Доклады, мозговой штурм и кейс-батл: как прошел слет группы Т1

27 Декабря 2022 10:0027 Дек 2022 10:00 |
Поделиться

О дефиците ИТ-специалистов в России говорят уже несколько лет, однако в 2022 г. ситуация усугубилась еще больше. После ухода с рынка западных игроков российские компании нанимают освободившихся сотрудников целыми командами, пытаясь не только привлечь их, но и удержать, предложив интересные задачи. Акцент на поддержку технических специалистов сделала и группа Т1, которая провела крупнейшую внутреннюю онлайн-конференцию «Импульс».

Масштабный слет

С 2020 г. число сотрудников в группе ИТ-компаний Т1 выросло с 8 до 15 тыс. человек. Чтобы коллеги познакомились друг с другом, обменялись опытом и экспертизой, в компании 30 ноября 2022 г. устроили масштабный онлайн-слет с трансляцией из 10 студий в городах присутствия: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре и Ижевске. Этой конференцией руководители компании решили самые разные задачи — от обучения и развития до тимбилдинга.

«ИТ-отрасль становится экономикообразующей, технологии превращаются в главный инструмент преобразования мира, ИТ заходит во все традиционные сферы, — отмечает Ольга Добрякова, заместитель генерального директора группы Т1 по стратегическому развитию. — ИТ-специалистам сегодня нужно быть максимально гибкими и адаптивными. Технологии меняются слишком быстро, и важно не прекращать свое профессиональное развитие».

Кибератаки и системы моделирования

Конференция состояла из нескольких треков: например, один был посвящен технологиям, разработкам и лучшим практикам ИТ-сообществ, другой касался трендов разработки в 2022 году и импортозамещения.

Цифровые двойники в промышленности, автоматизация тестирования, импортозамещение систем моделирования CAE, инструменты для аналитики, хранилища данных, управление ИТ-проектами и много другое — доклады участников получились разноплановыми.

Так, директор по информационной безопасности Т1 Cloud Алексей Кубарев рассказал про пять самых популярных кибератак на российские компании в 2022 г. Среди них оказались DDoS-атаки, Data leak, Deface, шифрование инфраструктуры и Supply chain attack.

По его словам, DDoS-атаки стали скоординированными, мощными, управляемыми и массированными, и по сравнению с 2021 г. их количество выросло в 8–9 раз.

«Количество утечек данных выросло в 1,5 раза по сравнению с 2021 г., — отметил Алексей Кубарев. — Только за первые 6 месяцев из российских организаций утекло 187 млн записей — это больше, чем население России».

В ходе Deface-атак злоумышленники заменяют страницы на сайте госоргана или организации или размещают на них информацию политического характера. Часто происходит и шифрование инфраструктуры: сотрудники госорганов и госкомпаний получают письма с вредоносным вложением или ссылкой.

Supply chain attack подразумевают атаки целевой организации посредством инфраструктуры подрядчика по ИТ, в результате которых происходят утечки данных, выводится из строя инфраструктура, а информация шифруется. Также в этом году российские компании столкнулись с закладками в компонентах Open Sourse, которые активируются на российской и белорусской информационной инфраструктуре.

«Усугубляют ситуацию самые разные факторы: потенциал злоумышленников вырос, атаки стали сложными, веерными — на всех и вся. Осложняется все технологическими ограничениями, нарушениями логистических цепочек, вынужденным импортозамещением», — подытожил Алексей Кубарев.

Тем временем на другой секции руководитель отдела по работе с промышленными предприятиями «Т1 Интеграции» Алексей Бычков объяснял, почему в авиации и машиностроении не обойтись без САЕ — продуктов для моделирования физических процессов: «Нам важно знать, как движется газ или жидкость, чтобы понимать, например, аэродинамику самолета, что в конечном итоге влияет на топливную эффективность. До 2022 г. 90% таких расчетов в России выполнялось на импортных продуктах, и теперь мы фактически отрезаны от этих инструментов».

Цифровые двойники и тренды финтеха

По данным ABI research, рынок промышленных цифровых двойников к 2030 г. вырастет до $33,9 млрд с $3,5 млрд в 2021 г. Аналитики AMR дают еще большие цифры, обещая рост к этому году до $125,7 млрд.

«Цифровой двойник — это динамический виртуальный эквивалент реального объекта, изделия, оборудования, предприятия, или процесса, — объясняет архитектор решений Центра компетенций промышленного инжиниринга и автоматизации «Т1 Интеграции» Владимир Шапоров. — Это не просто цифровой слепок, а живая категория, которая моделируется; для полноценного применения этой технологии на производстве необходима промышленная платформа интернета вещей, которая интегрируется с системой управления технологическими процессами».

Машиностроение, приборостроение, авиационная и автомобильная промышленность — спрос на цифровые двойники уже сформировался везде, где есть наукоемкое производство, требуется сложное прогнозирование и многофакторный анализ.

«Потенциально российские заказчики готовы внедрять у себя двойников, они компетентны, чтобы их эффективно использовать, — говорит Владимир Шапоров. — Однако российских решений еще недостаточно на нашем рынке. Этой сфере нужны серьезные инвестиции, например, только Siemens в развитие цифровых двойников ежегодно вкладывает миллионы евро».

Пока на одной секции обсуждали судьбу цифровых двойников в России, на другой спорили о том, чем должен заниматься в компании аналитик. Валентина Писанова, эксперт отдела разработки продуктовых решений «Т1 Консалтинг», отметила, что на практике круг задач человека, которого взяли на такую позицию, и, соответственно, его скилл-сет определяются потребностями конкретной команды и проекта. Поэтому в разной специфике и на разных стадиях решения задачи, аналитик может как совмещать разные роли — пресейл-аналитика, системного аналитика, технического писателя, а еще тестировщика, бизнес-аналитика, UI/UX дизайнера, преподавателя, — так и концентрироваться на какой-то одной из них.

«На этапе пресейла сильная сторона аналитика — это предметная и системная экспертиза, на этапе предпроекта — умение провести крупное первичное исследование, обрисовать проект и структурировать работу», — объяснила Валентина Писанова.

Обсудили на конференции и тренды дизайна финтех-приложений. Так, выяснилось, что сильнее всего на эту область влияют тенденции из сферы здоровья, культуры и технологий. К примеру, в оформлении онлайн-сервисов сегодня все чаще используются элементы из 80-х (яркие цвета и образы из поп-культуры), 90-х (грубые интерфейсы и низкокачественная графика) и 2000-х (металл и полупрозрачная фурнитура). Сфера технологий привносит элементы AR и VR-реальности, а «ЗОЖ-тема» добавляет плавной анимации и успокаивающей графики.

Все эти тренды разработчики группы Т1 вполне могут взять на вооружение при разработке новых продуктов.

Продукты будущего

Ключевым событием внутрикорпоративной конференции стал кейс-батл. В каждом городе сформировали команду из топ-менеджера и сотрудников, которые должны были за 5 минут придумать оригинальное решение проблемы и защитить свою идею.

ИТ-шников попросили выступить с идеями продуктов, которые в ближайшие месяцы «выстрелят» на рынке. Оказалось, что большинство из них уже обсуждались в кабинетах начальства — настроения сотрудников и топ-менеджеров совпали. К примеру, акцент было решено сделать на продукты B2C-сегмента — для массового использования.

Так, москвичи предложили создать приложение-агрегатор «Мультибанк», чтобы свести на нет трудности скачивания приложений «санкционных» банков из AppStore после введения санкций. Платформа позволила бы пользователям управлять картами и счетами разных банков, не прыгая из приложения в приложение.

В Нижнем Новгороде предложили заняться созданием того, чего в России сейчас очень мало: ERP-систем для крупного бизнеса, голосовых систем распознавания речи, систем виртуализации и телемедицинских приложений. Кроме того, ребята предлагают разработать единую телеком-систему для операторов.

В Самаре на фоне ухода международных подрядчиков предложили создать цифровую систему страхования танкеров и крупногабаритных грузов — она бы занималась поддержкой мультимодальной логистики и помогала трансграничным перевозкам во всех форматах.

«Работодатель должен быть в постоянной связке с сотрудниками, чтобы слышать их потребности, — отмечает Ольга Добрякова. — Во время кейс-батла прозвучало много интересных идей, которые сразу нашли отклик и поддержку топ-менеджмента. В компании готовы воплощать их даже не в ближайшем будущем, а уже завтра».

Годовые результаты

В 2021 г. оборот группы Т1 достиг 87,7 млрд — по версии CNews Analytics, холдинг вошел в топ-10 крупнейших российских ИТ-компаний. 2022 г. для него тоже стал успешным.

«Ушедшие из России зарубежные вендоры оставили нам свободный рынок, и уже в текущем году мы вывели на рынок около 20 новых продуктов», — отметил генеральный директор группы Т1 Игорь Калганов.

Среди них — фреймворк для управления производством ИТ-продуктов T1 Sfera, сервис ВКС с гибридной облачной инфраструктурой Dion, ИТ-система для информационного взаимодействия с ФНС T1 Easytax, умная платформа для управления персоналом Air, T1 CRM Collection для автоматизации работы с просроченной задолженностью и другие.

Решения разрабатывали и внедряли компании, входящие в состав холдинга: «Т1 Интеграция», «Т1 Консалтинг», Т1 Cloud, «Сервионика», «МультиКарта», «Иннотех» и «Дататех». Среди заказчиков — госструктуры, операторы связи, финорганизации, промышленные, топливно-энергетические, транспортные и торговые предприятия.

Первый заместитель генерального директора, директор по развитию бизнеса группы «Иннотех» Алексей Волынкин объясняет, что ниша, которую сейчас занимают компании группы Т1, уже становится «тесновата». Сейчас руководство размышляет над созданием новых компетенций и команд в холдинге.

«Конференция стала первым масштабным внутренним событием холдинга, — отметила Ольга Добрякова. — Все получилось: мы лучше познакомились друг с другом, узнали о талантах и компетенциях коллег, получили огромный отклик и обратную связь сотрудников. Подобные мероприятия — это отличный рабочий инструмент, который позволяет работодателю быть в связке и на одной волне с сотрудниками».

Полный текст статьи читайте на CNews