Объективы Fujinon XF 56mm F1.2 R и Fujinon XF 56mm F1.2 R APD: портретники с вариациями


Портретники с вариациями


001-sm.jpg

Камеры Fujifilm с байонетом X оснащаются матрицами APS-C (23,6×15,6 мм), кроп-фактор которых составляет 1,52, поэтому объектив с фокусным расстоянием 56 мм создает на них изображение приблизительно такого размера, который формирует на полнокадровых матрицах (24×36 мм) объектив с фокусным 85 мм (35×1,52=85,12 мм). Такой инструмент называется «умеренным» телевиком, или (на фотожаргоне) «портретником», поскольку используется для фотосъемки людей крупным планом (когда модель изображается по пояс).

Масштаб изображения, создаваемого умеренными телевиками, в 1,5–2 раза больше, чем тот, который «рисуют» наши глаза и самые широко распространенные объективы с фокусным 50 мм. Сегодня мы расскажем о двух таких объективах для системы Fujifilm X Mount: Fujinon XF 56mm F1.2 R и Fujinon XF 56mm F1.2 R APD. Мы будем исследовать возможности двух оптических приборов, которые внешне выглядят практически одинаково (за исключением некоторых надписей) и имеют лишь одно внутреннее отличие, поэтому одинаковые сцены и сюжеты мы будем фотографировать примерно в одно и то же время поочередно обоими объективами, а затем сравним полученные результаты.

002-sm.jpg

Внешне Fujinon XF 56mm F1.2 R и Fujinon XF 56mm F1.2 R APD выглядят, как близнецы. Наружные отличия касаются только надписей.

Спецификации

Приведем характеристики объективов по данным Fujifilm (XF 56mm F1.2 R, XF 56mm F1.2 R APD) и по результатам наших измерений.

Объектив (полное наименование) Fujinon XF 56mm F1.2 R Fujinon XF 56mm F1.2 R APD

003-sm.jpg 003a-sm.jpg
Дата анонса 6 января 2014 г. 10 сентября 2014 г.
Фокусное расстояние 56 мм 56 мм
Эквивалент фокусного расстояния (для матриц APS-C) 85 мм 85 мм
Байонет X Mount X Mount
Максимальная диафрагма F1,2 F1,2
Минимальная диафрагма F16 F16
Число лепестков диафрагмы 7 (скругленные) 7 (скругленные)
Элементов 11 (включая два из низкодисперсионного стекла и один асферический) в 8 группах 11 (включая два из низкодисперсионного стекла и один асферический) в 8 группах
Просветляющее покрытие Super EBC* Super EBC*
Минимальная дистанция фокусировки 0,7 м 0,7 м
Угол обзора 28,5° 28,5°
Максимальное увеличение 0,09 крат 0,09 крат
Автофокусировка внутренняя внутренняя
Привод автофокусировки микромотор микромотор
Стабилизация нет нет
Защита от пыли и влаги нет нет
Резьба для светофильтров ∅62 мм ∅62 мм
Размеры (диаметр × длина) ∅73,2×69,7 мм ∅73,2×69,7 мм
Вес 405 г 405 г
Цена T-10666880 T-11035256

* Super EBC — Super Electron Beam Coating (электронно-лучевое напыление)

Внутреннее строение объективов Fujinon XF 56mm F1.2 R и Fujinon XF 56mm F1.2 R APD идентично, исключая одну-единственную, но принципиально важную деталь: второй оснащен аподизационным фильтром, размещенным позади диафрагменного кольца.

Оптические схемы Fujinon XF 56mm F1.2 R и Fujinon XF 56mm F1.2 R APD

Оптические схемы Fujinon XF 56mm F1.2 R и Fujinon XF 56mm F1.2 R APD (справа)

Оптическая схема объективов напоминает старый добрый Carl Zeiss Planar, правда с изрядными добавками — в числе прочего, в виде двух низкодисперсионных элементов и одного асферического. Однако оба наших подопечных при более высокой светосиле весят вдвое меньше аналогов от Zeiss. Впрочем, в этом нет заслуги производителя, а есть общее достоинство систем с «неполнокадровыми» матрицами: оптика для них не требует столь большого по размерам светового пятна, как полноразмерный кадр, а потому масса стекла, моторов и корпуса существенно ниже.

Мало того, что Fujinon XF 56mm F1.2 R и Fujinon XF 56mm F1.2 R APD выглядят, как близнецы. Общий план их конструкции (компоновка) характерен для объективов Fujinon X-mount вообще.

Корпуса, фланцы стыковочных узлов байонета, кольца управления диафрагмой и фокусировкой — цельнометаллические, выглядят весьма внушительно и солидно, вызывая при первичном осмотре и дальнейшей работе ощущение добротности изготовления и высокой надежности. Более широкие фокусировочные кольца расположены у передних линз, а более узкие кольца установки диафрагм — у байонета. Наши подопечные лишены механического переключателя ручного режима фокусировки, и для того чтобы взять на себя управление точной «доводкой» фокуса, приходится использовать возможности камер.

005-sm.jpg

Fujinon XF 56mm F1.2 R и Fujinon XF 56mm F1.2 R APD (справа) обладают металлическими корпусами и надежными стыковочными узлами байонетных креплений

Управление

В объективах используется «фирменное» многослойное просветляющее покрытие линз компании Fujifilm, создаваемое не традиционным способом, а бомбардировкой стекол пучком электронов под высоким вакуумом (Super EBC, Electron Beam Coating). При этом нужные компоненты не просто пассивно осаждаются на оптические поверхности, а как бы «вколачиваются» в них, обеспечивая высокую точность толщины и механическую прочность просветляющего покрытия.

Известно, что просветляющее покрытие тем эффективнее, чем больше слоев оно содержит. Классическая технология осаждения такого покрытия дает возможность осадить не более семи слоев, в то время как электронная бомбардировка Fujifilm — одиннадцать и более. Теоретически это должно означать более высокую светопроницаемость и значительную эффективность борьбы с нерезкостью контуров, ореолами и паразитными отражениями с поверхностей линз.

Просветление

Фокусировка и диафрагмирование в автоматическом и ручном режимах производятся исключительно встроенной электроникой. По счастью, наводка на резкость даже в ручном режиме почти избавлена от инерции электронно-механической системы, когда перемещение фокусировочной группы линз отстает от вращаемого фотографом кольца.

Наводиться на резкость по шкале расстояний, используя глубину резкости, нельзя, да такой шкалы и нет ни на одном из объективов. На наш взгляд, это не добавляет удобства, но, вместе с тем, и не станет препятствием при съемке в подавляющем большинстве ситуаций. Влияние мировой тенденции налицо: объективы проектировались с явным приоритетом работы в автоматическом режиме.

Управление диафрагмой предусмотрено с шагом в ⅓ ступени. Его можно выполнять без визуального контроля, не отрываясь от видоискателя, поскольку в каждом из положений кольцо диафрагмирования отзывается четким щелчком, ощутимым и тактильно, и на слух.

Аподизация

Единственным различием объективов является аподизационный фильтр, введенный в оптическую схему инструмента с соответствующей маркировкой (APD). Для понимания назначения этого фильтра следует вспомнить о дифракции света. В оптических системах дифракция приводит к образованию вокруг любой светящейся точки концентрических окружностей — так называемого дифракционного пятна. Смысл аподизации (буквально: «удаление следов») состоит в перераспределении света в таком пятне: его центральный максимум, называемый диском Эри (Airy) становится шире, а окружающие его кольца — менее контрастными. Теоретически на фотоснимках это должно нивелировать пагубное воздействие на картинку дифракционных артефактов, увеличить контраст изображения и повысить качество размытия заднего плана при большом относительном отверстии.

Для достижения аподизационного эффекта в оптическую схему объектива за диафрагмой вводится краевой циркулярный градиентный фильтр, уменьшающий светопропускание тем сильнее, чем ближе к периферии кадра. Кстати, влияние такого фильтра на получаемое изображение можно оценить невооруженным глазом, посмотрев в объектив на просвет при максимально раскрытой диафрагме.

006-sm.jpg

Влияние аподизационного фильтра на светопропускание. В картинке у Fujifilm XF 56mm F1.2 R APD (справа) заметен эффект виньетирования, интенсивность которого убывает от периферии к центру светового пятна.

Коль скоро аподизационный фильтр понижает светопропускание, то уменьшается и светосила. По сравнению с объективом без APD, при таком же раскрытии диафрагмы светосила падает пропорционально оптической плотности фильтра, которая, как упомянуто выше, градиентно понижается от края к центру светового пятна. При F1,2 потери составляют ¾ экспозиционной ступени (до F1,7), при F1,4 — половину (до F1,8), при F2,8 — ¼ ступени, а на F5,6 уже не определяются из-за сильного диафрагмирования. Реальные значения диафрагмы указаны на объективе Fujinon XF 56mm F1.2 R APD второй (красной) шкалой, расположенной ниже основной (белой).

Аподизационный фильтр в объективе нельзя выключить, поэтому у объектива с ним реальная максимальная светосила составляет на F1,2, а F1,7. Это обстоятельство имеет уже не теоретическое, а вполне практическое значение: при съемке на Fujinon XF 56mm F1.2 R APD при одинаковых с Fujinon XF 56mm F1.2 R значениях диафрагмы требуется удлинить выдержку или поднять ISO.

Стендовые испытания

Взглянем на результаты испытаний в нашей лаборатории. Результаты приведены на диаграммах и фотоснимках ниже.

Разрешение объектива XF 56mm F1.2 R высокое, местами даже очень. В диапазоне f/4—f/8 он выдает почти 0,9 линии на пиксель, что является очень высоким результатом и, по сути, предельным разрешением для данного сенсора. Более того, такое значение наблюдается и в центре, и на краю кадра. С открытием диафрагмы разрешение падает, но не очень сильно, а значения на краю и в центре кадра различаются незначительно. В итоге, на всем диапазоне значений диафрагмы объектив сохраняет высокое разрешение. Падение контраста небольшое и заметно лишь на полностью открытой или закрытой диафрагме. Хроматические аберрации заметны только на краю кадра и полностью пропадают с f/3,6, а дисторсия отсутствует вовсе.

По сравнению с обычным XF 56mm F1.2 R, версия APD выдает разрешение заметно ниже. Тем не менее, при значениях диафрагмы f/4—f/5,6 разрешение этих объективов в центре совпадает и находится на высоком уровне, а вот в диапазоне f/1,2—f/3,6 версия APD сильно уступает обычной по разрешению в центре и на краю кадра. Также заметно проседает край кадра на средних значениях диафрагмы. Хроматические аберрации, как ни странно, присутствуют только в центре кадра и только на открытой диафрагме. По сравнению с XF 56mm F1.2 R этот объектив имеет чуть более выраженную бочкообразную дисторсию.

Фотосъемка в реальных условиях

Тестирование объективов проводилось путем съемки парных фотографий одинаковых сцен приблизительно в одно и то же время, в одинаковых ракурсах, на одинаковых дистанциях и в одинаковых условиях освещения. Использовалась фотокамера Fujifilm X-Pro2 с выбором следующих параметров:

  • приоритет диафрагмы (выбор выдержек и ISO — в положениях «A»),
  • центрально-взвешенный замер экспозиции,
  • однокадровая автоматическая фокусировка,
  • фокусировка по центральной точке,
  • динамический диапазон 100%,
  • моделирование пленки — Provia (стандартное),
  • автоматический баланс белого с дальнейшей его коррекцией по заведомо нейтральным зонам снимков при съемке в свете ламп накаливания,
  • без дополнительных корректировок резкости, тона светов и тона теней,
  • шумоподавление отключено,
  • затвор механический + электронный (по ситуационному выбору системы).

Снимки записывались в несжатом формате RAW (Fujifilm RAF) и подвергались преобразованию в JPEG при помощи Adobe Photoshop CC 2015.5 (Adobe Camera RAW).

Начнем с быстрой оценки свойств объективов. В приведенной ниже короткой «пристрелочной» серии автоматике хватило стандартного минимального ISO 200.

Оба объектива позволяют получить отличную картинку с достаточной резкостью и прекрасным рисунком размытия заднего плана. Если обойтись без сравнительного анализа, представленного ниже, и рассматривать каждое фото так, как будто оно одно единственное, то художественные качества обоих испытуемых следует оценить очень высоко. Однако наша задача шире: нужно выявить, каким образом и в какой степени аподизационный фильтр влияет на качество изображения, создаваемого объективом.

Предварительный тест

Fujinon XF 56mm F1.2 R Fujinon XF 56mm F1.2 R APD
010-sm.jpg 010a-sm.jpg
F1,2, 1/2000 с F1,2, 1/1250 с

По листу в центре кадра, находящемуся на максимальном раскрытии в зоне фокуса, заметно, что вариант с аподизационным (APD) фильтром явно уступает по резкости и детализации своему собрату. Рисунок размытия заднего плана у APD-версии отличается: здесь более выраженный контраст и огрубление светотональных переходов. Правда, пока трудно оценить, хорошо это или плохо.

Выявляется заметное падение светосилы у APD-объектива. Освещенность оставалась неизменной, но для достижения адекватной экспозиции при том же значении диафрагмы автоматика увеличила выдержку (1/1250 с по сравнению с 1/2000 с у объектива без фильтра), что соответствует упомянутой выше утрате светосилы в ¾ экспозиционной ступени, то есть с F1,2 до F1,7.

Fujinon XF 56mm F1.2 R Fujinon XF 56mm F1.2 R APD
012-sm.jpg 012a-sm.jpg
F2, 1/850 с F2, 1/750 с

При небольшом диафрагмировании разница в резкости и рисунке размытия заднего плана по-прежнему хорошо заметна. Впрочем, рисунок размытия становится, на наш взгляд, более выигрышным у APD-версии. Падение светосилы при F2 уже настолько мало, что его можно не учитывать.

Fujinon XF 56mm F1.2 R Fujinon XF 56mm F1.2 R APD
014-sm.jpg 014a-sm.jpg
F4, 1/240 с F4, 1/200 с

Дальнейшее диафрагмирование позволяет свести практически на нет разницу между объективами в резкости и детализации. Но рисунок бокэ у APD-версии, как нам представляется, при этом становится чересчур контрастным, сильно структурированным и потому несколько теряет в привлекательности. Впрочем, на этот счет могут быть и другие мнения.

Предварительная серия снимков позволяет сделать общее заключение о высоком качестве изображения, которое формируют оба объектива. Это относится к цветопередаче, воспроизведению тональных градаций, достаточной резкости в зоне фокуса даже на открытой диафрагме и приятного рисунка размытия заднего плана.

После беглого анализа результатов полевого теста, предпринятого сходу, займемся более подробным исследованием свойств наших подопечных.

Тест резкости

Вслед за признанными мастерами фотографии заметим, что, хотя параметр оптики, вынесенный в подзаголовок, и стал особо почитаемым (особенно в кругу фотолюбителей-перфекционистов), в реальной жизни его смысл не так велик, как в бесконечных изысканиях и теоретических дискуссиях. На наш взгляд, на практике куда важнее свойства объективов, определяющие их «характер», как принято писать в зарубежных источниках, или, проще говоря, рисунок. Тем не менее, отдавая дань тенденции последних лет, потратим некоторое время на исследование резкости и детализации. Ниже мы будем анализировать картинку, которую воспроизводят оба испытуемых, в двух сюжетах:

  • при предметной съемке в условиях контрастного искусственного освещения;
  • при натурной съемке в условиях рассеянного дневного света.
Fujinon XF 56mm F1.2 R Fujinon XF 56mm F1.2 R APD
Предметная съемка
020-sm.jpg 020a-sm.jpg
F1,2, 1/450 с, ISO 200 F1,2, 1/240 с, ISO 200
Натурная съемка
021-sm.jpg 021a-sm.jpg
F1,2, 1/2400 с, ISO 200 F1,2, 1/1600 с, ISO 200

Снимки обоих сюжетов на полностью открытой диафрагме выявляют более высокую резк

Полный текст статьи читайте на iXBT