «Исправление искажений» в меню настроек камеры, геометрические искажения убираются практически до нуля. Хотя, выправить таким образом можно только внутрикамерный JPG. Снимки RAW, понятное дело, остаются с дисторсией, предполагается, что человек, снимающий в RAW, изменитремя, чтобы ис дисторсию именно так, как ему надо.
Второй момент гораздо более печальный — это размытие правого края кадра:
Левый фрагмент — левый край кадра (увеличение 100%),
правый фрагмент — правый край кадра (увеличение 100%)
Честно говоря, я не понимаю причину возникновения этого, скажем так, феномена. Честно, не знаю. Не думаю, что Nikon мог поставить на рынок такой феномен, здесь кто-то «перекошен» — либо тестируемый объектив, либо тестируемая камера. Следующую беззеркалку Nikon 1 мы попросим прислать с другим объективом той же марки — чтобы появилась возможность хоть что-то понять. А сейчас для измерений у нас есть левая часть кадра, не размытая.
ЭФР = 27 мм
На коротком фокусе мы наблюдаем довольно ощутимую отрицательную дисперсию — «бочку», вытянутую по вертикали (Dвер = −2,46 и Dгор = −0,88). Не могу сказать, что это хорошая дисторсия даже для широкого угла. Обычно «бочку» для съемки на коротком фокусе вытягивают по горизонтали, это придает пейзажам некую глубину, некую «округлость». А здесь… дисторсия объектива непривычна. Не знаю, может, такая «бочка» дает какие-то особенные фотографии в пейзажной или архитектурной съемке?
Разрешение | Хроматические аберрации | ||
Центр кадра | Край кадра | Центр кадра | Край кадра |
На всех скриншотах: верхний ряд: f/3,5 — f/5,0 — f/6,3, нижний ряд: f/9 — f/11 — f/16 |
У небольшой матрицы есть преимущество — широкая ГРИП. Поэтому очень узкая диафрагма становится просто ненужной. Создатели 1 Nikkor VR 10–30mm f/3.5–5.6 PD-Zoom это учли и ограничили закрытие на отметке f/16. Это — хорошо. Но самая широкая дифрагма при этом ограничивается отметкой f/3,5 — этого явно недостаточно, чтобы размыть фон. Единственный вариант — снимать вплотную, на маленьком расстоянии от главного объекта. Тогда фон получится размытым.
Что касается разрешения, в центре кадра оно довольно высокое, но на краю кадра — невысокое. И «хроматика» также не радует, она даже в центре кадра довольно заметна, «светится» на уровне 6 процентов.
ЭФР = 59 мм
На среднем фокусе «бочка» переходит в «подушку», дисторсия становится положительной и опять же вытянутой по вертикали (Dвер = 3,20 и Dгор = −1,22). Хорошо, что Nikon 1 V3 может выправить такую заметную и совсем «неправильную» дисторсию. А любителям снимать в RAW придется потратить лишнее время, чтобы исправить «геометрию» при проявке. Впрочем, сделать это можно бысто.
Разрешение | Хроматические аберрации | ||
Центр кадра | Край кадра | Центр кадра | Край кадра |
На всех скриншотах: верхний ряд: f/4,8 — f/5,6 — f/7,1, нижний ряд: f/9 — f/11 — f/16 |
Разрешение становится чуть выше, но кардинально картина не меняется: в центре разрешение высокое вплоть до f/11 — f/13, а на краю кадра разрешение ниже на 0,1 линию на пиксель.
Зато «хроматика» в центре уменьшается до 2 — 3 процентов (что тоже немало), а на краю остается довольно заметным, порядка 6%.
ЭФР = 81 мм
И, наконец, на длинном фокусе мы опять видим «вертикальную подушку» (Dвер = 2,86 и Dгор = 0,84). Она чуть меньше, чем на среднем фокусном расстоянии, но весьма заметна. Разрешение чуть падает, но в центре остается высоким (0,6 — 0,8 линии на пиксель), а на краю — не очень высоким (0,45 — 0,65 линии).
Разрешение | Хроматические аберрации | ||
Центр кадра | Край кадра | Центр кадра | Край кадра |
На всех скриншотах: верхний ряд: f/5,6 — f/7,1 — f/9, нижний ряд: f/11 — f/13 — f/16 |
«Хроматика» остается заметной, но не очень высокой.
И еще, конечно, надо отметить, что во всем диапазоне фокусных расстояний на широкой диафрагме мы видим довольно четкую, не замыленную картинку. Впрочем, это почти всегда бывает у объективов с низкой светосилой (широкая диафрагма — не такая и широкая).
Стабилизатор
Странно, что Nikon на своем сайте не дал оценки стабилизатора 1 Nikkor VR 10–30mm f/3.5–5.6 PD-Zoom. Потому что по нашей оценке он минимум 3,5-степенчатый, а максимум — 4-спупенчатый. То есть замечательный.
Мы рассчитывали, что переключение в режим «Активная стабилизация» даст еще более высокий результат, но ошиблись. Статистические испытания дали тот же результат (различия в единицы баллов или сотые доли EV не считаются). Возможно, активная стабилизация проявляется во время съемки в движении, на ходу. Но наша методика пока не предполагает движения (есть о чем подумать). Полное описание методики — в статье о Nikon D5300.
Давайте подобьем плюсы и минусы. Итак, объектив 1 Nikkor VR 10–30mm f/3.5–5.6 PD-Zoom хорош тем, что:
- Его цена невысока, а в «китовом» варианте его можно купить за 2–3 тысячи рублей (если не ориентироваться на средние цены Яндекс-Маркет, а поискать вручную, «кит» ненамного дороже «тушки»).
- Объектив очень компактен и легок. Впрочем, система Nikon 1 это предполагает.
- Объектив оснащен очень эффективным стабил
Полный текст статьи читайте на iXBT