Объектив Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro для фотокамер стандарта MFT (Micro Four Thirds): на каждый день

На каждый день


001-sm.jpg

Объектив был анонсирован в 2013 г. совместно с камерой Olympus OM-D E-M1 и формирует рабочий комплект с ней и другими камерами MFT. Фокусное расстояние объектива в эквиваленте полному кадру составляет 24—80 мм, что по диапазону примерно соответствует «стандартным» зумам других систем, в том числе беззеркальных.

Наименование Olympus M.Zuiko Digital ED 12–40mm F2.8 Pro

002-sm.jpg
Дата анонса 10 сентября 2013 г.
Фокусное расстояние (диапазон) 12—40 мм
Эквивалент для 35-мм кадра 24—80 мм
Байонет MFT (Micro Four Thirds)
Максимальное раскрытие диафрагмы F2,8
Минимальная диафрагма F22
Число лепестков диафрагмы 7 (скругленные)
Элементов 14 в 9 группах, в том числе один асферический, два двусторонних асферических, два из низкодисперсионного стекла, два из стекла с высокой рефракцией и один из особо высококачественного стекла
Минимальная дистанция фокусировки 0,20 м
Максимальное увеличение 0,3x
Автофокусировка да, внутренняя
Привод автофокусировки высокоскоростной с шаговым двигателем
Стабилизация нет
Защита от пыли и влаги да
Резьба для светофильтров ∅62 мм
Размеры (диаметр × длина) ∅70×84 мм
Вес 382 г
Средняя цена T-10501112


003.jpg

Оптическая схема Olympus M.Zuiko Digital ED 12–40mm F2.8 Pro. Обозначения: EDA — низкодисперсионный асферический элемент; DSA — двусторонний асферический элемент; Aspherical — асферический элемент; ED — низкодисперсионный элемент; HR — элемент из стекла с высокой рефракцией; HD — элемент из особо высококачественного стекла.

Вот как выглядят диаграммы MTF (Modular Transfer Function), или ЧКХ (частотно-контрастной характеристики), объектива на минимальном и максимальном фокусных расстояниях (данные Olympus America). Подробно о том, как читать ЧКХ, см. на странице Владимира Медведева.

004-sm.jpg 005-sm.jpg

У Olympus M.Zuiko Digital ED 12–40mm F2.8 Pro достаточная светосила для того, чтобы считаться очень серьезным инструментом. Профессиональное назначение объектива дополняют:

  • Прочный металлический корпус;
  • Быстрая, точная и почти бесшумная фокусировка с помощью шагового двигателя;
  • Шкала расстояний, доступная в ручном режиме наведения на резкость;
  • Защита от пыли, влаги и низких температур.

Объектив лишен встроенной оптической стабилизации, но это ему и не требуется, так как внутрикамерная система компенсации дрожания работает вполне эффективно, обеспечивая при съемке запас в три ступени экспозиции.

На корпусе Olympus M.Zuiko Digital ED 12–40mm F2.8 Pro имеются два управляющих элемента: ближе к байонету располагается кольцо зуммирования, а ближе к передней линзе — фокусировочное кольцо. Его можно сдвинуть к себе (к камере) и перейти таким образом в ручной режим наведения на резкость (он доступен при наполовину нажатой кнопке спуска затвора или в режиме фокусировки «S-AF+MF»).

Система фокусировки внутренняя. Это означает, что при ее работе объектив не удлиняется, а передняя линза не вращается, позволяя использовать поляризационные фильтры без необходимости коррекции их положения. Однако при зуммировании происходит весьма значительное увеличение длины нашего оптического инструмента, что несколько неудобно. Впрочем, такой «побочный эффект» присущ значительной доле стандартных зумов других систем, обижаться на это бессмысленно.

010-sm.jpg

При зуммировании Olympus M.Zuiko Digital ED 12–40mm F2.8 Pro существенно удлиняется.

Практическую оценку качеств начнем с пейзажа — самого распространенного сюжета в путешествиях.

020-sm.jpg

На подъезде к Гюзельюрту — воротам в долину Ыхлара. Каппадокия, Центральная Анатолия. 24 мм, F8, 1/640 с, ISO 200.

Резкость такая, что можно, как говорится, просто ошалеть. Нечасто удается видеть столь качественную работу оптики, причем в не очень благоприятных условиях: над землей висит дымка, скрадывающая контуры гор на горизонте. Но даже в ней можно различить столбы линии электропередач (справа) и ряды роста колосьев на полях (слева). Про средний и передний планы и говорить нечего: листик к листику, травинка к травинке!

022-sm.jpg

Долина Гёреме, Каппадокия, Центральная Анатолия. 24 мм, F8, 1/500 с, ISO 200.

Еще один пример феноменальной резкости на прикрытой диафрагме. Мельчайшие детали одинаково хорошо различимы как в ярких светах, так и в глубоких тенях. Их так много, как это только возможно в подобной сцене. Как гласит старинная поговорка, которую любил повторять Александр Трифонович Твардовский, автор «Василия Тёркина», надо б лучше, да нельзя!

024-sm.jpg

Полуподземные жилища двухтысячелетнего возраста. Ачик-Сарай («открытый дворец»), Гюльщехир. Каппадокия, Центральная Анатолия. 12 мм, F2,8, 1/4000 с, ISO 200.


026-sm.jpg

Пещерный вестибюль. Ачик-Сарай («открытый дворец»), Гюльщехир. Каппадокия, Центральная Анатолия. 12 мм, F2,8, 1/640 с, ISO 200.

На полном раскрытии потеря резкости почти незаметна; ее с большим трудом можно обнаружить при пристальном разглядывании, и только на периферии кадра. В центре же все остается очень резким.

Почти ничего не меняется к худшему и в условиях нехватки освещения. Вот, например, для того чтобы сфотографировать потолок пещерной церкви (на снимке ниже), пришлось поднять чувствительность до ISO 800.

028-sm.jpg

Фрески на потолке пещерной церкви Кокар. Долина Ыхлара. Каппадокия, Центральная Анатолия. 12 мм, F2,8, 1/20 с, ISO 800.

Эта церковь вырублена в скале в III—IV вв. н. э., а росписи здесь появились намного позднее, только в IX—XI вв. Они в очень интересной цветовой гамме и непривычны для нас по содержанию, начиная хотя бы с положения пальцев руки для крестного знамения (в центре).

Даже при явно недостаточном освещении детализация на снимке не страдает. Отлично видны не только все подробности рисунка, но и фактура поверхностей сколотого камня. Отрадно наблюдать и другое: несмотря на полное раскрытие диафрагмы, виньетирование в этой сцене практически незаметно.

030-sm.jpg

Микрооазис в каменистой пустыне. Монастырская долина, Гюзельюрт. Каппадокия, Центральная Анатолия. 14 мм, F2,8, 1/3200 с, ISO 200.

Это пример резкости на открытой диафрагме при ярком солнечном свете и размытии заднего плана. У меня нет ни малейших претензий к качеству картинки.

040-sm.jpg

По ягодам и по церквам. Монастырская долина, Гюзельюрт. Каппадокия, Центральная Анатолия. 12 мм, F8, 1/400 с, ISO 200.

Пример фронтального бокэ при сильном диафрагмировании. Сказать что-либо определенное трудно, но в целом ветки и ягоды на переднем плане не сильно мешают восприятию смыслового акцента, который перенесен на задний план. Именно он находится в зоне резкости. И кстати, здесь все в порядке с детализацией. В общем, результат засчитан.

042-sm.jpg

Шелковичный ягодник. Долина Ыхлара. Каппадокия, Центральная Анатолия. 12 мм, F2,8, 1/2000 с, ISO 200.

На этом снимке я попытался исследовать размытие фона. Разумеется, условия выбраны не простые —, а кому нужна игра в поддавки? Задний план образован теми же ягодами и листьями, что и передний, из-за чего образуется известная пестрота и избыточная структурированность рисунка. Мне представляется, что наш подопечный справился с заданием очень неплохо. Во всяком случае, другие универсальные светосильные зумы, с которыми мне приходилось работать, в аналогичных условиях показывали более скверные результаты. Это, кстати, одна из причин, по которой я в конечном счете избегал ими пользоваться.

050-sm.jpg

Солнце спускается. Пашабаг. Каппадокия, Центральная Анатолия. 12 мм, F2,8, 1/1000 с, ISO 200.

Здесь я тоже предпринял попытку протестировать размытие фона, причем в условиях контрового света низкого солнца. Резкость на переднем плане отменная (здесь, на зеленых листьях, центр фокусировки). Собственно, о бокэ можно говорить только на среднем плане, потому что дальше ничего приятного глазу выявить нельзя.

054-sm.jpg

Горные цепи Коммагены. Кахта, Турция. 40 мм, F2,8, 1/2000 с, ISO 200.

Чтобы реабилитировать нашего подопечного, достаточно всего-то выбрать другое крайнее положение зуммирования — 40 мм. Ни одного «зайца». Картинка ровная, спокойная, пусть малоконтрастная (это легко правится), зато с более пристойным видом солнца. И вершины в дымке тоже получились неплохо.

056-sm.jpg

Рассвет с воздушными шарами. Долина Гёреме. Каппадокия, Центральная Анатолия. 40 мм, F5,6, 1/1600 с, ISO 200.

Не просто снимок, а, так сказать, проверочный заход. Диафрагма открыта на один стоп шире, чем при съемке предыдущего фото — и тоже нет никаких «зайцев». Правда, детали в тенях исчезли почти начисто (то есть «натемно»), но это в данном сюжете — дело десятое. Мне нужны были солнце, правильный цвет и четкие контуры гор и шаров, и все это получилось, как было задумано.

Olympus M.Zuiko Digital ED 12–40mm F2.8 Pro вполне годится для репортажной работы, причем как при естественном, так и при искусственном освещении, благо светосилы и внутрикамерной стабилизации для этого хватает.

060-sm.jpg

Аргументы. Москва. 18 мм, F2,8, 1/80 с, ISO 800.

Несмотря на нехватку освещения, объектив отработал сцену очень хорошо, в полном соответствии с моим замыслом. На фоне равномерной окраски стены заметно небольшое (на глаз около −0,5EV) виньетирование справа.

062-sm.jpg

Предобеденная беседа. Москва. 21 мм, F3,2, 1/1000 с, ISO 200.

Очень хорошая работа! Правильно выбрана «золотая середина» цветности: стена слева не стала совсем желтой, но и лицо не посинело. Точный и верный автоматический баланс белого — несомненное преимущество связки объектива и камеры.

064-sm.jpg

От сглаза. Сувенирный развал в Гёреме. Каппадокия, Центральная Анатолия. 12 мм, F8, 1/500 с, ISO 200.


066-sm.jpg

Первый крест. Потолок пещерной церкви в Монастырской долине. Гюзельюрт. Каппадокия, Центральная Анатолия. 12 мм, F2,8, 1/20 с, ISO 1250.

На воздухе и в помещении (даже в пещере) баланс белого, как правило, работает адекватно, хотя условия часто далеки от идеальных. Синий цвет остается синим (первое фото) даже при желтоватом свете вечернего солнца. А серый потолок пещерной церкви (второе фото) не проваливается в желтизну или синеву.

С помощью Olympus M.Zuiko Digital ED 12–40mm F2.8 Pro можно создавать отличные панорамы, причем если воспользоваться правильными средствами их создания, то можно обойтись не только без штатива, но даже без упора, и снимать с рук, без подготовки и дополнительной потери времени.

Признаться, я не люблю использовать встроенные средства камер для создания панорам — я просто делаю серию снимков с перекрытием, а затем сшиваю их в одном из любимых приложений.

080-sm.jpg

Рассвет над Коммагеной. Немрут-Даг. Кахта, Турция. 12 мм, F2,8, 1/25 с, ISO 200.

Эта панорама снята в виде четырех горизонтальных кадров, с рук, при полностью открытой диафрагме. Склейка произведена в автоматическом режиме программой Kolor Autopano Giga.

Какая изумительная резкость, несмотря на полное раскрытие! Посмотрим хотя бы на молодой месяц, на кромку горного склона, на котором видна мачта давно не функционирующей канатной дороги. Кстати, белая сплошная линия краевой разметки дорожного полотна освещена не рассветным солнцем, а фарами автомобиля.

Галерея

100-sm.jpg

Пещерная церковь IV в. Монастырская долина, Гюзельюрт. Каппадокия, Центральная Анатолия. 13 мм, F2,8, 1/1600 с, ISO 200.


102-sm.jpg

Пещерная церковь IX в. Монастырская долина, Гюзельюрт. Каппадокия, Центральная Анатолия. 13 мм, F2,8, 1/500 с, ISO 200.


104-sm.jpg

Подземный город Озконак. Каппадокия, Центральная Анатолия. 12 мм, F2,8, 1/25 с, ISO 640.


106-sm.jpg

Подземный город Озконак. Каппадокия, Центральная Анатолия. 12 мм, F2,8, 1/50 с, ISO 200.


108-sm.jpg

Подземный город Озконак. Каппадокия, Центральная Анатолия. 12 мм, F2,8, 1/25 с, ISO 1600.


110-sm.jpg

Долина Гёреме. Каппадокия, Центральная Анатолия. 18 мм, F8, 1/640 с, ISO 200.


112-sm.jpg

Пашабаг (Долина монахов). Каппадокия, Центральная Анатолия. 12 мм, F8, 1/320 с, ISO 200.


114-sm.jpg

Пашабаг (Долина монахов). Каппадокия, Центральная Анатолия. 12 мм, F8, 1/640 с, ISO 200.


116-sm.jpg

Заброшенный город Ибрагимпаша. Невшехир. Каппадокия, Центральная Анатолия. 12 мм, F8, 1/320 с, ISO 200.


118-sm.jpg

Подземный город Каймаклы. Каппадокия, Центральная Анатолия. 12 мм, F2,8, 1/25 с, ISO 320.


120-sm.jpg

Подземный город Каймаклы. Каппадокия, Центральная Анатолия. 12 мм, F2,8, 1/25 с, ISO 1600.


122-sm.jpg

Подземный город Каймаклы. Каппадокия, Центральная Анатолия. 12 мм, F2,8, 1/6 с, ISO 1600.


124-sm.jpg

Пещерная церковь. Ачик-Сарай («открытый дворец»). Гюльщехир. Каппадокия, Центральная Анатолия. 18 мм, F2,8, 1/20 с, ISO 320.


126-sm.jpg

Долина Гёрселид. Каппадокия, Центральная Анатолия. 18 мм, F8, 1/500 с, ISO 200.


128-sm.jpg

Рассвет над Гёреме. Каппадокия, Центральная Анатолия. 12 мм, F5,6, 1/250 с, ISO 200.


130-sm.jpg

Подземный город Деринкую. Каппадокия, Центральная Анатолия. 12 мм, F2,8, 1/20 с, ISO 1600.


132-sm.jpg

Подземный город Деринкую. Каппадокия, Центральная Анатолия. 12 мм, F2,8, 1/15 с, ISO 1600.


134-sm.jpg

Поле в окрестностях Каймаклы. Каппадокия, Центральная Анатолия. 35 мм, F8, 1/1000 с, ISO 200.


138-sm.jpg

Заброшенный город Чавушин. Каппадокия, Центральная Анатолия. 12 мм, F8, 1/10 с, ISO 1600.


144-sm.jpg

Пещерная церковь X в. в долине Ыхлара. Каппадокия, Центральная Анатолия. 12 мм, F3,2, 1/15 с, ISO 1600.


146-sm.jpg

Западная терраса святилища Антиоха I. Немрут-Даг. Кахта, Турция. 12 мм, F8, 1/500 с, ISO 200.


150-sm.jpg

Рассвет на горе Немрут. Кахта, Турция. 15 мм, F5,6, 1/160 с, ISO 200.

Итоги

Хотя, как сказано выше, я не поклонник универсальных зумов, в случае с Olympus M.Zuiko Digital ED 12–40mm F2.8 Pro следует, как говорил Михаил Михайлович Жванецкий, высказать это мнение в кулак, завернуть в тряпочку и выбросить в урну. Мы имеем дело с прекрасным оптическим инструментом, обладающим быстрым и точным автофокусом, изумительной резкостью, начиная с открытой диафрагмы, хорошей цветопередачей, да еще и защитой от неблагоприятных погодных условий.

Для путешественника, а равно и поклонника фотографии во всех жанрах (кроме, пожалуй, съемки макро и звездного неба) — это настоящая находка, в ряде ситуаций остающаяся незаменимой. В связке с камерами Olympus — это инструмент выбора на каждый день, который не только отобразит окружающее, как вы того хотите, но в некоторых ситуациях сделает даже несколько больше.

Благодарим компанию Olympus за предоставленный для тестирования объектив

Полный текст статьи читайте на iXBT