Как поступать, если заказчик затягивает приемку работ

upload2ep2o8fuxl.jpg

Итак, если заказчик пропадает — посмотрите в договор и проверьте, правильно ли вы направили результат работ. Отправьте акт. Потом можно звонить, искать, писать, встречаться. Обратная последовательность приводит к потере денег.

07.07.2015 | Автор: Павел Мищенко, Runetlex (Юрист)

Всем привет!

В своей практике я неоднократно сталкивался с последствиями неправильных действий при передаче результата работ. Итог был печальным.

Хочу поделиться опытом в решении вопроса.

Типичный пример

Предпроектное исследование для внедрения 1С. Предоплата 50 процентов. Исполнитель завершил работу и скинул ее на электронную почту заказчику.

Начинаются чудеса. Всегда оперативно отвечавший заказчик не дает обратную связь. Важное совещание, подведение годовых итогов, завал работы и т.п.

Неделя, вторая, месяц, два месяца. Тишина. Наконец, удается назначить встречу с руководством. В кабинете генерального директора исполнитель узнает удивительные вещи: работа не качественная, все возможные сроки прошли, интерес утрачен, оплаты второй части не будет. «Хотите судиться — давайте, мы с вас и предоплату обратно возьмем».

Грустный исполнитель смиряется с потерей денег и клиента.

Боевитый исполнитель бежит к юристам и узнает, что позиция его слаба и неперспективна.

Что произошло?

К сожалению исполнитель заглядывал в договор только при его подписании. И скорее всего на страницу «подписи сторон». В договоре было указано, что результат должен быть передан не по электронной почте, а курьером на 4 СD — R дисках в железной коробке. Также в тексте договора содержится условие, что если просрочка по передаче результата продлилась дольше одного месяца, заказчик может отказаться от договора и потребовать вернуть предоплату как «утративший интерес». С просрочкой в 2 месяца и неправильно переданным результатам исполнитель должен сказать спасибо, что заказчик не потребовал деньги обратно.

Кто виноват?

Да, заказчик редиска. Он специально тянул время, чтобы не оплатить вторую половину работы. Теперь он найдет новую компанию и сэкономит, ведь часть работы ему уже сделана со скидкой в 50%. Но поможет ли это осознание исполнителю?

Суды такие доводы не рассматривают. При принятии решений они ориентируются на документы, которыми обменивались стороны.

Диалог в заседании будет коротким:

Суд: Работу выполнили?
Исполнитель: Да.
С: Результат направили?
И: Да.
С: Направили как написано в договоре?
И: Нет, но вы понимаете…
С: Спасибо, достаточно. Акт подписан?
Исполнитель: Нет, но вы понимаете…
Суд: Спасибо, можете садиться.

Через полчаса вы получаете решение об отказе в иске о взыскании задолженности.

Что надо делать

Если вы видите первые признаки затягивания со стороны заказчика, используйте следующий алгоритм:

  1. Внимательно изучить договор как должен быть направлен результат.

  2. Внимательно изучить сделали ли вы ВСЕ что предусмотрено договором, а не о чем договаривались на словах.

  3. Направить результат работ вместе с подписанными со своей стороны 2 экземплярами акта сдачи — приемки работ.

  4. Если результат в соответствии с договором можно передать по электронной почте — все равно подстрахуйтесь. Продублируйте курьерской службой или ценным письмом с описью.

  5. Сохраняйте квитанцию об отправке. Обратите внимание — курьеры иногда грешат аккуратностью заполнения бланка и у вас на руках остается копия, из которой ничего не разобрать. Лучше возьмите ручку и заполните все сами.

Поздравляю. Теперь у вас на руках есть подтверждение надлежащего исполнения договора. У Вас сильная позиция как в переговорном процессе, так и в суде (если работа действительно сделана хорошо).

А если акт не будет подписан заказчиком?

Действующая судебная практика признает односторонний акт, если:

  • есть подтверждение выполнения работ;

  • результата работ и акт были направлены заказчику;

  • заказчик не представит мотивированных претензий.

Для интересующихся вставка юридического текста.

Пункт 4 статьи 753 ГК РФ предусматривает возможность составления одностороннего акта сдачи-приемки результата работ. Названная норма защищает интересы подрядчика, если заказчик необоснованно отказался от надлежащего оформления документов, удостоверяющих приемку. Так, в соответствии с указанной нормой права при отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Следовательно, при необоснованном отказе заказчика от подписания направленного ему подрядчиком акта выполненных работ, односторонний акт выполненных работ также может быть надлежащим подтверждением фактического выполнения работ на указанную в этом акте сумму. Обязанность доказывания обоснованности мотивов отказа от приемки выполненных работ возложена законом на заказчика; при непредставлении таких доказательств заказчиком односторонний акт приемки выполненных работ является надлежащим и достаточным доказательством фактического выполнения подрядчиком работ. (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2014 N 08АП-7947/2014 по делу N А46–15719/2013)

Еще пара наблюдений

  • Ошибки с передачей результат работ возникают, когда Исполнителю пришлось работать по шаблону Заказчика. В итоге сотрудники Исполнителя работают по накатанным бизнес-процессам и не подозревают, что отправление результата по электронке в данном случае недостаточно.

  • Иногда проект просто перестает быть актуальным для заказчика. Руководитель «перегорел», сменились топ-менеджеры, выбрано другое направление развития. Настораживайтесь после первых звоночков. Они всегда существуют.

  • Если заказчик предлагает «сделать перерыв на пару месяцев» — это потенциально опасная ситуация. Предложите подписать дополнительное соглашение, где приостановка будет согласована официально. При отказе заказчика направляйте выполненные к этому моменту работы и акт.

  • Чаще всего описанная ситуация происходит с крупными оффлайновыми компаниями — строителями, гипермаркетами, банками и пр. Их юридические отделы в совершенстве знают договор подряда и десятками раз проводили такой финт.

  • Чем тщательней Вы соблюдаете процедуру, соблюденную в договоре — тем меньше риск того, что Вас кинут. Если договор соблюдать совершенно нереально то может стоить подумать — нужен ли Вам такой заказ.

Вместо заключения

Итак, если заказчик пропадает — посмотрите в договор и проверьте, правильно ли вы направили результат работ. Отправьте акт. Потом можно звонить, искать, писать, встречаться. Обратная последовательность приводит к потере денег.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine