Экшн-камера AC Robin Zed2: аппарат с оригинальной системой стабилизации и многообещающими возможностями

Атака клонов — этим выражением теперь не только вспоминают одноименную звездную сагу, но и обозначают ситуацию, которая сложилась на рынке потребительской электроники. И экшн-камеры, как отдельный класс видеотехники, здесь не исключение. Глаза разбегаются от изобилия брендов, названий, торговых марок — только выбирай. Однако на поверку оказывается, что в этом огромном выборе немалая часть устройств — суть одно и то же, но с разным наименованием и, соответственно, разной ценой. А если еще вспомнить о трансграничной интернет-торговле… Тем не менее, встречаются и приятные сюрпризы — полностью или частично оригинальные конструкции. Устройства, придуманные, просчитанные и протестированные именно тем разработчиком, под брендом которого они и попадают на прилавки.

Но зачем выдумывать что-то новое? К чему разрабатывать свою конструкцию, систему? Ведь существует масса готовых решений, платформ и конструкций, бери да «брендируй» любую понравившуюся. Наверное, ответ будет до банального прост: очередной клон дает слишком мало шансов выделиться из толпы двойников. Следовательно, обратить на себя внимание можно лишь представив на суд покупателя если не уникальную, то хотя бы непохожую конструкцию и решение. Одно из таких решений мы сейчас изучим вместе с читателем. А насколько оно удачно — определим по ходу статьи.

Конструкция, технические характеристики

Упаковка, в которой поставляется камера, нетрадиционна для экшн-камерных. Нет здесь ни прозрачного колпака, под которым гордом виднеется камера, ни коробки-постамента с многочисленным или не очень набором аксессуаров. Зато информации, напечатанной со всех сторон упаковки, более чем предостаточно. Здесь на русском языке представлены основные и подробные технические характеристики камеры.

Экшн-камера AC Robin Zed2

Отметим богатейшую комплектность камеры — пожалуй, здесь представлены аксессуары и крепления для всех случаев съемки, в любых условиях: под водой, с велосипеда, шлема, в салоне автомобиля и т. д. Дополняют комплект салфетка для протирки объектива и краткое руководство пользователя на русском языке.

Экшн-камера AC Robin Zed2

«Кирпичный» дизайн — давно устоявшаяся форма большинства экшн-камер, покупатель спорить с таким выбором давно перестал и понимает, что такая форма корпуса делает камеру более универсальной. Нежели, к примеру, форма в виде фонарика. Ну где в фонарике разместишь дисплей?

Экшн-камера AC Robin Zed2

Тогда как в «кирпичике» — пожалуйста, устанавливай хоть два дисплея! Что в нашей камере и реализовано. Дополнительный дисплей вынесен на переднюю панель и расположен над кнопкой включения — это OLED-экранчик диагональю 0,66 дюйма. Несмотря на миниатюрность, такого дисплея вполне достаточно, чтобы отобразить текущий режим съемки, ее параметры, а с некоторой практикой получается даже изменить служебные настройки посредством упрощенного меню, оформленного пиктограммами.

Основной дисплей Верхняя часть корпуса с кнопкой старта записи
Экшн-камера AC Robin Zed2
Экшн-камера AC Robin Zed2

Основной двухдюймовый цветной дисплей не оснащен сенсорной технологией, его разрешение составляет 640×480 пикселей. В зависимости от выбранного режима отображения, на экране помещается не только живая картинка, позволяющая выстроить кадр, но и большое количество попутной информации со всеми параметрами съемки.

Левая боковая сторона корпуса отдана под служебные разъемы и интерфейсы: слот карты памяти формата microSD, цифровой видеовыход Micro-HDMI и коммуникационный порт Micro-USB, он же используется для подзарядки аккумулятора. На правой стороне корпуса находятся две дополнительные механические кнопки/ Ими включается/отключается Wi-Fi и производится навигация по служебному меню.

Экшн-камера AC Robin Zed2

Прилагаемый аккумулятор емкостью 1050 мА·ч позволяет вести беспрерывную видеозапись в течение 53 минут в максимальном режиме 2880×2160 24p с выключенным Wi-Fi.

Экшн-камера AC Robin Zed2

Такой результат нельзя назвать очень высоким, но это чисто конструктивное ограничение, зависящее от размеров аккумулятора и, соответственно, габаритов камеры. Разработчик понимает, что у разных пользователей имеются разные предпочтения, а потому предлагает два варианта своей камеры: с цветным дисплеем, но небольшим временем автономной работы (рассматриваемая модель), и вариант без цветного дисплея, но имеющий более емкий аккумулятор — AC Robin Zed1.

Во время длительной записи температура некоторых элементов конструкции (например, зоны рядом с объективом) достигает 53 °C, однако камера никак не реагирует на этот нагрев, исправно продолжая работать. Это хорошо, ведь перегрев — настоящий бич любой современной миниатюрной электроники.

Вид спереди Вид сзади
Экшн-камера AC Robin Zed2
Экшн-камера AC Robin Zed2

Вкратце о прилагаемых аксессуарах. Важнейшими, конечно, являются так называемые боксы. Первый — водонепроницаемый, снабжен четырьмя герметичными кнопками. Крепить этот бокс к различным поверхностям предполагается с помощью прилагаемых переходных модулей. В отличие от подводного бокса, открытый бокс имеет сверху и снизу вмонтированные резьбовые отверстия под штативную головку.

Экшн-камера AC Robin Zed2

К сожалению, глубины этих резьбовых оказывается отверстий недостаточно, чтобы закрепить бокс с камерой на стандартной штативной головке — конструкция «болтается». Поэтому нам во время тестирования приходилось использовать самодельные резиновые шайбы. Впрочем, входящие в комплект резьбовые крепления имеют нужную длину, с ними бокс болтаться не будет.

Экшн-камера AC Robin Zed2

Основные известные технические характеристики экшн-камеры приведены в следующей таблице.

Объектив

6 элементов

диафрагма

F2,8

Угол обзора

160° по диагонали

Датчик изображения

Sony Exmor-R CMOS 12 Мп

Процессор

Novatek 96660

Стабилизация

электронная (гироскоп ITG-1010A)

Габариты, масса

59×21×41 мм, масса 58 г

Время непрер. записи

до 53 минут беспрерывной видеозаписи в режиме 2880×2160 24p с выключенным Wi-Fi

Носитель

карта памяти формата microSDHC/SDXC

Интерфейсы
  • Wi-Fi
  • Micro-HDMI
  • Micro-USB
Формат видеозаписи

в тексте статьи

Прочие характеристики
  • дисплей 1: OLED 0,66″, 64×48
  • дисплей 2: LCD 2,0″, 640×480
  • сменный аккумулятор
Средняя цена
по данным Яндекс.Маркет

T-1716810926

Предложения
по данным Яндекс.Маркет
L-1716810926–10

Видео/фотосъемка

В статьях с обзорами видео- или фотокамер не делается попыток снять художественный, видовой или экшн-фильм, как того хочется некоторым читателям. Цель каждой сугубо технической статьи — рассказать об эксплуатационных свойствах прибора, по возможности показать, каким образом настройки камеры либо условия съемки могут повлиять на характер и качество получаемого видео, а также ознакомиться с оригинальными видеороликами, снятыми в фиксированных условиях, для последующего сравнения со съемкой другими аппаратами.

Для записи видеофайлов рассматриваемая экшн-камера использует стандартный и самый распространенный контейнер MP4. Звук записывается всегда в одном формате с одинаковыми параметрами: это AAC с постоянным битрейтом 96 Кбит/с, моно. Размер видеокадра может варьироваться, как и частота кадров. На выбор камера предоставляет список из девяти режимов:


Формат Параметры

Размер кадра Частота Параметры видеокодека Средний битрейт, Мбит/с
1 2880×2160 24p AVC H.264 Main@L5.1 24
2 2560×1440 30p 28
3 1920×1440 30p 20
4 1920×1080 60p 38
5 1920×1080 30p 25
6 1280×720 120p 38
7 1280×720 60p 25
8 848×480 30p 4
9 640×480 30p 8

Если с видеокодеком все понятно, то битрейт вызывает некоторые вопросы. При съемке на улице даже при наличии движения битрейт в режиме 2880×2160 мы получили файлы с битрейтом лишь до 30 Мбит/с. Однако при сжатии с переменным битрейтом всегда существуют нижняя и верхняя граница. Обычно она указывается в свойствах файла, прописывается в его служебных полях, но файлы, записанные нашей камерой, такой информации не содержат. Для того, чтобы выяснить верхний порог битрейта, потребуется снять что-то совсем иное. Например, экран телевизора, на котором воспроизводится специальный видеоролик, содержащий большое количество движения.

Экшн-камера AC Robin Zed2

В результате съемки этого цветового хаоса мы получили видеофайл с вдвое большим уровнем битрейта, 57 Мбит/с. Скорее всего, и это число не является пределом. В любом случае, пользователь может не беспокоиться — в плане количества битрейта разработчик дал камере серьезный запас прочности. Возможно, такой запас позволит избежать тех ошибок в кодировании, которые вызываются нехваткой битрейта.

Второй вопрос, касающийся режимов записи — странные, непривычные размеры кадра. Взять, например, самый старший режим с размерами кадра 2880×2160. Это 4K или нет? Если судить по высоте — да, это 4K. Однако ширина кадра слишком мала для стандартного Ultra HD, где должно быть не менее 3840 пикселей.

Так вот в чем дело! Наша камера использует старый проверенный метод экономии — неквадратный пиксель. Окунемся в историю. Некоторые из первых Full HD-камер снимали видео с размером кадра 1440×1080, которое при просмотре растягивалось до положенных 1920×1080 (ну, а для цифровых miniDV-камер такое растягивание вообще было стандартом). Точно так поступает и наша камера. Изображение, полученное с соотношением сторон 16:9, записывается в файл с соотношением сторон 4:3. А благодаря тому, что в свойствах файла указывается аспект 16:9, при воспроизведении эта картинка принудительно растягивается до положенных 3840 пикселей.

Экшн-камера AC Robin Zed2

Плюсом такого решения является экономия битрейта и облегчение работы процессору камеры. Но и минусы очевидны: при просмотре или обработке видео может возникнуть путаница, если плеер или программа «не понимают» либо не видят флага, указывающего на соотношение сторон, на неквадратный пиксель. К тому же, такой способ записи потенциально снижает разрешающую способность по горизонтальной стороне кадра.

В камере имеется еще одна настройка, касающаяся формата записи: уровень битрейта. Здесь представлены два варианта: высокий и низкий уровень.

Экшн-камера AC Robin Zed2

Однако при попытке снять что-то с разными уровнями битрейта мы получили файлы с абсолютно одинаковым уровнем. Вероятно, это всего лишь одна из мелких недоделок прошивки, стоящая в очереди на исправление (мы еще неоднократно столкнемся с такими недочетами, но особо рассказывать о них не станем, поскольку все они или их часть к моменту публикации могут быть учтены и устранены разработчиком).

Для того, чтобы сделать первичную оценку качества записи, приведем нашу стандартную уличную съемку. При этом используем все девять режимов, что поможет установить, в каком из них имеются явные артефакты, а в каком — нет.

Возможно, кому-то покажется странным такое утверждение, но, тем не менее: один лишь взгляд на съемку вот именно этой сцены дает 90% информации о камере, ее возможностях, способностях и, конечно, о качестве записи. Разумеется, чтобы утверждать такое, нужно быть по крайней мере постоянным читателем с хорошей зрительной памятью (а в идеале — самостоятельно и многократно вести такую съемку).

Если вкратце, то качество это вполне стандартно для недорогой экшн-камеры. Сравнивать видеозапись таким гаджетом с работой полноценного камкордера топ-класса — конечно же, глупо. Вести сравнение разумно лишь с экшн-камерами аналогичного формфактора и, что немаловажно, того же ценового диапазона. Из явных недостатков картинки, которую дает наша камера, можно отметить видимое последствие применения неквадратного пикселя — размытые контуры объектов. Также в некоторых режимах налицо пропуск строк, приводящий к ступенчатости наклонных границ (алиасингу), когда изображение снимается с датчика методом адресного сканирования (эффект дуршлага). Но, что характерно, пропуск строк не сопровождается муаром на повторяющихся регулярных рисунках (при съемке таблицы отсутствие муара очевидно).

Теперь рассмотрим разрешающую способность камеры. Ввиду сильных геометрических искажений, которые дает широкоугольный объектив, измерить разрешающую способность получится только с помощью части тестовой таблицы, распечатанной на метровом листе бумаги. Съемка, произведенная с разных расстояний, впоследствии накладывается в видеоредакторе на полноразмерную версию целой таблицы до совпадения размеров ключевого элемента, который и берется в качестве результата. Съемку произведем в разных режимах и с разным выставленным углом обзора.

Видно, что для получения картинки в разных режимах камера применяет разные же алгоритмы снятия и обработки информации. Например, если при съемке в Full HD с разными углами обзора существенных отличий в разрешающей способности не имеется, то при съемке с максимальным размером кадра разница есть. В целом разрешающую способность камеры можно оценить как очень неплохую для экшн-камер данного ценового диапазона: до 900 ТВ-линий в Full HD режиме и до 1200 линий в режиме анаморфного 4K.

Кстати, важное замечание: частота кадров не влияет на разрешающую способность при одном и том же размере кадра. Например, в режимах 1080 30p и 1080 60p отличий в разрешающей способности нет.

Поскольку мы упомянули изменяемый угол обзора, приведем наглядное сравнение картинки, получающейся с разными его установками. В служебном меню на выбор предлагается три варианта угла обзора: большой, средний и малый.

Экшн-камера AC Robin Zed2

Нужно помнить, что угол обзора также изменяется при активации стабилизатора.

Экшн-камера AC Robin Zed2

Вот именно стабилизатору в этой статье придется уделить наибольшее внимание. Потому, что именно стабилизатор является главным свойством, которое отличает рассматриваемую камеру от массы аналогичных гаджетов. Для того, чтобы следующие тезисы были понятны абсолютно любому непосвященному читателю, начнем с теории.

Применяемые сегодня методы внутрикамерной стабилизации можно условно разделить на два класса: механические и электронные (здесь и далее мы будем приводить примеры, никак не связанные с конкретными моделями камер). Во избежание путаницы тут же следует уточнить, что именно мы будем понимать под «механикой» и «электроникой».

Первый тип стабилизации, механический, в обязательном порядке имеет элементы, меняющие свое положение в пространстве. Типичный вопрос новичка, купившего видеокамеру с оптическим стабилизатором: а что это постукивает в камере, когда она выключена? Ответ: постукивает система линз, которая при включенной камере оказывается подвешенной в магнитном поле и, соответственно, постукивание прекращается. Положение линз, через которые пучок света падает на матрицу, регулируется также магнитным полем. Кстати, в некоторых фотоаппаратах вместо линз движется сама матрица, это тоже механический способ стабилизации, который маркетологи ошибочно называют электронным. Процесс механической (оптической или матричной) стабилизации организован следующим образом: при движении камеры датчики положения (гироскоп, акселерометр) фиксируют степень и скорость сдвига, эта информация поступает в органы (магниты), контролирующие положение оптической системы либо матрицы. В результате происходит сдвиг контролируемого элемента (линзы или матрицы) в сторону, противоположную движению корпуса камеры, что в конечном итоге удерживает на одном месте проецируемое на матрицу изображение. Преимущества механической стабилизации налицо:

  • ее работа не зависит от характера снимаемой сцены (темнота, туман и т. д.)
  • процессор камеры освобождается от сложной и рутинной работы по программному анализу поступающих кадров
  • при съемке используется вся доступная площадь матрицы (в идеале)

Эффективность такой стабилизации может быть разной. Например, оптический стабилизатор видеокамер, как правило, на голову эффективнее такого же, казалось бы, оптического стабилизатора, но встроенного в сменные фотоаппаратные объективы. В отличие от разной эффективности, минус механической стабилизации всегда один и тот же: любая механическая система боится ударов, резкой тряски. Теоретически она боится и экстремальных температур, влажности и прочих деструктивных факторов. Вследствие этого, в экшн-камеру не вставишь оптический или матричный стабилизатор. Для экшн-камеры остается лишь второй тип стабилизации, лишенный перечисленных минусов — электронный.

Электронный стабилизатор можно назвать также программным. Он, в отличие от механического, не оснащен никакими движущимися элементами. Стабилизация здесь происходит на программном уровне. В видеокамерах процесс электронной стабилизации заключается в работе процессора, который непрерывно сравнивает поступающие кадры и определяет наличие изменения картинки, или движения. Если в процессе анализа в сравниваемых кадрах обнаруживается сдвиг, то программа перемещает по матрице виртуальную проекцию в сторону, противоположную направлению сдвига. Но для работы программного стабилизатора необходима значительная свободная площадь на матрице. Ведь именно по этой свободной площади перемещается участок, который будет являться результатом съемки. Это и есть главный недостаток программной стабилизации: уменьшение полезной площади матрицы. Остальные недостатки легко представить:

  • при включенной программной стабилизации уменьшается угол обзора — прямое следствие уменьшения полезной площади матрицы
  • работа стабилизатора зависит от снимаемой сцены. Например, при недостатке освещенности процессору может не хватить информации для определения движения
  • для постоянного анализа многомегапиксельной картинки требуются серьезные мощности. Именно поэтому во многих видео/фотокамерах программная стабилизация невозможна, если запись ведется с размером кадра 4K
  • программная стабилизация известна тем, что допускает рывки или залипания картинки при панорамировании камеры

Но вернемся к нашей камере. Здесь при включении стабилизации угол обзора уменьшается по указанной выше причине — программному стабилизатору требуется свободная площадь матрицы. Однако на этом минусы программной стабилизации в рассматриваемой камере и заканчиваются. Зато начинаются особенности, отличающие AC Robin Zed от камер с таким же, казалось бы, программным стабилизатором.

Имеющийся в нашей камере программный стабилизатор хоть и не имеет никаких движущихся элементов, но проявляет признаки симбиоза с механическим стабилизатором. Все дело в источнике информации о сдвиге. Как мы уже определили, механические стабилизаторы получают эту информацию с внешних датчиков (гироскопов), в то время как программные стабилизаторы анализируют содержимое соседних кадров. Однако в камере AC Robin Zed1 и Zed2 эти разные решения соединены в одно: направление сдвига виртуальной проекции по свободной площади матрицы осуществляется на основании данных, поступающих со встроенного датчика положения и ускорения (трехосевой гироскоп ITG-1010A). Таким образом, автоматически снимаются два из трех недостатков программного стабилизатора:

  • процессор освобождается от сложного анализа изображения
  • работа стабилизатора не ограничивается выбранным размером кадра или условиями съемки

Звучит более чем заманчиво. Даже странно, отчего мы раньше не сталкивались с подобной реализацией, ведь она кажется такой о

Полный текст статьи читайте на iXBT