Дизайнер в офисе vs фрилансер: как из двух зол выбрать правильно

upload4omnurhqe8.jpg

Плюсы и минусы различных вариаций найма дизайнеров. Опыт студии «Магвай».

В статье хотелось бы поговорить на тему дизайнеров и рассказать о том, в какой конфигурации — с удаленными сотрудниками или со штатными специалистами — студии удобно работать. Мы проходили и то, и другое, и хотели бы поделиться своим опытом.

Начнем с обзора возможных вариаций найма дизайнеров. Конечно, можно придумать различные вариации и различные комбинации, но есть несколько основных типов.

  1. Штатный специалист. Постоянно работает в офисе. Зачастую — на окладе.

  2. Фрилансер. Привлекается попроектно. Выполнил проект, не факт, что возьмет следующий, потому что работает со многими заказчиками.

  3. Внештатный специалист. Дизайнер, который работает только с одной студией или в большинстве своем только с одной студией, но находится удаленно.

Комбинации могут быть разными, каждая студия решает для себя, какую выбрать. Но сейчас, в условиях кризиса, когда нужно принимать только правильные решения, каждый месяц, если не день, простоя штатного дизайнера грозит серьезными финансовыми потерями студии. В то же время факапы фрилансеров могут сказаться на репутации студии. Каждый выбирает для себя сам.

Плюсы и минусы

У каждого из этих типов есть свои плюсы и минусы. Остановимся подробнее на каждом

1 Штатный специалист

Плюсы

Безусловным и самым главным плюсом будет то, что он всегда под рукой в офисе. Менеджеры не переживают, что дизайнер потерялся и не может сделать срочные правки в проекте. На него всегда может рассчитывать техподдержка с внесением небольших корректировок в уже запущенные проекты. Легко планировать время и благодаря этому легко не факапить сроки. Штатного сотрудника можно попросить задержаться, поработать подольше в срок дедлайна и он, зная, что его отказ подведет команду — скорее всего согласится. Таким образом, спасая студию от срыва дедлайна. Такого дизайнера можно использовать на тендерных проектах, когда ты знаешь, что можешь поработать впустую, но благодаря офисному сотруднику — ресурсы у тебя есть и ты готов ими рискнуть, чтобы хорошо показать студию. Проекты студии, презентации и т. д. — все хорошо делается штатным дизайнером. Да и вообще, создается прекрасное чувство защищенности, спокойствия и надежности такого сотрудника в офисе.

Минусы

Первое — оклад. Есть проекты, нет проектов — нужно платить дизайнеру оклад. Очень печально, когда проектов нет — тогда это прямой расход для студии. И получается ситуация, когда вроде бы и жалко расстаться с дизайнером, особенно если у него кастомные навыки (например, разработка иллюстраций или 3D-визуализации), но и расходовать ежемесячно впустую немаленькую сумму денег — тоже неприятно.

Можно работать по проектной схеме, но тогда есть большие шансы, что работа будет сделана ляп-тяп — лишь бы сдать. Непонятно также, как оплачивать тендерные проекты и мелкие доработки для техподдержки. Плюс к этому в те времена, когда работы не будет — сотрудник заведомо получит маленькую зарплату и либо уйдет сам, либо будет искать работу на фрилансе. Что тоже плохо.

Второй большой минус — творческое выгорание. Человек, который не первый год приходит в один и тот же офис, получает одну и ту же зарплату с небольшим повышением раз в полгода — теряет стимул делать клевые штуки. Тут нужна очень большая работа по мотивации таких сотрудников, плюс должна быть хорошая самомотивация и самодисциплина. Но, как показывает практика, даже очень дисциплинированные и замотивированные сотрудники выгорают, и тогда студия получает однотипные проекты, которые уже даже не смешно публиковать в портфолио — настолько они похожи один на другой. Особенно плохо — когда такое происходит с иллюстратором. Вроде он смотрит классные работы на Revision и Behance, пытается сделать так же, а выходит уныло. И это печально.

Еще один из минусов, он скорее подходит региональной студии — дизайнеры в офисе в регионе часто вырастают и уезжают в столицу. Поэтому, можно быть готовым, что дизайнер в офисе у вас ненадолго. Обычно срок жизни такого дизайнера — не более года—полутора, и то если повезет. Они учатся, набивают портфолио, и их творческая душа стремится к столичным тусовкам по интересам.

Еще минус, тесно связанный с предыдущим. Так как много дизайнеров уезжают в Москву и Санкт-Петербург — региональной студии очень сложно найти хорошего специалиста в офис. Его в 90 процентах случаях приходится обучать, вкладывать свое время, силы на контроль качества, составление концепций и рекомендаций. А как только они научились — сразу уезжают. И получается весьма неприятно.

Расскажу на опыте студии о работе с дизайнером на постоянке — мы недавно расстались с нашим дизайнером, который проработал в студии 6 лет.

Когда мы только начинали — это был креативный дизайнер, который горел идеями и желанием делать крутые вещи. С ним мы сделали свои лучшие сайты. Но потом ситуация изменилась. Во-первых, отрасль меняется и если раньше клиенты были готовы вкладываться в красивые и креативные решения, то сейчас только крупные бренды могут позволить себе тратиться на промо-иллюстрации. Мы все чаще стали работать с интерфейсными решениями, переходя на информационный дизайн. Поэтому стало все меньше и меньше проектов, которые мы могли бы дать нашему штатному иллюстратору. Те проекты, которые мы давали, делались довольно долго, из-за того, что человек перегорел, и бывали случаи, когда работа делалась 3–4 месяца и суммарная выплата оклада превышала стоимость дизайна на проекте. В тот период, когда заказов на иллюстрации не было, студия продолжала выплачивать оклад и это был, как уже сказано выше — прямой расход студии. Последние 5 месяцев у студии был только 1 заказ на иллюстративный сайт. Мы проанализировали сложившуюся ситуацию и приняли тяжелое решение расстаться с сотрудником. По двум основным причинам: большой оклад (соответственно, большой расход студии) и некреативная работа по причине эмоционального выгорания. Было тяжело, потому что он стал для нас почти семьей, но тем не менее.

Иногда нужно периодически обновлять состав дизайнеров, чтобы вносить разнообразие в портфолио студии.

Один руководитель крупного агентства, входящего в ТОП10 многих рейтингов, рассказывал, что однажды по сговору у них ушли 3 дизайнера. В первое время агентство не могло отделаться от шока и страха, но потом, поняв, что они только что лишились ежемесячного колоссального расхода, а с фрилансерами тоже неплохо работать попроектно — выдохнули свободно и только порадовались, что так сложилась ситуация.

2 Дизайнер-фрилансер

Плюсы

Из плюсов можно отметить сравнительно небольшой расход студии на фрилансера или хотя бы оплата по факту сделанной работы. При этом, безусловно, лучше работать с проверенными фрилансерами, которые не исчезнут после получения предоплаты. Также, если работать с несколькими фрилансерами, можно достигнуть разнообразия в портфолио, о котором говорилось ранее и которого тяжело достичь, работая продолжительное время с дизайнером в штате. К тому же, если долго практиковать подобный стиль работы в агентстве, то через некоторое время накопится довольно большая база дизайнеров, работающих в различных стилях, которых можно привлекать в зависимости от задачи проекта.

Минусы

Самый первый и самый большой минус — факапы в сроках. Фрилансеры — это люди, у которых по десять раз за месяц умирает бабушка, болеет дедушка, их сражает самая страшная инфекция гриппа и именно им каждую неделю ЖЭК выключает свет. Самый большой минус фрилансеров — нестабильность. Отдавая проект, отправляя предоплату, ты словно начинаешь играть в русскую рулетку — повезет/не повезет. Если все пройдет гладко, то дизайнер успеет, если нет — то факап на студии, и именно ей отдуваться перед заказчиком. По опыту — даже самые проверенные фрилансеры факапят. И их факапы сложно предсказать. Еще из минусов можно отметить относительно высокие цены на работу качественных фрилансеров — например, нам периодически рисует классные детские иллюстрации дизайнер, которая просит за пакет всех страниц корпоративного сайта 2000–2500 долларов, она живет за границей и для нее это еще маленькая сумма, но в пересчете на рубли — довольно внушительная.

Еще из минусов можно отметить платные доработки. Если клиент упрямый и не хочет принимать макет, то часто он говорит, что примет, если мы добавим еще вот эту картинку сюда и перекрасим вот этот блок. Студия обычно соглашается и делает правки бесплатно, а фрилансер обычно просит денег, потому что этого не было в ТЗ. Вроде бы и справедливо, но все равно неприятно. Тут либо занимать жесткую позицию по отношению к заказчику, а это чревато конфликтом и обвинениям студии в отсутствии лояльности, либо доплачивать фрилансеру, что тоже раздувает и так раздутый бюджет на фрилансера. Редко встречающийся минус — фрилансер может увидеть, что проект геморройный и просто отказаться от него. А что потом делать студии, которая не имеет штатного дизайнера — непонятно.

У «Магвая» довольно большой опыт работы с фрилансерами. Мы работаем только с проверенными фрилансерами, от которых знаешь, чего ожидать, и только тогда, когда это действительно необходимо. Как в случае с детскими иллюстрациями. Мы можем отдать мелкую работу по дизайну фрилансеру или попробовать понравившегося, но при этом есть всегда подстраховка в виде штатного дизайнера. Работать исключительно с фрилансерами мы не советуем, чтобы избежать ситуации, когда сроки профакаплены, а дизайнер пропал или сделал не то и дать заказ другому дизайнеру нельзя. Такого фейла лучше не допускать. Либо проверенный фрилансер, либо подстраховка.

3 Внештатный специалист

Это прекрасный пример, у которого почти нет минусов, но много плюсов.

Мы расскажем сразу, как это было организовано у нас, попутно вычленяя плюсы и минусы.

Два раза студия работала продолжительное время с такими специалистами, оба раза успешно. Первый наш внештатный дизайнер проработал 3 года, второй 2,5 года. Работа была организована следующим образом — человек работает из дома, но полный рабочий день. Выходит на работу в 10 утра и уходит в 6 вечера или же в зависимости от своих биоритмов, но обязательно, чтобы хоть 3 часа рабочего времени дизайнера выпадало на активное время студии, чтобы решить оперативно текущие задачи, расставить приоритеты, посоветоваться по правкам заказчика, обсудить концепцию нового проекта и т. д. С первым дизайнером мы работали с 10.00 до 18.00 — это было здорово. Второй был сова, который вставал только в 13–14 часов, но из-за его трудоспособности, ответственности и интересных решений — мы смирились. Хотя арт-директору приходилось задерживаться на работе или же общаться из дома в 9–10 вечера, обсуждая важные текущие задачи. Эти дизайнеры имели небольшой оклад, чтобы закрепить их за студией, и попроектную оплату. Мы платили предоплату, как только проект начинался, и постоплату, когда он заканчивался. В месяц дизайнер начинал и заканчивал от 4 до 6 проектов — оплата выходила более чем достойная. За правки мы не доплачивали, иногда перерисовывали по несколько раз макеты, потому что они не проходили контроль качества в студии, мелкая техподдерджа делалась в рамках оклада.

Долгое время такой порядок устраивал обе стороны, но всегда есть «но» — в первый раз нашего дизайнера переманила крупная студия, в которую ушел менеджер проекта, переехав в Москву (он сейчас работает с нами на фрилансе), второй раз дизайнер переехала в Канаду на ПМЖ и наша оплата для нее стала незначительна, а платить в долларах большую сумму мы уже не смогли. Обе истории мы вспоминаем как хорошее время для студии и с грустью думаем, что они закончились.

Теперь о плюсах и минусах.

Плюсы

Это почти постоянный дизайнер, который работает вместе со студией целый рабочий день. Решается вопрос с правками, доделками, мелкой техподдержкой — без лишних затрат. Попроектная оплата, а следовательно только расход на реальные проекты в студии, без оплаты времени простоя дизайнера. Планирование времени, не факапим сроки, держим дедлайны. Можно делать проекты студии за небольшую оплату. Из ранее актуальных плюсов — не надо платить за дорогое лицензионное ПО, сейчас данный плюс уже не актуален, потому что есть абонентская плата за использование дизайнерских инструментов, например, лицензия на Фотошоп и т. д.

Минусы

Тоже возможно эмоциональное выгорание и как следствие — шаблонные и однотипные проекты. Четко не фиксируется время работы, мы не ставили таймтрекеры и дизайнер мог пойти поспать часок, никто не мог это проверить.

Но согласитесь, плюсов в этом случае больше, чем минусов.

Итог: дизайнеры бывают разные:)

По факту студии, особенно региональной, сложно использовать только один способ найма дизайнера, если это не вариант номер 3. Мы долгое время использовали только его, и нас это устраивало. Но найти таких людей очень сложно и очень повезет, если это получится. Людей ответственных, дисциплинированных, которые долгое время могут выдавать качественный продукт. Поэтому самые распространенные типы — это 1 и 2.

Крупные столичные студии могут держать дизайнеров на окладе, у них хороший доступ к качественным исполнителям, которые приезжают из регионов. Зачастую оклад в таком случае может быть даже небольшим, потому что дизайнеры будут готовы работать в брендовом агентстве на интересных проектах. Именно поэтому крупные игроки редко работают с фрилансерами — или только с именитыми фрилансерами, о которых заранее известно, что сделают качественно. Или же столичные агентства отдают работу на субподряд целым региональным студиям. А большой поток входящих заявок на проекты обеспечивает возможность платить хорошие оклады дизайнерам или же отдавать на субподряд агентствам. Бывает еще такой вариант — крупные агентства отдают фрилансерам тендерные заявки, чтобы предоставить на тендер хорошие варианты набросков — так получается недорого и относительно качественно, плюс офисные сотрудники не загружены, потому что создание тендерных команд иногда довольно сложно даже для известных брендов в сфере веб-разработки.

Региональным же студиям приходится крутиться и комбинировать. Искать самородки среди оставшихся в городе дизайнеров, учить их и стараться сделать так, чтобы сотрудник как можно дольше остался с ними, удерживая его зарплатами, идеями, возможностью реализовать творческий потенциал в полном объеме. Ну и чтобы разнообразить портфолио студии — отдавать периодически на фриланс некоторые проекты, но при этом страховать штатным дизайнером, если дедлайн сорван и факап близко.

Необходимо взвесить все плюсы и минусы каждого типа и подумать, что оптимально подходит для текущей ситуации каждой отдельной студии.

Потому что сейчас время принимать только правильные решения.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine