Не ходите, дети, в диджитал гулять!

Несколько причин отговорить своего ребенка от digital-стези Дата публикации: 01.11.2017   Как и многие, долгое время я была крайне очарована Рунетом: большие возможности, минимум официоза, свобода, прогресс и обширные перспективы… Не было ни единого сомнения, что в путешествие по волнам взрослой жизни моя дочь отправится на лодке digital-профессии. Без вариантов. Когда чадо еще не определилось с профессией, но мамке виднее Но время шло, и к тому моменту как дочь закончила школу, пелена романтики упала с моих глаз. Стало отчетливо понятно, что, как и в любой другой отрасли, здесь есть свои законы, требования и ограничения. От былой решимости не осталось и следа. Некогда длинный перечень плюсов постепенно сократился до трех основных пунктов: информированность. Так как я сама варюсь в digital, то в целом вижу довольно четкую картину: где учиться, с кого брать пример, как качать скилы и т.д. Это снижает вероятность принятия неправильных решений и простоев, дает возможность максимального вовлечения в жизнь ребенка; нетворкинг. Где стажироваться? Куда пойти работать? Как добывать заявки? Теоретически круг моих профессиональных знакомств может помочь дочери с решением этих вопросов; экономия времени. Не обязательно ждать получения вышки для того, чтобы начать зарабатывать и прокачивать свои скилы. 3–6-месячных курсов зачастую вполне достаточно, чтобы освоить какую-то конкретную профессию. Перечень минусов, наоборот, разросся. И чем больше информации я получала, чем больше мнений узнавала, тем больше пунктов в него добавлялось. Чтобы не быть голословной, ниже я приведу несколько наиболее характерных цитат от представителей рынка, а в конце дам тезисную выжимку. Отмечу сразу, что цель этой колонки — не отговорить, а, так сказать, подкинуть чернозема в почву для размышлений. Так что приглашаю всех, у кого есть дети, племянники, внуки, крестники, сестры, братья (словом, знакомая молодежь в поисках своего пути) обсудить эту тему и высказаться в комментариях. Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис работает БЕСПЛАТНО как для заказчиков, так и для исполнителей. Высокая конкуренция: плюсы есть, но есть и минусы Помните тренд примерно пятнадцатилетней давности, когда многие родители видели своих детей либо юристами, либо финансистами? Я помню. Многие ВУЗы поддались моде, открыли соответствующие кафедры и стали пачками производить на свет однотипных специалистов. Дело кончилось тем, рынок труда перенасытился выпускниками экономических и юридических факультетов, внезапно вскрылось, что количество рабочих мест все же ограничено, зарплаты упали, конкуренция усилилась. А в это же время другие отрасли недосчитались квалифицированных специалистов. Кому в итоге стало от этого хорошо? К чему я — digital-образование сейчас надувается подобным пузырем. Комментарий: Работа в рекламном бизнесе — заведомый фейл. Посмотрите, сколько рекламщиков на квадратный километр в Москве. А сколько в Нью-Йорке? А теперь подумайте, какая дикая конкуренция на рынке, который через 20–25 лет будет отсутствовать как класс. И, конечно, никуда не делась финансовая составляющая. Вот для примера вакансии в РФ по диджиталу: А вот вакансии на java-разработку: Ну, и на сладенькое — newyork.craigslist.org/mnh/sof/d/senior-ruby-java-or-python/6237218677.html Подкачали скилы и оклад в 125–150 тысяч — ваш. Почти такой же как у нас, только в долларах США. А вот диджитальщики и у них получают немного… Что не съест конкуренция, дожует автоматизация К сожалению, это так. Признаюсь сразу: я, конечно, еще тот параноик — искренне уверена, что во многом технологический процесс сдерживается искусственно, дабы не допустить еще большего коллапса на рынке труда. Но это лишь мои домыслы. А какие выводы на основе публично доступной информации делают игроки рынка? Начнем с поискового продвижения. Комментарий: Алексей Божин, руководитель агентства онлайн-маркетинга Интермонте Судя по всему, всё идёт к тому, что будет распространена массовая типовая работа. То есть тот же самый конструктор сайтов и магазинов, либо какой-то более продвинутый аналог. Поэтому профессия программиста перестанет быть такой массовой. Потому, что будет востребована сложная разработка, а таких проектов гораздо меньше. Если мы берём такие отрасли как контекст или SEO — то там всё будет более автоматизировано. Уже сейчас есть примеры (и их немало), когда фирма по онлайн-рекламе нанимает одного специалиста по контекстной рекламе и он ведет всех клиентов в каком-то из многочисленных сервисов. В поисковой оптимизации сейчас тоже множество сервисов, которые очень упрощают работу. И по факту нужны только четкие инструкции и шаблоны для рядового состава, которым управляют менеджеры проектов или аналитики. Я вижу массу примеров, которые иллюстрируют, что структура работы над поисковой оптимизацией меняется уже сейчас. Пример: раньше было 5 средних сеошников. Сейчас — один суперсеошник и 6 помощников с малым опытом и кучей инструкций. Результат для клиентов — тот же самый, а расходы агентства сократились на треть. То есть во всех сферах лично я вижу, что «вымывается» средний слой специалистов. И со временем останется только некий руководящий состав, который будет все контролировать. Но именно «руками» делать работу будут все меньше и меньше. И тут возможны варианты — могут быть более востребованы или узко заточенные специалисты-контролёры или некие общие. Следующий спикер рассматривает ситуацию более шире, рассматривая другие области интернет-маркетинга и веб-разработку. Комментарий: На мой взгляд, компании, которые занимаются только разработкой и обслуживанием сайтов постепенно уйдут в прошлое. Интернет-маркетинг для малого бизнеса всё чаще автоматизируют: разрабатывают типовые решения для веб-сайтов, упрощают ведение рекламных кампаний. При этом сложные проекты наращивают свой вес, становясь сложнее. Обычных веб-технологий уже недостаточно: нужны интеграции со множеством внешних систем, мобильная разработка, ускорение за счёт модулей, написанных на классических языках программирования. Маркетинг также видоизменяется: захватывает оффлайн, видео, партизанские акции и многое другое, выходящее за рамки digital. Человеку, идущему учиться на сотрудника сферы digital, нужно будет сделать выбор между двум полюсами. С одной стороны, разработка небольших проектов на основе типовых решений и конструкторов. В этой сфере можно ожидать возвращения забытой профессии «веб-мастер» — когда один человек делает и дизайн, и сборку сайта, и занимается его развитием в течение долгого времени. С другой стороны, обычные программисты и маркетологи, которые имеют специализацию на digital-технологии, но не ограничиваются ей. Второй вариант, конечно, более престижный. Эти люди будут оказывать большое влияние на экономику и помогать прогрессу двигаться вперёд. Своему ребёнку я бы, конечно, посоветовал развиваться в сфере инноваций. Профессионалы в этой сфере всегда будут иметь возможность самореализоваться, получая хороший доход. Но ориентироваться на разработку сайтов при этом нет смысла, т.к. отрасль очень быстро меняется и всё больше интегрируется с другими областями IT. Представитель крупного веб-интегратора так же согласился с мнением коллег. Комментарий: Уже сейчас есть множество автомазаторов диджитал-услуг, которые считают KPI в разы точнее человека (тот же мегаиндекс для SEO, как пример). Через 20–25 лет такие сервисы будут автоматически предлагать все услуги под ключ без участия человека и будут сопровождаться только п р о г р, а м м и с т, а м и — разработчиками. Невысокий уровень образования как ноющая заноза Спикер ниже обрисовал сразу несколько вариантов для профессиональной реализации детей в digital. Надеюсь, эта точка зрения будет полезна вам так же, как и мне. Однако хочу обратить особое внимание на аргумент «против» — отсутствие системного образования. Безусловно, в России есть достойные центры digital-образования. Но, на мой взгляд, их мало, да и стоимость обучения, как правило, является заградительной, как минимум, для региональных абитуриентов. Комментарий: Кирилл Чистобородов, генеральный директор MINISOL Мир digital очень большой и постоянно развивается, окружая нас со всех сторон. У меня двое маленьких детей и я верю, что, когда они окажутся перед выбором будущей профессии, вовлеченность в digital будет ещё больше. И если мой ребенок захочет работать именно в digital, то я вижу такие этапы: digital-услуги — заказная разработка, рекламное агентство и любой клиентский сервис. Это хорошая площадка для начала и набора разностороннего опыта, но я буду отговаривать от выбора этого направления для работы «на всю жизнь». При качественном подходе это постоянная битва за выживание, при некачественном — клиентский конвейер, из-за которого деградирует отрасль. Тем не менее, заказная разработка — отличное начало карьеры и понимание как это все работает изнутри; e-commerce — хороший выбор для прокачивания бизнес-навыков и более реалистичный взгляд на все процессы. Следующая ступень в карьере, но не последняя; cервис — отличный выбор в качестве места работы в долгосрочной перспективе. Здесь можно применить все полученные ранее навыки и раскрыть свои таланты на 100%, при этом возможности роста фактически безграничны. Основной минус digital — низкая компетенция людей из-за отсутствия системного образования в этой области. Но вместе с тем у нас есть очень крутые специалисты и общий уровень растет быстрее, чем на Западе. Я верю, что digital трансформируется, рынок будет более прозрачным и правила игры будут более четкими, а значит эту область вполне можно будет выбрать как основное занятие. Аналитическое мышление важнее профессиональных навыков? Если предыдущие комментарии большей частью касались относительно близкого будущего, то что насчет того, что будет через 10–15 лет? Комментарий: Евгений Бойченко, директор по маркетингу Live Typing Мой ребенок будет готов к выбору профессии лет через 15. По улицам будут ездить самоуправляемые автомобили, смартфоны можно будет сворачивать в трубочку, государственные сервисы и личность гражданина окончательно станут облачными. В потребительском мобайле наступит эра насыщения и поглощения сервисов платформами. Стартапчики про такси, доставку еды и поиск исполнителей, разработкой которых кормится нынешний рынок мобайла, исчезнут ввиду абсурдности самой идеи конкурировать с гигантами рынка. Это как в 2017 загореться идеей сделать свой поисковик. Мобайл для бизнеса пройдет не один круг переосмысления и доработок и будет наконец устраивать бизнес и решать его задачи удобным для пользователей способом. Разработчикам останется только поддержка, консалтинг и интеграция готовых решений между собой. Кастомная разработка останется только в очень узких и наукоёмких областях, которые исследуют будущее. Где-то там и произойдет пришествие нового «Стива Джобса», который снова поменяет правила игры и откроет новые пути развития нашей отрасли. Думаю, в будущем очень сложно будет работать не в digital. Но я бы не ориентировал дочь на получение ремесленных навыков, которые могут в миг устареть или быть заменены на навыки робота. Мне кажется, перспектива за связкой «аналитика-творчество-управление-маркетинг», а где будет применена эта связка — в диджитале или добыче мармолона — не суть важно. Знаю, что к мнению о том, что и через 10–15- лет digital никуда не исчезнет, но, скорее всего, измениться настолько, что текущие навыки специалистов не будут иметь никакого значения, готовы присоединиться и другие эксперты. Пользуясь случаем, хочу обратиться к ним. Пожалуйста, становитесь популяризаторами этой идеи, двигайте российский рынок, готовьте молодежь к гибкости, культивируйте тех.грамотность! Рунету уже сейчас очень нужна свежая кровь, системные знания, умение мыслить и трезвый взгляд на реалии. Отсутствие стабильности, регулярные источники стресса и другие минусы Инга Таирова сформулировала сразу несколько аргументов «против». Я уверена, у нее есть и аргументы «за», но, как говорится, тема обязывает сконцентрироваться на чем-то одном. Комментарий: Инга Таирова, заместитель директора по развитию интернет-агентства Bquadro Диджитал очень многогранен, и каждое направление имеет свои плюсы и минусы. Преимуществ, как мне кажется, больше, но если говорить о минусах, то можно выделить следующие:  — действительно много работы. Если ваш отпрыск не привык к динамичной деятельности и не хочет постоянно развивать свои навыки, здесь не получится номинально присутствовать на рабочем месте в роли офисного клерка;  — иллюзия свободы. Многие выбирают диджитал, мечтая о переезде в тёплые страны и удалённой работе. Хотя по факту лишь малая доля людей способна самоорганизоваться таким образом, чтобы приносить пользу компании, самообучаться и быть полноценным участником процесса;  — нестабильность. Тренды постоянно меняются. Можно вспомнить флеш-программистов, большей части которых пришлось осваивать другие направления после появления новых технологий анимации;  — та же относительно низкая маржинальность для специалистов, завязанных на проектные KPI, может послужить желанием выбрать более финансово интересную отрасль;  — особый психологический настрой. Я наблюдала достаточно интересный кейс на примере HR-менеджера, раньше работавшего в ритейл-сетях, которому пришлось некоторое время подбирать IT-специалистов. Многие из нас работают в отрасли годами и не замечают профессиональной деформации себя и окружающих, но новопришедший HR был в шоке. Имея опыт нескольких тысяч собеседований на рядовые позиции в ритейле, его удивлению не было границ: «короны» специалистов, с которыми ему пришлось работать, специфические требования к вакансиям и часто излишне неформальная манера общения выбили его из колеи настолько, что он зарёкся работать с нашей отраслью в принципе и вернулся обратно в ритейл. Выжимка: минусы, особенности, прогнозы Возьму на себя смелость подытожить все вошедшие и не вошедшие в подборку мнения. Вот какие коварные особенности отрасли нужно иметь в виду, если чадо твердо решило реализовываться в диджитале: автоматизация решает. SaaS и всевозможные онлайн-сервисы уже в ближайшем будущем отнимут значимую часть работ у «живых» людей; общее качество профессиональной подготовки digital-сотрудников заставляет желать лучшего. Технологии меняются так быстро, что даже самые гибкие и технологичные ВУЗы не успевают своевременно менять свои учебные программы, с курсами в целом ситуация чуть лучше; конкурировать на рынке digital-труда становится все сложнее: многие навыки, полученные 5–7 назад, уже сейчас становятся ненужными. Плюс, работодатели часто предъявляют слишком разные требования к специалистам; благодаря распространенным мифам о digital, молодые люди часто обладают неверным представлением об отрасли, в которую пришли. Как следствие — неоправданные надежды и разочарования; мобайл, определенно, продолжает отнимать трафик у стационарных устройств. Эта тенденция зачастую заставляет игроков рынка идти прямолинейно и переходить с веб- на мобильную разработку и соответствующие услуги; законодательство — еще один повод для стресса. Не все способны работать в условиях, когда правила игры могут измениться в любой момент; не остаются в долгу и интернет-гиганты: поисковики, соцсети, всевозможные агрегаторы и сервисы регулярно корректируют свои алгоритмы, требования к партнерам, стоимость услуг и пр.; многие эксперты сошлись во мнении, что средний слой специалистов (веб-разработка, контекст, SEO и пр.) постепенно «вымывается». Высокий уровень компетенции, в самом ближайшем будущем, скорее всего, будет цениться еще выше, а вот смысла держать в штате рядовых сотрудников работодатели будут видеть все меньше; если есть соответствующие способности — эксперты предлагают сфокусироваться конкретно на разработке ПО, как на наиболее понятном направлении с обширными прогнозами на развитие; как правило, digital подразумевает высокий темп работы, многозадачность и повышение профнавыков в режиме нон-стоп. К таким нагрузкам готовы далеко не все; рынок давно перенасыщен всевозможными стартапами и digital-агентствами, так что найти свое место под солнцем будет не так уж просто, как может показаться на первый взгляд; получение современной специальности в престижном ВУЗе — довольно дорогое удовольствие, может достигать 150–300 тысяч рублей в год. Кто-то, возможно, спросит: «А вы ничего не забыли?». Намекая, мол, а чего это вы тут решаете-решаете, а самого ребенка-то и не спросили. Не забыли. Это само собой разумеется — при выборе профессии плясать нужно от желаний и способностей отпрыска. Ни одна должность не сделает ребенка счастливым, если работа валится из рук. Пусть выбирает сам. Наше дело — наставлять, подстраховывать и сглаживать углы. Когда чадо готово к самостоятельности, главное — не мешать Автор: Катерина Логвинова, CMS Magazine & «Рейтинг Рунета» (Директор по коммуникациям) Оригинал: http://www.cossa.ru/234/180900/ Иллюстрация: http://newmsknews.ru/wp-content/uploads/2016/04/0054875845.jpg Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine