Экшн-камера GoPro Hero4 Session: концепт-продукт с характеристиками, оставляющими вопросы

В самый разгар лета компания GoPro представила новую версию своей экшн-камеры. Произошло это, заметим, в середине сезона, много позже зимней презентации очередной версии привычной GoPro Hero. Такая внеочередность — событие необычное уже само по себе, далеко не каждая компания может позволить себе разработку и выпуск серьезного продукта чаще, чем раз в год. Более того, примечательной оказалась не только дата презентации. Продукт, который был представлен публике, имеет мало общего с трафаретными версиями прежних Hero. Это своеобразие в первую очередь заключается в форм-факторе, благодаря которому теперь не требуется защитный бокс. К отличительным признакам можно добавить меньшие габариты и массу, новую конструкцию крепления, а также чуть иную программную функциональность. Разумеется, не обошлось и без минусов: аккумулятор камеры не подлежит замене, а настройки аппарата можно изменить только с помощью мобильного устройства, смартфона или планшета.

Конструкция, технические характеристики

Традиционный способ упаковки миниатюрных камер эффектен и непрактичен: если камера у кого-то уже побывала в руках, фотографировать упаковку становится нежелательно. Хорошо еще, что не блистер.

Комплектность аппарата, поступившего для тестирования, состоит из следующих аксессуаров:

  • камера GoPro Hero4 Session
  • два универсальных бокса-крепления
  • три съемных клипсы с защелками
  • две площадки с клейкой основой
  • кабель USB—Micro-USB, фиксатор, руководство по эксплуатации
Экшн-камера GoPro Hero4 Session

Набор вполне достаточен для повседневного использования камеры, за исключением более редких и, скажем так, эксклюзивных случаев, вроде крепления на руль или на грудь оператора. Все необходимые дополнительные аксессуары свободно продаются как на сайте разработчика, так и сторонними производителями.

Кубической формы корпус изготовлен из пластика и будто бы обернут слоем резины. Наружное защитное стекло, прикрывающее объектив, закреплено по периметру болтами, однако сделано это не в целях удобного доступа к электронной начинке, а только для увеличения прочности конструкции.

Экшн-камера GoPro Hero4 Session

Действительно, судя по внешним признакам, камеру невозможно разобрать. Точнее, разобрать-то можно. Но вот собрать... Как вы ее соберете, если для того, чтобы просто добраться до электроники, нужно буквально отодрать резиновую «кожу» и скальпелем вскрыть силиконовое «тело»?

Экшн-камера GoPro Hero4 Session
Фото взято с сайта ifixit

Самое время вспомнить известную пародию на еще более известную песню, где имеются такие слова: «фарш невозможно провернуть назад». Производителю следовало бы дать этой камере имя «Черный ящик», а не сделал он этого, видимо, во избежание двусмысленного толкования.

Итак, камера фактически не подлежит ремонту, аккумулятор ее также нельзя поменять. Это следует иметь в виду, хотя, справедливости ради, зададимся вопросом: а так ли уж часто приходится ремонтировать подобную миниатюрную технику, которая давно считается «одноразовой»? Тем более, политика компании GoPro такова, что поломка камеры приводит не к ремонту, а к ее замене, для чего следует обращаться в магазин, где был приобретен аппарат. Но еще одно важное уточнение — неисправная камера должна находиться на гарантии.

Камера оснащена двумя кнопками, главной и вспомогательной, которая имеет надпись Info/Wi-Fi. Краткое нажатие на главную кнопку пробуждает камеру, после чего автоматически включается видеозапись. Следующее нажатие остановит запись и выключит камеру. Длительное нажатие на эту кнопку также включает камеру, но при этом стартует интервальная фотосъемка. Рядом с главной кнопкой находится информационный дисплей, вмещающий две строки. Здесь отображается текущий режим работы, свободная емкость карты памяти и состояние батареи. Также дисплей выводит подсказки во время некоторых операций.

Экшн-камера GoPro Hero4 Session
Экшн-камера GoPro Hero4 Session

Вторая кнопка расположена в нижней части тыльной стороны кубика. Эта кнопка предназначена для включения/выключения Wi-Fi и смены режимов работы. Увы, камера не предполагает изменения настроек с помощью этих двух кнопок. Для того, чтобы изменить размер кадра, его частоту, активировать программную эмуляцию Protune, выбрать интервал фотосъемки и т. д., придется воспользоваться сторонним мобильным устройством, планшетом или смартфоном.

Блок интерфейсов закрывается герметично защелкивающейся крышкой, здесь расположен порт micro USB и слот для карты памяти формата microSD.

Камера оснащена двумя микрофонами, один из них находится на лицевой стороне, над объективом, а второй расположен с тыльной стороны корпуса. По заявлению производителя, аппарат определяет шум ветра, задувающий в один из микрофонов, и автоматически переключается на другой микрофон. Любопытная, многообещающая функция, эффективность которой наверняка будет оценена владельцами спустя какое-то время активной эксплуатации.

Новый дизайн корпуса подразумевает и новый тип крепления. Теперь для того, чтобы закрепить камеру на штативе, присоске, липучке и т. д., ее следует поместить в специальный пластиковый каркас и зафиксировать защелкой. Благодаря кубической форме, камеру можно повернуть и развернуть в креплении как угодно — довольно продуманный шаг со стороны разработчика.

Экшн-камера GoPro Hero4 Session

Одна из клипс, имеющихся в комплекте, оснащена тугим шаровым соединением с площадкой, что позволяет повернуть и наклонить уже закрепленную камеру.

Экшн-камера GoPro Hero4 Session

Встроенный в камеру аккумулятор позволяет вести непрерывную видеозапись в течение 123 минут в режиме 1920×1440 25p с выключенным Wi-Fi и до 102 минут с работающим передатчиком в таком же режиме. Как видим, активный беспроводной адаптер отбирает не так уж много энергии. Во время длительной работы, а также при зарядке аккумулятора, корпус камеры нагревается до 52 °C. Некритично, ведь герметичный бокс аппарату не нужен.

Основные технические характеристики камеры приведены в следующей таблице:

датчик изображения

CMOS 8 Мп, эффективных 2,87 Мп

Габариты, масса
  • 39×39×37 мм (Ш×В×Г)
  • 72 г с картой памяти
Время непрер. записи от батареи, входящей в комплект
  • 123 мин. в режиме 1920×1440 25p с выключенным Wi-Fi
  • 102 мин. в режиме 1920×1440 25p с работающим Wi-Fi
Носитель

карта памяти microSDHC до 64 ГБ

Форматы видео (угол обзора)

AVC (H.264) + звук AAC 2 канала 128 Кбит/с:

  • 1920×1440 30/25p (Ultra Wide),
  • 1920×1080 60/50/30/25 (Ultra Wide, Medium),
  • 1920×1080 (SuperView) 48/30/25p,
  • 1280×960 60/50/30/25p (Ultra Wide),
  • 1280×720 100/60/50/30/25p (Ultra Wide, Medium),
  • 1280×720 (SuperView), 60/50/30/25p (Ultra Wide),
  • 848×480 120/100p (Ultra Wide),
Интерфейсы
  • Micro-USB 2.0
  • Bluetooth
  • Wi-Fi (мобильное приложение GoPro App)
Прочие характеристики
  • информационный дисплей с подсветкой
  • индикаторы режимов работы
  • серийная фотосъемка
  • фотосъемка с интервалами 5, 10, 30, 60 секунд
  • работа от сетевого адаптера (режим видеорегистратора)
  • водонепроницаемость до 10 метров
Средняя цена
по данным Яндекс.Маркет
T-12687111
Предложения
по данным Яндекс.Маркет
L-12687111-10

Видео/фотосъемка

Рассматриваемая камера умеет переключаться из системы NTSC, которая активирована по умолчанию, в систему PAL. Таким образом, количество доступных режимов фактически удваивается. А если прибавить возможность съемки с разным углом обзора (доступно не во всех режимах), то получится немыслимое количество вариантов, аж 33:

Режим Размер кадра Частота кадров Угол обзора
1440p 1920×1440 30, 25 Ultra Wide
1080p 1920×1080 60, 50, 30, 25 Ultra Wide, Medium
1080p SuperView 1920×1080 48, 30, 25 Ultra Wide
960p 1280×960 60, 50, 30, 25 Ultra Wide
720p 1280×720 100, 60, 50, 30, 25 Ultra Wide, Medium
720p SuperView 1280×720 60, 50, 30, 25 Ultra Wide
WVGA 848×480 120, 100 Ultra Wide

Зачем столько режимов? Напугать, запутать пользователя? Впрочем, пусть будет, запас карман не тянет. Кстати, во всех режимах битрейт совершенно одинаков и составляет 25 Мбит/с. Спорное решение, но, возможно, в следующих ревизиях камеры или в новой прошивке эта ситуация изменится.

Наглядно представить разницу в детализации и характере картинки, которые дают некоторые режимы записи, можно с помощью следующих стоп-кадров и оригинальных роликов (конечно, здесь нет места всем 33 режимам — приведены лишь снятые в PAL).

Тенденция, однако! Видимо, кто-то решил, что резкость в видео ни к чему. Неужели таким способом разработчик пытается уменьшить строб? Вряд ли, ведь это уже не первая рассмотренная нами камера, в которой видео оказывается «замыленным». Давайте отмотаем время назад и сравним одну из прежних камер GoPro с новинкой.

Экшн-камера GoPro Hero4 Session

Да, все верно, читатель не ошибся — слева представлен участок стоп-кадра, взятого из съемки камерой GoPro Hero 4, а справа находится результат работы героя сегодняшнего обзора. Что же произошло за прошедшие полгода? Отчего и зачем такое вырождение? Неужели кто-то выкупил права на резкость в видео, уселся на них сверху и заставляет тех, кто не имеет патента, применять к съемке гауссово размытие? Абсурд же.

Тем не менее, то, что мы видим — факт. Ну не может быть столько совпадений подряд (рассматриваемая камера — далеко не первая за эти полгода, имеющая такой же «мыльный» изъян).

Наконец, последний бастион не верящего в подобные заговоры: «в камере сбит фокус!». Нет, не сбит:

compare.jpg
Видео 1920×1440 Фото 3264×2448 (уменьшено)
Экшн-камера GoPro Hero4 Session
Экшн-камера GoPro Hero4 Session

Нужно отметить важный момент: объекты в видеоролике имеют размытые границы, однако это мыло оказывается довольно умным. При его изучении оказывается, что оно не снижает фактическую разрешающую способность камеры. Все детали на месте, как и в резких фотографиях, вот только границы этих деталей размыты. Происходить такое размытие может по двум причинам: намеренное включение гауссового фильтра, либо недоработанный механизм изменения размера кадра (такое изменение всегда происходит при записи видео). Если в первый вариант верится с трудом, то второй вообще не подлежит никакому обсуждению: невозможно три года разрабатывать камеру и получить вот такой результат. Есть еще и третий вариант — экономия битрейта. Но если вспомнить прежние версии камер этого же разработчика (да и вообще все прежние экшн-камеры), то и этот вариант не выдерживает критики: с каких это пор развитие стало предполагать деградацию?

Углы обзора. Это следующий на рассмотрении вопрос. Наша камера может снимать с двумя углами обзора — широким, который называется Ultra Wide, и средним, который называется Medium. Имеется и третий вариант, так называемый Super View, но он не имеет отношения к углу обзора (используется Ultra Wide), это всего лишь особый вид геометрического искажения, когда эффект «рыбьего глаза» оказывается еще более выраженным.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Ниже можно скачать стоп-кадры из приведенных выше роликов.

Изменение угла обзора с широкого на средний происходит методом обрезки кадра, при этом немного страдает общая детализация. Это можно увидеть при изучении съемки тестовой таблицы (точнее, одного ее участка).

Если бы не известное «мыло», то в максимальном режиме видеозаписи можно было бы увидеть до 1100 условных ТВ-линий по горизонтальной стороне кадра. Однако, поскольку этот режим отличается соотношением сторон 4:3, то и сам блок контрольных линий в кадре имеет больший размер. Если же судить о разрешающей способности по стандартному Full HD кадру с размерами 1920×1080, то окажется, что наилучший результат камера дает в режиме 1080 Superview — до 1000 линий по горизонтали в зоне, близкой к центру кадра.

Съемка сцен с большим количеством движения (например, вода в движении) хорошо показывает изъяны кодировщика видеокамеры. Изучив стоп-кадры, а еще лучше прилагаемые видеоролики, можно составить некоторое впечатление о разнице между сравниваемыми режимами.

И впечатление это будет, скорее, сдержанным, потому что недостатки кодирования тут налицо — в кадре присутствует заметная пикселизация, происходящая обычно вследствие нехватки битрейта. Впрочем, вода — стихия такая, труднокодируемая. Может быть, в обычной съемке с равномерно движущимися объектами камера будет поаккуратнее?

Результат, которого не ожидалось. Великолепный результат. Несмотря на высокую скорость движения, благодаря камере мы можем рассмотреть даже реквизиты «находчивого» рекламодателя. Так же достойно камера фиксирует объекты при довольно сильной тряске, когда она закреплена на руле движущегося велосипеда.

Следующий вопрос, который необходимо рассмотреть — роллинг-шаттер (подробнее см. в материале Роллинг-шаттер в видеосъемке — описание дефекта, примеры, пояснения). В случае с экшн-камерой, которая призвана фиксировать быстрое движение и рывки, высокий уровень роллинг-шаттера недопустим.

Тестируя обычные камеры с нормальным углом обзора, мы часто измеряем угол наклона вертикалей, делая это с помощью установки с вращающимся цилиндром. Но с таким объективом, который установлен в рассматриваемой камере, это делать бессмысленно — угол обзора камеры слишком широк. По данной же причине безрезультатным оказывается и наблюдение за наклоном вертикалей в «живом» видео — любой наклон «съедается» слишком широким углом обзора, поскольку объекты словно бы перемещаются по поверхности сферы. Поэтому обойдёмся реальными примерами съемки, не синтетическими. Попытаемся отыскать пресловутое «желе», второй признак роллинг-шаттера.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Да, «желе» в съемке присутствует, но чуть заметное. Значит, в камере используется действительно новая матрица с высокой скоростью считывания. И даже еще большее увеличение вибрации не приводит к появлению пресловутых желейных волн.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Рассматриваемая камера может работать, получая питание непосредственно по USB, следовательно, аппарат можно использовать в качестве видеорегистратора. Правда, в камере нет автоматического включения при подаче питания, что создает определенные неудобства. Тем не менее, приведем несколько стоп-кадров, снятых камерой, закрепленной на лобовом стекле автомобиля.

Можно отметить хорошо различимые регистрационные номера автомобилей, которые находятся на значительном удалении от камеры. Да и другие детали в видео зафиксированы безупречно. Нет, все-таки съемка фонтана — это слишком экстремальный тест даже для хороших камер.

Исследовать работу автоматики, регулирующей параметры экспозиции и баланс белого, с некоторых пор стало бессмысленным: программные алгоритмы отлично справляются с возложенной на них ролью. В подавляющем большинстве случаев вы не увидите досадных ошибок, заключающихся в пересвете или неверно выставленной цветовой температуре.

В рассматриваемой камере имеется некое подобие ручных настроек экспозиции. Конечно, настройками их называть неправильно, это, скорее, программные предустановки:

  • режим Protune. Он обеспечивает съемку с меньшим контрастом и нейтральным цветовым профилем. Такая съемка лучше подходит для последующей обработки, поскольку светлые и темные области содержат больше деталей, чем при съемке с отключенным Protune.
  • режим Spot meter. В этом режиме замер яркости производится не по всему кадру, а только в центральной его части. Это помогает высветлить затемненные области и затемнить центр, в том случае, если он ярко освещен. Такой режим может помочь, к примеру, во время съемки против яркого источника или источников света

Камера выдерживает погружение в воду на глубину до 10 метров. Пусть мы не имеем возможности понырять на такую глубину (впрочем, как и просто понырять), однако впечатление о подводной съемке можно составить и по следующим скромным роликам:

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Присутствующая в камере скоростная съемка позволяет получить видео с размером кадра 1280×720 и частотой 100 кадров в секунду — или 120 кадров в секунду, если камера переключена в NTSC-стандарт. Несмотря на невысокое разрешение, такие ролики выглядят вполне достойно, и их можно использовать где угодно, замедлив в четыре раза. Особая прелесть состоит в том, что такое высокоскоростное видео записывается со звуком.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Съемка в условиях недостаточной освещенности и экшн-камера — понятия малосовместимые. Какие-то яркие источники света, присутствующие в темной сцене, камера, конечно, зафиксирует. Но не более того. Прочие области кадра, где уровень освещенности ниже критического, камера просто не определит. Не поможет и режим автоматического усиления, который в камере включен по умолчанию. Аппарату просто нечего усиливать, на матрицу попадает слишком мало света.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Фотографические способности камеры неплохи (если бы не сильные геометрические искажения). Пользователю доступны два размера фотоснимков, 2720×2040 и 3264×2448. Забавно, как эти размеры выглядят на практике — меньший размер фотографии достигается банальной обрезкой краев фотоснимка, имеющего больший размер. Вот так:

Экшн-камера GoPro Hero4 Session

Камера создает четкие и сочные фотоснимки. Чёткие, подчеркнем, в отличие от видео.

Полный текст статьи читайте на iXBT