Компактная акустика Nakatomi OS-12: оригинальная и с лампочками

Сегодня у нас на тестировании интересная колонка с оригинальным внешним видом, которым она и привлекла наше внимание. Называется она Nakatomi OS-12 — звучит солидно, как нечто японское… Но при этом бренд Nakatomi, под которым также выпускается еще много всяческой компьютерной периферии, зарегистрирован российской компанией «Диалог», что особо и не скрывается — всю соответствующую информацию можно найти на ее сайте. Просто вот такой вот маркетинговый ход. С маркетингом у героини сегодняшнего обзора вообще все отлично, достаточно прочитать ее описание, размещенное все на том же сайте, а также на упаковке:

«Все компоненты акустической системы подобраны и согласованы так, чтобы порадовать в первую очередь поклонников «теплого лампового звука» — звучания без раздражающих слух гармоник и высокочастотных шумов. Так, питание акустической системы возложено на вынесенный отдельно для уменьшения наводок мощный трехамперный адаптер, цепи питания построены на надежных полевых MOSFET-транзисторах. Входящий сигнал, обработанный микроконтроллером ЦАПа и цифровым аудиопроцессором, попадает на каскад современных вакуумных ламп, дающих ту самую теплую и обволакивающую уютом окраску звуку в очень широком диапазоне частот. Окончательный выходной сигнал формируется современным усилителем D-класса, высокий КПД которого позволяет не растрачивать подводимую мощность на нагрев воздуха, а реализовывает ее через два среднечастотных и один низкочастотный динамик с низкоинерционными куполами из бумажной массы. Приводы СЧ-головок вооружены быстрыми двухслойными неодимовыми магнитами, НЧ — мощным многослойным ферритовым».

Плюс к тому, колонка оснащена Bluetooth-модулем, может подключаться к ПК через USB, а также имеет два линейных входа, один из которых — для подключения винилового проигрывателя. В общем, описание очень красивое, потенциально Nakatomi OS-12 — просто великолепное устройство. Посмотрим, что же оно может нам предложить на самом деле.

Технические характеристики

Заявленная выходная мощность 37 Вт
Частотный диапазон 55 Гц — 18 кГц
Размеры динамиков ВЧ: 2×1,75 дюйма (≈45 мм)
НЧ: 4 дюйма (≈102 мм)
Соотношение сигнал/шум >82 дБ
Гармонические искажения <1%
Беспроводное подключение Bluetooth 5.0
Аналоговые входы линейный Aux (миниджек 3,5 мм)
Phono (миниджек 3,5 мм)
Цифровые входы USB типа B
Поддержка кодеков SBC
Материал корпуса Пластик
Размеры 380×192×105 мм
Масса 2,75 кг
Дополнительно сопряжение с помощью NFC, сенсорное управление
Розничные предложения

Упаковка и комплектация

Поставляется Nakatomi OS-12 в коробке из плотного картона, на которую нанесены название устройства, ряд его изображений, краткие характеристики и то самое описание, которое мы цитировали во введении.

В комплект входят сама колонка, кабель миниджек-миниджек для подключения к источникам звука, блок питания и инструкция.

Блок питания компактный, все его параметры можно найти на фото ниже. Вилка съемная, но в комплекте идет только одна — вероятно, в зависимости от страны поставки. Длина кабеля — 180 см.

Кабель миниджек—миниджек выполнен на хорошем уровне качества, коннекторы почему-то угловые, которые очень удобны при использовании с портативными устройствами, а в данном случае особого смысла не имеют. Но в целом кабель отличный, да и длина приемлемая — 110 см.

Дизайн

Дизайн у Nakatomi OS-12 оригинальный и необычный — кому-то понравится, а кому-то и не очень. В интерьере колонка будет смотреться интересно и станет заметным элементом декора.

Устройство выпускается в двух вариантах окраски — черном и белом. Мы для тестирования выбрали второй. Корпус у колонки компактный — всего лишь 380×192×105 мм, да и масса невелика — 2,75 кг. Она отлично разместится на небольшой полке, прикроватной тумбе или столе.

При взгляде сбоку хорошо заметно, что колонка чуть наклонена назад. Очень правильное решение, помогающее направить звук в сторону слушателя при размещении устройства ниже его головы —, а именно так, скорее всего, оно и будет размещаться. В целом же ничего особо интересного на боковых панелях нет.

Передняя часть корпуса закрыта металлической сеткой, на которой присутствует единственный декоративный элемент — объемный выступ, напоминающий по форме динамик.

Но главный «хит» передней панели — это небольшая площадка с нанесенным на нее логотипом, на которой размещены две лампы.

И вот с лампами, конечно, история интересная. Производитель в описании устройства пишет следующее: «Входящий сигнал, обработанный микроконтроллером ЦАПа и цифровым аудиопроцессором попадает на каскад современных вакуумных ламп, дающих ту самую теплую и обволакивающую уютом окраску звуку в очень широком диапазоне частот».

К огромному нашему сожалению разобрать колонку, не повредив при этом корпус, практически нереально — пришлось отказаться от этой идеи. А было бы ну просто очень интересно… Потому не будем делать каких-либо выводов, а просто поделимся парой-тройкой наблюдений:

  1. Возможность замены ламп не предусмотрена, производитель почему-то уверен, что с ними всё будет в порядке. В инструкции по этому поводу сказано следующее: «Лампы имеют три уровня защиты: пластиковая защита от физических повреждений, защитные элементы на печатной плате, защита на программном уровне. Срок службы ламп рассчитан на весь срок эксплуатации акустической системы».
  2. Лампы практически не греются при работе — немного нагревается лишь основание. Собственно, потому и есть возможность поместить их в пластиковый кожух, который производитель сам упоминает в инструкции.
  3. Лампы имеют отдельную нижнюю подсветку, которая хорошо заметна при взгляде под нужным углом.

В правом нижнем углу передней панели размещен светодиодный индикатор, меняющий цвет в зависимости от того, какой вход активен:

  • Красный — линейный вход
  • Фиолетовый — вход для винилового проигрывателя
  • Синий — вход USB
  • Зеленый — Bluetooth

Почему при активации Bluetooth индикатор зеленый, а не синий — нам неведомо, но вот как есть. При этом в инструкции даже нет общей таблицы цветов индикатора, они указаны лишь в описании каждого типа подключения. Ну и сразу отметим крайне неприятный момент: в режиме ожидания лампы спереди отключаются, а светодиод начинает периодически мигать красным цветом. Если колонка при этом размещена где-нибудь возле спального места, например или даже просто перед глазами — это постоянное мигание явно будет раздражать.

Сверху на корпусе размещена сенсорная панель управления, о которой мы еще подробно поговорим в соответствующей главе. Рядом видна метка NFC.

На дне находятся небольшие ножки, обеспечивающие устойчивость колонки. Два винта на панельке под лампами сразу вызвали у нас море любопытства. Но, к сожалению, их демонтаж не приводит ни к чему интересному — крышка дополнительно удерживается какими-то элементами внутри корпуса.

В левом нижнем углу задней стенки находится панель для подключения колонки, по центру размещена наклейка с краткой информацией об устройстве, справа внизу видно отверстие фазоинвертора.

Отверстие небольшое — около 30 мм в диаметре. При этом оно не сквозное, трубка внутри поворачивает и уходит внутрь корпуса — над конструкцией резонатора явно поработали (пусть и немного), что хорошо.

Подключение и настройка

Подготовить Nakatomi OS-12 к работе несложно. Для начала подключаем комплектный блок питания, далее определяемся с тем, как будем передавать на колонку звук. Тут у нас есть четыре варианта. Можно воспользоваться аналоговым подключением через разъем Aux — для этого даже специальный кабель есть в комплекте. Есть еще и специальный вход Phono для подключения винилового проигрывателя, но он, мягко говоря, странный.

Мы попробовали подключить к нему пару источников и выяснили, что внушительное предусиление там явно есть. Но подавляющее большинство «вертушек» подключается к усилителю с помощью двух RCA и отдельного кабеля заземления. А вот как тут быть — не очень понятно. Возможно, есть какие-то специальные кабели с миниджеками… Но нам пока таких видеть не доводилось, да и в целом, проще уж тогда воспользоваться проигрывателем со встроенным фонокорректором и линейным входом на колонке. Это если очень хочется послушать винил именно через сравнительно бюджетную и компактную акустику, что само по себе — затея спорная.

Предусмотрена возможность подключения к ПК посредством USB, правда кабель с разъемом USB-B для этого придется приобретать самостоятельно. Выбор разъема, кстати, довольно странный — гораздо приятнее было бы увидеть USB Type C, но уж как есть. Мы попробовали подключить Nakatomi OS-12 к ПК под управлением Windows 11. Определяется она как «mvsilicon B1 usb audio», так мы неожиданно и без всякого разбора узнали производителя используемого аудиочипа. Ну и отсутствие собственного имени в системе у устройства — это как-то даже несерьезно, учитывая особенности его позиционирования и маркетинга. Звук поддерживается в форматах 16 бит/44,1 кГц и 16 бит/48 кГц, для компактной акустики этого вполне достаточно.

Ну и, наконец, беспроводное подключение посредством Bluetooth. Смартфон под управлением Android можно просто поднести к NFC-метке и согласиться с подключением. Если не сработало — всегда есть возможность организовать соединение через меню смартфона.

Полный список поддерживаемых кодеков и их режимов мы традиционно получили с помощью утилиты Bluetooth Tweaker. Кодек всего один — SBC. В целом, его возможностей для портативной акустики вполне достаточно. Но от продукта со столь пафосным описанием логично было бы ожидать поддержку ну хотя бы AAC, а в идеале — и aptX.

Управление и эксплуатация

Управление колонкой осуществляется с помощью сенсорных клавиш на верхней панели. Качество их срабатывания мы бы оценили как «среднее» — вроде бы, все хорошо, но все действия осуществляются с неприятной задержкой. Первая кнопка включает режим ожидания, вторая пролистывает активные входы. На третьей нарисован значок Bluetooth, было бы логично предположить, что нужна она для быстрого доступа к самому востребованному способу подключения… Но нет, так она не работает. Да и вообще не очень понятно, что она делает — в инструкции про нее нет ни слова. И вот по таким нюансам безошибочно угадываются недорогие поделки многочисленных китайских фабрик — вроде бы все и симпатичненько, но сделано без особого внимания к деталям.

Звук и измерения АЧХ

При всей всем обилии странных особенностей звучит Nakatomi OS-12 очень неплохо для своего форм-фактора. Даже как-то на удивление неплохо. «Глубокого баса», естественно, практически нет — ему просто неоткуда взяться, корпус слишком маленький. Однако низкочастотный диапазон при этом присутствует, на нем даже есть небольшой акцент. Средние частоты звучат вполне ровно и нейтрально, более того — хорошо читается и ВЧ-регистр. В общем, звук получается сбалансированный и без каких-либо раздражающих дефектов. Посмотрим на график АЧХ, полученный при размещении измерительного микрофона примерно в метре от акустики на оси динамиков, который отлично иллюстрирует все сказанное выше.

Низкочастотный диапазон при этом склонен к «гудению», в частности — на частоте настройки фазоинвертора, что хорошо видно на графике кумулятивного затухания спектра (он же «водопад» или waterfall). Тут уж ничего не поделаешь, корпус маленький и пластиковый — бороться разработчикам приходится не за качество баса, а сам факт его наличия.

График выше получен при подключении колонки посредством Bluetooth. Посмотрим, не меняется ли АЧХ при смене типа подключения.

Не меняется. Это было предсказуемо, но нужно было проверить — случается, что изменения все же есть. Например, если при аналоговом подключении перестает работать встроенный DSP. В данном же случае, как ни подключай — результат будет примерно один и тот же. А вот с горизонтальной дисперсией звука все не слишком хорошо — стоит немного повернуть колонку в сторону, как качество воспроизведения сильно страдает, причем практически во всем диапазоне, начиная с нижней середины.

Подъем измерительного микрофона тоже сразу приводит к падению качества звучания, но уже не столь критичному. Однако следить за тем, чтобы колонка была направлена в сторону слушателя, все же стоит.

Итоги

В целом Nakatomi OS-12 — колонка интересная. Она оригинально выглядит и может быть использована в качестве элемента декора помещения, да и звучит для своего размера неплохо. Но это если оставить за скобками маркетинговые странности, не самое удобное управление и прочие спорные моменты. При этом дешевой ее не назовешь: в данном ценовом сегменте можно найти портативную акустику с не худшим качеством звучания и с гораздо более высоким уровнем комфорта использования, пусть и без лампочек на передней панели. Но тут, как всегда, решать потребителю — возможно, у кого-то Nakatomi OS-12 настолько хорошо впишется в интерьер, что всё остальное отойдет на второй план, так тоже бывает.

Полный текст статьи читайте на iXBT