Процессоры AMD A8-3870K, A10-6800K и A10-7850K: все три интегрированные платформы AMD в топовом исполнении

Все три интегрированные платформы AMD в топовом исполнении Недавно мы вкратце изучили производительность трех APU для Socket FM1, упомянув также о короткой жизни упомянутой платформы — дебютировав на рынке летом 2011 года, в конце 2012-го она уже начала уступать место процессорам и платам с Socket FM2. Но и платформа Socket FM2 формально не зажилась — вот уже где-то год проходит поэтапное внедрение FM2+. Впрочем, внедрение это очень поэтапное — две платформы совместимы снизу вверх, т. е. более старые процессоры можно использовать и на новых платах, но не наоборот. Новым APU подходят только новые, однако расширяет их ассортимент компания не слишком торопливо — почти год как самой быстрой моделью продолжает оставаться A10–7850K, замены которой все еще нет, ну, а в младших семействах новая архитектура вообще почти не представлена.

А стоит ли за ней вообще гоняться? Компания много рассказывает о бенефициях HSA и вообще — светлом будущем гетерогенных систем, но, по правде говоря, реальный прогресс в данной области продолжает приносить весьма скромные плоды. Да, конечно, по сравнению с ситуацией трехлетней давности использование OpenCL стало хоть немного заметным в массовом программном обеспечении, но ведь история внедрения GPGPU насчитывает уже более пяти лет. Все эти годы мы слышали обещания, что вот завтра-то гетерогенные вычисления станут массовыми и нужными каждому пользователю, а на деле те, кто покупал компьютеры в те годы, уже успели их поменять :) Не все, конечно, но те, кто старался получить максимум производительности — точно. А вот те, кто к покорению вершин не стремился, вряд ли торопился с прыжками с платформы на платформу. Поэтому нам стало интересно —, а каковы «вершины» каждой из них? Чтобы это выяснить, достаточно протестировать всего три процессора, чем мы сегодня и займемся.

Конфигурация тестовых стендов Процессор AMD A8–3870K AMD A10–6800K AMD A10–7850K Название ядра Llano Richland Kaveri Технология пр-ва 32 нм 32 нм 28 нм Частота ядра std/max, ГГц 3,0 4,¼,4 3,7/4,0 Кол-во ядер (модулей)/потоков вычисления 4/4 2/4 2/4 Кэш L1 (сумм.), I/D, КБ 256/256 128/64 192/64 Кэш L2, КБ 4×1024 2×2048 2×2048 Кэш L3, МиБ — — — Оперативная память 2×DDR3–1866 2×DDR3–2133 2×DDR3–2133 TDP, Вт 100 100 95 Графика Radeon HD 6550D Radeon HD 8670D Radeon R7 Кол-во ГП 400 384 512 Частота std/max, МГц 600 844 720 Цена $75(6) $134(32) $158(29) A8–3870K является самым быстрым устройством в исполнении FM1, на каковом посту весной 2012 года сменил A8–3850. А в конце того же года, как уже было сказано выше, на смену FM1 пришла платформа FM2 и новый флагман в лице A10–5800K, который летом 2013 года уступил место A10–6800K. Где-то спустя полгода оказалось, что FM2 не сможет работать с процессорами на новых ядрах, так что пришлось переходить на FM2+, сохранив, впрочем, совместимость в обратном направлении. Но формально топовым APU AMD стал A10–7850K, замены которому пока нет. Его мы уже тестировали недавно, однако из-за особенностей использованной материнской платы частота памяти оказалась равной 1333 МГц, а не 2133 МГц, что, разумеется, на многих результатах сказалось и потребовало устройство «перемерять» :)

Таким образом, у нас и получилось три процессора для двух с половиной платформ, тестированием которых мы и будем заниматься сегодня.

Методика тестирования Для оценки производительности мы использовали нашу методику измерения производительности с применением бенчмарков iXBT Notebook Benchmark v. 1.0 и iXBT Game Benchmark v. 1.0. Все результаты тестирования в бенчмарке iXBT Notebook Benchmark v. 1.0 мы нормировали относительно результатов Pentium G3250 с 8 ГБ памяти и SSD Intel 520 240 ГБ, а сама методика вычисления интегрального результата осталась неизменной. Еще одна программа, которую мы как обычно добавили к тестовому набору — бенчмарк Basemark CL 1.0.1.4, созданный для измерения производительности OpenCL-кода.

iXBT Notebook Benchmark v. 1.0 01-videoconv.png Приложение способно загрузить работой хоть 16 потоков вычисления, да еще и активно использует OpenCL, так что результаты всех трех APU существенно различаются. Как и положено, самым быстрым оказался 7850К, но несколько смущает то, что его преимущество над 6800К каких-то 5%, в то время, как переход с FM1 на FM2 способен дать более 15%.

02-videomake.png В создании контента и вовсе самый новый APU AMD проигрывает предшественнику. А чем эти программы отличаются от конвертеров? Они тоже неплохо задействуют процессорные ядра, но вот вклад GPU здесь куда менее весом. Таким образом, можно утверждать, что процессорная часть при переходе с 6800К на 7850К даже стала медленнее, а все случаи, когда последнему удается выиграть (или, хотя бы, не проиграть) связаны в основном с гетерогенными вычислениями. Так это или не так — проверим при помощи других тестов. Пока же отметим, что переход с FM1 на FM2 по-прежнему способен обеспечить порядка 15%: этого слишком мало, если первая платформа уже есть в наличии, но не так и плохо в глобальном плане.

03-photo.png Photoshop не относится к программам, слишком уж активно использующим OpenCL, но, тем не менее, в нем 7850К с работой справился немного быстрее. Что ж — значит иногда и улучшения архитектуры в Kaveri сказываются настолько, что способны превозмочь отставание по тактовой частоте. А вот «атлоноподобная» архитектура Llano здесь однозначный аутсайдер — 30–35% разницы говорят сами за себя.

04-audio.png Но иногда выход на сцену A10–7850K кончается позором — как в этом случае. Он конечно обогнал А8–3870К, но сделал это вяло и нехотя, расположившись почти посередине между упомянутым «старичком» и тоже не новым А10–6800К. Впрочем, даже последний далеко не дотягивает до банального бюджетного Pentium G3250 (который, напомним, в этом цикле взят нами за точку отсчета в 100 баллов), что связано с не слишком высокой потребностью приложения в многопоточности. Словом, производительность каждого вычислительного потока в процессорах AMD по-прежнему остается очень низкой, что можно скомпенсировать разве что высокими тактовыми частотами. А можно и не скомпенсировать :)

05-ocr.png Но бывает и так, что четыре «полуядра» обгоняют четыре ядра, даже будучи задействованными полностью. Более того — четыре «полуядра» меньшей тактовой частоты могут обогнать и сходные, работающие на большей. Правда совсем немного, да и, опять же, по сути речь идет лишь о конкуренции с двухъядерными процессорами Intel. Причем с «совсем двухъядерными» — типа Celeron и Pentium, поскольку Core i3 со своими четырьмя потоками вычисления будут уже быстрее.

06-rar.png Ситуация сходная с предыдущим случаем, хотя тут более новый процессор еще и более медленный. В общем, их проще считать примерно равными в среднем — иногда немного быстрее один, иногда немного быстрее другой. Чем лучшие устройства для FM1 быстрее, но это было достигнуто, повторимся, уже на этапе перехода с FM1 на FM2, а последующий тюнинг платформы преимущество не увеличил.

07-load.png Для тестирования двух процессоров из трех мы воспользовались одной системной платой, так что тут условия максимально равные. Да и результат примерно равный. A8–3870K работал на более старой плате со старым чипсетом и медленной памятью, но тут в принципе ничего изменить нельзя, так что можно констатировать, что и «в быту» системы с ним где-то на 20% медленнее — аналогично прочим тестам.

08-overall.png Итог закономерен: смена FM1 на FM2 обеспечивает потенциально порядка 20% производительности и позволяет хотя бы оторваться от Pentium, а внедрение FM2+ не дает вообще ничего :) Что касается быстрой памяти, то и для приложений общего назначения она полезна: DDR3–2133 обеспечила 21% превосходства над Pentium G3250, а в нашем более раннем тестировании с DDR3–1333 A10–7850K обходил этот процессор лишь на 6% в общем зачете.

OpenCL 09-ocl.png Переход на Kaveri может что-то дать при активном внедрении гетерогенных вычислений — как видим, скорость интерпретации OpenCL-кода у A10–7850K почти в полтора раза выше, чем обеспечивает A10–6800K, а A8–3870K он обгоняет почти вдвое. Прекрасный результат, который портит лишь одно — на практике большую часть времени процессорам все еще приходится «ворочать» обычный х86-код. «Ускориться» посредством GPGPU можно не везде, да и там, где можно, улучшения имеют лишь местный эффект. Иными словами, если код, занимающий 10% общего времени выполнения, будет ускорен даже на порядок, сэкономить удастся всего 9% времени. О чем всегда стоит помнить, рассматривая идеальные случаи — неважно: в специализированных бенчмарках или особенно хорошо ложащихся на GPGPU алгоритмах.

Игры в низком разрешении Режим 1366×768 является вторым по популярности среди геймеров по статистике Steam, но связано это в первую очередь с популярностью ноутбуков (в том числе, и позволяющих хоть как-то поиграть в игры). Для настольных систем он несколько атипичен, однако если уж приходится полагаться на силы встроенного видеоядра, тут уж не до жиру.

10-avp.png Что сразу же демонстрирует первая же взятая нами для сравнения игра: как видим, даже в низком разрешении и на минимальных настройках удается получить неплохое, но не идеальное быстродействие. Причем можно это сделать даже на старых А8, а более новые А10 лишь увеличивают «запас прочности», но не более того: высококачественный режим далек даже для А10–7850К.

11-bioshock.png Аналогично складывается положение дел и в Bioshok. И неважно, что в качественном режиме A10–7850K обошел А10–6800К аж на 20% — их обоих для такого режима мало. По мере же снижения качества, как видим, разница в производительности быстро снижается.

12-wot.png Вот в «танчики» можно погонять и в качественном режиме. А8–3870К справляется с этим, правда, без особого запаса, что, скорее всего, будет верно и для других А8, а вот А10 — вполне достаточно. И большого смысла в снижении качества нет — игра очень процессорозависима, причем движок ее до сих пор радикально однопоточный, так что каких-то умопомрачительных результатов от процессоров AMD ждать не стоит, независимо от используемой видеокарты. И с учетом сказанного, нет ничего удивительного, что самым быстрым оказался не 7850К, а 6800К ;)

13-grid2.png Хотя сама игра отлично работает и на A8–3870K, бенчмарк для нее не запускается на многих процессорах, поскольку требует обязательной поддержки команд AVX. Поэтому можно лишь сравнить два А10, но это не очень интересно — их обоих «слишком много» для минимальных настроек, но мало для режима высокого качества. В общем, и там, и там на практике будет использоваться нечто среднее:)

14-metro.png Metro худо-бедно работает на А8 и хорошо — на А10, но тут замахиваться на режим высокого качества можно будет еще очень не скоро.

15-hitman.png А вот требования Hitman еще выше, так что и у А10 (не говоря уже об А8) особого запаса нет даже «на минималке». Но играть можно на всех процессорах.

В общем, вывод простой — в низком разрешении и на минимальных настройках все APU начиная от A8 справляются с большинством игр. Появление А10 вместе с выпуском FM2 производительность платформы увеличило, переход на FM2+ пока не дал ничего. А вот высокие настройки пока еще не получится использовать даже в таком разрешении. Точнее, в старых и/или простых играх — вполне, но не более того.

Игры в высоком разрешении Итак, увеличивать качество пока не получится. А нельзя ли хотя бы на настольных А10 повысить разрешение до нормального?

16-avp-fhd.png FPS на грани «играбельности», но с правильной стороны этой грани. Разумеется, «на минималках», но хоть так — уже неплохо.

17-bioshock-fhd.png Положение дел еще лучше — тут уже безо всяких натяжек нормальная частота кадров.

18-wot-fhd.png В «танчиках» есть даже некоторый запас для повышения качества. Впрочем, игра весьма динамичная, так что просадки FPS тут ни к чему, так что лучше уж не гоняться за визуальными эффектами. Но вот разрешение можно не снижать — уже хорошо.

19-grid2--fhd.png В кольцевых гонках слишком высокая частота кадров, напротив, не требуется, так что тут уже можно и качество повысить. Не до максимального, естественно, но «на минималках» мучаться не обязательно.

20-metro-fhd.png 21-hitman-fhd.png И две игры пока не сдаются даже топовым А10 и даже на минимальных настройках. Впрочем, в Hitman, пожалуй что можно и поиграть: 28–29 средних FPS для этого в принципе хватит, тем более, что минимальная частота кадров ниже 20 не опускается.

Таким образом, общий вердикт прост — поиграть на минимальных настройках с FHD-разрешением в принципе можно не во все, но во многие игры. Естественно, в этом случае речь о высоком качестве уже не идет практически никогда. За исключением игр с совем уж слабой графикой, что естественно.

Итого Как видим, несмотря на всю «прогрессивность» процессоры на ядре Kaveri абсолютно не интересны как минимум для владельцев плат с сокетом FM2: для перехода на них придется плату менять, в то время, как старшие модели Richland способны обеспечить тот же уровень производительности процессорной части и почти тот же графической и без замены. А с учетом текущих розничных цен можно даже утверждать, что настольные Kaveri не нужны… никому. В самом деле: A10–7850K намного дороже, нежели А10–6800К. Есть возможность сэкономить еще больше — купив А10–6790К или вообще А10–5800К: они медленнее из-за более низкой тактовой частоты, зато намного дешевле — в полтора раза и более. Ну, а отставание по частоте можно и скомпенсировать небольшим разгоном, благо у всех упомянутых APU все множители разблокированы. А10–7850К, конечно, тоже можно немного разогнать, но вот платить за него придется слишком дорого. Настолько, что цена сравнима с, например, комплектом из Athlon и быстрой (во всяком случае, куда более быстрой, чем любая интегрированная графика) дискретной видеокартой, использование которого вполне возможно даже в некоторых mini-ITX системах, не говоря уже о MicroATX. В общем, при таких малозаметных улучшениях, A10–7850K и его аналоги должны стоить столько же, сколько предшественники, но никак не дороже — только в этом случае покупка будет оправдана.

Жестко? Да, но так уж вышло. Причем, заметим, что выше мы говорили только о внутрифирменной конкуренции, не провоцируя так любимые многими «войны за веру» — добавление к списку рассматриваемых решений еще и процессоров от Intel может только усугубить расклад. Но сегодня мы этим заниматься не будем, поскольку в основном ограничиваемся процессорами (вернее, APU) AMD. Так что просто подытожим, что даже для рафинированного фаната, выбирающего строго из ассортимента одного из основных вендоров, случаев, в которых оправдана покупка устройства под FM2+, на данный момент почти нет. Хотя это не отрицает покупку при прочих равных платы именно с таким разъемом — вполне возможно, что в будущем ситуация изменится. Но вряд ли сильно — радикальное улучшение GPU на практике нивелируется невысокой скоростью работы с памятью. Вот на последней лучше не экономить, но и не надеяться на улучшения в будущем: повышение частот будет связано только с переходом на DDR4, для чего с большой вероятностью все равно потребуется новый сокет.

Оценивая же прогресс компании за три года… В целом не слишком высокий. Да, разумеется, процессоры Llano использовали весьма архаичную микроархитектуру, унаследованную от Phenom II 2008 года разработки (а на практике восходящую к еще более ранним временам), так что обновление процессорной части было весьма актуальным. Однако на практике оно повысило производительность лишь примерно на 20%, причем сделано это было уже в APU Trinity/Richland, т. е. на первом шаге обновления — второй не дал ровным счетом ничего. Графическая часть также улучшилась, что позволило «надстроить» линейку А4-А6-А8 еще одной ступенькой в виде А10, но и это было сделано уже при разработке Trinity — практической пользы от Kaveri почти никакой, поскольку производительность GPU уже сильно лимитирует производительность памяти. Ну, а с учетом того, что, как сказано было выше, пока еще процессоры под «полный» FM2+ стоят слишком дорого, эффект от последней модернизации семейства APU вообще отрицательный.

В общем, как видим, на месте топчется давно уже не только Intel, но и AMD. А вот кто больше — пока не ясно: для этого надо проверить на практике и решения крупнейшего производителя процессоров, чем мы в ближайшее время и займемся.

chart-200.png

Полный текст статьи читайте на iXBT