Нужна ли руководителю агентства "вышка", MBA и вот это вот всё?

Реалии российского рынка, которые одним добавят комплексов, а другим дадут полное от них избавление Дата публикации: 27.04.2017   Ранее мы уже начали говорить о том, как студии «готовят» проджект-менеджеров. А что насчет руководителей студий и агентств? Кто обучит их? Кто подскажет то, что им крайне важно знать для принятия важных стратегических и тактических решений? Как им убедиться, что они точно не упустили важной информации? Какое образование им следует получить? Полезны ли на самом деле всякие MBA для такого небольшого бизнеса, как digital-агентства? Где искать источники информации и узнавать мнения лидеров отрасли? По нашей редакционной традиции, попробуем разобраться в вопросе без привлечения различных коучей, бизнес-тренеров и прочих сторонних консультантов. Будем опираться только на реальный опыт агентств и их мнение. Думаем этот материал может быть полезен руководителям небольших или молодых агентств, а также тем, кто только мечтает об открытии собственного digital-бизнеса. Итак, сначала — мнения коллег по вышеобозначенным вопросам, в конце — краткое резюме. Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис работает БЕСПЛАТНО как для заказчиков, так и для исполнителей. Комментарий: Виктор Пермяков, генеральный директор студии Vikiweb Расскажу, опираясь только на свой опыт. До основания собственной студии я с партнерами проработал в нескольких совершенно отличных от друг друга компаниях. Первая из них была так называемым «конвейером», вторая входила в ТОП-50 лучших студий России и делала упор на аналитику и индивидуальность (этот диссонанс важен для дальнейшего повествования). Так вот — в обоих случаях у руководителей отсутствовало профильное образование. В первом случае руководитель не понимал, что, если постоянно не «быть в теме», и не развиваться, в конечном итоге можно потерять свои позиции лидера и руководители и, следовательно, агентство в конечном итоге уйдет из авангарда в своем сегменте рынка. Во втором случае «руководитель» постоянно развивался: участвовал в тематических встречах, пользовался услугами бизнес-тренера и коучера, обменивался опытом с другими игроками рынка, самостоятельно экспериментировал с внутренними бизнес-процессами. В итоге за год моей там работы — средний чек сделки увеличился на 50%, а количество клиентов на 30%. Мое мнение — если руководитель не стоит на месте и постоянно растет как в личностном, так и профессиональном плане, не важно какие это будут источники (книги по бизнесу и личностному росту, семинары, профильные мероприятия…и т.д.), это и есть развитие. Главное — не бояться экспериментировать и применять все на практике. Теория хороша только в теории, а именно практика — это и есть обучение! Резюме: если руководитель постоянно находится в процессе получения новых знаний, а также применяет их на практике, то это способствует как его развитию, так и развитию компании в целом. Комментарий: Михаил Белошапка, генеральный директор digital-агентства «ДАЛЕЕ» Скажу про MBA. Мне кажется, для руководителей агентств необходимо не бизнес-образование, а профессионализм в своей сфере деятельности и минимальная финансово-экономическая адекватность. Классический зарубежный MBA — не для владельцев бизнеса, а для корпоративных менеджеров. Там учат не столько принятию нестандартных решений, что полезно предпринимателю, сколько сложившейся практике принятия стандартных, что полезно для топ-функционера в большой компании. Среднестатистический руководитель российского агентства — совладелец. Поэтому, мне не кажется, что MBA будет ему полезен. Бизнес агентства — обычно локальный и не очень масштабный. А в бизнес-школах учат делать карьеру в глобальных корпорациях. И для руководителя агентства, получившего западное бизнес-образование, будет необходимо сделать поправку на географию, менталитет и масштаб. Хотя помешать MBA, конечно, не помешает. Что касается источников полезной информации. Для принятия стратегических решений, к примеру, про новые направления или про масштабные инвестиции, конечно, необходимо оперировать всем спектром доступных источников — от макроэкономических новостей до слухов и инсайдов от участников рынка. Например, не стоит делать инвестиции в ситуации, когда курс доллара скачет. А если в каком-то городе расформирован офис крупного софтверного аутсорсинга, имеет смысл подумать об открытии там регионального филиала. Но для принятия тактических решений, а именно тактические решения необходимо принимать руководителю на ежедневной основе, нужна, прежде всего, внутренняя информация — информация о продажах и денежных поступлениях, о текущих проектах и узких местах в них, о загрузке персонала и так далее. Для чего нужны четко выстроенный управленческий учет и процессы вертикальной отчетности. Комментарий: MBA, безусловно, благотворно влияет на качество управленческих решений, такой опыт вдохновляет и помогает действовать решительно и позволяет избежать банальных ошибок. Что касается источников информации, на которые мы опираемся — это профильные СМИ и тематические порталы, странички лидеров мнений и собственный здравый смысл. Если ты постоянно «в потоке», то очень скоро поймешь, какие источники информации подходят для решения твоих задач. Выжимку важных профильных новостей я получаю в Facebook, читая публикации интересных мне людей. При принятии решений, мы отталкиваемся от исследований по объему рынка, стоимости услуг, объема спроса, и различной информации о перспективах развития, кейсов других компаний. Последний вариант — замечательная возможность увидеть, с какими трудностями ты можешь столкнуться на выбранном пути, чтобы обойти грабли, на которые другие уже не раз наступали. Форматы — статьи, инфографика, подробные кейсы, идеальный вариант, когда в кейсах есть и финансовая составляющая. Комментарий: Ольга Баранцева, генеральный директор интернет-компании R52.RU Для предпринимателя и руководителя, в первую очередь, необходимы талант, желание и вдохновение. Без них никакое образование не поможет. Но в тот момент, когда просто врождённого таланта, предпринимательского задора и самодисциплины уже не хватает для поддержания эффективного функционирования предприятия, и требуются специальные знания и навыки, актуальным становиться необходимость дополнительного бизнес-образования. Тот же МВА даёт представление о бухгалтерском учете, принципах управления финансами, маркетинге, операционном менеджменте, управлении продажами, правовом регулировании бизнеса, психологии, управление человеческими ресурсами, планировании, количественном анализе и т.д. То есть правильное бизнес-образование формирует в голове руководителя целостную картину того, как правильно должно быть устроено предприятие, что делать необходимо, а чего делать нельзя никогда. Комментарий: Скажу коротко. MBA — это, возможно, и необходимость. Но с оговоркой — если руководитель строит бизнес. Если же руководитель работает в режиме «ручное управление» на уровне развития компании (как handmade), то MBA вовсе не обязателен. Комментарий: Василий Вишняков, генеральный директор интернет-агентства Bquadro Учиться необходимо всегда. Это касается всех и, тем более, руководителей. Постоянное обучение и образование особенно важны, учитывая, что мы работаем в очень динамичной и развивающейся отрасли. Хочу выделить три важных аспекта обучения управлению в IT: Фундаментальные постулаты управления, классика менеджмента; База, наработанная отраслью за пару десятков лет; Последние инновации: то, что появляется на рынке сейчас. Безусловно, если у руководителя есть возможность, то MBA точно не помешает. Получить эту степень можно в разных школах, какие-то из них более инновационные, какие-то менее. При выборе учебного заведения нужно понимать, как оно соотносится с изменениями в IT отрасли. И, конечно, одной степени MBA недостаточно. Есть свои отраслевые нюансы, сложившиеся отраслевые стереотипы и привычки, наработанные в IT сфере за несколько десятилетий. Например, в целом выработаны KPI по ряду направлений, существует общее понимание, как работать с программистами, с дизайнерами и т. д. Одним словом, уже есть сформированные стандарты отрасли. Говоря об обучении руководителей, часто речь идёт не столько об обучении как таковом, сколько о перенимании опыта. Поэтому крайне важно общаться в кругу коллег, участвовать в профильных мероприятиях, стараться извлечь новый опыт из происходящих событий, смотреть и анализировать, что происходит в отрасли и на рынке в целом. К третьему пункту можно отнести то, что будет сформулировано в ближайшее время. Сюда относится формирование KPI по новым специальностям, методики управления стартапами и др. То есть опыт ещё не наработан, гипотезы не подтверждены, но это есть, и это работает. Комментарий: Алексей Шишкин, генеральный директор Redsoft Я убежден, что обучение руководителя студии ничем не отличается от обучения директора любого другого малого бизнеса. И «в топку» обучения нужно бросать все — и профильное обучение (лучше два — инженерное и экономическое), и MBA, и аналитику. Хотя для реального успеха руководителю агентства достаточно развить 3 навыка: умение продавать; умение собрать команду; финансовый контроль. Очевидно, что образованием можно закрыть только последний пункт, первые же два — это опыт реальной работы «в полях» и харизма, умение манипулировать работать с людьми. Комментарий: Вячеслав Гавриленков, руководитель веб-студии Funky Monkey Не могу обозначить себя опытным руководителем, лихо рассуждающим об опыте и скилах, так как нахожусь в процессе совместного роста со своей веб-студией, созданной мною 3 года назад. Руководители студий начинают с разным багажом и уровнем скилов: кто-то имеет технические компетенции, помогающие строить работу от производства, а кто-то более прокачан по маркетингу и больше внимания уделяет общению с клиентами, чем внутренней кухне. Я думаю, что в идеале нужно иметь полный джентельменский набор управленца: обладать стратегическим мышлением, лидерскими задатками, умением подать себя и студию в лучшем ракурсе и в совершенстве оперировать технологическими понятиями. Правда, такие скилы приходят только на определенных этапах становления управленца. Знаю множество примеров, когда создатели студий и агентств вышли из производственников и успешно развили в себе навыки управления «по ходу пьесы», а вот успешных попыток создания студий высокообразованными интеллектуалами, далекими от производственной кухни и строящими стратегию развития студии от маркетинга, значительно меньше. Считаю, что новоиспеченным руководителям и владельцам студий, необходимо обладать технической эрудицией или хотя бы широкой осведомленностью о трендах отрасли. Совсем другое дело — крупные агентства, где у каждого подразделения есть свои технические директора, контролирующие внутреннюю кухню. Студии нуждаются в дальнейшем развитии, а для этого необходимы управленцы, обладающие стратегическим мышлением. Они должны уметь управлять ресурсами и обеспечивать рост организации, для чего, собственно, и необходимо дополнительное специализированное образование. Если говорить об источниках информации, полезной мне для развития собственной студии, то, к сожалению, на это часто банально не хватает времени. А, порой, и желания. Особенно когда пытаюсь освоить занудные материалы. Мне более приятно усваивать инфу через опыт коллег, почитывая Фейсбучек, на котором диджитал-мудрецы делятся своими кейсами. Подписался на профили харизматичных управленцев и смотрю видосы конференций с разных стачек, рифов и других профильных мероприятий. Комментарий: Алексей Волков, генеральный директор агентства Digital.Tools Бизнес-образование в формате а-ля МВА имеет смысл только в том случае, если вы из узкого специалиста внезапно решили стать операционным менеджером, например, исполнительным директором или генеральным. В случае, если вы просто специалист в компании (директор по разработке, продажам и т.д.) вам эти знания могут быть бесполезны. Вторая ситуация — это может быть полезно для собственника, генерального директора компании, если он не получал образование, бросил ВУЗ или получал какое-то специфическое, например, медицинское образование, и не знает бизнес-основ. В этом случае это поможет восполнить пробелы в ряде базовых дисциплин, таких как: «Финансы», «Логистика», Управление персоналом» и т.д. Сам я в свое время получал МВА под давлением своего работодателя, который тыкал меня как щенка носом в мое экономическое образование и утверждал, что маркетингом не имеет права заниматься человек без маркетингового образования. Меня это в общем-то достало и я из принципа пошел получать МВА. Мои источники информации? Для меня достаточно получать информацию из нескольких сообществ в Фейсбуке, которые полностью покрывают мои потребности в данных по поисковой оптимизации. Я получаю оттуда как информацию в виде новостей и статей, анонсов каких-либо мероприятий, так и вопросы от пользователей. Для того, чтобы видеть живую обратную связь от людей, кому что интересно, у кого какие проблемы. Иностранными источниками, либо отдельными сайтами напрямую я не пользуюсь. Пользуюсь опять-таки только сообществами, на которые подписан в Фейсбуке. Для меня это такие сообщества: «Ищем подрядчика по контекстной рекламе и поисковой оптимизации», «SEO МСК», «Миксер», «Контекстная реклама», «SEO без цензуры» и «SEO-новости». Если же говорить об отдельных специалистах, я рекомендую погуглить текст «Список Волкова». Летом 2016 года я составил список из 99 ведущих специалистов по интернет-маркетингу, которые не только профессионалы, но и открыто делятся своей информацией в Фейсбуке. Подписавшись на них, вы точно удовлетворите информационный голод. Иногда бывает так, что директору нужно посоветоваться с кем-то из других владельцев, принять решение о том, что же делать. Это могут быть разные вопросы: начиная от того, в каком банке открыть счет, заканчивая тем, как устроена процедура оплаты или трудоустройства удаленных сотрудников, либо еще какие-то другие вопросы, которые обсуждают между собой именно собственники. В связи с этим мной создана группа «Управление маркетинговым агентством», которую я всячески могу рекомендовать для всех желающих. Комментарий: Необходимо ли руководителю студии бизнес-образование? Я думаю, да. Практическая польза очевидна. Например, копия такого диплома замечательно прикладывается к заявке на участие в важных тендерах. И за это в некоторых конкурсах начисляется от 1 до 20 баллов. Правда, другой пользы от него на моей практике пока не было. Главными источниками информации для меня является 10-летний опыт работы. Лебедев профи не в первый год стал. Об этом важно помнить. Если человек думает, анализирует, то за 10 лет он научится решать любые ситуации и отвечать на любые вопросы. Никаких инноваций — суровый хардкорный труд. Основные моменты и выводы 1 Многие руководители и владельцы агентств склоняются к тому, что MBA не является для них необходимостью, хотя и соглашаются с тем, что в любом случае такой опыт не помешает; 2Один из аргументов в защиту MBA-диплома для руководителей digital-агентств: он может стать решающим фактором при участии в крупном тендере; 3В целом большинство опрашиваемых выразили мнение, что реальный управленческий опыт гораздо ценнее и полезнее, нежели какое-либо сертифицированное бизнес-образование; 4Глубокое понимание сути производственных процессов, по мнению опрошенных, для руководителей агентств существенно важнее маркетинговых скилов или не привязанных к реалиям навыков управления; 5Среди наиболее ценной для управления агентствами информацией, игроки рынка особо отметили тематические исследования и активности коллег в Фейсбуке; 6«Тусовка», общение с коллегами, возможность прямо задать вопрос или попросить совета — одна из ключевых потребностей многих руководителей, которые не стоит игнорировать как организаторам мероприятий, так и самим руководителям. Автор: Катерина Логвинова, CMS Magazine & «Рейтинг Рунета» (Директор по коммуникациям) Оригинал: http://numeralis.ru/nuzhna-li-rukovoditelyu-agentstva-vyishka-mba-i-vot-eto-vot-vsyo/ Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus. Рекомендуем: Развитие веб-студии или агентства Дорогие друзья, сегодня мы поговорим о том, как развить вашу маленькую, никому не известную камерную студию или агентство в признанную и известную на рынке компанию. О бюджетных сайтах, людях и автоматизации Недавно Нияз Гараев посоветовал при первой возможности повышать цены. Справедливо ли это, и настолько ли плох рынок бюджетной разработки сайтов? Нюансы стагнации Переработанная версия докладов КРОС 2011 и КРОС 2012 Советы предпринимателям от Василия Пирогова Острые высказывания Василия Пирогова, собранные с его личной страницы в Facebook, о бизнесе, успехе и его составляющих.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine