Результаты Intel на мобильном рынке в III квартале 2014 года: убытки мобильного подразделения и субсидирование продукции как нарушение конкуренции

Убытки мобильного подразделения и субсидирование продукции как нарушение конкуренции Недавно произошло два интересных события, на которых хотелось бы остановиться подробнее. Во-первых, Intel обнародовала финансовые результаты третьего квартала 2014 года. Во-вторых, пресса узнала о внутреннем письме, разосланном Брайаном Кржаничем, в котором говорится о том, что в начале 2015-го года подразделение персональных компьютеров и подразделение смартфонов и планшетов будут объединены в единую продуктовую группу.

Квартальный результат лучше, чем ожидалось. Но не везде Итак, для начала поговорим о результатах третьего квартала.

q3-2014-06.png Рынок ПК и ноутбуков плавно падает уже очень давно — больше трех лет. В последнее время заговорили о том, что наметился перелом и, вроде бы, даже слабый рост. Это отметили и Intel, и ведущие производители ПК из мирового Топ-5. Хотя по оценкам аналитиков, падение, пусть и небольшое, продолжается.

На этом фоне результаты группы ПК (PC-client Group) выглядят довольно обнадеживающе: Intel заявляет о росте поставок компонентов для ПК на 15%, а для ноутбуков — на 21%. Правда, это поставки от Intel сборщикам, т. е. роста продаж конечным пользователям может и не быть. Что касается финансовых результатов, то чистый доход вырос на 12%, выручка — на 7,9%. В цифрах это выглядит так: прибыль за третий квартал составила 4,12 млрд долларов, доход — 9,2 млрд долларов (прирост на 9% по сравнению с III кварталом предыдущего года).

q3-2014-14.png Вполне прогнозируемо, что хороший рост показала группа по оборудованию для дата-центров — 16%. Intel продолжает инвестировать в «интернет вещей», это направление выросло на 14% до 530 млн долларов, но прибыли там пока практически нет. Также Кржанич заявил, что компания будет продолжать развивать направление носимой электроники, т. к. видит в нем большой потенциал.

Результаты компании в целом также внушают оптимизм: общий доход составил 15,55 млрд долларов (за аналогичный период прошлого года — 13,48 млрд). Чистый доход — 3,32 млрд долларов. Пока все хорошо, да?

Самое убыточное подразделение В теории, исходя из тенденций развития рынка, ситуация должна была быть следующей. Какой у нас сейчас тренд? Это развитие мобильных технологий и мобильных устройств. Соответственно, это самый насыщенный и активный рынок. Однако мобильные устройства несамостоятельны, и для нормальной работы им нужна удаленная, сетевая или облачная инфраструктура. Поэтому второе растущее направление — это дата-центры, обеспечивающие эту инфраструктуру. Не так ли?

q3-2014-11.jpg Вроде бы все так и есть: подразделение Intel по оборудованию для дата-центров показывает очень неплохие темпы роста. А вот подразделение по мобильным и коммуникационным решениям (Mobile and Communications group) оказалось в аутсайдерах. Операционные убытки составили 1,04 млрд долларов за квартал, а чистый доход составил всего 1 млн долларов против 353 млн. за аналогичный период год назад. Более того, результаты третьего квартала существенно хуже результатов второго, который, в свою очередь…

Оргвыводы сделаны Издание Wall Street Journal обнародовало информацию, что недавно СЕО Intel Брайан Кржанич разослал в компании письмо, в котором объявил, что к началу 2015-го года подразделение мобильных решений будет объединено (хотел написать «слито», но это слово выглядит двусмысленно) с подразделением ПК.

q3-2014-13.jpg В письме этот шаг объясняется тем, что разница между рынком мобильных решений и рынком ПК (куда входят и портативные решения — ноутбуки и планшеты на х86) практически стерлась, и существующая граница становится во многом искусственной. Поэтому в будущем компании следует иметь единую линейку продуктов, охватывающую все персональные вычислительные устройства, причем это касается как разработки и производства, так и позиционирования и продаж.

На сегодняшний день подразделением мобильных решений руководит Герман Юл, который перешел в Intel в 2011 году с покупкой активов Infineon AG; подразделением клиентских систем — Кирк Скауген. В письме Кржанич упоминает, что Юл будет осуществлять контроль за процессом слияния, а его новая должность в компании будет объявлена после завершения объединения. Что касается нового подразделения, то им, судя по всему, будет руководить вице-президент Кирк Скауген, который сейчас отвечает за подразделение продуктов для ПК и ноутбуков.

Немного о стратегии и тактике Почему у мобильной группы получились такие убытки? Прям руки чешутся окунуться в историю, вспомнить, как Intel продавала «бесперспективный» бизнес по производству ARM-процессоров в 2006-м, как долго и упорно не замечала трендов на развитие мобильных устройств, считая, что «ноутбука им хватит», как старательно зареза́ла производительность любых энергоэффективных решений, чтобы они не могли конкурировать с более производительными (вспомнить хоть первый CULV…). Но не будем.

q3-2014-04.jpg Из-за стратегического просчета Intel вышла на рынок мобильных устройств относительно поздно. Плюс, у компании не было выхода: пришлось продвигать в мир Android архитектуру х86 (SoC Intel Atom). Первое время это получалось крайне плохо, но за несколько лет Intel довела технологию и ПО до ума, так что при взгляде на последние поколения Intel Atom для смартфонов и планшетов на базе Android уже не так стыдно. Правда, производители до сих пор относятся к ним… не то чтобы с опаской, но точно без интереса.

q3-2014-12.jpg Меньше года назад Кржанич анонсировал «амбициозную стратегию»: за год должно быть продано 40 млн мобильных устройств на платформе Intel Atom с ОС Android. Планы тем более амбициозные, что ни производители, ни потребители не проявляют особого интереса к этой платформе (учитывая еще и задержки с реализацией 4G), а в нижнем сегменте и бнз того тесно.

А зацепиться за этот рынок очень важно, и Intel активно работает над этим. Учебники по конкуренции говорят о двух основных способах нарастить рыночную долю на высококонкурентном рынке: через объединение с конкурентами (включая слияния и поглощения. В нашем случае речь о покупке Intel долей в компаниях Rockchip и Spreadstrum) или путем перераспределения рыночной доли конкурентов в свою пользу. Это можно сделать либо честным прямым путем (продукт лучше и дешевле, чем у конкурентов), либо разными нечестными путями, значительная часть из которых прямо запрещена. На этом направлении Intel воспользовалась старой доброй практикой субсидирования (детали, например, здесь).

q3-2014-02.jpg Такая практика наносит существенный ущерб работе рынка, и на внутреннем рынке большинства развитых стран запрещена, но Intel — компания мирового уровня, а мирового правительства и мирового органа по контролю за конкуренцией не существует, поэтому… Кстати, формально это называется компенсацией производителям за дополнительные затраты, которые они несут за то… в общем, неважно. В реальности же ситуация выглядит так: устройство должно бы стоить, исходя из реалий рынка, например, 400 долларов, но вам его продают за 300. Или даже за 250. А остальное докладывает производитель, в данном случае — Intel. По расчетам аналитиков, размер «компенсаций» может составлять до 50 долларов за устройство.

q3-2014-07.jpg Такая стратегия имеет ряд объективных минусов для окружающих. Во-первых, в данном случае страдают контрагенты: покупатели процессоров и оборудования для ПК и серверов, у которых нет особого выбора, оплачивают амбиции Intel на мобильном рынке. Во-вторых, установление демпинговых (ниже себестоимости) цен вредит рынку в целом. Нарушается рыночный механизм ценообразования исходя из объективных затрат. И те производители, которые конкурировали честно, вынуждены также снижать цены ниже приемлемой планки; иногда до грани рентабельности, иногда даже за эту грань. Это лишает их необходимых ресурсов для дальнейшего развития. В итоге, как правило, рынок теряет стабильность.

Более того, после отмены субсидирования цены вернутся на нормальный рыночный уровень, и покупатели воспримут это как рост цен, так что рынок притормозит — и это также негативно скажется на всех производителях, а не только на демпингующем. Наконец, согласно распространенной теории конкуренции, такое поведение вредит рынку в концептуальном плане: тормозит развитие и повышение качества. В нормальной ситуации большинство пользователей выбрало бы самый лучший продукт, тем самым стимулировав лучшего производители к дальнейшей работе и развитию. В случае же очень дешевого субсидированного товара многие пользователи предпочтут его, а другие производители не получат ожидаемой отдачи и вынуждены будут притормозить развитие.

q3-2014-10.jpg Кстати, по постоянно циркулировавшим слухам, ту же тактику субсидирования Intel применяла при продвижении на рынок ультрабуков. Они тоже получались слишком дорогими и продавались плохо. Тогда Intel создала некий «маркетинговый фонд» для их продвижения с капиталом в 300 млн долларов, из которого, вроде бы, производители получали по 100 долларов за проданную единицу товара. Intel всегда резко отвергала это обвинение, но схема с маркетинговыми фондами, «компенсирующими затраты» производителям, тем не менее, есть и работает.

Ну и наконец… Таким образом, на сегодня мы имеем ситуацию, когда Intel пытается завоевать себе существенную долю рынка с помощью не самого эффективного решения, предположительно используя для этого нечестные методы конкуренции. Затраты на это, скорее всего, компенсируются путем перераспределения доходов от остальных подразделений, что приводит к необоснованному росту цен на их продукцию. Но учитывая практически монопольную позицию Intel на этом рынке, негативных последствий для компании от такого роста цен не будет. А со следующего года, после слияния, такое кросс-субсидирование будет осуществляться уже внутри подразделения, т. е., скорее всего, вне публичного поля.

Таким образом, у слияния подразделений в единую структуру, судя по всему, есть и организационный плюс: со следующего года по общедоступной отчетности не будет видно, что́ там происходит с каждым направлением в отдельности. Ну, есть по группе прибыль — и хорошо. А уж на каком направлении она достигнута — десктопные чипы, чипы для ноутбуков или платформы для мобильных устройств — и не было ли там кросс-субсидирования производства, это неважно.

Мне бы хотелось в явном виде добавить еще одну мысль: когда вы платите за процессоры Intel большие деньги, то вы этим оплачиваете не только «многомиллиардные затраты на исследования и разработку новых поколений процессоров». Вы этим, помимо всего прочего, оплачиваете слабую компетентность топ-менеджмента Intel на глобальном уровне. Руководители компании сначала слишком закостенели и не хотели шевелиться, а теперь пытаются нагнать уходящий поезд, но даже это делают негодными средствами — поэтому результат не то что нулевой… ну, мы видим этот результат. Слияние подразделений позволит успешнее маскировать эту некомпетентность. А оплачивать все это будет кто? Правильно. Но, надеюсь, в будущем, когда компания Intel окажется, вне всяких сомнений, успешна на рынке портативных устройств, нынешним покупателям будет приятно сознавать, что они в финансовом плане (пусть и без дивидендов) тоже поучаствовали в этом успехе. — А. Ш.

q3-2014-01.jpg По вопросу субсидирования Михаил Рыбаков (Intel) прокомментировал, что Intel активно ведет исследования, постоянно внедряет новые технологии и решения, в том числе обладает самыми новыми и передовыми в технологическом плане заводами. Из-за постоянных и больших инвестиций производство получается дороже, чем у конкурентов. Однако чтобы получить возможность работать на рынке, занять на нем свое место, необходимо встать в одну ценовую категорию с конкурентами. Поэтому сейчас компания вынуждена в той или иной степени субсидировать (кстати, Михаил не видит в этом ничего плохого и считает это нормальным способом ведения бизнеса) мобильные устройства с чипами Intel Atom.

От субсидирования можно отказаться, когда компания займет прочное положение на рынке, а партнеры и покупатели в должной мере оценят ее преимущества: производительность, энергоэффективность и другие. Точно так же, как это произошло с платформой х86 для настольных компьютеров и ноутбуков.

«У нас простой принцип: все, что занимается вычислениями, в идеале должно содержать продукцию Intel. Это касается всех рынков. Это касается и рынка интернет-вещей, и рынка для энтузиастов-самосборщиков (любителей Arduino и пр.). Мы видим перспективы этих рынков и хотели бы активно работать на них.

Что же до убыточности подразделения и того, насколько это приемлемо для компании, то этот вопрос будет обсуждаться на встрече инвесторов, которая скоро состоится в США. Пока они соглашались с тем, что этот сегмент рынка стоит в какой-то степени дотировать ради будущих результатов. Сейчас, возможно, будет принято иное решение, но приниматься оно будет инвесторами. Хотя положение Intel на рынке на сегодняшний день хорошее, курс акций растет — так что инвесторы должны быть довольны».

Полный текст статьи читайте на iXBT