Mobile first: забыть и забить?!

Рассуждения представителей рынка Дата публикации: 11.04.2017   Помните эти восторги по поводу Mobile first? Как легко и просто все выглядело еще пару лет назад: мобильный трафик растет, значит, пора делать ставку именно на мобильные устройства. Казалось, еще немного и другие подходы к созданию сайта станут совсем не актуальными. Но на дворе уже апрель 2017-го, написаны тонны мануалов по адаптиву и мобильным версиям, Google вовсю готовится к запуску мобильного индекса, но mobilefirst-революции так и не случилось. Почему? Изменится ли ситуация в ближайшем будущем? Мы спросили представителей веб-студий разной специализации, возраста и масштаба, как они относятся к этому подходу, практикуют или нет. Ответы были получены столь разноплановые, что очевидно — отрасль поделилась на три категории: «Да, конечно», «Нет, нам и так нормас» и «Мейби, если осторожно». Сначала предлагаем выслушать доводы скептиков. Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис работает БЕСПЛАТНО как для заказчиков, так и для исполнителей. Комментарий: Алексей Шишкин, генеральный директор столичного e-commerce-агентства Redsoft Mobile first — это прекрасный способ ввести в проектирование искусственные ограничения для перегруженных интерфейсов. И, наверное, это единственное оправданное применение этого метода (ускорение загрузки я в данном случае не учитываю, так как есть десятки способов получить результат, и использование moff.js не самый эффективный из них). Мы редко используем подход MF. Таким образом мы разрабатывали только стартапы (онлайн-сервисы), потому что для нас это, в первую очередь, инструмент для «срезания» неоправданных сущностей в интерфейсе — на мобильном должно быть только то, что нужно обязательно. При таком подходе можно добиться того, чтоб не вводить третьестепенные фичи в интерфейс для десктопа. В некотором смысле для нас этот подход стал скорее политическим инструментом, чем профессиональным. При этом при проектировании десктопных интерфейсов мы держим в голове схему распределения приоритетов показов блоков интерфейса — то есть сам метод работает еще на уровне подготовки и является второстепенным. И я думаю, что в будущем MF идеология будет поглощена более емким подходом к проектированию и разработке. Комментарий: Николай Апурин, генеральный директор крупного веб-интегратора «АРТВЕЛЛ», специализирующегося на государственных проектах Есть узкие отрасли, где это применимо. Но для 99,99% это не годится. Необходимо прорабатывать структуру, навигацию, тепловые карты для всех типов разрешений экранов. Также стоит отметить что Mobile first ближе к маркетинговому ходу. Вы представляете, сколько разрешений нужно запроектировать в разных типах поворотах, браузерах и т.д.? Предлагаю любителям Mobile first начать с третьего айфона и еще лучше с китайских мобильников. ;) Если серьезно — это огромная работа и ее можно проводить строго, когда есть понимание рабочего продукта. Агентство Bquadro — среди тех, кто относится к Mobile first довольно осторожно: метод практикуют, но панацеи в нем не видят. Почему? Обратите внимание на предпоследнее предложение. Комментарий: Инга Таирова, заместитель директора по развитию интернет-агентства полного цикла Bquadro Клиенты, как правило, сами не предлагают начать разработку сайта с непременным учётом Mobile first. Для них важно, чтобы сайт решал конкретные задачи. При этом очевидно, что объём трафика с мобильных устройств только увеличивается. При переадресации с десктопной версии на мобильную пользователь порой не находит информацию, которую искал, потому что мобильная версия зачастую сильно расходится с основным сайтом. Поэтому подход к ранжированию, учитывающий специфику потребления контента на мобильных устройствах, выглядит оправданным и логичным. Выбор приоритета устройства просмотра во многом зависит от отрасли компании, типа сайта, решаемых задач и целевой аудитории как мобильной, так и десктопной версий. Сейчас практически каждый сайт разрабатывается с адаптивной версией, контент которой подстраивается под устройство отображения. При этом он внешне может отличаться, но решать задачи в целом. По нашей практике могу сказать, что на ранжирование таких сайтов не сильно сказывается подход к индексации с приоритетом Mobile first. Грамотная работа опытного SEO-специалиста позволяет выводить в ТОП проекты, независимо от этого фактора. Перейдем к студиям, которые не только видят перспективу в Mobile first, но и уже сейчас активно его практикуют. Как они аргументируют свою позицию? Комментарий: Дмитрий Логинов, директор интернет-агентства Четвёртый Рим из Калужского региона, которому нравится работать с развивающимися компаниями Методика верстки Mobile first является наиболее качественным решением при разработке адаптива. Данный подход позволяет сократить время загрузки страниц на мобильных устройствах за счет уменьшения количества запросов на загрузку ресурсов (js, css, изображения), и, как следствие, мобильные пользователи получают только тот контент, который подготовлен для их разрешения экрана и устройства. В отличие от устоявшегося подхода, когда разработка адаптива начинается с десктопной версии, Mobile first требует более детальной работы на этапе прототипирования и разработки концепта сайта. Необходимо разработать не только несколько индивидуальных макетов для различных разрешений мобильных устройств с максимально удобным интерфейсом и навигацией, но и основательно подумать над проектированием структуры ресурсов и программного кода. Обычно инициатором данного подхода является студия. Клиентам тяжело уследить за всеми современными технологиями, и поэтому на нас лежит большая ответственность за выбор технологий. Подход Mobile first актуален для проектов любой сложности. Конечно, он требует больше времени и ресурсов на стадии разработки, но эти затраты окупаются при дальнейшем продвижении проекта, такие сайты получают больше баллов у поисковиков. Увеличение мобильного трафика способствует изменению подхода к разработке современных сайтов. Именно поэтому важно предоставлять качественный контент и удобный интерфейс на всех устройствах. Очевидно, что такой подход к разработке верстки станет «must have» для заказной разработки. Комментарий: Андрей Морозов, генеральный директор компании ЕВРОСАЙТЫ из Ростова-на-Дону, миссия которой — развитие новых подходов в разработке проектов Последние полгода мы практикуем подход Mobile first. Во многом сложность заключается в психологическом факторе, ведь раньше делали основной (десктопный) сайт, а потом его адаптировали. Данная модель ведет к упрощению сайтов, к их легкости по дизайну и юзабилити. Мы понимаем, что сегодня важнее мобильный сайт, чем десктопный. В некоторых наших проектах мобильный трафик уже достиг 80%, а это о многом говорит. Из очевидных проблем, которые обычно появляются в мобильной разработке можно особо отметить разногласия браузеров. Например, когда ряд технологий, которые отлично работают на Android, не будут работать на iPhone. В целом, думаю, технология Mobile first будет развиваться всё сильнее и сильнее, мобильные версии сайтов будут превращаться в приложения и работать на оконном типе. Вот ведь странность. Почитаешь последние два мнения и думаешь: так здорово же! Почему тогда забуксовала популяризация Mobile first? Мы попросили следующего спикера дать свои варианты объяснений данному феномену. Комментарий: Александр Ковальский, творческий руководитель агентства CreativePeople, регулярно занимающего первые места в рейтингах креативности и побеждающего в российских и зарубежных конкурсах сайтов Mobile first — это точно будущее, но в настоящем эта концепция буксует по вполне понятным причинам. Фактически, рынок сам тормозит эту концепцию — переплачивать за Mobile first совсем не хочется, если выгода не очевидна. Во-первых, убирать все элементы в мини-версию существенно сложнее, чем размашисто лепить все подряд на большой экран, а значит, нужны специалисты более высокого уровня (с этим всегда сложности на рынке), способные продумать макет сразу во всех нужных состояниях адаптивной версии сайта. Во-вторых, клиенты далеко не всегда готовы платить сразу за несколько версий сайта (как мы видим по статистике, все еще достаточно много сайтов у наших клиентов, на которых процент мобильного трафика ничтожен). В-третьих, у клиента всегда есть возможность за небольшие деньги «прибить» к сайту отдельную мобильную версию за несколько дней и за очень доступные деньги (таких стартапов только в России уже десятки). Это явная экономия и бюджета, и времени на разработку. Есть еще и глобальные цифры статистики, которые подсказывают, что люди существенно меньше тратят времени на мобильный серфинг и все больше времени проводят в каких-то постоянных информационных каналах (смотрят facebook, instagram, чат, смотрят новостные ленты). Мне попадались примеры, когда вместо мобильной версии сайта подгружалась группа на Facebook, и этого было вполне достаточно для коммуникации с компанией».   Попробуем тезисно подытожить? Mobile first — это как котлетка с пюрешкой. Нравится почти всем, но, не всегда уместно. Например, в кинотеатре принято есть поп-корн, но увидеть людей с тарелкой и вилкой было бы странно, правда? Большинство клиентов не готовы к Mobile first. Инициаторами данного подхода большей частью являются именно подрядчики. То есть именно от самих студий зависит, какой подход будет реализован в том или ином проекте. Кстати, про подрядчиков. Если ранее не доводилось случая прокачать соответствующие скилы, то со значимыми заказчиками, они, как правило, рисковать не будут. Замкнутый круг. На данный момент в Рунете не так много удачных кейсов, реализованных по Mobile first. То есть не очень понятно, с кого именно можно брать пример. Объемы мобильного трафика на данный момент существенно переоценены. Мобильный трафик — не всегда значит серфинг. Во многих случаях речь все еще идет исключительно о соцсетях и мессенджерах. Часть разработчиков уже понимает, что может миновать фазу Mobile first, сделав прыжок сразу в сторону Mobile Native. Автор: Катерина Логвинова, CMS Magazine & «Рейтинг Рунета» (Директор по коммуникациям) Оригинал: http://www.cossa.ru/trends/157587/ Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus. Рекомендуем: 15 вещей, которые вы можете (и должны) реализовать на своём сайте, чтобы сделать его более быстрым для мобильных пользователей Обзор пятнадцати способов оптимизации скорости загрузки сайтов на мобильных устройствах от Джошуа Биксби. Разработка мобильных сайтов: статистика по России Настоящее исследование базируется на опросе руководителей более 500 веб-агентств, проведенного компанией NetCat совместно с порталом CMS Magazine осенью 2012 года. 3 недостатка адаптивного дизайна по сравнению с мобильной версией Адаптивный веб-дизайн — пожалуй, самый горячий тренд этого года. Возможность научить сайт подстраиваться под любой экран — монитора, ноутбука, телефона или планшета — затмевает традиционные мобильные версии. А зря: если в формат небольших сайтов и блогов такой вариант вписывается «на ура», на серьезных проектах с тысячами пользователей он создает проблемы. Десять рекомендаций по улучшению целевых страниц для мобильных устройств В инфографике «Десять советов по оптимизации мобильных целевых страниц» собраны самые эффективные приёмы, которые сделают вас экспертом в области мобильной разработки.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine