Какие задачи 5G ставит перед телеком-операторами и как их решать

5g600.jpg

16.07.2020, Чт, 18:49, Мск

5G — одна из главных тем в сводках о технологическом прогрессе. Но не все до конца понимают, насколько сильно на самом деле эта технология изменит глобальный рынок и бизнес телеком-операторов.

5G меняет мир уже сейчас

2019 г. стал важнейшей вехой для развития телекоммуникационной отрасли. Именно год назад в дорожных картах как крупных транснациональных консорциумов, так и небольших региональных операторов, начали проявляться очертания сетей, основанных на стандарте связи пятого поколения. Этому предшествовало десятилетие научных и лабораторных опытов. Предварительным итогом стало появление полусотни операторов, в распоряжении которых оказались практически готовые к эксплуатации сети.

«Huawei начала исследования в области 5G уже в 2009 году, когда только начиналось развертывание сетей 4G для коммерческого использования. За последние 10 лет компания вложила в исследования более $4 млрд», — говорит Стивен У (Steven Wu), вице-президент подразделения операторских решений Huawei CBG и президент департамента сервисов, программного обеспечения и решений.

5G — одна из главных тем в сводках о технологическом прогрессе. Фото: ru.depositphotos.com

Теперь технология будет развиваться ускоренными темпами. Только в IV квартале 2019 г. к сетям 5G подключили 9,9 млн абонентов, по данным ассоциации GSMA Intelligence. По их же прогнозам, к 2025 г. это число вырастет до 1,8 млрд. Катализаторами этого станут снижение цен на смартфоны, развитие виртуальной и дополненной реальности и растущее число корпоративных приложений. Поэтому все больше телеком-компаний делают ставку на 5G как на очевидно высокоэффективный инструмент преобразований и 100-процентный шанс на повышение чистой прибыли.

«Технология 5G — это ключ к новой эпохе в области телекоммуникаций. Она позволит усовершенствовать сервисы, расширить области применения и повысить качество пользовательского опыта. 5G создает условия, которые позволяют бизнесу уйти от традиционных линейных моделей, интегрировать новые цифровые сервисы, применять новые бизнес-модели и развивать новые партнерские отношения в отрасли», — уверен Билли Тан (Billy Tan), президент департамента глобальных технических услуг Huawei.

Но здесь и сейчас телеком-операторы сталкиваются с серьезными вызовами, к которым можно отнести как вопросы финансового характера (5G требует огромных инвестиций), так и сложности с построением сетей, которые приходится оптимизировать, что называется, на ходу.

Образцом для подражания в этом контексте может служить опыт Китая, который оказался на передовой внедрения нового стандарта связи, и скорее всего сохранит лидирующие позиции в этой сфере: по прогнозам, к 2025 г. 44% всех абонентов 5G будут находиться на территории КНР.

Три лидера телеком-отрасли страны — China Mobile, China Unicom и China Telecom — еще в октябре 2019 г. запустили 5G-сервисы в 50 городах страны. В совокупности эти три гиганта развернули 113 тыс. базовых станций к концу 2019 г. При этом China Mobile к концу 2020 г. рассчитывает увеличить зону покрытия до 300 городов, чему поспособствует коммерциализация сетей 5G с автономной архитектурой. Суммарные инвестиции в этот период составят $2,85 млрд.

China Unicom и China Telecom и вовсе совместно создают и обслуживают 5G-сети радиодоступа (RAN). Такой подход позволяет сократить расходы и одновременно ускорить развертывание сетей нового поколения.

«В эпоху 5G сети станут гораздо более масштабными и сложными. Решающим фактором станет эффективность и гибкость интеллектуального режима работы. Автоматизация и интеллектуальный подход имеют большое значение для повышения качества сервисов 5G и для трансформации кадрового потенциала в области эксплуатации и обслуживания сетей. Например, благодаря технологиям на базе ИИ, интегрированным в системы эксплуатации и обслуживания, можно реализовать предоставление и восстановление услуг, а также отслеживать качество услуг, предоставляемых конечным пользователям», — рассказывает Чэнь Ин (Chen Ying), ведущий инженер департамента развития сетей подразделения China Mobile в провинции Цзянсу.

С чем столкнулись телеком-операторы

Самая главная сложность парадоксально связана с огромными возможностями 5G-сетей. Обилие будущих сервисов и услуг серьезно усложняет само развертывание сети, потому что различные сервисы 5G имеют разные требования к уровню качества и надежности. Из-за этого возникают разные потребности в инструментарии, процессах и возможностях эксплуатации и обслуживания. Телеком-операторы искали технологии, которые упростят этот процесс. На помощь пришли искусственный интеллект и построенная на его основе автономная сетевая архитектура — они упростили планирование, строительство и оптимизацию сети.

Другой важной проблемой становится необходимость эффективного технического обслуживания таких сетей, которые еще и сосуществуют с инфраструктурами 2G, 3G и 4G. С многократным усложнением рабочих процессов и повышением затрат должны помочь справиться автоматизация процессов и, опять-таки, применение искусственного интеллекта.

С учетом этих проблем отрасли Huawei также предложила собственное решение для интеллектуальной эксплуатации сетей 5G, созданное на базе многолетних исследований и разработок.

«Решение нацелено на обеспечение умной эксплуатации и обслуживания сетей 5G и включает в себя возможности работы в режиме онлайн, полной автоматизации и применения технологий на базе ИИ, чтобы операторы могли успешно решать задачи по эксплуатации и обслуживанию сетей нового поколения», — пишет в своей статье Фред Чжао (Fred Zhao), руководитель департамента по управлению сервисами и обеспечению их надежности компании Heavy Reading.

Эта разработка, реализованная на базе единой платформы умной эксплуатации и обслуживания, позволяет проводить централизованный мониторинг, находить узкие места, послужившие причинами неисправностей, автоматически управлять операциями. В конечном счете это устраняет основные проблемы операторов и повышает эффективность диагностики и устранения сбоев. Естественно, параллельным эффектом этого является снижение затрат на эксплуатацию и обслуживание.

2019 г. стал важнейшей вехой для развития телекоммуникационной отрасли. Фото: ru.depositphotos.com

Уже сразу после запуска решение Huawei предлагает базовые возможности для обеспечения безопасности сетей 5G, визуализирует их, поддерживает идентификацию ошибок и быстрое выполнение самодиагностики. На продвинутых стадиях развертывания сетей эти возможности расширяются до тех пор, пока сети не станут практически полностью автономными.

«С точки зрения диагностики неисправностей, решение для интеллектуальной эксплуатации сетей 5G поддерживает автоматическую классификацию и обнаружение типичных неисправностей в работе сетей 5G. Решение Huawei реализует автоматизацию обеспечения надежности сервисов и формирует интеллектуальный режим управления отказами сетей 5G с помощью обучения ИИ для расширения возможностей самовосстановления сетей», — дополняет Фред Чжао.

Чем еще поможет искусственный интеллект

Как выяснили китайские телеком-гиганты, искусственный интеллект и масштабная автоматизация решают и другие проблемы, с которыми сталкиваются операторы, развертывающие 5G-сети, такие как необходимость повышения точности планирования и скорости вывода продуктов на рынок, предоставление бесперебойного обслуживания. Для этого ИИ необходимо применять на каждом этапе построения сетей 5G, что принесет точность и эффективность. При этом дополнительно применяются машинное вычисление и методы итеративных вычислений для быстрого и точного планирования различных сценариев. Это обусловлено наличием множества способов работы с данными при реализации 5G-проектов. В число передовых подходов попадают фотограмметрия, оптическое распознавание текста (OCR), распознавание голоса и машинное зрение, которым находится применение на всех этапах развертывания.

На рынке уже существуют конкретные разработки, которые направлены на достижение конкретных бизнес-показателей: увеличение пропускной способности сети, полной бесперебойности и ускорения вывода продуктов телеком-операторов на рынки.

«Для повышения точности планирования Huawei использует специальную модель распространения и 3D-моделирование Massive MIMO, — приводит пример Стивен У. — При использовании технологий искусственного интеллекта моделирование позволяет добиться повышения эффективности распространения на 10–20%. С его помощью можно точно спроектировать размещение оборудования не только вне помещений, как это делает большинство моделей, но и внутри зданий».

С учетом различных требований к сети со стороны сервисов 5G, особенно важно, что решение Huawei позволяет провести предварительное тестирование моделей в открытой лаборатории OpenLab. Это сводит к нулю риски коммерческой реализации. Например, в Южной Корее, которая также находится на передовой внедрений, связанных с 5G, 90% ключевых проблем были обнаружены до начала коммерческой поставки и промышленной эксплуатации.

Что касается бесперебойного обслуживания, то эта задача также актуализировалась из-за усложнения структуры сетей. Для решения этой проблемы эксперты предлагают перейти от принципа максимальных усилий к заключению четких и дифференцированных соглашений об уровне обслуживания (SLA).

«Благодаря интеллектуальной платформе Huawei можно заранее определять сервисные риски и потенциальные неисправности, расширять возможности прогнозирования и предотвращения сетевых рисков, а также сокращать продолжительность восстановления после сбоев. Решение для интеллектуальной эксплуатации сетей 5G реализует комплексную визуализацию мониторинга фрагментов сети и обнаруживает отклонения от требований соглашений об уровне обслуживания (SLA) сегментов сети за считанные минуты», — говорит Фред Чжао.

«Этот фактор привел к увеличению числа отключений, вызванных ошибками персонала, и росту эксплуатационных расходов. Причина возникновения более 70% сетевых проблем — человеческий фактор, — подчеркивает Стивен У. — Для решения проблем низкого качества и низкой эффективности необходимо отказаться от реактивного принципа работы искусственного интеллекта и организовать модель работы на опережение».

Только в IV квартале 2019 г. к сетям 5G подключили 9,9 млн абонентов, по данным ассоциации GSMA Intelligence. Фото: ru.depositphotos.com

Нельзя недооценивать и скорость вывода продуктов на рынок. На первоначальном этапе коммерциализации 5G этот фактор играет особенно важную роль. Задачу ускорения развертывания высококачественных сетей 5G Huawei предлагает решать с помощью цифровой платформы на базе ИИ. Она позволяет создавать трехмерные цифровые «близнецы» инфраструктурных объектов по мере их проектирования. Как показал южнокорейский опыт, это сокращает сроки внедрения на 30%.

«Huawei создала опытную бизнес-модель для первого блока сервисов на базе 5G, ввела новые стандарты работы и построения сетей, а также разработала решение на базе искусственного интеллекта и синергии сервисов и сетей для управления процессами и актуальной и динамичной адаптации опыта предоставления сервисов и реализации сетевых политик. Благодаря платформе для управления службами конвергентных данных и интеллектуальному движку Huawei мобильные операторы могут целенаправленно и эффективно привлекать новых пользователей, стимулировать их активность, сохранять лояльность пользователей и наращивать прибыль, что превращает обычное управление в интеллектуальное. Huawei увеличит объем инвестиций в лабораторные исследования и продолжит изучать потенциал применения цифровизации и технологий искусственного интеллекта для разрешения сложных проблем, связанных с пользовательским опытом, а также в других перспективных сферах», — заключает Билли Тан.

Узнать, какие еще вызовы встанут перед телеком-операторами по всему миру, можно, скачав журнал «Умные технологии — двигатель успеха вашего бизнеса».


Полный текст статьи читайте на CNews