Радикальная переработка сайта или постепенные изменения?

upload7wcgo0djt2.jpg

Для того, чтобы отказаться от старого дизайна и заменить его на новый, вы должны иметь веские доказательства того, что это сделает сайт более удобным и конверсионным.

11.03.2015 | Автор: Hoa Loranger, перевод: «Флавита»  print.gif

Главная проблема пользовательского опыта (UX) в применении к сайтам — не вопрос решения какой-то частной дизайнерской задачи: например, какой вид меню применить на сайте — мега-меню или какое-то другое. Это стратегический вопрос, который требует от вас для начала решить, как изменить UX-стратегию: радикально преобразовать всё или предпочесть постепенное пошаговое улучшение.

С тех пор как UX стал мерой качества, накопилось много свидетельств в пользу поэтапного изменения дизайна: QA-исследования демонстрируют, что в конечном итоге непрерывное совершенствование трансформируется в качественные продукты. C другой стороны, преимущество радикальных изменений в том, что они позволяют получать взрывной прирост качества, недостижимый при перманентном «допиливании».

Какую же UX-стратегию изменений выбрать: кардинальную или поэтапную?

Здравый подход к переработке сайта Редизайн часто требует огромных координационных усилий и ресурсов. Иногда проект ограничивается сменой визуальной оболочки: новые стили, цвета и прочие рюшечки. В других случаях серьезные изменения касаются структуры хранения и представления информации, контента и юзабилити. В любом случае, убедитесь, что редизайн основывается на данных о поведении пользователей, имеет четкие цели и критерии оценки. Чтобы достичь нужных результатов, выбирайте путь постепенных улучшений. Прибегать к радикальному редизайну стоит только в том случае, когда его необходимость прямо продиктована статистикой.

Проанализируйте уровень конверсии вашего сайта и действия посетителей, чтобы понять, какие есть проблемы и достаточно ли оснований для того, чтобы ввязываться в полную переделку сайта. Сбор и анализ статистики посещений снижает риски того, что пользователи не примут новый дизайн и вы выбросите на ветер деньги и усилия.

Не паникуйте и не занимайтесь ерундой Приступая к редизайну сайта, некоторые компании становятся жертвами синдрома «Хорошо там, где нас нет». Им кажется, что у других все лучше, хотя зачастую это не так.

Когда компании просят моей помощи в проектах, связанных с редизайном, мой первый вопрос ЗАЧЕМ — зачем вам редизайн? Часто причиной этого желания является длительное отсутствие обновлений сайта. Или подозрения, что сайт выглядит старомодно и непрофессионально. Скрытый смысл такого мотива: «Сайт мне надоел».

Сайт мог наскучить вам, но не вашим клиентам, ведь вряд ли они каждый день подолгу его рассматривают. Хорошо, если клиенты заглядывают на сайт компании раз в месяц, но даже если они и посещают сайт чаще, то пользователи как раз и ценят дизайн за то, что он понятен и привычен.

Прежде чем избавляться от старого и внедрять новое, убедитесь, что у вас есть веские доказательства необходимости перемен и в результате вы упростите пользователям взаимодействие с сайтом. Обсудите возможные способы того, как решить проблему в корне. Слишком часто дизайнеры предлагают модные, трендовые решения, забывая о не столь «красивых» вещах, как контент, структура или взаимодействие с интерфейсом сайта, где обычно и скрывается источник проблем. Посетители сайта не уделяют его внешнему виду столько внимания, как вы, поэтому не гонятся за модными новинками в дизайне. Пользователи предельно целеустремленны, для них гораздо важнее удобство сайта, чем его красота.

Отдавайте предпочтение поэтапному развитию Кардинальные перемены раздражают пользователей и опасны для бизнеса. Цена затрат и усилий, необходимых для полного изменения сайта и получения согласия основных ЛПР, непомерна. Компании часто планируют провести редизайн в ошеломляюще короткие сроки, но процесс затягивается из-за бесконечных разногласий. Некоторые проекты останавливают и снова запускают по несколько раз, а некоторые заканчиваются полным провалом. Команда воодушевлённо начинает работу, но вскоре полностью выдыхается.

Наиболее успешные редизайн-проекты отличаются наличием ясных, конкретных и измеримых целей. Прежде чем пуститься в кардинальные преобразования, необходимо обозначить проблемы, которые вы хотите решить и представить желаемые результаты.

Не совершайте радикальных изменений там, где достаточно небольших поправок Слишком много сайтов переделывается безосновательно. Даже когда есть «объективные» причины для редизайна, в реальности чаще всего оказывается, что многие проблемы имеют частный, изолированный характер и могут быть решены за счёт небольшого, мягкого вмешательства. Вместо того, чтобы придумывать, что изменить — взгляните на данные систем аналитики. Они помогут вам определить, насколько серьезна проблема, и найти решение, требующее минимальных изменений. Радикальные перемены чреваты тем, что могут ненароком задеть важные для пользователей аспекты.

Не забывайте, что ваше восприятие субъективно Человеческое мышление устроено таким образом, что не может видеть объективную картину реальности. «У кого что болит, тот о том и говорит», — гласит мудрость. Инструменты и приемы, которыми владеют веб-дизайнеры, отвлекают их внимание от истинных проблем и мешают им выбрать верную стратегию. Специалисты по графическому дизайну могут оправдывать редизайн, руководствуясь интуицией, и склонны ставить эстетику во главу угла. Хорошие дизайнеры осознают собственную необъективность и в поисках правильного решения опираются на статистику.

Учтите потери от перехода к новому интерфейсу Люди не любят перемен. Не обольщайтесь, полагая, что обновленный сайт будет притягивать пользователей. Людям проще взаимодействовать с интерфейсами, опираясь на предыдущий опыт. Научившись что-то делать, люди ожидают, что знакомая схема будет работать и дальше.

Старайтесь не внедрять коренных изменений, тщательно не обдумав этот шаг. Перемены вызывают у пользователей замешательство, даже если новый дизайн сайта очевидно лучше. Оцените влияние перемен на пользователей до того, как запустить обновленную версию сайта. Один-два дня, потраченных на то, чтобы проверить удобство вашего текущего сайта, могут дать неоценимые результаты.

Иногда лучший выход — радикальные преобразования Кардинальные перемены — это риск, которого стоит избегать. Однако порой существуют весомые причины для проведения полной модернизации сайта. Если дело не в эстетике, если проблемы бросаются в глаза и их нельзя решить временными средствами, то иногда лучше взяться за дело основательно. Вот признаки того, что пора ввязаться в радикальный редизайн:

Выгоды от постепенных изменений минимальны или их нет вообще: вы годами пытались понемногу улучшать дизайн сайта и больше уже ничего нельзя сделать. Много итераций позади, но в результате отдача от ваших усилий все уменьшается.

Сайт устарел технически и вы не можете вносить важные изменения: программная часть сайта не поддерживает способы взаимодействия и функции, необходимые для важнейших пользовательских сценариев. Пользователи не могут выйти на ваш сайт с мобильных устройств, или он не оптимизирован под социальные сети. Инструменты, которые были эффективны несколько лет назад, не соответствуют изменившимся запросам пользователей.

У вашего сайта нелогичная структура: сайт очень запутан и не отвечает ожиданиям пользователей. Стратегия вашего бренда значительно изменилась за несколько лет. В соответствии с ней вы постепенно трансформировали структуру сайта и навигацию. Но после многолетнего «заплаточного» ремонта сайт потерял логическую цельность и посетители не могут в нем разобраться.

Уровень конверсии сайта крайне низок: анализ данных обнаруживает множество проблем, которые не решить незначительными изменениями. Измерение конверсии свидетельствует о чрезвычайно высоких показателях отказов и небольшой глубине просмотра. Проблем столько и они так увязаны друг с другом, что никакое количество постепенных улучшений не поднимет конверсию до нужного уровня.

Анализ конкурентов свидетельствует о том, что уровень вашего сайта гораздо ниже, чем у них: не стоит менять что-то на сайте каждый раз, когда это делают ваши соперники. Однако нельзя пренебрегать изменениями, если исследования показывают, что вы теряете клиентов, потому что другие сайты лучше приспособлены к их запросам.

Вывод Выбранная вами стратегия (с радикальными или итеративными изменениями) должна отвечать как запросам пользователей, так и вашим бизнес-целям. Максимально используйте показатели уровня конверсии (веб-аналитику, пользовательское тестирование), чтобы определить слабые места сайта и найти наиболее эффективное решение. Количественные показатели заставят сосредоточиться на важных моментах и избежать бессмысленных споров.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine