С товарным знаком наперевес: как бороться с клонами фирменных сообществ в соцсетях

uploadsyc62zjp0k.jpg

Драматичные истории о том, как владельцы пабликов в соцсетях ставили на место самозванцев и как теряли группы с миллионной аудиторией

Что делать, когда название вашей компании и ее бренд используют другие люди в продвижении аналогичных вашим товаров и услуг в социальных сетях? Использовать юридические инструменты в виде товарного знака. В подавляющем большинстве случаев это тот самый «лом», против которого у мутных личностей нет приема. Но будьте осторожны: «лом» работает в обе стороны. Операционный директор проекта «Онлайн Патент» Алина Акиншина специально для CMS Magazine собрала несколько драматичных историй о том, как владельцы пабликов в соцсетях ставили на место самозванцев и как теряли группы с миллионной аудиторией на ровном месте.

Даже для закоренелых консерваторов от бизнеса очевидно: представительство компании в соцсетях — хороший тон для предприятия. Практически у каждой организации есть группа, сообщество или страница во ВКонтакте или Facebook. Если вы — компания с фокусом на b2c, то быть в соцсетях вам особенно важно, поскольку ваши клиенты находятся от вас буквально на расстоянии пары кликов. И тем проще вашим конкурентами ввести ваших возможных клиентов в заблуждение: конкурентам ничего не стоит прикинуться в соцсетях вами.

Как это делается на практике? У каждой страницы в социальной сети есть несколько уникальных идентификаторов. Во-первых, ее название. Оно, как правило, находится в верхней части страницы и индексируется поисковыми системами. Во-вторых, это логотип. Его расположение различается в зависимости от социальной сети. В-третьих, ее поддоменное имя, или короткий URL, как его обычно называют. Все три идентификатора показаны на картинке ниже.

Ничто не мешает повторить ваш бренд, скопировав название и логотип. А обзавестись более-менее близким по смыслу и по написанию поддоменным именем так и вовсе дело техники: торговля ими —распространенный вид онлайн-бизнеса. Реально ли расчистить поляну и защитить свои права на бренд? Да, но только при том условии, что ваш бренд оформлен и зарегистрирован.

Расскажем несколько случаев из нашей практики.

Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис работает БЕСПЛАТНО как для заказчиков, так и для исполнителей.

160 на 20

Иногда бизнес управляет не одной, а несколькими страницами в социальной сети. В случаях, когда вы развиваете региональную дилерскую сеть или строите франчайзинговую модель, количество страниц может измеряться десятками и сотнями. Как правило, они разделяются по регионам.

Помимо добросовестных дилеров и франчайзи в поле вашего зрения рано или поздно появляются непонятные личности, которые всерьез утверждают, что они представляют вас в одном из регионов нашей страны. Или даже за рубежом. Они заводят представительную группу ВКонтакте, называют ее с упоминанием вашего бренда, перерисовывают (а то и вовсе копипастят) ваш логотип и смело подбирают удобный и понятный URL. В какой-то момент таких групп становится больше, а в особо сложных случаях — как у одного из наших клиентов — их количество доходит до внушительной цифры 60. При этом подтвержденных, «оригинальных» официальных представительств в социальной сети примерно в три раза меньше.

Именно в такую ситуацию попал предприниматель из Петрозаводска Михаил Комов в 2015 году. Вопрос о защите прав на бренд встал более чем остро. Копирование айдентики платформы www.wed-expert.com — онлайн-каталога профессионалов, оказывающих услуги по организации и сопровождению свадеб, — достигло угрожающих масштабов. И настолько припекло, что Михаил, отыскав в Сети телефон специалиста по защите интеллектуальной собственности, позвонил ему аж в 23:00 по Москве.

Результат работы юристов — четыре зарегистрированных товарных знака: wedding expert, wed expert, СВАДЕБНЫЙ ЭКСПЕРТ (словесный и с логотипом) и 60 заблокированных групп ВКонтакте. Добиться этого удалось не сразу, поскольку, согласно правилам ВКонтакте, администрация социальной сети может предпринимать какие-либо действия запретительного характера только при наличии факта нарушения зарегистрированных законных прав третьих лиц. Это значит, что для начала работы над блокировкой конкурентов пришлось дождаться момента регистрации товарного знака компании www.wed-expert.com —, а на прохождение этой процедуры требуется порядка года.

После этого Михаил в соответствии с пунктом 5.13.8 Правил ВКонтакте обратился в администрацию социальной сети. По итогам рассмотрения обращений техподдержкой ВКонтакте было принято решение о блокировке страниц сообществ, которые к «Свадебному эксперту» отношения не имели.

Теперь попробуем понять, что вам требуется сделать для того, чтобы ВКонтакте стал вашим союзником в борьбе против «левых» групп. Вам предстоит:

  1. проверить, есть ли у вас зарегистрированный товарный знак. Если товарного знака нет, предъявлять какие бы то ни было претензии будет сложно.

  2. если товарный знак у вашей компании есть — проверить его состоятельность для выдвижения претензий:

    1. конфликтующие сообщества должны заниматься продвижением тех же товаров и услуг, что и ваша компания. Например, сообщества, копировавшие бренд «Свадебного эксперта», точно так же занимались услугами по сопровождению организации свадеб. В отношении этих товаров и услуг должна быть осуществлена регистрация вашего товарного знака: если бы «Свадебный эксперт» был зарегистрирован в отношении ателье по пошиву одежды для особых случаев, сделать бы ничего не удалось.

    2. название сообщества, его логотип и/или поддоменное имя должны быть похожи на ваш товарный знак или копировать его.

Если оба условия выполнены, вы можете подавать заявление о нарушении ваших прав в администрацию ВКонтакте. По результатам его рассмотрения могут быть приняты несколько различных решений. Правила социальной сети допускают, например, следующие административные действия по пресечению нарушения законных прав и интересов третьих лиц, осуществляемые по их заявлению:

  1. удалить являющийся предметом обращения контент со страницы сообщества и/или блокировать доступ к нему;

  2. блокировать доступ конкретных пользователей к странице сообщества;

  3. блокировать доступ пользователя, осуществляющего администрирование сообщества, к сообществу;

  4. временно запретить публикацию любых ссылок в сообществе;

  5. исключить сообщество из системы поиска и/или заблокировать сообщество;

  6. передать права администрирования сообщества и зарегистрированное поддоменное имя законному правообладателю, подтвердившему права на контент сообщества или товарный знак, используемый в поддоменном имени сообщества.

Шестой вариант интересен и даже опасен тем, что работает в обе стороны по принципу «Кто первый встал, того и тапки». Иначе говоря, шустрый конкурент или безответственный заказчик запросто может воспользоваться им, если окажется расторопнее вас.

2Как потерять группу, которую ты же и создал

Судя по практике работы социальной сети, товарный знак — это однозначное основание для достаточно радикальных действий со стороны администрации ВК по блокировке страниц и смене администраторов. Поэтому, не имея на руках свидетельства о регистрации товарного знака, подтверждающего ваши права на сообщество, вы работаете в зоне постоянного риска.

Правда, пользоваться своим товарным знаком можно как в целях борьбы с конкурентами, так и для банального уклонения от платежей веб-мастерам, которые раскручивают группы по заказу владельцев бизнеса. Именно такая история произошла с питерским программистом Валерием Киркижем.

Как рассказывает Валерий, два года назад он работал с одной петербургской медицинской клиникой. Разработал для них сайт и довольно успешно занимался его поддержкой и продвижением. Но в один момент у клиники сменилось руководство, а вместе с ним и линия партии, согласно которой клиника решила больше с ним не сотрудничать.

Поскольку до смены менеджмента клиника и подрядчик работали давно и были друг другом довольны, Валерий бесплатно создал группу клиники ВКонтакте, привлекал новых участников, наполнял её статьями, а группа привлекала новых посетителей на сайт и новых клиентов в клинику. Разумеется, после одностороннего разрыва рабочих отношений Киркиж не захотел бесплатно передать права на эту группу новому руководству. Но, тем не менее, в один прекрасный день, зайдя в группу, он обнаружил, что никаких прав на нее больше не имеет — несмотря на то, что был ее создателем и единственным админом.

Валерий сразу же написал в техподдержку ВКонтакте с вопросом, что случилось с его группой. Ответ был неутешительным: представитель клиники предоставил техподдержке свидетельство на товарный знак, совпадавший с поддоменным именем группы, поэтому сообщество было передано ему вместе с правами создателя.

К сведению веб-мастера, занимающегося SMM. Не забывайте сразу же, еще на стадии подписания договора с заказчиком, прописывать все условия работы в социальных сетях. В ситуации с Валерием Киркижем для сохранения накопленной базы подписчиков ему действительно достаточно было просто сменить поддоменное имя группы.

Яркий пример похожей ситуации — спор за сообщество «Лентач», разгоревшийся не так давно между Марком Шейном (настоящее имя — Валерий Марков), администратором сообщества, и основателями «Лентача» Андреем Коняевым и Игорем Белкиным. К слову, заявка на регистрацию товарного знака «Лентач / Lentach» была подана ООО «Анаким», владельцем 100% которого является Валерий Марков, 25 июля 2016 г., сразу же после возникновения спорной ситуации.

Самая соль

Из всего сказанного можно сделать несколько важных выводов:

  1. если у вас есть раскрученная группа ВКонтакте и вы хотите спать спокойно — вам нужно регистрировать товарный знак,

  2. если вы управляете сообществом, в котором рассказывается о чужом бизнесе или проекте, позаботьтесь о защите своих интересов: будь они денежными или репутационными, вы всегда в зоне риска и уязвимы для нечестных поступков со стороны правообладателей соответствующих товарных знаков.

Проблема здесь не в строгости законодательства, не в принципиальности администраций социальных сетей и не в неоправданности тех или иных претензий. Скорее, беда в том, что защита интеллектуальной собственности слишком часто представляется излишне дорогой и сложной процедурой. Правда, мнение такое существует ровно до того момента, когда в бурлящее варево спора хозяйствующих субъектов добавляется ингредиент в виде зарегистрированного товарного знака — юридический аргумент, возражения против которого можно найти только в суде, потратив намного больше времени и денег, чем потребовалось бы для своевременной регистрации в Роспатенте.

Информация к размышлению

Ради интереса, мы попробовали узнать, как защищают себя (если защищают) известные сообщества ВКонтакте — Топ-10 по версии vktoppost.ru. Пара интересных выводов к размышлению:

  1. Не все паблики вообще могут зарегистрировать товарный знак. Например, «Неприличные анекдоты» или «Популярная музыка» имеют неохраноспособные названия, свидетельства о регистрации товарных знаков для них получить удастся только в комбинации с логотипами. При этом любой желающий сможет открыть свои «Неприличные анекдоты», и ему за это ничего не будет. Особенно в том случае, если он еще и логотип придумает новый.

  2. Паблик IGM до 2015 года именовался «Игромания» и выдавал себя за паблик известного журнала «Игромания», хотя на самом деле никакого отношения к журналу не имел. ООО «Игромедиа», осуществляющему выпуск журнала и владеющему товарными знаками №№ 527094, 341685, в 2015 году удалось добиться замены названия паблика — теперь он называется IGM (igrasan.ru/statejnik/igm-zakryvayut-ili-kak-igromaniya-igromaniyu-pokusala). Впрочем, накопленные миллионы подписчиков отдавать никто не планирует — поддоменное имя IGM не является сходным до степени смешения с товарными знаками «Игромании» и не подпадает под условие о передаче прав администрирования группы. Всегда ли поддоменное имя IGM было таким или же владелец паблика предпринял своевременные действия по его смене — вопрос открытый, но результат грамотного отхода в сторону в виде трех с лишним миллионов подписчиков налицо.

  3. Паблик «Ты не поверишь» повторяет название известной телепередачи канала НТВ, защищенное товарным знаком № 364452. Какое отношение паблик имеет к телеканалу — из открытых источников неясно. Если никакого, то однажды НТВ может паблик заблокировать или забрать.

  4. Паблик МДК в 2014 году зарегистрировал товарный знак № 506467 по 16 классам МКТУ. Как пояснял ранее «РИА Новостям» Роберто Панчвидзе, один из основателей MDK, «регистрация товарного знака позволит основателям MDK бороться с сообществами и компаниями, которые пытаются нажиться на их бренде» (по материалам).

  5. Еще у пяти оставшихся сообществ, входящих в Топ-10, — «Шутник», «Лепра», «ЁП Эпицентр Юмора», «Борщ», «Корпорация зла» — товарные знаки не зарегистрированы. Так что громкие разбирательства между администраторами групп и заинтересованными в «отжиме» этих групп лицами вполне вероятны.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine