Правила переписки: отдел копирайтинга 10 лет назад и сейчас

upload7dbrnuy9w2.jpg

Как с течением времени менялись требования к написанию SEO-текстов

В связи с развитием электронной коммерции в начале нулевых у интернет-ресурсов появилась необходимость в поисковой оптимизации. Тогда же стал активно развиваться SEO-копирайтинг: брендам понадобились описания товаров с обязательным использованием тематических слов и фраз. Очень скоро появились специальные сайты, где авторы-фрилансеры предлагали свои услуги, а агентства стали создавать отделы копирайтинга. О том, как с течением времени менялись требования к написанию SEO-текстов и как сегодня работает отдел копирайтинга Kokoc Group, рассказывает руководитель направления Анна Лебедева.

Документальная «передача»

Работа копирайтера всегда начиналась с получения технического задания. Правда, на заре развития SEO оптимизатор сайтов, проанализировав семантическое ядро ресурса и веб-страницы его конкурентов, скидывал автору текстов «столбик ключевиков». Это слова и фразы, которые помогают пользователям интернета находить сайт через поисковые системы «Яндекс», Google. Раньше копирайтер должен был использовать их на свое усмотрение. Теперь же опытные оптимизаторы шире смотрят на общее дело и дают копирайтерам конкретные рекомендации. К примеру, для страницы «Калькулятор» на сайте продавца пластиковых окон в ТЗ могут быть указаны «ключевики»: «Пластиковые окна стоимость», «Пластиковые окна размеры», «Калькулятор пластиковых окон». А к ним — примечание оптимизатора: «Объем текста от 220 до 240 слов, в нем необходимо популярно объяснить, как именно пользоваться калькулятором».

Другой пример — текст для сайта производителя металлоконструкций. Оптимизатор рассчитывает, что и для читателей, и для поисковых машин удобнее использовать небольшое описание каждого вида конструкций. В техзадании прописывает: придумать оригинальный подзаголовок к каждому блоку.

Изменения коснулись и формы общения с заказчиком текстов: вместо устных пожеланий появился бриф. Теперь основной для работы копирайтера становится документ, в котором описана история проекта, его аудитория, особенности бизнеса, а также страницы, на которые необходимо сделать акцент. Сегодня у хорошего копирайтера гораздо меньше шансов не угодить заказчику, чем, допустим, 5 лет назад. Иногда клиенты пишут рекомендации в свободной форме. Например, интернет-магазин просил написать два информационных блока для главной страницы вместо одного. Первый о компании в целом, а второй о том, какой спектр услуг она оказывает.

Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис работает БЕСПЛАТНО как для заказчиков, так и для исполнителей.

Буду краток

Главное требование любого заказчика SEO-текста остается неизменным — клиенты компании должны получить ясное представление о товарах и услугах и захотеть ими воспользоваться. Правда, понимание того, насколько подробно должен быть описан сервис, кардинально изменилось.

Многие пользователи помнят пресловутые «SEO-портянки»:10 лет назад на главной странице ресурса можно было обнаружить одно длинное «полотно», в котором содержались ответы на все вопросы по теме бизнеса. К примеру, если продавалась фасадная краска, то пользователь узнавал историю происхождения красящих пигментов со дня сотворения мира. Однако, постоянно спотыкался о словосочетания «купить краску», «фасадная краска в Москве недорого». Даже в абзацах про средневековые фрески. Таково было требование оптимизаторов — больше ключевых слов. А копирайтеры, чтобы хоть как-то разбавить нечитаемые словоформы добавляли «воды».

Эти тексты стали сравнивать с «солдатскими носками» не только из-за объема в 10 тысяч знаков, но и из-за неудобства читателей: они раздражали всех. Но постепенно вебмастера начали оптимизировать сайты постранично, тексты стали в два раза короче. А впоследствии программисты «Яндекса» и Google научили поисковые машины избавлять пользователей от чтения лишнего: «вода» в описаниях стала одним из факторов для понижения ресурса в выдаче. Поэтому сегодня среднее техзадание на SEO-текст— 2000–2500 знаков или 1 страница 14 кеглем. Этот объем удается «насытить» информацией, необходимой поисковикам, а пользователи не устают, читая короткое и полезное описание.

Личный кабинет

5 лет назад стилистику, соответствие текстов техзаданию и их уникальность проверял руководитель копирайтеров, за соблюдением грамматических правил следил корректор. Но из-за большого количества текстов, который вынужден был проверять один человек, появлялись ошибки. Поэтому цепочку контроля возглавил старший оптимизатор: вначале он сверяет готовые описания с ТЗ, а затем в дело вступают редактор и корректор.

Сразу после ввода новой системы скорость работы снизилась, дело доходило до конфликтов. Но буквально через пару месяцев все привыкли к новым условиям, и показатели качества текстов улучшились.

Кроме того, два года назад у нас появилась идея создания «Кабинета копирайтера» — специализированного сервиса внутри компании, в котором сотрудники могут писать тексты и использовать для их проверки встроенные функции в режиме онлайн. 8 месяцев над проектом трудилась группа разработчиков, затем копирайтеры непрерывно тестировали сервис еще в течение нескольких месяцев. Теперь программа сообщает о количестве ключевых слов и знаков в тексте, написанных копирайтером, и сравнивает их с техзаданием оптимизатора. Она позволяет отследить число и уместность использования ключевых слов, определяет уникальность. В итоге заказчик получает проверенные всеми возможными способами тексты.

Коллективное сознательное

В последние 5 лет изменились и заказчики. Они научились разбираться в качестве текстов, но воплотить задуманное своими силами все же могут не все. Поэтому многие продолжают обращаться к копирайтерам, однако тщательно следят за балансом: «меньше слов — больше сути». Многие приглашают авторов посмотреть на свое производство или попробовать блюда в ресторане, чтобы детальнее погрузить в свой бизнес.

Бывают и по-настоящему проблемные в своей «экспертизе» заказчики. Например, работали над небольшим количеством текстов (для 10 страниц) для недавно созданного сайта спортивной направленности. В процессе написания и согласования поняли, что у клиента очень точное понимание, что именно он хочет увидеть. Точное до такой степени, что созванивались с заказчиком по телефону, часами общались, меняли местами предложения и абзацы, удаляли или вставляли в другие части текста отдельные слова. Пытались добиться идеального с точки зрения клиента результата, и в итоге работали над заданием месяц, а это, конечно, слишком долго для подобного объема.

Если не брать в расчет особые задания вроде создания слоганов, то скорость работы одного копирайтера в агентстве в среднем — 5000 знаков в день, это около 700 слов. Но дело в том, что некоторые сотрудники пишут максимум 2000 знаков в день. К примеру, понемногу подрабатывают молодые мамы в декрете. А есть у нас копирайтер, которая «выдает» 40 000 знаков день, замечу, хороших по качеству текстов. Для понимания: опытный копирайтер тратит на достойный текст в 2–2,5 тысячи знаков 3–4 часа. Если говорить о максимальной скорости работы корректора — это 250 000 знаков, вычитанных за полноценный 8-часовой рабочий день.

Это основа для выставления сроков написания текстов. Сюда включены возможные форс-мажоры: не работал компьютер, человек приболел, уезжал.

Кто эти люди

Мы подсчитали, что штатные 35 копирайтеров и 5 корректоров пишут 4–5 миллионов знаков в месяц. Но сравнивать эти цифры с показателями 10-летней давности некорректно. Объем «старого» текста в знаках больше, чем современного, но и требования к качеству последнего значительно выше. Значит, справиться с длинным «старым» можно было быстрее, чем с нынешним небольшим, но информативным.

Несмотря на возросшие требования к грамотности и стилистике, среди авторов SEO-текстов сегодня все больше «технарей» по образованию. Высшее образование есть у 99% наших копирайтеров. В команде работают экономист, инженер-электрик, выпускник факультета прикладной математики. Есть, конечно, филологи, юристы, психологи, даже одна выпускница рекламного факультета со специализацией копирайтинг. При этом половина наших копирайтеров — мамы, чьим детям меньше трех лет.

Подводя итоги, отмечу, что главная трансформация в работе копирайтеров произошла в мотивации. 10 лет назад почти все думали, как бы написать быстрее, чтобы получить больше. Сегодняшним авторам (большинству) хочется писать лучше. В «Кабинете копирайтера» можно вести переписку, оставлять комментарии по каждой задаче. Я вижу, что авторы текстов активно интересуются, понравилось ли описание клиенту. Огорчившись в случае отрицательного ответа, они часто по собственной инициативе предлагают новые варианты.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine