Профессиональная беззеркальная камера Fujifilm X-Pro2 с объективом Fujinon XF16-55mm F2.8 R LM WR, которая по скорости съемки и качеству картинки обгоняет многие зеркальные камеры

и объектив
Fujinon XF16–55mm F2.8 R LM WR


camera-550.jpg


Содержание

Предшественница героини нашего теста появилась в начале 2012 года. И тогда ее представили как Rangefinder-style mirrorless, то есть «беззеркалка в стиле дальномерки». Так же можно представить многие модели Fujifilm — внешне они похожи на дальномерки, но только Fujifilm X-Pro1 или просто Fujifilm X-Pro была оснащена гибридным видоискателем Hybrid Multi Viewfinder, который мог работать в оптическом режиме, а мог — в электронном. И хотя оптический видоискатель Fujifilm X-Pro1 не увеличивал картинку при зумировании (он же не TTL), он отображал электронную рамку, которая с точностью 90% показывала, как будет выполнено кадрирование.

Здесь может возникнуть закономерный вопрос —, а зачем такой видоискатель нужен, ведь электронные визиры отображают 100% кадра, позволяют оценить размытие кадра и вообще стали привычными «глазками» для многих. Моя версия такая: беззеркалки пока не могут похвастаться высоким ресурсом аккумулятора, количество кадров, которое можно «отщелкать» на одной зарядке редко доходит до 400 — если визирование производится по большому ЖК-экрану. Если же визирование производится с помощью видоискателя, максимальное количество кадров уменьшается до 300 (а для большинства моделей — еще меньше). Оптический видоискатель позволяет экономить электричество — с этим достоинством можно не спорить.

Кроме того, есть еще разумные соображения:

  • При долгой съемке глаз фотографа может устать от электронной картинки и отдохнуть на оптической.
  • Оптическая картинка не стробит, не перекрывается в момент съемки. Вообще выглядит для глаза привычнее. Хотя от дальномерного «глазка» глаз за последние годы отвык.
  • Оптический «глазок» дает очень широкий угол обзора, гораздо шире того, что можно было получить на широком угле объектива Fujinon XF16–55mm. А это — возможность вовремя увидеть что-то интересное, не пропустить кадр в стрит- или репортажной съемке.

В общем, Fujifilm не зря придумала гибридный видоискатель. Насколько я знаю, такого больше ни у кого нет, и Fujifilm гордо заявляет, что «X-Pro1 и X-Pro2 на данный момент единственные в мире камеры с гибридным видоискателем».


  Fujifilm X-Pro1 Fujifilm X-Pro2
Дата анонса Январь 2012 Январь 2016
Корпус, защита Магниевый сплав. Нет данных по защите. Магниевый сплав. Защита от влаги (брызг) и пыли. Морозоустойчивость до –10 °C.
Матрица 16 Мп, X-Trans CMOS, APS-C 24 Мп, X-Trans CMOS III, APS-C
Чувствительность, ISO 200 — 6400
100 — 25 600 *
200 — 12 800
100 — 51 200 *
Автофокус TTL, контрастный TTL, гибридный
Экран 3″ TFT RGBW, 1 230 000 точек, фиксированный 3″ TFT RGBW, 1 620 000 точек, фиксированный
Видоискатель Оптический: 0,37x / 0,6x, охват 90%. Электронный: 1 440 000 точек, 0,59x, охват 100%. Оптический: 0,36x / 0,6x, охват 92%. Электронный: 2 360 000 точек, 0,59x, охват 100%.
Скорость серийной съемки 6,3 fps 8,0 fps
Видео 1920 × 1080 24p 1920 × 1080 60p
Стабилизатор в камере — нет
Процессор EXR Pro X-Processor Pro
Затвор 30 — 1/4000, механич. 30 — 1/8000, механич., 1 — 1/32 000 электрон.
Карты памяти 2 слота: SD/SDHC/SDXC (UHS-I) 2 слота: SD/SDHC/SDXC (UHS-I / UHS-II)
Wi-Fi / USB / GPS опция / USB 2.0 / нет встроенный / USB 2.0 / нет
Ресурс аккумулятора (стандарт CIPA) 300 350
Размеры, вес 140×82×43, 450 г 141×83×46, 495 г
Цена T-7825103 T-13342255

Героиня нашего теста — Fujifilm X-Pro2 — появилась в начале текущего года. Она также оснащена гибридным видоискателем, причем он стал намного более совершенным: может работать как электронный дальномер, позволяет оценить глубину резкости и еще много чего. Его возможности подробно описаны на этой странице. Кроме того, характеристики Fujifilm X-Pro2 усилены практически по всем позициям — это хорошо видно в сравнительной таблице:

  • Новую камеру оснастили более мощным процессором X-Processor Pro, что позволило улучшить многие параметры, от частоты кадров в видеосъемке до возможности производить фокусировку по глазам модели.
  • Fujifilm X-Pro2 получила матрицу X-Trans CMOS III (третьего поколения), в которой, в частности, фазовые датчики АФ распределены по полю 40% от площади матрицы.
  • Разрешение ЖК-экрана и электронного видоискателя заметно выросло.
  • У Fujifilm X-Pro2 появился механический затвор с профессиональными параметрами. А к нему добавили электронный затвор с минимальной выдержкой 1/32000 секунды.
  • Заметно выросла скорость серийной съемки.

Можно найти и другие отличия, но обязательно надо отметить, что:

  • Размеры камеры изменились незначительно, но вес вырос на 45 граммов.
  • При этом ресурс аккумулятора поднялся до 350 кадров (аккумулятор в обеих камерах используется одной марки).
  • Очень сильно выросла цена.

Цена в рублях, конечно, взлетела не только по прихоти Fujifilm. Но по цене получается, что Fujifilm X-Pro1 и Fujifilm X-Pro2 — камеры разных классов, хотя внешне они очень похожи друг на друга. Так что сравнение с предыдущей моделью мы прекращаем — лучше подробнее изучим характеристики новой камеры:


Основные характеристики
Корпус, защита Магниевый сплав. Защита от влаги (брызг) и пыли. Морозоустойчивость до –10 °C.
Объектив Съемная оптика. Байонет Fujifilm X-mount.
Матрица 24 Мп, X-Trans CMOS III APS-C (23,6×15,6 мм).
Коэффициент пересчета фокусного расстояния — 1,5.
Светочувствительность ISO 200 — 12 800. В расширенном режиме: 100 — 51 200.
Управление фокусировкой Гибридная TTL-автофокусировка (контрастная и фазовая) с определением лиц и глаз.
Управление экспозицией TTL замер при полностью открытой диафрагме, 256 сегментов экспозамера.
Экран 3″ TFT RGBW, 1 620 000 точек, фиксированный.
Угол обзора более 170°, покрытие кадра ≈100%.
Видоискатель Гибридный (оптический — электронный). Оптический: 0,36x / 0,6x, охват ≈92%. Электронный: 2 360 000 точек, 0,59x, охват ≈100%.
Стабилизация изображения В камере — нет.
Режимы съемки PASM, B (Bulb), T (Time).
Серийная съемка До 8,0 fps (JPEG — 83 кадра, RAW со сжатием — 33 кадра, RAW без сжатия — 27 кадров).
Затвор Механический: 30 — 1/8000 с, X-sync = 1/250 c. Электронный: 1 — 1/32 000 с.
Формат файлов JPEG (Exif 2.30), RAW (14 бит), RAW + JPEG.
Видео Максимальное Full HD 1920×1080 60p. Формат MPEG-4 AVC/H.264 (MOV).
Память 2 слота: SD/SDHC/SDXC (UHS-I). 1 слот поддерживает UHS-II.
Источник питания Литий-ионная батарея NP-W126. Примерно 350 кадров — с визированием по экрану. Примерно 250 кадров — с визированием по электронному видоискателю. До 110 минут видео (с отключенным детектором лиц).
Размеры, вес 140,5 × 82,8 × 45,9 мм; 495 г (включая вес батареи и карты памяти).
Дополнительные характеристики
«Горячий башмак» Есть
Встроенная вспышка Нет
Подсветка автофокуса Есть
Брекетинг По экспозиции, по ISO, по «пленке», по балансу белого, по динамическому диапазону.
Интерфейс
  • Синхроконтакт внешней вспышки;
  • USB2.0 (micro B);
  • HDMI (Type D);
  • Mini-jack (2,5 мм) для внешнего стереомикрофона;
  • Wi-Fi.
Wi-Fi / USB / GPS Встроенный модуль / USB 2.0 / нет.
Автоспуск 10 / 2 с.
Форматы съемки (3:2) 6000×4000 / (16:9) 6000×3376 / (1:1) 4000×4000.
Особенности
  • Матрица X-Trans CMOS III (третьего поколения).
  • Время фокусировки 0,06 с, время включения 0,4 с.
  • Усовершенствованный гибридный видоискатель.
  • Расширенная зона фазовой автофокусировки (40% площади кадра).
  • Возможность беспроводной съемки с помощью смартфона.

На этом мы заканчиваем обзор, основанный на словах производителя, практически без анализа. Если бы мы расширили обзорную часть, мы могли бы повторить, что матрица X-Trans CMOS III «в сочетании с объективом XF позволяет делать снимки, визуально воспринимаемым разрешением, значительно превышающим собственно количество пикселей». Но подобные высказывания уже требуют проверки, здесь мы можем произвести измерения и сравнить результаты и показателями других камер. Так что мы плавно переходим к тестовой части, которая по традиции начнется с анализа конструкция, дизайн и качества управления.


Конструкция, дизайн, управление

Внешне найти отличия от Fujifilm X-Pro 1 и Fujifilm X-Pro2 не так просто. Но это не так важно. Важнее то, что производитель при очень существенных изменениях «начинки» решил практически не трогать «оболочку». Значит, считает дизайн X-Pro удачным — тем более, что Fujifilm всегда собирает мнения фотографов и обозревателей, и, если считает их разумными, очень быстро меняет возможности/функции своих фотокамер.

И все же дизайн Fujifilm X-Pro 1 / 2 кажется мне странным. Всем фотолюбителям знакомо чувство «камера в руке». Одни любят в руке тяжелую зеркалку, другие — компактную. Я согласен, что небольшой «кирпичик» вроде Fujifilm X-T10 довольно удобен в съемке. Но корпус Fujifilm X-Pro 1 / 2 это не «кирпичик» — это почти 500 граммов в форме «кирпича» с довольно маленьким хватом. Если добавить к «тушке» небольшой и легкий объектив, работать с камерой относительно удобно. Но если прицепить 655-граммовый Fujinon XF16–55mm F2.8 R LM WR, испытания для кисти руки становятся нешуточными. Приходится перестраиваться, работать двумя руками (левая под объективом, правая — на хвате) как с крупной зеркалкой. Только, повторюсь, хват крупной зеркалки и хват Fujifilm X-Pro 1 / 2 — вещи несравнимые.

Я не говорю о том, что камера вообще непригодна к работе, но к ней приходится привыкать. Работу двумя руками можно сделать довольно удобной. Работу одной рукой может сделать удобной человек с железной хваткой.

Хотя Fujifilm предлагает неплохое решение этой проблемы: установку съемной рукоятки (без батарей). Это решение предлагается к нескольким моделям, конкретно к Fujifilm X-Pro 2 это рукоятка или хват MHG-XPRO2 (см. закладку «Дополнительные хваты»).


front-4.jpg С небольшим объективом камера выглядит довольно гармонично. Но и в этом случае работа одной рукой — под вопросом. Для тех, кто может легко вращать 600-грамовую «гирьку» это не проблема.

Передняя панель показывает нам переключатель режима АФ: ручной, следящий, покадровый — справа от объектива. А слева мы видим «селектор видоискателя» — он мгновенно переключает видоискатель из оптического режима в электронный и наоборот.

front-3.jpg Здесь мы можем рассмотреть все органы управления на передней панели. Внизу — традиционная кнопка отсоединения объектива.

Как видите, в кольце селектора видоискателя находится функциональная кнопка. По умолчанию она моделирует рамку для оптического видоискателя. То есть показывает, как будет меняться рамка для разных фокусных расстояний.

right-1.jpg Правый борт показываем нам слоты для карт памяти. Здесь можно отметить, что первый слот поддерживает интерфейс UHS-II со скоростью обмена до 312 МБ/с.

И еще мы видим наплыв на задней панели, который вместе с наплывом на передней образует «хват». Все сделано по уму, но, повторюсь, по моему скромному мнению, хват слишком мал для 500-граммовой камеры.

back-1.jpg В верхнем ряду мы видим кнопки «View Mode» (выбор варианта визирования), кнопку выбора экспозамера, кнопку блокировки AE-L (последняя кнопка программируемая. Чуть ниже, под вторым диском управления, — джойстик для быстрого перемещения по экрану (при просмотре или выборе точки фокусировки).

На правой стороне еще две кнопки: блокировки фокус (AF-L) и вызова быстрого меню (Q).

back-2.jpg Рядом с экраном еще три кнопки: Play, «Корзина» и Disp (состав выводимой на экран информации). А мультиселектор у Fujifilm X-Pro2 довольно простой: верхняя кнопка вызывает «Протяжку», а остальные — программируются. Всего у камеры набирается 6 программируемых кнопок.

По умолчанию кнопки мультиселектора вызывают функции: «Влево» — «Выбор пленки», «Вправо» — «Баланс белого», «Вниз» — «Режим АФ».

left-2.jpg Гибридный видоискатель довольно удобен. Очень неплохо показывает картинку в электронном режиме (только при быстрых изменениях картинки возникают искажения). И неплохо показывает картинку в оптическом режиме (только длинный объектив может загородить правый нижний угол картинки).

Набор разъемов очень прост: USB, HDMI и разъем для внешнего микрофона. По совместительству это разъем для «тросика» (пульта ДУ).

front-left-2.jpg Еще один важный разъем находится на левой панели снаружи — это синхроконтакт для внешней вспышки или системы вспышек.

«Окошко» над объективом — просто подсветка АФ. Но внешне напоминает второй «глазок» дальномерки.

top-2.jpg Переходим к изучению верхней панели. Кнопка спуска окружена кольцом включения/выключения камеры. Под ней — ставший почти традиционным диск экспокоррекции.

Если диск экспокоррекции установлен в положение «С», Экспокоррекция производится передним управляющим колесом (с возможностью выбирать коррекцию с помощью выдержки или диафрагмы).

top-3.jpg И, наконец — диск выбора выдержки, совмещенный с диском выбора ISO. Выбор выдержки — это просто поворот внешнего кольца (вокруг диска).

Для выбора чувствительности внешнее кольцо надо приподнять, оттянуть вверх буквально на миллиметр и повернуть. Сложно сказать, насколько это удачное решение. Пожалуй, к нему можно привыкнуть, но поначалу — очень непривычно. А другого средства изменить чувствительность у камеры нет (с помощью меню или программируемой кнопки).

bottom-1.jpg Еще один вид показывает нам «брюшко», профиль «хвата». Поскольку корпус камеры довольно велик, элементы управления ее не загромождают. Но это кажущаяся «ненасыщенность». На самом деле функционал камеры широкий, с претензией на профессиональные возможности.

Итак, внешний осмотр показал:

  • Конструкция и дизайн Fujifilm X-Pro2 нетрадиционны, впрочем, как и многих других беззеркальных камер Fujifilm. В частности это проявляется в том, что режимы PASM не задаются напрямую, а получаются с помощью комбинации автоматических режимов для диафрагмы и выдержки. Если выдержка и диафрагма установлены в положение «А» (авто), мы получаем программный режим. Если только выдержка в положении «А», мы получаем приоритет диафрагмы. Если оба параметра не на автомате, у нас получается ручной режим.
  • Два управляющих колеса и шесть программируемых кнопок дают в сумме исключительную гибкость управления.
  • Одно из «слабых звеньев» камеры — небольшой заряд аккумулятора, который очень быстро расходуется при визировании черед видоискатель. Но здесь спасти положение может оптический режим видоискателя. Если вы оправляетесь на долгую съемку, лучше смотреть в оптический «глазок» и нечасто использовать следящий автофокус.
  • Некоторые вопросы вызывает «хват» камеры. Мы их обозначили, и возможные решения тоже обозначили (либо работа двумя руками, либо приобретение рукоятки-хвата).

В течение двух недель, что камера была на тестировании, она становилась все более привычной и удобной. Теперь, чтобы сделать окончательные выводы по функциональному набору, нам надо заглянуть в меню камеры:

Как видите, функциональный набор Fujifilm X-Pro2 немаленький. И, что совершенно логично, в основном раскрывает возможности автофокуса. По заявлению производителя он уникально быстрый — камера фокусируется за 0,06 секунды. Надеюсь, мы это увидим в тесте АФ.


Fujifilm X-Pro2 и конкуренты

С выпуском X-Pro2 Fujifilm вторглась в нишу очень дорогих беззеркальных камер. Запредельно дорогие, ценой более 200 000 рублей за «тушку», пока производят только Sony и Leica, но «в районе 100 000 рублей» у Fujifilm X-Pro2 есть конкуренты. Мы бы с удовольствием включили в их список Samsung NX-1, но эта камера даже на сайте samsung.ru не включена в линейку продуктов. Скорее всего, в России она «не пошла».

На фоне конкурентов Fujifilm X-Pro2 выделяется, прежде всего, двойным видоискателем (оптическим и электронным). Словно предложив его взамен откидному экрану. Пожалуй, если бы мне пришлось выбирать, я бы выбрал подвижный экран, а не оптический «глазок». Но это мое мнение, не больше, учить производителя «как правильно делать» — любимое занятие людей, скажем так, недалеких.


Fujifilm X-Pro2 и конкуренты
Fujifilm
X-Pro2
Panasonic
Lumix DMC-GX8
Panasonic
Lumix DMC-GH4
Sony
Alpha ILCE-7M2
Sony
Alpha ILCE-7R
Дата выхода февраль 2015 июль 2015 февраль 2014 ноябрь 2014 октябрь 2013
Матрица 24 Мп APS-C
X-Trans III CMOS
20 Мп 4/3″
Live MOS
16 Мп 4/3″
Live Mos
24 Мп, 35 мм
Exmor CMOS
36 Мп, 35 мм
Exmor CMOS
Автофокус TTL, гибридный
чувствит. — N/D
TTL, гибридный
чувствит. –4 до +18 EV
TTL, гибридный
чувствит. –4 до +18 EV
TTL, гибридный
чувствит. –1 до +18 EV
TTL, гибридный
чувствит. –4 до +18 EV
Чувствительность 200 — 12 800
100 — 51 200*
200 — 25 600
100 — 25 600*
200 — 25 600
100 — 25 600*
50 — 25 600 50 — 25 600
ЖК-экран 3,0″ RGBW TFT
1 620 000
фиксированный
3,0″ RGB OLED
1 040 000
откидной, поворотный, сенсорный
3,0″ RGB OLED
1 040 000
откидной, поворотный, сенсорный
3,0″ RGB TFT
1 040 000
откидной
3,0″ RGB TFT
921 000
откидной
Видоискатель TFT 2 360 000
≈100%, ≈0,64x
оптический: 0,36x / 0,6x, ≈92%
OLED 2 360 000
≈100%, ≈0,77x
OLED 2 360 000
≈100%, ≈0,67x
OLED 2 360 000
≈100%, ≈0,71x
OLED 2 360 000
≈100%, ≈0,71x
Затвор мех. 30–1/8000
Х-sync 1/250 с
электрон.
1 — 1/32 000 с
мех. 60–1/8000
Х-sync 1/250 с
электрон.
1 — 1/16 000 с
мех. 60–1/8000
Х-sync 1/250 с
электрон.
1 — 1/16 000 с
мех. 60–1/8000
Х-sync 1/250 с
мех. 60–1/8000
Х-sync 1/160 с
Встроенная вспышка нет нет вед. число 12 (ISO 100) нет нет
Стабилизатор нет матричный нет матричный
5-осевой
нет
Серийная съемка до 8 fps до 10 fps до 12 fps до 5 fps до 4 fps
Wi-Fi / USB / GPS встроенный
USB 2.0
нет
встроенный
USB 2.0
нет
встроенный
USB 2.0
нет
встроенный
USB 2.0
нет
встроенный
USB 2.0
нет
Видео 1920×1080
60p
3840×2160
25p
4096×2160
24p
1920×1080
60p
1920×1080
60p
Запас аккумулятора 350 кадров 330 кадров 500 кадров 350 кадров 340 кадров
Размеры, вес 141×83×46
495 г
132×77×63
477 г
133×93×83
560 г
127×96×60
559 г
127×95×48
465 г
Цена (только корпус) T-13342255 T-12824269 T-10710506 T-11614880 T-10542306

* Расширенный диапазон ISO.

В остальных позициях производители придерживаются примерно одного и того же курса. С 4K-видео решил связаться только Panasonic. И, конечно, на фоне прочих выигрывают модели, оснащенные матричным стабилизатором.


Качество изображения — разрешение и шумы

После тестирования мы некоторое время думали — какую фотокамеру взять для сравнения с Fujifilm X-Pro2 . По идее надо было взять какую-нибудь очень качественную зеркалку формата APS-C, но здесь мы могли выставить только Canon EOS 7D Mark II — она сопоставима с героиней теста по цене. Но оказалось, что 7D Mark II проигрывает нашей героине, причем довольно заметно. И тогда мы решились выставить полнокадровую зеркалку. Не самого высокого полета, но все же полнокадровую, 24-мегапиксельную Nikon D610.


Fujifilm X-Pro2, RAW Fujifilm X-Pro2, JPG
raw-350.jpg jpg-350.jpg

Если вы уже разобрались с нашей «Методикой оценки качества изображения по уровню разрешения и уровню шумов», приведенные графики вам скажут немало:

  • В диапазоне ISO 100 — 6400 Fujifilm X-Pro2 держит довольно высокое разрешение, RAW с выключенным фильтром шумов дает в среднем 20,5 различимых мегапикселя на свету и 17,3 мегапикселя в затемненной сцене (левый график, верхние кривые).
  • У JPG с включенным шумодавом эти цифры чуть падают — до 20 различимых мегапикселей на свету и до 16,5 мегапикселя в затемненной сцене (правый график, верхние кривые).
  • Шумы в сцене RAW Light достигают очень скромного уровня 1,2 балла. Шумы в сцене JPG Light чуть выше, но ненамного — 1,6 балла. Что говорит о довольно высоком уровне фильтра шумов.
  • В темной сцене (Dark) RAW дает уровень шума 3,3 балла, а JPG — 3,5. Это результаты, которые мы привыкли видеть, тестируя полнокадровые камеры, а не «кропнутые» APS-C.


Fujifilm X-Pro2
(APS-C, 24 Мп)
  Light Dark Avr
R 20,28 16,94 18,61
RR 0,84 0,71 0,78
N 1,38 3,40 2,39
RN 14,65 4,98 7,77
Nikon D610
(Full Frame, 24 Мп)
  Light Dark Avr
R 18,67 17,48 18,07
RR 0,77 0,72 0,75
N 1,60 3,40 2,50
RN 11,66 5,15 7,23

Впрочем, смотрите сами, насколько схожи результаты Fujifilm X-Pro2 и Nikon D610:

  • Количество различимых пикселей в светлых сценах у Fujifilm X-Pro2 — 84% против 77% у полнокадровой зеркалки начального уровня.
  • Количество различимых пикселей в темных сценах примерно одинаково — 70 процентов.
  • Уровень шума в светлых сценах у Fujifilm X-Pro2 чуть ниже: 1,38 балла против 1,6 балла у Nikon D610.
  • Уровень шума в темных сценах одинаковый — 3,4 балла.
  • И наконец, общий показатель Fujifilm X-Pro2 чуть выше — 7,77 против 7,23. Здесь сказалось чуть более высокое разрешение и чуть менее высокий уровень шума.

По большому счету, качество картинки у Fujifilm X-Pro2 и Nikon D610 одинаковое. Но характерный почерк (вид шумов) немного разный. Давайте посмотрим, как камеры справились с тестом RAW Light (RAW с выключенным фильтром шумов, светлая сцена).

Здесь преимущество Fujifilm X-Pro2 очевидно — и разрешение выше, и шумы ниже. Картинку X-Pro2 дает менее зернистую, скорее всего, потому что фильтр шумов совсем не отключается, он не отключается в принципе, только выводится на минимум (как у многих фотокамер Fujifilm). Но на разрешении это не сказывается — только не надо путать резкость с разрешением. Картинка Nikon D610 выглядит более резкой, но различимых линий в ней чуть-чуть меньше, чем в картинке Fujifilm X-Pro2.

Теперь «выключим свет» и рассмотрим работу камер в темной сцене:

Здесь мы столкнулись с малообъяснимым фактом. Визуально картинка Fujifilm X-Pro2 намного темнее, чем картинка Nikon D610, и можно подумать, что мы просто «недокрутили» калиброванные источники света или выставили иные параметры съемки. На самом деле мы все докрутили и выставили: освещенность стенда проверяется перед тестом каждой камеры, и параметры съемки очень близки. Снимки сделаны при матричном замере, экспокоррекции –1EV и диафрагме f/9,0. Режим съемки — приоритет диафрагмы. Порой мы наблюдаем незначительные отклонения выдержки в этом режиме, но согласитесь, 1/75 секунды у Fujifilm X-Pro2 и 1/80 секунды у Nikon D610 очень близки. А это максимальное расхождение в приведенной таблице.

Объяснить же, почему картинка Fujifilm X-Pro2 намного темнее, довольно сложно. Можно предположить, что электронный затвор X-Pro2 сильно «врет», но это очень слабое предположение. Хотя в режиме автоматического выбора Fujifilm X-Pro2 выбрала электронный затвора, едва ли он такой неточный. Скорее, напрашивается другое предположение: что Fujifilm X-Pro2 вот так понимает темную картинку. Вот как видите на семплах, так и понимает.

Поскольку количество света обе камеры получили одинаковое (практически одинаковое). Поскольку серая шкала Kodak Gray Scale #13 находится не на периферии, а ближе к центру тестового стенда, объяснить затемненную картинку можно только тем, что Fujifilm X-Pro2 пытается вытянуть максимальный динамический диапазон и меняет яркость пикселей по своему усмотрению, хотя установка Dynamic Range была выставлена на 100%. Ведь фотокамера — это не прибор для измерения яркостей. Это прибор для создания фотореалистичной картинки. А каждый производитель понимает фотореализм по-своему.

Такое длинное отступление понадобилось, поскольку недавно обитатели форума чуть-чуть пошумели по поводу тестирования Nikon D610 (разбор этого шума мы поместили в статью о Canon EOS 700D). А на фотографической практике особенности Fujifilm X-Pro2 едва ли скажутся. Ну, если покажется вам снимок темным, поднимете яркость с помощью экспокоррекции или при обработке снимка. Владелец дорогой камеры всегда такие вещи изучает и быстро учится, как их можно поправить.

Но уровень шумов Fujifilm X-Pro2 получился более высоким, чем у Nikon D610. Это и визуально можно заметить (красный кружок вокруг буквы R превратился в многоугольник на чувствительности ISO 12800; это работа невыключаемого шумодава). К такому же выводу (что уровень шумов Fujifilm X-Pro2 более высокий) пришел наш измеритель шумов — программа, обрабатывающая тестовые снимки. Эта программа шумами считает любые отклонения от снимка, сделанного на минимальной чувствительности. Так что ей почти «по барабану», насколько снимок темный или светлый. Если хотите разобраться в деталях — см. описание методики.

А мы пойдем дальше, посмотрим, как работает шумодав двух камер в светлой сцене.

А работает он хорошо — даже на ISO 12800 картинка остается чистой, скажем так, — условной чистой, с поправкой на очень высокую чувствительность. Причем здесь Fujifilm X-Pro2 также выдала более низкий уровень шума — 1,6 балла против 1,8 балла у Nikon D610. Хотя формально получила больше света, ее экспонометр поставил более длинную выдержку.

Выдержку и диафрагму каждого снимка можно увидеть во всплывающей подсказке при наведении мыши. Но не будем придавать этому слишком большое значение. Уровень шумов, конечно, зависит от выдержки, но не настолько, чтобы 30-процентный разрыв привел к 30-процентному падению или росту шума. По нашим оценкам, 30-процентный разрыв (т. е. разница в ⅓ ступени EV) может привести максимум к 5-процентным изменениям, соизмеримым с погрешностью измерений и расчетов.

И, наконец, нам осталось посмотреть, как работает шумодав Fujifilm X-Pro2 в затемненной сцене:

И здесь, несмотря на затемненную картинку, мы видим явное преимущество Fujifilm X-Pro2. Не очень сильное — наша программа оценила уровень шумов в 3,5 балла, а Nikon D610 поставила оценку 3,9 баллов. Но все-таки это преимущество, видимое невооруженным глазом. Мы можем констатировать, что шумодав Fujifilm X-Pro2 работает лучше, чем шумодав Nikon D610. Правда (здесь надо оговориться), мы видим это на лабораторной фотографии, где нет живых лиц (недавно мы тестировали Fujifilm X-A2, которая показала прекрасные результаты в лаборатории, но живые лица очень сильно фотошопила). Так что окончательный вывод мы сделаем после просмотра «Галереи».

А пока рассмотрим другие фрагменты нашего стенда, снятые в разных условиях:

И в конце этого теста мы даем сравнительную таблицу «Уровень шумов». Здесь мы решили посмотреть, как выглядит Fujifilm X-Pro2 на фоне еще одной полнокадровой зеркалкой начального уровня — Canon EOS 6D, которая также сравнима по цене с героиней нашего теста.


Уровень шумов Canon EOS 6D Fujifilm X-Pro2 Nikon D610
RAW-Light 1,4 1,2 1,4
JPG-Ligh 1,7 1,6 1,8
RAW-Dark 2,1 3,3 2,9
JPG-Dark 2,9 3,5 3,9

Как видите, Fujifilm X-Pro2 в светлой сцене шумит чуть меньше, чем обе зеркалки. Но в затемненной сцене — заметно сильнее, чем Canon 6D. Но примерно так же, как Nikon D610. В RAW уровень шума Fujifilm X-Pro2 выше, в JPG — ниже (за счет современного шумодава).

И в любом случае, если результаты Fujifilm X-Pro2 сравнимы с результатами полнокадровых зеркалок — это очень хороший показатель. Даже с учетом того, что зеркалки начального уровня и не очень молодые.

Напомню, что наша методика определяет уровень шумов и разрешения на разных значениях чувствительности в диапазоне ISO 100 — 6400. Как несложно догадаться, качество тестовых снимков прямо пропорционально разрешению и обратно пропорционально уровню шумов.


Оптика — Fujinon XF16–55mm F2.8 R LM WR

optica-16-50-1.jpg  
Байонет Fujifilm X-mount
Формат APS-C
Подробная информация Fujinon XF16–55mm F2.8 R LM WR
на сайте производителя
Тип объектива с переменным фокусным расстоянием
Фокусное расстояние 16–55 мм (24–83 мм в эквиваленте 35 мм)
Минимальное расстояние фокусировки 0,3 м от фокальной плоскости
Диафрагма f/2,8 — максимальная
f /22 — минимальная
Стабилизатор нет
Тип фокусировки внутренняя
Диаметр резьбы 77 мм
Размеры, вес ∅83×106 мм, 655 г
Особенности
  • Защита от пыли и влаги (брызг)
  • Морозостойкость до –10 °C
  • Нанопокрытие Nano-GI
  • Скорость АФ — 0,06 с
  • Бесшумный «двойной линейный мотор»
Цена T-11894875

Про объектив Fujinon XF16–55mm F2.8 R LM WR практически все сказано в заглавной таблице. Он довольно тяжелый, весит больше самой тяжелой беззеркалки Fujifilm. Но зато защищен от влаги, пыли и мороза. Постоянная светосила во всем диапазоне фокусных расстояний, бесспорно, вызывает уважение, а отсутствие стабилизатора — легкую грусть. Скорость автофокуса довольно велика, в точности соответствует скорости автофокуса камеры (все это по данным производителя). И, что еще вызывает легкую грусть, — это цена объектива. Но, будем надеяться, его характеристики эту цену оправдают.


ФР = 16 мм, ЭФР = 24 мм

field-350.jpg graf-350.jpg

На «коротком» фокусе мы видим практически незаметную «бочку» с дисторсией меньше 1 (по модулю). Разрешение в рабочем диапазоне f/2,8 — f/16 можно считать очень высоким: в центре кадра оно держится выше отметки 0,8 линии на пиксель, на краю — выше 0,6 линии. А дальше, по мере закрытия диафрагмы дифракция заметно смазывает картинку. Создатели объектива утверждают, что применение технологии LMO (оптимизация модуляции света) позволяет заметно снизить дифракционное размытие, но этот момент требует отдельного исследования, которому мы, возможно, посвятим отдельную статью.


Разрешение Хроматические аберрации
Центр кадра Край кадра Центр кадра Край кадра
mira-1.jpg mira-2.jpg chrom-1.jpg chrom-2.jpg
На всех скриншотах: верхний ряд: f/2,8 — f/5,6 — f/8,0, нижний ряд: f/11 — f/16 — f/22.

И еще, несложно заметить, что уровень «хроматики» на краю кадра довольно заметен — порядка 8%. Конечно, это зло небольшое (правится в постобработке или при создании JPG прямо в камере), но оно есть.


ФР = 34 мм, ЭФР = 51 мм

field-350.jpg graf-350.jpg

Мы переходим к «среднему фокусу» и видим почти несуществующую дисторсию. «Подушку» можно разглядеть на тестовом снимке, но, если бы не рамка по периметру кадра, разглядеть было бы намного сложнее.

Разрешение на «среднем фокусе» практически одинаковое в центре кадра и на краю. Но здесь открытая диафрагма не дает такого же высокого разрешения, как на «коротком фокусе». Так что если есть замысел сделать «звенящую» резкость кадра, лучше выбирать диафрагму в диапазоне f/5,6 — f11. За пределом этого диапазона картинка несильно, но будет размываться.


Разрешение Хроматические аберрации
Центр кадра Край кадра Центр кадра Край кадра
mira-1.jpg mira-2.jpg chrom-1.jpg chrom-2.jpg
На всех скриншотах: верхний ряд: f/2,8 — f/5,6 — f/8,0, нижний ряд: f/11 — f/16 — f/22.

Если вы внимательно рассмотрите миры на краю кадра, то увидите, что на широкой диафрагме появляется странный артефакт («восьмерка» вокруг цента миры). На практике эта особенность объектива едва ли сильно скажется, для этого у края кадра должна быть контрастная точка, важ

Полный текст статьи читайте на iXBT