Редизайн интернет-магазина: пора?!

Чек-лист, тезисы и важные моменты Дата публикации: 18.10.2017   Самый главный признак, указывающий на необходимость редизайна интернет-магазина — его низкая эффективность. Если текущая версия почти не помогает привлекать трафик и не удерживает покупателей — явно пора что-то менять. Правда, здесь сразу же необходимо задать себе один, но более глобальный вопрос: является ли эта ситуация следствием именно устаревшего дизайна сайта или речь все же про недостатки реализуемой бизнес-модели? Ниже мы затронем оба этих варианта, но начнем с первого и перечислим основные признаки, совокупность которых выявляет необходимость редизайна интернет-магазина. Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис работает БЕСПЛАТНО как для заказчиков, так и для исполнителей. Чек-лист «Пора ли?» Итак, если вы узнали свою ситуацию в 4 и более признаках, перечисленных ниже, — ваш интернет-магазин явно пора переделывать: Визуализация. Сайт выглядит неряшливо или несовременно; Позиционирование. Сайт не запоминается и не выделяется из конкурентной среды; Функциональность. Чувствуется недостаток полезных фич, функций и модулей, которые бы решили какую-то конкретную бизнес-проблему; Удобство. Для совершения покупки от пользователя требуется множество шагов, что влечет за собой большое количество незавершенных покупок; Продвижение. Поисковые запросы практически не приводят посетителей на сайт; Перемены. Ребрендинг, смена специализации, переключение на новую целевую аудиторию — все это подразумевает в том числе изменения и на сайте; Рост. Наращивание объемов продаж, существенное расширение ассортиментного ряда и т.д.; Адаптивность. Сайт некорректно отображается на мобильных устройствах или, наоборот, смотрится узкой кишкой на широких мониторах. От каких конкретно задач стоит отталкиваться, каких результатов ожидать, решаясь на редизайн: Повышение конверсии (соотношения визитов и совершенных покупок); Повышение позиций в поисковых выдачах; Повышение позиций в поисковых выдачах на мобильных устройствах; Готовность к более высоким нагрузкам (при существенном росте продаж). Теперь, когда тезисно обозначены основные моменты, мы предлагаем чуть подробнее остановиться на некоторых из них. Рациональность. Своевременность. Системность Вы только задумайтесь! О том, что для редизайна интернет-магазина необходимы веские основания, говорят даже веб-студии, которые, казалось бы, весьма заинтересованы в частом обращении постоянных клиентов. Тогда почему они советуют десять раз подумать перед тем, как подписать договор о редизайне? Ответ прост — «порядочные» веб-студии и digital-агентства стоят на том, что им более выгоден успех их постоянных клиентов, чем разовые заказы. Как говорится, если не по деньгам, так хоть по карме. Мы советуем обращаться вам именно к таким, а не к тем, кто заявляет: «О, ужас! Какой у вас кошмарный сайт, надо срочно переделывать! Почему? Ну, он же у вас уже старый». Комментарий: Евгений Рудаков, начальник отдела интернет-маркетинга R52.RU Редизайн интернет-магазина — задача нешуточная, такая же, как капитальный ремонт дома или квартиры. Поэтому начинать его надо только в случае крайней необходимости, когда существующая версия уже не отвечает потребностям изменяющегося бизнеса и плавная модернизация уже не может их удовлетворить. Первое, что необходимо сделать, это сформулировать цели переделки старого сайта, т.е. понять, ради чего вы хотите потратить время и деньги. Желательно, что бы эти цели были выражены в цифрах. Цели типа: «сделать современный сайт» или «освежить дизайн» не совсем дотягивают до категории реальных бизнес-целей, хотя, конечно, имиджевую составляющую тоже никто не отменял. Цель должна быть выражена в измеримых показателях, таких как: «увеличить конверсию на Х%», «увеличить трафик из бесплатной органической выдачи на Y%». Такие цели понятны и, исходя из них, могут быть определены необходимый кадровый и финансовый ресурс для их достижения. В зависимости от цели будет подбираться и соответствующий инструментарий. Если цель — увеличение конверсии, то основные работы будут проводиться с дизайном и UX с обязательным A/B тестированием всех внесённых изменений. В случае, если цель «повышение органического трафика», то основные работы будут проводиться со структурой сайта, его фильтрами и, возможно, контентной составляющей. Для каждой цели существуют свои инструменты и свои специалисты. В любом случае, участие в проектировании и реализации проекта ремастеринга ИМ должны принимать аналитики и маркетологи. Удобство совершения покупки — локомотив интернет-продаж Мысль проста: если на вашей площадке процесс покупки устроен сложнее, чем у конкурентов — это первый признак, что надо срочно это исправлять. Конечно, если это единственная проблема, это легко решается на уровне небольших доработок или даже в рамках техподдержки. Но если у вас накопилась масса таких «мелочей», тогда точно пора задуматься о новой версии сайта. Комментарий: Андрей Морозов, генеральный директор компании ЕВРОСАЙТЫ Для начала: надо не ждать, надо быть в тренде и предлагать высокий уровень удобства интернет-магазина. Чтобы понять, что нужно изменить, добавить или поменять в интернет-магазине, нужно очень детально анализировать метрики и проводить глубокую аналитику. Мы всё измеряем в цифрах и конверсиях, просчитываем эффективность и целесообразность каждого элемента интернет-магазина, делаем прогноз, основываясь на целевую аудиторию ИМ, поэтому эффективность наших интернет-магазинов около — 5–7%. Готовиться к переделке площадки надо заблаговременно, учитывая проблемы, с которыми сталкиваются клиенты и сотрудники магазина. Это необходимо для правильного обновления магазина, ведь главная задача новой версии ИМ — это решение текущих проблем. Еще нужно помнить, что интернет-магазин не должен удивлять, он должен быть понятным и простым для пользователя. Главная цель любого интернет-магазина заключается не в том, чтобы посетитель сказал «Вау!», а в том, чтобы он совершил покупку. После обновления ИМ нужно проводить тестирование и сравнение показателей, определять, что из прогноза оказалось хорошим решением, а что нет. Редизайн — это не про сегодня, это про завтра Если решение уже принято, на какие основополагающие моменты стоит обратить внимание в первую очередь? Комментарий: Василий Вишняков, генеральный директор интернет-агентства Bquadro Интернет-магазин — это, прежде всего, сайт. Как правило, это единственный инструмент продаж компании. Переделку или редизайн сайта можно сравнить с ремонтом обычного офлайн-магазина. Решаясь на такие перемены, нужно заглянуть на несколько лет вперёд, чтобы понять, каким был бы бизнес, ядром которого и является интернет-магазин. Нужно составить список требований и пожеланий. Именно эти пункты и будут точками, через которые будет развиваться проект через несколько лет. Стоит обсудить эти моменты с подрядчиком, оценить затраты и период окупаемости. Скорее всего после такой серьёзной и масштабной оценки у вас сформируется мнение, стоит ли работать с текущей системой управления или есть смысл перейти на другую CMS. При переходе на новую систему обязательно нужно помнить о поисковой оптимизации и сохранении трафика. Также имейте в виду возможный саботаж сотрудников и ваших клиентов при использовании личного кабинета с другой системой управления. Изменения, которые влечёт переделка сайта, нужно представить со всех сторон. Мы сказали о функциональных особенностях, но это также может быть изменение дизайна, повышение удобства для пользователя и администратора. Это могут быть требования поисковых систем для привлечения дополнительного поискового трафика. В случае интернет-магазина CMS и сайт — это и есть сам бизнес, его единственный инструмент. Поэтому решение о переделке сайта нужно принимать обдуманно и очень взвешенно. Новый сайт — возможно, новая CMS? Следующий спикер разделяет предыдущее мнение и дополняет его новыми аргументами. Действительно, от того, на какой CMS остановится выбор для новой версии сайта — зависит, мягко скажем, немало: SEO, возможность выбирать подрядчиков для техподдержки, стоимость тех или иных интеграций и обновлений, уровень безопасности и многое другое. Комментарий: Илья Леонов, маркетолог веб-платформы Webasyst Время от времени приходит понимание, что пора масштабно обновить интернет-магазин и мелкие доработки и костыли уже не спасают. И дело уже не столько в редизайне витрины — разросшаяся команда или внешние партнёры требуют изменений «закулисной» части магазина. Первое и, наверное, основное, что стоит внимательно оценить, — это платформа, на которой работает ваш интернет-магазин. Достаточно ли её потенциала для развития. Ведь нужно учесть не только актуальные изменения, но и заложить основу для будущего поэтапного развития. Если у вас самописный движок, то нужно понимать, что в будущем необходимо будет вкладывать определённые средства в его развитие и доработку. Рынок e-commerce сильно развивается, появляются новые сервисы, с которыми требуется интеграция, новые требования и законы, которым должен соответствовать интернет-магазин. В этом свете более выгодно выглядят специализированные решения для управления интернет-магазином, которых сейчас на рынке немало. Остаётся только сопоставить свои требования с их возможностями и выбрать подходящий вариант. Язык цифр как самый объективный Ниже — совет о том, от каких показателей стоит отталкиваться и какой инструмент для аналитики использовать. Комментарий: Виктор Антонов, СХ-директор eCommerce-агентства Aero Для начала стоит вспомнить первопричину решения о переделке магазина. Как правило, даже абстрактная формулировка «освежить» несет в себе более конкретные задачи. Чтобы определить, что это за задачи, в первую очередь надо посмотреть на цифры в финансовой модели и понять точки роста. Не менее важный этап — пообщаться с сотрудниками. Наверняка, у многих из них есть идеи, что нужно переделать в интернет-магазине, чтобы оптимизировать бизнес-процессы. Ну и конечно же, нужно изучить поведение покупателей с помощью инструментов веб-аналитики, глубинных интервью, опросов и составить Customer Journey Map. CJM поможет выявить проблемы, с которыми сталкиваются клиенты на сайте, определить критические точки утечки пользователей и найти решение этих проблем. По итогам этих этапов получится огромный бэклог задач, которые стоит приоритезировать по степени их влияния на KPI вашего бизнеса. Бюжет Vs. «Хотелки» Мнение выше подкрепляет и следующая цитата, в которой также обозначены и отправные точки для бюджетирования редизайна. Комментарий: Виктор Пермяков, генеральный директор студии Vikiweb Если вы планируете редизайн, необходимо начинать с аналитики, а именно с данных Яндекс Метрики и Гугл Аналитикс. Обратите внимание на популярные страницы, источники трафика, предпочтения и возраст аудитории. Также стоит учитывать данные, уже накопленные за время существования магазина до проведения редизайна. Это данные клиентов: основные предпочтения покупателей, их интересы и поведение. Исходя из полученной информации, собирается портрет целевой аудитории, продумывается юзабилити и проводится анализ конкурентного рынка. И только после всего перечисленного необходимо начинать процесс создания прототипов. Основным и самым затратным сегментом бюджета редизайна интернет-магазина является программная часть и автоматизация, на него приходится практически 70% ресурсов. Хороший интернет-магазин должен минимально зависеть от человеческого фактора. Чтобы прикинуть бюджет, необходимо проанализировать что именно вы хотите изменить на сайте, как он должен работать, нужно ли исправлять ошибки, какие места нужно автоматизировать. Второй сегмент бюджета — это дизайн сайта. Тут бюджет так же зависит от количества и сложности работ. Т.е., хотите ли вы создать фирменный стиль или лишь немного подправить старый дизайн — в этом разница ценовой политики. Для ориентира — средний бюджет на редизайн интернет-магазина в «Вики Веб» от 500 000 до 1 500 000 р., что гарантирует найти решение для любого заказчика. В первую очередь следует обратить внимание на удобство пользователя, а не только на требования поисковой оптимизации. Потенциальному покупателю должно быть удобно пользоваться ресурсом, понятна навигация и доступна информация. Нужно уже уходить от «чистого» SEO и показать людям то, что они хотят и дать им то, что они ищут. Проверено на опыте, это дает намного больше покупателей. В большинстве случаев расходы являются прямым следствием решения каких-то конкретных задач. Пожалуй, не стоит лишний раз напоминать, что digital-подрядчики специализируются на разных бюджетах. Если у студии высокий уровень компетенции, она не возьмет в работу проект с низким бюджетом — иначе работа будет в минус. Поэтому предыдущее и следующее мнение нужно воспринимать через призму верхнего и премиум сегмента. Комментарий: Надо понять есть ли на это деньги. Есть 1,5–5 млн? Тогда — да. Есть 500 тысяч? Тогда — нет, даже не надо заморачиваться. Бизнес-процессы как отправная точка Закончить мы бы хотели рассуждениями из более практической области. Что из себя должен представлять бизнес на самом деле, чтобы его сайт был по-настоящему эффективным? Комментарий: Артем Соколов, директор по маркетингу InSales Зачастую запрос на переделку интернет-магазина не возникает спонтанно. Обычно такая необходимость наступает при росте магазина и фундаментальных изменениях в бизнес-процессах. Раньше был владелец на телефоне, сам был кладовщиком, сам возил. А теперь к 10 розничным менеджерам добавилось 2 оптовых, два кладовщика и два склада в разных городах. Так с чего же начать переделку сайта магазина? Правильно, с бизнес-процессов. Очень многие магазины подстраивали свои бизнес-процессы, которые появлялись вместе с ростом под то IT-решение, которое имели. Поэтому первым делом распишите все процессы, завязанные на сайте максимально подробно: обработка заказа, актуальность отображаемых остатков, прием предзаказов, прием и контроль оплат. Именно отсутствие понимания внутренних процессов является основной бедой при переделке уже работающих процессов. И если при первичном изготовлении сайта — можно местами полагаться на опыт и бэкграунд исполнителя, то в данном случае уже нет. Лучше вас никто не знает, что и как работает. Основное внимание я бы уделял автоматизации всех рутинных процессов, работа с накладными ТК, сверка отчетов с ТК и платежкой, коммуникация с клиентом, закупка и инвентаризация товара. Надеемся, этот материал натолкнул вас на полезные мысли. Удачи в бизнесе! Автор: Катерина Логвинова, CMS Magazine & «Рейтинг Рунета» (Директор по коммуникациям) Оригинал: https://www.shopolog.ru/metodichka/development/redizayn-internet-magazina-priznaki-neobhodimosti-chek-list-i-vazhnye-momenty/ Иллюстрация: http://finexecutive.com/files/news/early-riser-my-ass.jpg Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine