Профессиональная беззеркальная фотокамера Fujifilm X-T2: обзор и тест второго флагмана компании
Содержание
Fujifilm X-T2 уже «засветилась» на страницах нашего раздела в статье «Второй флагман: первое знакомство с Fujifilm X-T2». Это было первое и краткое знакомство, сейчас у нас появилась возможность исследовать камеру основательно — и в лаборатории, в реальной съемке.
Хотя первый обзор был довольно полным (для первого знакомства — уж точно), некоторые моменты мы озвучим заново, хотя, конечно, постараемся попусту не повторяться. Но если есть возможность показать какую-то возможность камеры чуть иначе, рассказать чуть больше — почему нет?
И еще один момент. Когда мы тестировали Fujifilm X-Pro2, мы назвали эту беззеркальную модель профессиональной. И получили на форуме массу отечески нежных советов примерно такого содержания: «Голубчики, если производитель пишет на своей модели Pro, это просто пиар, не надо воспринимать это всерьез!» Но сейчас мы снова назвали героиню теста профессиональной, так что нам придется добавить:
- В общем, дело не в названии, а в возможностях.
- Производитель, называя свою камеру профессиональной, намекает, что ее можно использовать в профессиональной работе.
- Порой производители лукавят, но, по нашему мнению, в случае Fujifilm X-T2 лукавства нет. Да, мы считаем уровень этой камеры профессиональным. И по ходу теста постарались аргументировать свою позицию.
Основные характеристики | |
Корпус, защита | Магниевый сплав. Защита от влаги (брызг) и пыли. Морозоустойчивость до −10 °C. |
Объектив | Съемная оптика. Байонет Fujifilm X-mount. |
Матрица | 24 Мп, X-Trans CMOS III APS-C (23,6×15,6 мм). Коэффициент пересчета фокусного расстояния — 1,5. |
Светочувствительность | ISO 200 — 12 800. В расширенном режиме: 100 — 51 200. |
Управление фокусировкой | Гибридная TTL-автофокусировка (контрастная и фазовая) с определением лиц и глаз. Скорость автофокусировки — 0,08 с. Зона фазовой фокусировки — 91 точка, более 50 процентов площади кадра. |
Управление экспозицией | TTL замер при полностью открытой диафрагме, 256 сегментов экспозамера. |
Экран | 3″ TFT RGB, 1 040 000 точек, откидной в двух плоскостях. Угол обзора более 170°, покрытие кадра ≈100%. |
Видоискатель | Электронный, OLED: 2 360 000 точек, 0,77x, охват ≈100%. Частота обновления экрана — 60 Гц. |
Стабилизация изображения | В камере — нет. |
Режимы съемки | P (программный) / A (приоритет диафрагмы) / S (приоритет выдержки) / M (ручная экспозиция) / Bulb (до 60 мин) / Time (60 — 1/8000 c) |
Серийная съемка | До 14,0 fps с электронным затвором. До 8,0 fps с механическим затвором. До 11,0 fps с механическим затвором в форсированном режиме. |
Затвор | Механический: 30 — 1/8000 с, X-sync = 1/250 c. Электронный: 1 — 1/32 000 с. |
Формат файлов | JPEG (Exif 2.30), RAW (14 бит), RAW + JPEG. |
Видео | 4K 3840×2160 30p. 100 МБ/с до 10 мин. Full HD 1920×1080 60p. 100 МБ/с до 15 мин. Формат MPEG-4 AVC/H.264 (MOV). |
Память | 2 слота: SD/SDHC/SDXC (UHS-II, оба слота поддерживают UHS-II). |
Источник питания | Литий-ионная батарея NP-W126. Примерно 350 кадров. До 110 минут видео (с отключенным детектором лиц). |
Размеры, вес | 133×92×49 мм; 507 г (включая вес батареи и карты памяти). |
Дополнительные характеристики | |
«Горячий башмак» | Есть |
Встроенная вспышка | В комплект камеры входит внешняя мини-вспышка EF-X8. |
Подсветка автофокуса | Есть |
Брекетинг | По экспозиции, по ISO, по «пленке», по балансу белого, по динамическому диапазону. |
Разъемы и беспроводная связь |
|
Wi-Fi / USB / GPS | Встроенный модуль / USB 3.0 / нет. |
Автоспуск | 10 / 2 секунды. |
Форматы съемки | (3:2) 6000×4000 / (16:9) 6000×3376 / (1:1) 4000×4000. |
Особенности |
|
Итак, согласно характеристикам, наводкам производителя и поверхностному анализу:
- Fujifilm X-T2 — вторая наиболее мощная камера в ряду беззеркалок Fuji, ориентированная на тех, кто привык снимать зеркальными камерами, но решил перейти на беззеркалку. Первая — это Fujifilm X-Pro2, ориентированная на «дальномерщиков».
- Главная отличительная особенность Fujifilm X-T2 — возможность использования батарейной рукоятки, которая в режиме форсирования (Boost) очень заметно повышает потенциал камеры. Скорость фокусировки увеличивается, кроме того, видоискатель обновляет картинку с частотой 100 герц — значит, мы можем более точно визировать быстродвижущиеся объекты. А скорость серийной съемки возрастает до 11 fps при работе механического затвора и до 14 fps при работе электронного.
- Как и другие флагманы Fujifilm, модель X-T2 защищена от влаги, пыли и мороза (гарантированно сохраняет работоспособность при −10 °C.).
- И, конечно, внимание привлекает малошумящая матрица X-Trans CMOS III — в том, что она малошумящая, мы убедились, когда тестировали Fujifilm X-Pro2. Но у модели X-T2 усилен фазовый АФ — его 91 точка покрывают более половины кадра. Значит, можно надеяться, что АФ камеры не только быстрый, но и точный.
- И, наконец, Fujifilm X-T2 оснащена диковинным экраном, который может откидываться вверх, вниз и вправо, у него две плоскости вращения. Такие экраны — редкость, нечто подобное появилось только у Pentax K-1. Пока сложно сказать, насколько такие экраны перспективны и надежны. Пока даже сложно сказать, насколько они удобны в работе — к ним надо привыкнуть.
Конструкция, дизайн, управление
Но в целом получается, что Fujifilm X-T2 обещает нам очень много, а цена камеры разумна. У нее есть все достоинства беззеркалок (она относительно легкая и компактная), и при этом она вполне может помериться силами с зеркалками уровня Canon EOS 7D Mark II (как минимум). Впрочем, не будем делать поспешные заключения, впереди у нас много тестов и времени для обдуманных выводов.
Передняя панель камеры не густо покрыта элементами управления. Справа от объектива мы видим только синхроконтакт вспышки и переключатель режимов АФ (следящий, покадровый, ручной). Слева от объектива — функциональную кнопку Fn2 (сверху) и кнопку отсоединения объектива (снизу). Кроме того, обратите внимание на небольшой рычажок сразу над лейблом X-T2, на верхней панели. Это переключатель видов съемки: видео, брекетинг, непрерывная медленная, непрерывная быстрая, покадровая, мультиэкспозиция, наложение фильтров, панорама. |
|
Слева от объектива мы также видим: лампу подсветки АФ и переднее управляющее колесо. А на верхней панели — очень похожий рычажок для переключения режима экспозамера (точка, средневзвешенный, мульти, усредненный). |
|
Два слота для карт памяти — ничего необычного для продвинутой камеры. Но здесь оба слота поддерживают интерфейс UHS-II со скоростью обмена до 280 МБ/c. | |
Как видите, задняя панель тоже негусто усеяна элементами управления, но почти все они высоко функциональны. На верхней кромке мы видим кнопку AE-L (фиксации экспозиции), заднее управляющее колесо и кнопку AF-L (фиксации фокусировки). Чуть ниже: кнопка быстрого меню (Q) и 8-позиционный джойстик (с возможностью выбора — при нажатии на джойстик). Еще ниже — навипад с 5 кнопками. Еще ниже — кнопка «Дисплей / Возврат». |
|
Справа от видоискателя мы найдем простые кнопки Delete и Play. На этом кадре хорошо видны диски переключения режимов слева и справа от видоискателя. Эти режимы переключаются рычажками, мы на них обратили внимание, когда рассматривали переднюю панель. Батарейная рукоятка значительно усиливает хват камеры, что особенно полезно при работе с крупными объективами. Слева на рукоятке мы видим заднее управляющее колесо, джойстик и кнопки AE-L и AF-L (они дублируются на рукоятке). А справа один переключатель: «нормальная работа / форсированный режим (boost)». |
|
Здесь мы видим разъемы:
Обратите внимание на замок на кромке экрана. Если замок закрыт, экран откидывается только вверх и вниз. Если раскрыть замок, экран можно откидывать вперед (в другой плоскости). |
|
Вот так экран откидывается в двух плоскостях. Согласитесь, что это принципиально иной подход к гибкому перемещению экрана в трехмерном пространстве — по сравнению с откидными вращающимися экранами. Пока сложно сказать, приживется ли такая конструкция. С непривычки (подчеркиваю: с непривычки) она кажется менее удобной. Но время покажет. Но справедливости ради надо сказать, что снимать вертикальные кадры с экраном, откидывающимся вбок, довольно удобно. Особенно если камера используется с батарейной рукояткой. |
|
Чтобы еще лучше рассмотреть конструкцию экрана, мы покажем его в раскрытом состоянии с другой стороны. А на «брюшке» камеры мы видим панель контактов для подключения батарейной рукоятки. Далее: обычное отверстие ¼ дюйма для крепления штатива и аккумуляторный отсек. |
|
Теперь рассмотрим верхнюю панель справа. Рядом с видоискателем — диск установки выдержки. Если установить его в положении «A», камера начнет работать в режиме «Приоритет диафрагмы». Или в режиме «Программный» — если диафрагма также установлена в режим «A». Диск снабжен удобной кнопкой-фиксатором. Под диском выбора выдержки мы видим уже знакомый рычажок, который переключает режимы экспозамера. Рядом с диском — кнопка спуска в окружении кольца «Включить камеру / выключить камеру». Кнопка — с резьбой для тросика. Рядом с кнопкой — диск экспокоррекции. |
|
А справа от видоискателя — диск выбора чувствительности, тоже с фиксатором. Под этим диском, мы уже обращали внимание — диск выбора режима съемки. Диск ISO также можно установить в положение «A» — тогда камера будет регулировать ISO автоматически, согласно установкам главного меню. |
Итак, мы внимательно осмотрели камеру. Если вспомнить, как выглядит Fujifilm X-T1, легко прийти к выводу, что дизайн Fujifilm X-T2 более изящный, схема управления — более продвинутая. Восьмипозиционный джойстик усиливает схему с двумя управляющими колесами. В управлении появляется несколько вариантов установки одного параметра — это признак гибкости системы, каждый фотограф может выбрать прием по душе, по сердцу.
Теперь давайте посмотрим, что у камеры внутри — в пунктах меню.
Итак, набор функций Fujifilm X-T2 вполне можно назвать профессиональным. У него есть верхний слой — творческий, основанный на режимах PASM, где на снимки можно наложить фильтры и «пленки». То есть быстро подготовить фотографию, которую можно сразу пускать в дело (выкладывать JPG-снимок в блог или пересылать бильд-редактору).
Второй слой расположен глубже. Здесь мы найдем тонкие настройки: для работы с системой вспышек или для регистрации объектива в базе камеры. Здесь мы можем формировать наборы пользовательских настроек и с их помощью быстро переключать камеру — например, из «студийной работы» в «репортаж» или «спортивный репортаж».
То есть Fujifilm X-T2 предлагает набор не хуже, чем профессиональные зеркалки. То же самое можно сказать о внешних органах управления (два управляющих колеса и восьмипозиционный джойстик позволяют оперативно произвести настройку и выбрать нужный режим). Система, конечно, при этом получается довольно сложной, но пока производители профессиональных камер ничего проще не предложили. Для профессионала эта среда привычная, а начинающий любитель может постепенно осваивать довольно большой массив функций.
Fujifilm X-T2 и конкуренты
Конечно, таблица «Конкуренты» — весьма поверхностная, по техническим характеристикам судить о камере сложно, а по основным характеристикам еще сложнее.
Fujifilm X-T2 и конкуренты | |||||
Fujifilm X-T2 |
Nikon D500 |
Olympus OM-D E-M1 Mark II |
Panasonic Lumix DMC-GX8 |
Sony Alpha ILCE-7M2 |
|
Дата выхода | июль 2016 | май 2016 | сентябрь 2016 | июль 2015 | ноябрь 2014 |
Матрица | 24 Мп APS-C X-Trans III CMOS |
21 Мп APS-C CMOS |
20 Мп 4/3″ MOS |
20 Мп 4/3″ Live MOS |
24 Мп, 35 мм Exmor CMOS |
Автофокус | TTL, гибридный чувствит. — N/D |
TTL, фазовый чувствит. −4 до +20 EV |
TTL, гибридный чувствит. −2 до +20 EV |
TTL, гибридный чувствит. −4 до +18 EV |
TTL, гибридный чувствит. −1 до +18 EV |
Чувствительность | 200 — 12 800 100 — 51 200* |
100 — 51 200 50 — 1 640 000* |
200 — 25 600 64 — 25 600* |
200 — 25 600 100 — 25 600* |
50 — 25 600 |
ЖК-экран | 3,0″ RGB TFT 1 040 000 откидной в 2 плоскостях |
3,2″ RGB TFT 2 360 000 откидной, поворотный, сенсорный |
3,0″ RGB TFT 1 040 000 откидной, поворотный, сенсорный |
3,0″ RGB OLED 1 040 000 откидной, поворотный, сенсорный |
3,0″ RGB TFT 1 040 000 откидной |
Видоискатель | OLED 2 360 000 ≈100%, ≈0,77x |
оптический ≈100%, ≈1,0x |
TFT 2 360 000 ≈100%, ≈0,74x |
OLED 2 360 000 ≈100%, ≈0,77x |
OLED 2 360 000 ≈100%, ≈0,71x |
Затвор | мех. 30—1/8000 Х-sync 1/250 с электрон. 1 — 1/32 000 с |
мех. 30—1/8000 Х-sync 1/250 с |
мех. 60—1/8000 Х-sync 1/250 с электрон. 1 — 1/32 000 с |
мех. 60—1/8000 Х-sync 1/250 с электрон. 1 — 1/16 000 с |
мех. 60—1/8000 Х-sync 1/250 с |
Встроенная вспышка | в комплекте внешняя вспышка EF-X8 | нет | в комплекте внешняя вспышка FL-LM3 | нет | нет |
Стабилизатор | нет** | нет** | матричный 5-осевой |
матричный | матричный 5-осевой |
Серийная съемка | до 14 fps*** | до 10 fps | до 60 fps**** | до 10 fps | до 5 fps |
Wi-Fi / USB / GPS | встроенный USB 3.0 нет |
встроенный USB 3.0 нет |
встроенный USB 3.0 нет |
встроенный USB 2.0 нет |
встроенный USB 2.0 нет |
Видео | 3840×2160 30p |
3840×2160 30p |
3840×2160 25p |
4096×2160 24p |
1920×1080 60p |
Запас аккумулятора | 350 кадров | 1240 кадров | 500 кадров | 440 кадров | 350 кадров |
Размеры, вес | 133×92×49 507 г |
147×115×81 860 г |
134×91×69 498 г |
132×77×63 477 г |
127×96×60 559 г |
Цена (только корпус) | |||||
* Расширенный диапазон ISO. ** Стабилизация возможна в объективе. *** С электронным затвором. С механическим затвором — до 8 fps в обычным режиме и до 11 fps в режиме boost (с батарейной рукояткой). **** С электронным затвором. С механическим затвором — до 15 fps. |
Мы не стали включать в список конкурентов новые модели Canon EOS M5 и Panasonic Lumix DMC-G80. При всем к ним уважении, они относятся к классу пониже, в частности, это видно по характеристикам их механического затвора. А относительно новые беззеркалки Sony, выпущенные осенью 2015 года (Sony Alpha 7R II и Sony Alpha 7S II), — слишком дорогие, чтобы их можно было сравнивать с героиней нашего теста. В итоге в нашем списке Sony представлена моделью-двухлеткой, а вместо новых беззеркалок Canon и Panasonic мы решили включить в список очень сильную зеркалку Nikon D500, примерно той же ценовой категории, что и Olympus OM-D E-M1 Mark II.
Если сравнивать героиню нашего теста именно с этими моделями, видно, что она выигрывает по цене (15–20 процентов), проигрывает по ресурсу аккумулятора и не может похвастаться сенсорным экраном. Но в целом держится весьма достойно — и по параметрам видео, и по скорости серийной съемки. Ультравысокую скорость съемки Olympus OM-D E-M1 Mark II не стоит воспринимать всерьез, ведь если мы снимаем динамичные сцены, мы неизменно столкнемся со следами роллинг-шаттера, а для низкодинамичных сцен скорость 60 fps не особенно нужна. Так же не стоит серьезно относиться к запредельной чувствительности, которую декларирует Nikon D500. Когда мы тестировали Nikon D5, мы видели уровень шума на ISO 102 400, не говоря о более высоких значениях ISO.
Качество изображения — разрешение и шумы
Когда мы тестировали Fujifilm X-Pro2, нам было сложно подобрать камеру для сравнения. Мы попробовали довольно крутую зеркалку формата APS-C (Canon EOS 7D Mark II), но оказалось, что по шумам она проигрывает Fujifilm X-Pro2. И тогда мы остановились на 24-мегапиксельной полнокадровой Nikon D610. И после сравнения тестовых фотографий выяснили, что Fujifilm X-Pro2 уступает Nikon D610, но уступает достойно — сражается почти на равных.
Перед тестом нашей героини у нас возникла рабочая гипотеза — что Fujifilm X-Pro2 и Fujifilm X-T2 работают на одном уровне. То есть «шумят» и дают разрешение на одном уровне. В общем, так оно и оказалось: некоторое различие в десятых балла мы получили, но это соизмеримо с погрешностью наших измерений.
Так что главный вывод можно сделать сразу: Fujifilm X-T2 работает на том же уровне, что и Fujifilm X-Pro2. Обе эти камеры практически догоняют, «дышат в затылок» полнокадровой любительской зеркалке Nikon D610. Это касается только разрешения и уровня шумов. По скорости-точности автофокуса и функциональности Fujifilm X-T2 заметно опережает любительскую зеркалку.
Fujifilm X-T2, RAW | Fujifilm X-T2, JPG |
Но для тех, кто любит детали, мы с удовольствием их предоставим:
- Камера обеспечивает очень высокий уровень разрешения в светлой сцене — примерно 85% пикселей матрицы остаются различимыми в диапазоне ISO 100 — 6400.
- В темной сцене, разумеется разрешение падает до 73%. Но это довольно высокий показатель, соизмеримый с тем, что дает Nikon D610 (72%).
- Очень хорошая особенность шумодава Fujifilm X-T2 — разрешение внутрикамерного JPG такое же, как и разрешение RAW, подавление шумов не снижает детализацию.
- Fujifilm X-T2 показала более низкий уровень шумов, чем Fujifilm X-Pro2, в светлой сцене это 1,1 балла без «шумодава» и 1,6 балла с шумодавом. Правда, чтобы получить именно такой уровень, нам пришлось проявить RAW кадры в фирменной программе RAW File Converter EX 2.0 powered by Silkypix, а проявщик Adobe Photoshop CC 2015.5 (Camera RAW 9.7) выдал шум на 0,2 балла выше!
- В темной сцене мы получили 3,3 балла без «шумодава» и 3,5 балла с шумодавом (опять же после смены проявщика, здесь Camera RAW 9.7 также выдал лишний шум в 0,1 балла).
Возможно вас удивило, что уровень шума без фильтра шумов получился выше, чем с фильтром. Это легко объяснить: мы считаем шумом любые отклонения от кадра, сделанного на минимальной чувствительности. Картинка может быть «приглажена» шумодавом, но сильно отличаться от того, что камера делает на ISO 100. В нашей «Методике оценки качества изображения по уровню разрешения и уровню шумов» все это подробно описывается.
Давайте посмотрим, как Fujifilm X-T2 справились с тестом RAW Light (RAW с выключенным фильтром шумов, светлая сцена).
Нас слегка удивило, что в этом тесте Fujifilm X-T2 показала шум чуть более высокий, чем Fujifilm X-Pro2. Почему? С какого перепугу? Камеры оснащены одной матрицей, одним процессором, скорее всего, их алгоритмы очень близки…
После ряда проверок и перепроверок мы поняли, что здесь дело в «проявщике» RAW. Тестовые снимки Fujifilm X-Pro2 проявлялись в фирменной среде RAW File Converter EX 2.0 powered by Silkypix, а тестовые снимки Fujifilm X-T2 — в Adobe Photoshop CC 2015.5. И хотя раньше мы не встречались с таким видимым падением качества от проявки в Photoshop, мы решили проверить: кто виноват? И виноват оказался, действительно, «проявщик».
В этой таблице мы видим, что шумы Fujifilm X-T2 заметно уменьшились и даже стали ниже, чем шумы Fujifilm X-Pro2. Это так же сложно объяснить — почему шумы Fujifilm X-Pro2 чуть выше? Но дальше пусть работают криминалисты, различия не такие большие, чтобы продолжать расследование. Главное, что уровень шумов Fujifilm X-T2 в светлой сцене (съемка в RAW, без шумодава) совсем невелик — всего 1,1 балл по нашей шкале (см. «Методику оценки качества изображения по уровню разрешения и уровню шумов».
Теперь «уменьшим свет» и рассмотрим работу двух фотокамер Fujifilm в темной сцене:
Здесь мы также получили небольшую «прибавку» к результатам Fujifilm X-T2. Шумы на тестовых кадрах, проявленных в Adobe Photoshop были чуть больше — 3,4 балла. А проявщик RAW File Converter EX 2.0 снизил их уровень на 0,1 балла. И в итоге шумы Fujifilm X-T2 и Fujifilm X-Pro2 в темной сцене сравнялись.
Теперь посмотрим, как выглядит внутрикамерный JPG с включенным шумодавом (уровень подавления — 0, нормальный):
Здесь мы также видим практически одинаковые кадры от Fujifilm X-T2 и Fujifilm X-Pro2. Уровень шумов равен 1,6 балла, что еще раз подтверждает — качество картинки два флагмана Fujifilm выдают одинаковое. Для матрицы APS-C — очень высокое.
Теперь посмотрим на семплы JPG, сделанные в темной сцене:
Здесь мы опять получили одинаковую работу Fujifilm X-T2 и Fujifilm X-Pro2. Какие-то незначительные отличия можно найти, но если стереть опознавательные знаки, вряд ли кто разберет, какой камерой сделан тот или иной снимок.
И теперь, перед формулировкой выводов, рассмотрим другие фрагменты нашего стенда, снятые в разных условиях:
Полный текст статьи читайте на iXBT