Как искать сотрудников

uploadwrs5b5u9et.jpg

Проблема поиска персонала: почему важно развивать HR-бренд компании

До недавнего времени основной проблемой компаний заказной IT- и digital-разработки был поиск клиентов и проектов. За последние несколько лет очень сильно возросла конкуренция за специалистов. Основной вопрос теперь — не проекты, а сотрудники, которые смогут их выполнить.

Если к борьбе за разработчиков все уже привыкли, то к режиму жесткой конкуренции за дизайнеров, менеджеров, рекламщиков и других специалистов компаниям еще предстоит адаптироваться. Пока же складывается ощущение, что digital-сфера проигрывает войну за таланты.

Происходит это не потому, что работа в веб-студиях, агентствах, рекламных компаниях или у мобильных разработчиков не интересна или плохо оплачивается — совсем нет. Проблема в том, что у большинства компаний в принципе отсутствуют системы привлечения и заботы о сотрудниках, которые самое время начать создавать.

Вопросы, связанные с HR, можно обсуждать бесконечно, поэтому эту статью ограничим проблемой поиска сотрудников, оставив вопросы удержания и обучения для следующих серий.

HR-бренд

Искать специалистов «с чистого листа», не имея за спиной сложившегося сильного бренда — сложно и дорого. Брендинг — это ведь не только про коммуникацию с клиентом. HR-бренд компании, нацеленный на сотрудников, не менее важен и позволяет заменить активный поиск специалистов на работу с теми, кто осознанно стремится попасть в компанию.

У многих IT компаний есть целые сайты или разделы, рассказывающие про преимущества работы у них. Для digital-отрасли это пока редкость. Мы и некоторые другие компании пытаемся исправить это досадное недоразумение:

Что ожидает специалиста в большинстве компаний digital-сферы — соискателям остается только догадываться из-за отсутствия таких подсайтов и в целом, из-за неумения компаний рассказывать о себе и формулировать свои HR-преимущества.

Разумеется, играть только на своем поле (сайте) недостаточно и нужно распространять информацию о компании: подробные и интересные описания вакансий, постоянная работа с соц.сетями, полезный контент для профессионалов, учебные материалы для новичков, поток фотографий из офиса — все это поможет привлечь внимание специалистов к компании и заложить основы HR-бренда.

Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис работает БЕСПЛАТНО как для заказчиков, так и для исполнителей.

УТП

В основе любого бренда, в том числе и HR — найденные и тщательно сформулированные преимущества компании и ценность ее товаров/услуг для клиентов. HR-бренд — не исключение.

Если эти преимущества не сформулировать — работа в компании будет лишена смысла для соискателей. На мой взгляд, digital может предложить сотрудникам уникальное сочетание творчества, технологий и среды для развития. И все это — при не самых высоких входных требованиях. Это довольно простое и понятное УТП, которое общими усилиями можно было бы распространить на все компании отрасли.

Работа над HR-брендом — это игра в долгую, которая требует еще и создания той самой среды, в которую компания собирается приглашать специалистов. Но сотрудники нужны им уже сейчас, поэтому переключимся на то, как искать специалистов.

Как искать?

Сайты по поиску работы — уже не самый лучший источник профессиональных кадров и кажется, что их понемногу заменяют социальные сети. Потому, что специалисты еще задолго до смены работы начинают наблюдать за компаниями через их группы и страницы в соц.сетях. Если несколько лет назад поиск специалиста начинался с рекрутинговых площадок, то теперь он начинается с поста в Facebook. И чаще всего на этом заканчивается. Если уметь дополнительно таргетировать посты о поиске сотрудников, то социальные сети становятся точным и хитрым HR-инструментом.

Если же компания предпочитает большие выборки соискателей (и это тоже правильно) и активный поиск, хочет привлечь толковых соискателей из других отраслей или регионов, то сайты по поиску работы помогут в решении этих задач. Отлично работает hh.ru, другие площадки менее результативны.

Интересно, что специализированные на IT сайты дают довольно слабые результаты при размещении вакансий — не потому, что они с ними что-то не так. IT-специалисты сейчас редко ищут работу сами и достучаться до них можно только через активный поиск на этих площадках. Повесить вакансию и ждать — больше не вариант.

Особенно сложно искать сотрудников в других городах. Наш офис разработки находится в Новосибирске, и известный в центральной части России HR-бренд там не работает. Приходится идти на соискателей с «голыми руками». Каждый крупный город имеет свои особенности и свои площадки для размещения вакансий и резюме.

Не секрет, что Москва и Петербург привлекают множество специалистов из других городов и регионов. Релокация — важный инструмент HR-менеджера. Digital-компаниям нужно формулировать особые условия переезжающим сотрудникам: от оплаты транспортных расходов до помощи в поиске жилья и выплаты «подъемных» на адаптацию в городе.

Переезжающие специалисты — это основная группа, за которую мы все будем конкурировать в ближайшее время.

HR-система

В этом году мы неожиданно обнаружили, что доросли до 50 штатных сотрудников и целой группы внешних специалистов. Управлять такой системой стало очень сложно. В небольших командах замены происходят редко, но когда сотрудников много, ротация кадров происходит быстрее. Это чистая математика. Если в небольшой студии из десяти человек за год обновятся 2 позиции, у нас, соответственно, 10. Поэтому мы постоянно ищем специалистов: иногда у нас открыты 8–10 вакансий одновременно.

Такая интенсивность поисков требует автоматизации: системы отбора и хранения резюме, организации собеседований. Сейчас мы внедряем систему управления рекрутингом. Выбираем вот из этого списка, который может вам пригодиться:

И конечно нужен отдельный сотрудник, отвечающий за рекрутинг. У нас наконец-то появился HR-менеджер, и мы радуемся снятию огромного объема HR-работы с плеч наших руководителей, которые зачастую сами искали специалистов.

Довольно часто нас спрашивают о проведении собеседований и вопросах, которые мы задаем соискателям. Если собеседование происходит по определенному сценарию и задаются странные, не имеющие к делу вопросы в стиле «Кем вы видите себя через 10 лет» — это не собеседование, а цирк с конями. Мы просто разговариваем с кандидатом, направляя беседу в том направлении, которое позволит лучше всего понять именно этого человека. Разумеется, никаких стрессовых вопросов, прямых отказов и любых других дискомфортных ситуаций мы не создаем.

Еще мы понимаем, что прием на работу нового сотрудника — это всегда лотерея, в которой широкие выборки и тщательный отбор только повышают шансы на успех. Но соискатель всегда остается «котом в мешке». Поэтому мы стараемся давать тестовые задания, не занимающие много времени, но показывающие, на что способен сотрудник.

В этому году мы успешно внедрили «тестовые дни». Соискатель может выйти на 1 день и попробовать себя на реальных задачах. Такой день помогает определиться с выбором и нам и сотруднику гораздо лучше, чем любые собеседования.

Конечно, у нас действует испытательный срок от месяца до трех.

Стажировки

Наверное, самый распространенный вид запроса от соискателей — это стажировка и практика. Мы приглашаем стажеров —, но только когда нам нужен младший специалист для закрытия вакансий. Мы никогда не берем сотрудников на временные стажировки.

Вложения в стажера довольно высоки, старшим товарищам нужно тратить время на обучение. Делать это ради нескольких месяцев «работы» нет смысла. Временные стажировки мы рекомендуем соискателям заменять на обучение в одной из школ дополнительного образования в IT и смежных областях.

Мы работаем с институтами и частными школами — проводим лекции, приглашаем студентов на экскурсии в офис для профориентации. Но мы всегда держим в уме недостатки стажировок: малые шансы на успех выращивания специалиста, большие вложения и очень долгие результаты. Ну, и самая главная проблема — стажеры не приносят в компанию новые знания и опыт, только перенимают имеющиеся.

Тем не менее, у стажировок есть и положительные стороны: возможность выгодно закрыть вакансии начального уровня, возможность вырастить уникального специалиста под нестандартную задачу, высокая лояльность специалистов (при условии, что выполняется план роста уровня и оплаты).

Очень важно соблюдать условия стажировок. Затянутая стажировка с малой или отсутствующей оплатой может привести к накоплению негатива у сотрудника и репутационным рискам для компании.

У нас есть подробный материал о стажировках в Nimax.

Решение проблем

Любая вакансия — это одновременно потенциальная проблема и возможность. Чтобы снизить риски при найме специалистов, давайте наконец начнем звонить в предыдущие места работы сотрудника и давать правдивую информацию, если позвонили вам. Хорошие специалисты достойны рекомендаций, даже если ушли от вас, а вот людей, приносящих проблемы, нужно вовремя распознавать.

Самое важное в HR-работе — это отношение к уходу сотрудников. Чаще всего такое событие воспринимается как форс-мажор. Вероятно, я никогда к этому не привыкну. Но на самом деле люди меняют места работы — это неизбежно и нормально. До определенного уровня, конечно — в высокой ротации кадров нет ничего хорошего. Но при этом ротация — второй по значимости после обучения способ улучшения команды.

Поиск новых сотрудников и забота об уже работающих в компании — это один из базовых процессов, он должен быть технологичен и хорошо отлажен. Роль HR-менеджера в этой истории становится ключевой — сохранение целостности команды.

Мнение:
Ольга Баранцева, генеральный директор интернет-компании R52.RU

На наш взгляд, во многом HR-бренд компании (со знаком плюс или минус) формируется независимо от того, занимается компания им целенаправленно или нет. HR-бренд является одним из составляющих (производных) общего имиджа компании. Невозможно быть привлекательным работодателем, если репутация компании на рынке (в отрасли, в городе…) «так себе». Поэтому главным для формирования HR-бренда является то, какого качества продукт компания делает, как ведёт себя на рынке и со своими сотрудниками, и что об этом думают потребители, коллеги, конкуренты и работники.

В настоящей статье довольно подробно описаны цели и задачи HR-стратегии агентства и пути её реализации. Хочу высказать пару соображений по поводу найма и функционала HR-специалиста.

  1. Наш опыт говорит о том, что на рынке (особенно в регионах) практически нет HR-спецов, заточенных на digital-отрасль. Есть хорошие ребята с хорошим образованием и опытом работы в разных бизнесах, а в digital нет. Штучный товар. Согласитесь, что найти (даже провести предварительный отбор) приличного UX-дизайнера, проектировщика, РМ-а или верстальщика не то же самое, что хорошего продавца или даже директора в сетевой магазин, бухгалтера или заведующего складом. Поэтому, если очень нужен HR-спец в штат, то надо быть готовым к тому, что потребуется время на обучение и адаптацию к отрасли.

  2. Приход на работу любого дополнительного сотрудника должен приводить к увеличению прибыли компании на сумму, превышающую затраты на этого специалиста, иначе это как минимум бессмысленно. Экономический эффект от работы HR-а (а грамотный HR — штука недешевая) наступает не сразу, не всегда очевиден и может зависеть от поддержки его инициатив ключевыми персонами компании. Поэтому целесообразно с самого начала определить круг его обязанностей, полномочия и показатели KPI, на основании которых руководство сможет оценивать его работу. На наш взгляд, неразумно ограничивать функционал HR-менеджера только рекрутингом и кадровым документооборотом, т.е. фактически работой кадровика. Все вопросы управления персоналом должны быть в зоне его ответственности, а это и разработка программ адаптации новых сотрудников, системы наставничества, и управление корпоративной системой обучения (от выявления потребностей до организации тренингов), и тестирование персонала и много чего ещё.

Мнение:
Андрей Морозов, генеральный директор компании ЕВРОСАЙТЫ

Мы ищем специалистов не так часто, в среднем в штат берем по 2–3 специалиста в квартал. В зависимости от специализации мы ищем сотрудника в разных местах и разными способами, очень часто бывает, что сотрудник сам нас находит и просит рассмотреть его кандидатуру.

Когда появляется необходимость в новом сотруднике, мы публикуем вакансию на нескольких ресурсах: hh.ru, vk.com (наша группа), Авито, facebook.com (группы). У нас имеется несколько уровней, которые должен пройти потенциальный кандидат, чтобы попасть на собеседование.

После того, как набирается достаточное количество кандидатов, мы выбираем из них самых достойных и интересных, основываясь только на резюме. Далее мы начинаем искать информацию об этих людях в интернете, собирать своего рода досье на каждого человека. После того, как информация систематизирована, мы оцениваем ее согласно выработанным в компании критериям и отбираем подходящих кандидатов на собеседования.

Особого дефицита кадров мы не чувствуем, но хорошие специалисты всегда нужны. Основная сложность с дизайнерами, все основные специалисты у нас работают непосредственно в штате (30 человек), и поэтому нам важны люди, которые будут работать именно в офисе, а не на удаленной основе. Большинству дизайнеров не интересна работа в офисе, и по большей части работают они на Москву и Санкт-Петербург удаленно. Но в последнее время данная тенденция снижается и люди начинают отказываться от удаленной основы. У нас были случаи, когда сотрудники уходили от нас и снова возвращались спустя время. Мы свели текучку к минимуму и гордимся этим.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine