«Дайте себе слово»: Кристина Вазовски о подкастинге, выгорании и переменах в жизни после запуска бизнеса

В рамках тематического спецпроекта «Дайте себе слово» мы взяли интервью у шести специалисток, чтобы узнать, как они используют современные технологии в продвижении идей, бизнеса и карьеры.

Кристина Вазовски — голос российского подкастинга. Её шоу регулярно попадают в топ Apple Podcasts в России, к ней приходят за консультациями крупные бренды, на её курсах обучаются известные подкастеры.

До увлечения подкастами Кристина успешно дебютировала как дизайнер одежды — запустила собственный бренд VAZOVSKY, а ещё — работала арт-директором в частной галерее, училась на курсе по критике, культуре и кураторству в Central Saint Martins в Лондоне.

Кристина Вазовски

Рассказала, как ведёт бизнес на подкастинге

Светлана Шаповалова

Задавала вопросы

Коллекция VAZOVSKY New Minimalism

Сейчас Кристина живёт в Лондоне и ведёт бизнес на подкастинге: основала подкаст-студию «ТОЛК», запустила одноимённый лейбл и сервис по монтажу, консультирует бренды и независимых подкастеров. При этом не перестаёт вести собственные подкасты и создавать новые.

В 2020 году редакция Forbes включила Кристину в рейтинг 30-ти самых перспективных россиян до 30 лет в категории «Новые медиа».

Мы узнали у Кристины, как она запустила свой первый подкаст, что её мотивирует и почему она не перестаёт учиться и обучать других.

Подкасты Кристины

Это провал

Шоу о ситуациях, в которых что-то пошло не так

Apple Podcasts

Яндекс.Музыка

Google Подкасты

Soundcloud

Кристина, добрый день!

Подкаст о подкастах

Apple Podcasts

Яндекс.Музыка

Google Подкасты

Soundcloud

Извини, что голосовым

Шоу о современном диджитал-этикете

Apple Podcasts

Яндекс.Музыка

Google Подкасты

К тебе или ко мне?

Подкаст о сексе в соавторстве с психологом Егором Егоровым

Apple Podcasts

Яндекс.Музыка

Google Подкасты

Am I Ghana Die

Аудиодневник о поездке в Гану для съёмок документального фильма

Apple Podcasts

В какой момент пришла идея записать свой первый подкаст?

Это было в октябре 2018 года. Я на тот момент регулярно слушала подкасты и поняла, что трачу на это по 5, 10, 15 часов в неделю. И я подумала — почему бы не попробовать сделать свой? Мне пришла в голову идея сделать подкаст о провалах.

Самый первый выпуск я записала в октябре 2018 года, выложила его 31 октября. Это был выпуск с моей лучшей подругой для подкаста «Это провал».

Это Провал и другие проекты Крис Вазовски · Саша Смирнова: детские травмы, трусики, смерть и Евтушенко.
Первый выпуск подкаста

Насколько я знаю, ты окончила школу экстерном, у тебя 3 высших образования, ты всё время учишься. Откуда в тебе такая тяга и любовь к обучению?

Я люблю учиться, но учёба для меня — это всегда инструмент достижения целей, а не образование ради образования.

Первое моё высшее образование было в духе «куда-то нужно было отнести диплом после школы, пусть это будет странная заочка», и там я не училась совсем.

Fashion designer — второе высшее образование, его я окончила. До начала обучения я уже год активно работала в сфере, поэтому вуз стал для меня возможностью переехать во Францию и сделать level up в карьере, а не просто получить диплом.

Третье моё образование, в Central Saint Martins, тоже было ради роста в карьере и переезда, на этот раз в Лондон. Конечно, я много чего узнала и выучила, но главное, что дал мне курс — возможность приблизиться к своей мечте.

Академическое образование для меня — всегда ступенька к мечте.

При этом я много учусь самостоятельно: например, подкастам я нигде не училась, а теперь даже сама преподаю. Если есть идея, которую хочу реализовать, если решила запустить новый проект, а навыков или знаний для этого не хватает, я иду и нарабатываю их — самостоятельно, на курсах, или ещё как-то.

Какие навыки тебе пришлось освоить, когда начала заниматься подкастами и строить на этом бизнес?

Если говорить о подкастах, то пришлось освоить и много технических — монтировать, настраивать оборудование — и журналистских навыков: ресёрчить тему, вести интервью, искать героев и договариваться с ними.

А если говорить о бизнесе, то я научилась планировать, ставить бизнес-цели и распределять задачи, разбираться в финансах и бухгалтерском учёте, освоить продажи, пиар — много всего.

Многим начинающим предпринимателям бывает сложно научиться делегировать задачи команде. А какой навык дался тебе в бизнесе сложнее всего?

Как раз в делегировании мне до сих пор тяжело, хотя в последнее время становится полегче.

Ещё мне сложно и получать, и давать обратную связь — здесь я тоже учусь и чувствую, как становится лучше.

Управление командой — сложный скилл, и хотя я делаю успехи, всегда есть к чему стремиться. Мне нравится руководить, у меня получается, но это всё непросто, конечно.

Каждый выпуск твоих подкастов — это отдельная история, все вопросы связаны между собой в единую линию. Где ты училась задавать вопросы и вести интервью?

Думаю, что этот навык я получила на личной психотерапии.

Каждый раз я перекладываю историю человека на себя и думаю: «Если бы это произошло со мной, что бы у меня болело? Какой бы вопрос я задала себе?». И этот вопрос я и задаю герою. Базовое понимание психотерапии очень помогает вести интервью.

Пять любимых выпусков Кристины

«Это провал»: выпуск с Сергеем Сироткиным — про одобрение окружающих, отношения с родителями, животный страх на концертах и упущенные возможности.

Это Провал и другие проекты Крис Вазовски · Сергей Сироткин: одобрение других, родители, животный страх на концертах и упущенные возможности

«Это провал»: выпуск с Лизой Смирновой — про разрыв отношений, круговорот тревоги, растерянность и несбыточные ожидания от себ‪я.‬

Это Провал и другие проекты Крис Вазовски · Лиза Смирнова: разрыв отношений, круговорот тревоги, растерянность и несбыточные ожидания от себя

«Это провал»: выпуск с Русланом Зайдуллиным — про DOC+, увольнения по зуму, социальную желательность и столкновения с тень‪ю.

Это Провал и другие проекты Крис Вазовски · Руслан Зайдуллин: DOC+, увольнения по зуму, социальная желательность и столкновения с тенью

«Извини, что голосовым»: выпуск про Аргентину — мафия профсоюзов, двадцать гей-свадеб, черный курс доллара, голосовые от президент‪а.

Это Провал и другие проекты Крис Вазовски · Аргентина. Мафия профсоюзов, двадцать гей-свадеб, черный курс доллара, голосовые от президента

«К тебе или ко мне? 18+»: выпуск «Съезжаемся? Болтаем о совместной жизн‪и‬».

Как изменилась твоя жизнь, когда ты начала профессионально заниматься подкастингом? Твой успех, рост доходов, запуск бизнеса — изменило ли это всё твоё отношение к работе, отдыху, тратам, к самой себе?

Интересный большой вопрос. Изменилось многое.

Когда я занялась подкастами как бизнесом, у меня уже был опыт руководства командой, поэтому с практической точки зрения ничего нового не случилось. С точки зрения любви к работе я получила абсолютно уникальный опыт: за последние 3 года мне ни разу не пришлось в муках поднимать себя с кровати, потому что настал понедельник.

Моменты преодоления себя полностью ушли из моей жизни, потому что я люблю то, чем занимаюсь.

Траты тоже изменились, но не количественно — я всегда тратила примерно одинаково, —, а качественно: я осознала, что «О, господи! Я круто зарабатываю, я могу многое себе позволить, буквально всё что угодно, всё что хочу, и мне не нужно для этого копить». Это классное освобождающее чувство.

Изменения случились и в эмоционально-психологическом плане: появилось большое комьюнити людей, близких мне по духу, появились новые друзья, возможности реализовываться творчески и при этом миксовать творческую составляющую с бизнес-реализацией.

Моя жизнь сильно изменилась за последние два с половиной года — в лучшую сторону.

Насколько я знаю, в первые полгода занятий подкастами ты работала полный день на другой работе. Насколько комфортно тебе было уйти с постоянного места, чтобы заняться делом, которое ещё не приносило дохода?

На первое время у меня была финансовая подушка, поэтому уходить было не страшно: у меня нет детей, нет старших родственников, нет ипотеки, нет долгов — все мои тогдашние обязательства были исключительно перед собой. Я понимала, что если что-то пойдёт не так, я устроюсь обратно на работу, а если не возьмут — ну что ж, уеду с рюкзаком во Вьетнам и буду жить на 30 тыс. от фриланса в месяц. Я так жила уже.

У меня не было страхов, потому что у меня была ответственность только перед самой собой.

Я понимала, что деваться уже некуда: всё свободное время уходило на подкасты, я думала только о подкастах, не могла нормально работать. В какой-то момент настолько увлеклась, что пришлось признаться себе: «Окей, теперь вот так, пора уходить и заниматься только этим», — и нырнула в омут с головой.

Ты быстро запускаешь новые продукты, пробуешь новые темы, быстро реагируешь. Что тебе помогает поддерживать такой темп и не увязнуть в сомнениях? «А что если это будет недостаточно хорошо», «если будет не интересно», «если мой продукт будет никому не нужен» — случались ли у тебя такие сомнения и как ты с ними справлялась?

Такие сомнения были в самом начале, потому что я делала проекты про себя. Сейчас подкаст «Это провал» — шоу, где я медиатор, интервьюер. А вначале было много моих историй, моих страхов, моей работы.

Когда делаешь «я-проекты», любую обратную связь воспринимаешь близко к сердцу и на свой счёт, поэтому переживаешь много страхов и сомнений. Когда твои проекты становятся бизнесом, всё начинает работать иначе: их успешность или неуспешность ничего не говорит о тебе как о личности.

Мы запускаем проекты быстро, но у меня есть особенность — я не отношусь к ним, как к суперделу: ну запустили, например, сейлз-хаус — и запустили. Классно. Но по факту это процесс, который уже есть, который налажен, и это люди — большая команда помогает.

Сейчас всё просто. Наши проекты не требуют больших инвестиций, денег, мне не нужно строить завод, чтобы что-то попробовать. Наши проекты — про человеческий талант и идеи.

Как ты заботишься о себе, чтобы продолжать много работать и при этом не выгорать?

На самом деле я сильно выгорела этой осенью.

Это был прикольный опыт. Точнее, это я уже сейчас могу говорить, что он прикольный и интересный, а тогда мне, конечно же, не было ни прикольно, ни интересно. Хорошо, что это со мной случилось на том этапе, и что я довольно сильно испугалась.

Я месяц практически не работала, даже больше, я просто не могла ничего делать. Я представила себе, а что если и через месяц не смогу работать, и через два? Пришлось переосмыслить свой график и сейчас я не так много тружусь: хожу на массаж, сёрфлю, играю в теннис, встречаюсь с друзьями, отдыхаю; если не хочу работать, а хочу посмотреть Netflix — ложусь и смотрю Netflix. Вот такие банальные штуки.

До момента с выгоранием простых радостей было меньше?

Да, меньше, но и условия были другие: мы долго находились в локдауне, не было возможности даже из дома выйти, не то что сходить на массаж.

Я так люблю свою работу, что меня сложно остановить, в ней много эндорфинного притока. Когда ты что-то придумываешь, когда работаешь с командой, когда получаешь результат — это сильно поддерживает.

Отдыха было меньше, потому что тогда я не боялась выгореть, мне не нужно было себя насильно стопорить.

Что в подкастинге тебя больше всего вдохновляет: какие моменты, процессы, результаты? От чего ощущаешь самый большой кайф?

В подкастинге я встречаю людей из разных сфер, с разными историями. Меня драйвит, когда в беседе с людьми, у которых за плечами много интервью, получается поймать момент, который им неизвестен, который они никогда для себя ещё не формулировали, на который у них нет готового ответа. Тогда я чувствую — круто, что я смогла что-то найти, нащупать, добраться в глубину.

Ещё мне нравится шутить шутки, делать ироничные проекты. Когда шутка получается, это здорово.

Мне нравится, когда мне пишут слушатели и говорят, что для них важно то, что я делаю.

Мне очень нравится, когда ребята из команды придумывают что-то крутое, без меня придумывают, без меня делают, и я такая: «Ого, какие они молодцы! Какие они классные!».

Много всего нравится.

Часто ли ты получаешь фидбек от слушателей? Какой радует больше всего?

Я получаю много фидбека, это правда. Его сложно посчитать, но точно несколько сообщений в день — 5, 6, 7, 10, а когда выпускают важные большие эпизоды, то может быть и десятки сообщений и отметок ежедневно. Вначале я реагировала на каждую, сейчас на всё невозможно реагировать.

Самый важный фидбек — когда люди указывают на то, что для меня самой важно: небольшие акценты в интервью, вопрос, ещё что-то. Тогда я: «Прикольно, что вы тоже это заметили. Классно!».

Как часто тебе приходится сталкиваться с критикой твоих проектов, интервью, тебя самой? Как ты подбадриваешь себя в такие моменты?

Смотря какая критика. Если рандомные чуваки в интернете написали в директ, например, то я даже никак не рефлексирую — удаляю, баню и иду дальше.

Если это критика моих проектов, то реагирую по-разному. Для меня важно, кто критикует. Мне не всегда бывает от этого приятно, но если обратная связь адекватная, то я беру её на вооружение.

Иногда я могу позлиться и сказать: «Никто меня не понимает», топнуть ножкой, и пойти дальше. Но сейчас мало критики, мне не часто приходится с ней сталкиваться.

А как часто тебе отказывают потенциальные герои и героини в том, чтобы поучаствовать в подкасте?

У меня есть продюсер, который за последний год отправляет за меня все имейлы, рассылает за меня все приглашения, поэтому да, отказывают часто —, но я об этом не знаю 
    
            <p class=Полный текст статьи читайте на Нетология