SAAS атакует

uploadkoq78yos4o.png

Стоит ли digital-агентствам впадать в панику?

Не в первый — и, видимо, не последний! — раз в Фейсбуке затронута тема: к чему агентствам готовиться в недалеком будущем? Руководитель веб-студии Магвай Нина Калаус на своей странице опубликовала пост, прозвучавший криком души. Но ее рассказ неожиданно высветил совершенно иную грань наболевшего вопроса.

Сначала — слово автору.

Вот любимое выражение последнего времени — «кризис в головах». Сегодня поняла, что не совсем в головах. Или можно дополнить тогда уж — »…в головах клиентов». Столкнулась с ситуацией, в которой волей-неволей вспоминаешь Mikhail Tokovinin и чувствуешь себя тем самым видеопрокатом, конкурирующим с Амедиатекой или ivi.

Делаем мы интернет-магазин. Большой функционал, непростой. С интеграциями, личным кабинетом, бонусными/скидочными системами и вишенкой на торте в виде мобильной версии. Делаем спокойно, поэтапно. Мы молодцы, у нас хороший выстраданный договор и ещё 30 рабочих дней до предоставления тестовой версии заказчику. А он берет и пишет сегодня — ребята, мы расторгаем договор, извините, оплатим фактически выполненные работы.

Меня бросает в жар, потом в холод. Я, все ещё не отошедшая от Саратова и отлеживающаяся дома, собираюсь и мчу в офис. И начинаю искать виновных, вначале в студии, а это обычно похоже на репрессии 37-го года, будет замечен любой косяк, даже самый безобидный.

Выясняю досконально, разбираю документы, тайминг проекта, переписку. И обнаруживаю, что на нашей стороне все нормально. В процессе работы над проектом была пара переносов промежуточных договоренностей между менеджером и клиентом, не выходящая за сроки договора, но по факту все хорошо, времени до сдачи достаточно. Заказчик всегда упирал на качество и был доволен работой нашей студии. Исходя из этого, удивляюсь и звоню клиенту. А вот тут уже выясняется такая штука — люди не стали ждать разработки сложного магазина 5 месяцев (от заключения договора до плановой сдачи), а купили шаблон на маркетплейсе. Вначале решили посмотреть, поиграться, а потом им так понравилось, что контекст и сео льются рекой, нанята команда копирайтеров, а заказов столько, что работает колл-центр. Поэтому проект на шаблоне выходит на первый план, а наш сайт задвигается на второй и возможно, к нему вернутся в следующем финансовом году, но пока он не так интересен.

А мы со своими сроками и ценами — получается, неконкурентны шаблонам с маркетплейса.

Поговорили хорошо, оплатят они нам фактически выполненные работы, как и обещали. Менеджер со стороны заказчика прислал письмо, о том, что ему доставляло удовольствие работать с нами и выразил сожаление о том, что не получилось довести проект до конца. Мы расстроены тем, что не доделаем хороший проект, с продуманным юзабилити, качественным информационным дизайном, сложным функционалом, но по финансам и возврату средств — все терпимо, хоть и неприятно.

Первый раз с таким столкнулись, выводы делать рано. Но не хотелось бы начинать ставить засечки, не хочется системы. А может быть, и правда, кризис не только в головах, и из-за разумной оптимизации расходов заказчики будут делать выбор в пользу доступных и быстрых решений?

Реакция комментаторов была на редкость спокойной. Многие воспринимают ситуацию на веб-рынке как нечто вполне закономерное.

Понятно, что индустрия создания сайтов направлена по двум векторам: улучшение и удешевление. Можно ли совместить эти векторы — не в ущерб качеству, разумеется? А, может быть, основным параметром становится простота изготовления? Участники обсуждения высказывали и такое мнение.

Но самым важным для многих авторов комментариев является незыблемый постулат маркетинга в любой области: «Время — деньги». Имеет ли смысл заказчику долго ждать уникальный проект, если за это время он сможет заработать реальные деньги?

Некоторые веб-студии совмещают два варианта решения проблемы:

Что же победит на рынке в итоге: конструктор или веб-студия? Существует мнение экспертов, что это просто разные вещи, предназначенные для разных целевых аудиторий. И невозможно сравнивать их без учета конкретной ситуации, конкретного заказчика. Часть комментаторов считает, что всегда были, есть и будут компании, которые предпочтут уникальную «имиджевую составляющую». Пусть и по высокой стоимости.

Значит, все зависит от того, в каком ценовом сегменте заказчик? И веб-студиям, которые ориентированы на крупные компании, нечего опасаться? Вопрос открыт…

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine