Профессиональная беззеркальная фотокамера Fujifilm X-T2: обзор и тест второго флагмана компании


camera-550.jpg

Содержание

Fujifilm X-T2 уже «засветилась» на страницах нашего раздела в статье «Второй флагман: первое знакомство с Fujifilm X-T2». Это было первое и краткое знакомство, сейчас у нас появилась возможность исследовать камеру основательно — и в лаборатории, в реальной съемке.

Хотя первый обзор был довольно полным (для первого знакомства — уж точно), некоторые моменты мы озвучим заново, хотя, конечно, постараемся попусту не повторяться. Но если есть возможность показать какую-то возможность камеры чуть иначе, рассказать чуть больше — почему нет?

И еще один момент. Когда мы тестировали Fujifilm X-Pro2, мы назвали эту беззеркальную модель профессиональной. И получили на форуме массу отечески нежных советов примерно такого содержания: «Голубчики, если производитель пишет на своей модели Pro, это просто пиар, не надо воспринимать это всерьез!» Но сейчас мы снова назвали героиню теста профессиональной, так что нам придется добавить:

  • В общем, дело не в названии, а в возможностях.
  • Производитель, называя свою камеру профессиональной, намекает, что ее можно использовать в профессиональной работе.
  • Порой производители лукавят, но, по нашему мнению, в случае Fujifilm X-T2 лукавства нет. Да, мы считаем уровень этой камеры профессиональным. И по ходу теста постарались аргументировать свою позицию.
Основные характеристики
Корпус, защита Магниевый сплав. Защита от влаги (брызг) и пыли. Морозоустойчивость до −10 °C.
Объектив Съемная оптика. Байонет Fujifilm X-mount.
Матрица 24 Мп, X-Trans CMOS III APS-C (23,6×15,6 мм).
Коэффициент пересчета фокусного расстояния — 1,5.
Светочувствительность ISO 200 — 12 800. В расширенном режиме: 100 — 51 200.
Управление фокусировкой Гибридная TTL-автофокусировка (контрастная и фазовая) с определением лиц и глаз. Скорость автофокусировки — 0,08 с. Зона фазовой фокусировки — 91 точка, более 50 процентов площади кадра.
Управление экспозицией TTL замер при полностью открытой диафрагме, 256 сегментов экспозамера.
Экран 3″ TFT RGB, 1 040 000 точек, откидной в двух плоскостях.
Угол обзора более 170°, покрытие кадра ≈100%.
Видоискатель Электронный, OLED: 2 360 000 точек, 0,77x, охват ≈100%.
Частота обновления экрана — 60 Гц.
Стабилизация изображения В камере — нет.
Режимы съемки P (программный) / A (приоритет диафрагмы) / S (приоритет выдержки) / M (ручная экспозиция) / Bulb (до 60 мин) / Time (60 — 1/8000 c)
Серийная съемка До 14,0 fps с электронным затвором.
До 8,0 fps с механическим затвором.
До 11,0 fps с механическим затвором в форсированном режиме.
Затвор Механический: 30 — 1/8000 с, X-sync = 1/250 c. Электронный: 1 — 1/32 000 с.
Формат файлов JPEG (Exif 2.30), RAW (14 бит), RAW + JPEG.
Видео 4K 3840×2160 30p. 100 МБ/с до 10 мин.
Full HD 1920×1080 60p. 100 МБ/с до 15 мин.
Формат MPEG-4 AVC/H.264 (MOV).
Память 2 слота: SD/SDHC/SDXC (UHS-II, оба слота поддерживают UHS-II).
Источник питания Литий-ионная батарея NP-W126. Примерно 350 кадров. До 110 минут видео (с отключенным детектором лиц).
Размеры, вес 133×92×49 мм; 507 г (включая вес батареи и карты памяти).
Дополнительные характеристики
«Горячий башмак» Есть
Встроенная вспышка В комплект камеры входит внешняя мини-вспышка EF-X8.
Подсветка автофокуса Есть
Брекетинг По экспозиции, по ISO, по «пленке», по балансу белого, по динамическому диапазону.
Разъемы и беспроводная связь
  • Синхроконтакт внешней вспышки;
  • USB 3.0 (Micro-B);
  • HDMI (Type D);
  • миниджек (3,5 мм) для внешнего стереомикрофона;
  • микроджек (2,5 мм) для проводного пульта ДУ;
  • Wi-Fi, встроенный модуль.
Wi-Fi / USB / GPS Встроенный модуль / USB 3.0 / нет.
Автоспуск 10 / 2 секунды.
Форматы съемки (3:2) 6000×4000 / (16:9) 6000×3376 / (1:1) 4000×4000.
Особенности
  • Матрица X-Trans CMOS III (третьего поколения).
  • При использовании батарейной рукоятки VPB-XT2 (с двумя аккумуляторами NP-W126) в режиме Boost усиливаются следующие параметры:
    • Количество кадров на одной зарядке — до 1000.
    • Скорость автофокусировки увеличивается до 0,06 с.
    • Частота кадров в видоискателе увеличивается до 100 fps при задержке 0,005 с.
    • Высокоскоростная непрерывная съёмка — до 11 кадров в секунду.
  • 2 слота карт памяти SD/SDHC/SDXC с поддержкой UHS-II.
  • Возможность беспроводной съемки с помощью смартфона.
  • Расширенные настройки следящего автофокуса.

Итак, согласно характеристикам, наводкам производителя и поверхностному анализу:

  • Fujifilm X-T2 — вторая наиболее мощная камера в ряду беззеркалок Fuji, ориентированная на тех, кто привык снимать зеркальными камерами, но решил перейти на беззеркалку. Первая — это Fujifilm X-Pro2, ориентированная на «дальномерщиков».
  • Главная отличительная особенность Fujifilm X-T2 — возможность использования батарейной рукоятки, которая в режиме форсирования (Boost) очень заметно повышает потенциал камеры. Скорость фокусировки увеличивается, кроме того, видоискатель обновляет картинку с частотой 100 герц — значит, мы можем более точно визировать быстродвижущиеся объекты. А скорость серийной съемки возрастает до 11 fps при работе механического затвора и до 14 fps при работе электронного.
  • Как и другие флагманы Fujifilm, модель X-T2 защищена от влаги, пыли и мороза (гарантированно сохраняет работоспособность при −10 °C.).
  • И, конечно, внимание привлекает малошумящая матрица X-Trans CMOS III — в том, что она малошумящая, мы убедились, когда тестировали Fujifilm X-Pro2. Но у модели X-T2 усилен фазовый АФ — его 91 точка покрывают более половины кадра. Значит, можно надеяться, что АФ камеры не только быстрый, но и точный.
  • И, наконец, Fujifilm X-T2 оснащена диковинным экраном, который может откидываться вверх, вниз и вправо, у него две плоскости вращения. Такие экраны — редкость, нечто подобное появилось только у Pentax K-1. Пока сложно сказать, насколько такие экраны перспективны и надежны. Пока даже сложно сказать, насколько они удобны в работе — к ним надо привыкнуть.

Конструкция, дизайн, управление

Но в целом получается, что Fujifilm X-T2 обещает нам очень много, а цена камеры разумна. У нее есть все достоинства беззеркалок (она относительно легкая и компактная), и при этом она вполне может помериться силами с зеркалками уровня Canon EOS 7D Mark II (как минимум). Впрочем, не будем делать поспешные заключения, впереди у нас много тестов и времени для обдуманных выводов.


31.jpg Передняя панель камеры не густо покрыта элементами управления. Справа от объектива мы видим только синхроконтакт вспышки и переключатель режимов АФ (следящий, покадровый, ручной).

Слева от объектива — функциональную кнопку Fn2 (сверху) и кнопку отсоединения объектива (снизу).

Кроме того, обратите внимание на небольшой рычажок сразу над лейблом X-T2, на верхней панели. Это переключатель видов съемки: видео, брекетинг, непрерывная медленная, непрерывная быстрая, покадровая, мультиэкспозиция, наложение фильтров, панорама.

32.jpg Слева от объектива мы также видим: лампу подсветки АФ и переднее управляющее колесо.

А на верхней панели — очень похожий рычажок для переключения режима экспозамера (точка, средневзвешенный, мульти, усредненный).

03.jpg Два слота для карт памяти — ничего необычного для продвинутой камеры. Но здесь оба слота поддерживают интерфейс UHS-II со скоростью обмена до 280 МБ/c.
17.jpg Как видите, задняя панель тоже негусто усеяна элементами управления, но почти все они высоко функциональны.

На верхней кромке мы видим кнопку AE-L (фиксации экспозиции), заднее управляющее колесо и кнопку AF-L (фиксации фокусировки).

Чуть ниже: кнопка быстрого меню (Q) и 8-позиционный джойстик (с возможностью выбора — при нажатии на джойстик). Еще ниже — навипад с 5 кнопками. Еще ниже — кнопка «Дисплей / Возврат».

40.jpg Справа от видоискателя мы найдем простые кнопки Delete и Play.

На этом кадре хорошо видны диски переключения режимов слева и справа от видоискателя. Эти режимы переключаются рычажками, мы на них обратили внимание, когда рассматривали переднюю панель.

Батарейная рукоятка значительно усиливает хват камеры, что особенно полезно при работе с крупными объективами. Слева на рукоятке мы видим заднее управляющее колесо, джойстик и кнопки AE-L и AF-L (они дублируются на рукоятке). А справа один переключатель: «нормальная работа / форсированный режим (boost)».

20.jpg Здесь мы видим разъемы:
  • внешнего микрофона (миниджек 3,5 мм)
  • USB 3.0 (разъем Micro-B)
  • HDMI (разъем Type D);
  • разъем проводного ДУ (микроджек 2,5 мм)

Обратите внимание на замок на кромке экрана. Если замок закрыт, экран откидывается только вверх и вниз. Если раскрыть замок, экран можно откидывать вперед (в другой плоскости).
10.jpg Вот так экран откидывается в двух плоскостях. Согласитесь, что это принципиально иной подход к гибкому перемещению экрана в трехмерном пространстве — по сравнению с откидными вращающимися экранами.

Пока сложно сказать, приживется ли такая конструкция. С непривычки (подчеркиваю: с непривычки) она кажется менее удобной. Но время покажет.

Но справедливости ради надо сказать, что снимать вертикальные кадры с экраном, откидывающимся вбок, довольно удобно. Особенно если камера используется с батарейной рукояткой.

16.jpg Чтобы еще лучше рассмотреть конструкцию экрана, мы покажем его в раскрытом состоянии с другой стороны.

А на «брюшке» камеры мы видим панель контактов для подключения батарейной рукоятки. Далее: обычное отверстие ¼ дюйма для крепления штатива и аккумуляторный отсек.

38.jpg Теперь рассмотрим верхнюю панель справа. Рядом с видоискателем — диск установки выдержки. Если установить его в положении «A», камера начнет работать в режиме «Приоритет диафрагмы». Или в режиме «Программный» — если диафрагма также установлена в режим «A».

Диск снабжен удобной кнопкой-фиксатором. Под диском выбора выдержки мы видим уже знакомый рычажок, который переключает режимы экспозамера.

Рядом с диском — кнопка спуска в окружении кольца «Включить камеру / выключить камеру». Кнопка — с резьбой для тросика. Рядом с кнопкой — диск экспокоррекции.

39.jpg А справа от видоискателя — диск выбора чувствительности, тоже с фиксатором. Под этим диском, мы уже обращали внимание — диск выбора режима съемки.

Диск ISO также можно установить в положение «A» — тогда камера будет регулировать ISO автоматически, согласно установкам главного меню.

Итак, мы внимательно осмотрели камеру. Если вспомнить, как выглядит Fujifilm X-T1, легко прийти к выводу, что дизайн Fujifilm X-T2 более изящный, схема управления — более продвинутая. Восьмипозиционный джойстик усиливает схему с двумя управляющими колесами. В управлении появляется несколько вариантов установки одного параметра — это признак гибкости системы, каждый фотограф может выбрать прием по душе, по сердцу.

Теперь давайте посмотрим, что у камеры внутри — в пунктах меню.

Итак, набор функций Fujifilm X-T2 вполне можно назвать профессиональным. У него есть верхний слой — творческий, основанный на режимах PASM, где на снимки можно наложить фильтры и «пленки». То есть быстро подготовить фотографию, которую можно сразу пускать в дело (выкладывать JPG-снимок в блог или пересылать бильд-редактору).

Второй слой расположен глубже. Здесь мы найдем тонкие настройки: для работы с системой вспышек или для регистрации объектива в базе камеры. Здесь мы можем формировать наборы пользовательских настроек и с их помощью быстро переключать камеру — например, из «студийной работы» в «репортаж» или «спортивный репортаж».

То есть Fujifilm X-T2 предлагает набор не хуже, чем профессиональные зеркалки. То же самое можно сказать о внешних органах управления (два управляющих колеса и восьмипозиционный джойстик позволяют оперативно произвести настройку и выбрать нужный режим). Система, конечно, при этом получается довольно сложной, но пока производители профессиональных камер ничего проще не предложили. Для профессионала эта среда привычная, а начинающий любитель может постепенно осваивать довольно большой массив функций.


Fujifilm X-T2 и конкуренты

Конечно, таблица «Конкуренты» — весьма поверхностная, по техническим характеристикам судить о камере сложно, а по основным характеристикам еще сложнее.


Fujifilm X-T2 и конкуренты
Fujifilm
X-T2
Nikon
D500
Olympus
OM-D E-M1
Mark II
Panasonic
Lumix DMC-GX8
Sony
Alpha ILCE-7M2
Дата выхода июль 2016 май 2016 сентябрь 2016 июль 2015 ноябрь 2014
Матрица 24 Мп APS-C
X-Trans III CMOS
21 Мп APS-C
CMOS
20 Мп 4/3″
MOS
20 Мп 4/3″
Live MOS
24 Мп, 35 мм
Exmor CMOS
Автофокус TTL, гибридный
чувствит. — N/D
TTL, фазовый
чувствит. −4 до +20 EV
TTL, гибридный
чувствит. −2 до +20 EV
TTL, гибридный
чувствит. −4 до +18 EV
TTL, гибридный
чувствит. −1 до +18 EV
Чувствительность 200 — 12 800
100 — 51 200*
100 — 51 200
50 — 1 640 000*
200 — 25 600
64 — 25 600*
200 — 25 600
100 — 25 600*
50 — 25 600
ЖК-экран 3,0″ RGB TFT
1 040 000
откидной в 2 плоскостях
3,2″ RGB TFT
2 360 000
откидной, поворотный, сенсорный
3,0″ RGB TFT
1 040 000
откидной, поворотный, сенсорный
3,0″ RGB OLED
1 040 000
откидной, поворотный, сенсорный
3,0″ RGB TFT
1 040 000
откидной
Видоискатель OLED 2 360 000
≈100%, ≈0,77x
оптический
≈100%, ≈1,0x
TFT 2 360 000
≈100%, ≈0,74x
OLED 2 360 000
≈100%, ≈0,77x
OLED 2 360 000
≈100%, ≈0,71x
Затвор мех. 30—1/8000
Х-sync 1/250 с
электрон.
1 — 1/32 000 с
мех. 30—1/8000
Х-sync 1/250 с
мех. 60—1/8000
Х-sync 1/250 с
электрон.
1 — 1/32 000 с
мех. 60—1/8000
Х-sync 1/250 с
электрон.
1 — 1/16 000 с
мех. 60—1/8000
Х-sync 1/250 с
Встроенная вспышка в комплекте внешняя вспышка EF-X8 нет в комплекте внешняя вспышка FL-LM3 нет нет
Стабилизатор нет** нет** матричный
5-осевой
матричный матричный
5-осевой
Серийная съемка до 14 fps*** до 10 fps до 60 fps**** до 10 fps до 5 fps
Wi-Fi / USB / GPS встроенный
USB 3.0
нет
встроенный
USB 3.0
нет
встроенный
USB 3.0
нет
встроенный
USB 2.0
нет
встроенный
USB 2.0
нет
Видео 3840×2160
30p
3840×2160
30p
3840×2160
25p
4096×2160
24p
1920×1080
60p
Запас аккумулятора 350 кадров 1240 кадров 500 кадров 440 кадров 350 кадров
Размеры, вес 133×92×49
507 г
147×115×81
860 г
134×91×69
498 г
132×77×63
477 г
127×96×60
559 г
Цена (только корпус) T-13995166 T-13325887 T-1712068866 T-12824269 T-11614880

* Расширенный диапазон ISO.

** Стабилизация возможна в объективе.

*** С электронным затвором. С механическим затвором — до 8 fps в обычным режиме и до 11 fps в режиме boost (с батарейной рукояткой).

**** С электронным затвором. С механическим затвором — до 15 fps.

Мы не стали включать в список конкурентов новые модели Canon EOS M5 и Panasonic Lumix DMC-G80. При всем к ним уважении, они относятся к классу пониже, в частности, это видно по характеристикам их механического затвора. А относительно новые беззеркалки Sony, выпущенные осенью 2015 года (Sony Alpha 7R II и Sony Alpha 7S II), — слишком дорогие, чтобы их можно было сравнивать с героиней нашего теста. В итоге в нашем списке Sony представлена моделью-двухлеткой, а вместо новых беззеркалок Canon и Panasonic мы решили включить в список очень сильную зеркалку Nikon D500, примерно той же ценовой категории, что и Olympus OM-D E-M1 Mark II.

Если сравнивать героиню нашего теста именно с этими моделями, видно, что она выигрывает по цене (15–20 процентов), проигрывает по ресурсу аккумулятора и не может похвастаться сенсорным экраном. Но в целом держится весьма достойно — и по параметрам видео, и по скорости серийной съемки. Ультравысокую скорость съемки Olympus OM-D E-M1 Mark II не стоит воспринимать всерьез, ведь если мы снимаем динамичные сцены, мы неизменно столкнемся со следами роллинг-шаттера, а для низкодинамичных сцен скорость 60 fps не особенно нужна. Так же не стоит серьезно относиться к запредельной чувствительности, которую декларирует Nikon D500. Когда мы тестировали Nikon D5, мы видели уровень шума на ISO 102 400, не говоря о более высоких значениях ISO.


Качество изображения — разрешение и шумы

Когда мы тестировали Fujifilm X-Pro2, нам было сложно подобрать камеру для сравнения. Мы попробовали довольно крутую зеркалку формата APS-C (Canon EOS 7D Mark II), но оказалось, что по шумам она проигрывает Fujifilm X-Pro2. И тогда мы остановились на 24-мегапиксельной полнокадровой Nikon D610. И после сравнения тестовых фотографий выяснили, что Fujifilm X-Pro2 уступает Nikon D610, но уступает достойно — сражается почти на равных.

Перед тестом нашей героини у нас возникла рабочая гипотеза — что Fujifilm X-Pro2 и Fujifilm X-T2 работают на одном уровне. То есть «шумят» и дают разрешение на одном уровне. В общем, так оно и оказалось: некоторое различие в десятых балла мы получили, но это соизмеримо с погрешностью наших измерений.

Так что главный вывод можно сделать сразу: Fujifilm X-T2 работает на том же уровне, что и Fujifilm X-Pro2. Обе эти камеры практически догоняют, «дышат в затылок» полнокадровой любительской зеркалке Nikon D610. Это касается только разрешения и уровня шумов. По скорости-точности автофокуса и функциональности Fujifilm X-T2 заметно опережает любительскую зеркалку.


Fujifilm X-T2, RAW Fujifilm X-T2, JPG
raw-350.jpg jpg-350.jpg

Но для тех, кто любит детали, мы с удовольствием их предоставим:

  • Камера обеспечивает очень высокий уровень разрешения в светлой сцене — примерно 85% пикселей матрицы остаются различимыми в диапазоне ISO 100 — 6400.
  • В темной сцене, разумеется разрешение падает до 73%. Но это довольно высокий показатель, соизмеримый с тем, что дает Nikon D610 (72%).
  • Очень хорошая особенность шумодава Fujifilm X-T2 — разрешение внутрикамерного JPG такое же, как и разрешение RAW, подавление шумов не снижает детализацию.
  • Fujifilm X-T2 показала более низкий уровень шумов, чем Fujifilm X-Pro2, в светлой сцене это 1,1 балла без «шумодава» и 1,6 балла с шумодавом. Правда, чтобы получить именно такой уровень, нам пришлось проявить RAW кадры в фирменной программе RAW File Converter EX 2.0 powered by Silkypix, а проявщик Adobe Photoshop CC 2015.5 (Camera RAW 9.7) выдал шум на 0,2 балла выше!
  • В темной сцене мы получили 3,3 балла без «шумодава» и 3,5 балла с шумодавом (опять же после смены проявщика, здесь Camera RAW 9.7 также выдал лишний шум в 0,1 балла).

Возможно вас удивило, что уровень шума без фильтра шумов получился выше, чем с фильтром. Это легко объяснить: мы считаем шумом любые отклонения от кадра, сделанного на минимальной чувствительности. Картинка может быть «приглажена» шумодавом, но сильно отличаться от того, что камера делает на ISO 100. В нашей «Методике оценки качества изображения по уровню разрешения и уровню шумов» все это подробно описывается.

Давайте посмотрим, как Fujifilm X-T2 справились с тестом RAW Light (RAW с выключенным фильтром шумов, светлая сцена).

Нас слегка удивило, что в этом тесте Fujifilm X-T2 показала шум чуть более высокий, чем Fujifilm X-Pro2. Почему? С какого перепугу? Камеры оснащены одной матрицей, одним процессором, скорее всего, их алгоритмы очень близки…

После ряда проверок и перепроверок мы поняли, что здесь дело в «проявщике» RAW. Тестовые снимки Fujifilm X-Pro2 проявлялись в фирменной среде RAW File Converter EX 2.0 powered by Silkypix, а тестовые снимки Fujifilm X-T2 — в Adobe Photoshop CC 2015.5. И хотя раньше мы не встречались с таким видимым падением качества от проявки в Photoshop, мы решили проверить: кто виноват? И виноват оказался, действительно, «проявщик».

В этой таблице мы видим, что шумы Fujifilm X-T2 заметно уменьшились и даже стали ниже, чем шумы Fujifilm X-Pro2. Это так же сложно объяснить — почему шумы Fujifilm X-Pro2 чуть выше? Но дальше пусть работают криминалисты, различия не такие большие, чтобы продолжать расследование. Главное, что уровень шумов Fujifilm X-T2 в светлой сцене (съемка в RAW, без шумодава) совсем невелик — всего 1,1 балл по нашей шкале (см. «Методику оценки качества изображения по уровню разрешения и уровню шумов».

Теперь «уменьшим свет» и рассмотрим работу двух фотокамер Fujifilm в темной сцене:

Здесь мы также получили небольшую «прибавку» к результатам Fujifilm X-T2. Шумы на тестовых кадрах, проявленных в Adobe Photoshop были чуть больше — 3,4 балла. А проявщик RAW File Converter EX 2.0 снизил их уровень на 0,1 балла. И в итоге шумы Fujifilm X-T2 и Fujifilm X-Pro2 в темной сцене сравнялись.

Теперь посмотрим, как выглядит внутрикамерный JPG с включенным шумодавом (уровень подавления — 0, нормальный):

Здесь мы также видим практически одинаковые кадры от Fujifilm X-T2 и Fujifilm X-Pro2. Уровень шумов равен 1,6 балла, что еще раз подтверждает — качество картинки два флагмана Fujifilm выдают одинаковое. Для матрицы APS-C — очень высокое.

Теперь посмотрим на семплы JPG, сделанные в темной сцене:

Здесь мы опять получили одинаковую работу Fujifilm X-T2 и Fujifilm X-Pro2. Какие-то незначительные отличия можно найти, но если стереть опознавательные знаки, вряд ли кто разберет, какой камерой сделан тот или иной снимок.

И теперь, перед формулировкой выводов, рассмотрим другие фрагменты нашего стенда, снятые в разных условиях:


Полный текст статьи читайте на iXBT