Чем отличается продакт-менеджер от проджект-менеджера

Кристина Геворкян, преподаватель курса «Контент-маркетинг» и продакт-менеджер, на примерах из реальных вакансий рассказала блогу Нетологии, в чем особенности профессий продакт- и проджект-менеджеров и как, наконец, научиться их различать.

Появляются новые технологии, меняются способы взаимодействия с аудиторией, открывается все больше возможностей для аналитики: всё это ведет не только к переменам в экономике, но и к трансформации рынка труда.

Постепенно перестают резать слух евангелисты и амбассадоры, но в то же время мы все еще путаем двух PM: project manager и product manager.

Программа обучения: «Профессия менеджер по продукту»

Вообще-то различия заложены в самих названиях двух профессий, но это не спасает рынок от споров и вопросов.

Продукт или проект?

В чем разница? Достаточно даже поверхностно взглянуть на характеристики этих понятий.

Продукт — это нечто осязаемое, он не ограничен во времени, его развитие продолжается бесконечно (когда оно останавливается, продукт начинает умирать). В то время как проект — это процесс, имеющий четкие рамки (временные, бюджетные). Работа над продуктом состоит из множества проектов, но из отдельно взятого проекта не получится продукт.

Project — классическое понимание

Традиционно позиция проджекта свойственна для агентств или компаний, которые ведут внутренние проекты (допустим, внедрение ЭДО — системы электронного документооборота, запуск лендинг). Для контроля за ходом внешнего или внутреннего проекта и назначается проджект-менеджер.

В его обязанности входят:

  • сбор и формализация требований по проекту;
  • составление плана выполнения работ;
  • поиск подрядчиков;
  • постановка задач и контроль сроков исполнения;
  • контроль расходования бюджета;
  • ведение документации по проекту (тз, договоры, акты, счета, сметы, отчеты).

На примере вакансий с hh.ru:

Проджект много общается со всеми звеньями в цепи работы над проектом, для него неизбежны переписки, созвоны, встречи. Поэтому один из важнейших навыков для такого специалиста — высокий уровень коммуникативных способностей: как деловое, так и неформальное общение, урегулирование конфликтов, ведение переговоров, координация команды.

В качестве ключевых KPI здесь выступают соблюдение сроков и бюджета.

Чем занимается Product manager

Продакт тем временем отвечает за создание или улучшение продукта. В отличие от проджекта, его будут интересовать:

  • кто пользуется продуктом и какие функции важны для пользователей, а какие второстепенны;
  • как решают задачи и проблемы пользователей конкуренты, и кто они;
  • за счет чего можно привлечь больше пользователей;
  • как удержать текущих;
  • как привести их к оплате;
  • почему пользователи отказываются от продукта (дело может быть в неудобном интерфейсе, технических багах, отсутствии нужных функций или стоимости).

Этот человек следит за аналитикой и готовит технические задания дизайнерам и разработчикам, формирует и тестирует гипотезы, определяет перечень возможных функций и приоритизацию задач.

На примере вакансий с hh.ru:

В разных компаниях обычно встречается больший упор либо на разработку, либо на аналитику. Это зависит от внутренних приоритетов и командных ресурсов, а также от стадии развития продукта:

  • Если его только необходимо создать или внедряется какая-то новая фича, то продакт в большей степени изучает конкурентов и плотно работает с дизайнерами и разработчиками. На данном этапе важно определить состав функций базовой версии продукта, его интерфейсное решение, описать пользовательские сценарии.
  • Если речь идет об улучшении показателей действующего продукта, о текущей функциональности, то работа продакта сильно направлена на взаимодействие с пользователями (customer development, работа с обратной связью, погружение в аналитику) для поиска решения задач. В данной ситуации продакт должен выдвигать гипотезы о причинах поведения пользователей и тестировать их быстро и бюджетно, зачастую самостоятельно готовить прототипы интерфейса.

Ключевыми KPI для такого специалиста будут показатели метрик: acquisition (привлечение пользователей), retention (удержание пользователей), revenue (доход от пользователя), ltv (жизненный цикл пользователя) и других, определяемых спецификой продукта. Но конечной целью совокупности этих метрик является рост прибыли продукта.

Не будем изобретать велосипед, функции обоих PM отлично отображены в таблице коллег из tceh:

По факту в IT-сфере действительно начинает постепенно стираться грань между продактами и проджектами, и проджекту уже мало просто планировать и следить за исполнением задач, у него начинают постепенно появляться продуктовые функции, но все же лучше различать спецов по ключевым компетенциям.

Как не надо делать

Часто случается, что под проджект-менеджерами подразумевают продактов и наоборот (некоторые продакты такие снобы, что очень оскорбляются на это, будьте осторожны!).

На примере вакансий с hh.ru:

Вакансия менеджера проектов, в которой относятся к должности только последние два пункта. Остальное каким-то образом затесалось от контент-менеджера, сеошника, сммщика:

Здесь под видом проджекта ищут вообще ивент-менеджера:

А это моё любимое. Мясо! Кстати, раньше этих специалистов называли «категорийный менеджер», но сейчас видимо PM звучит моднее:

Таких случаев очень много не только среди PM-ов: под видом диджитал-маркетологов ищут контенщиков, сммщиков и даже сейлзов; от дизайнера могут ждать веб-разработку;, а некоторые до сих пор не понимают разницы между бэкендом и фронтендом.

Читать ещё:»20 лучших книг для продакт- и проджект-менеджеров»

Надо признать, что HR и собственники бизнеса действительно зачастую не разбираются в вопросе. И если для вторых это хоть как-то простительно, то для первых подобное — признак профнепригодности.

Product manager занимается продуктом, project manager ведет проекты. Проект — это процесс, он ограничен в рамках времени и бюджета. Продукт — это осязаемый результат, у его жизненного цикла нет жестких временных рамок, а для его создания и функционирования чаще всего необходимо несколько проектов.

Я уверена, что в ближайшее время ситуация не изменится к лучшему, так что будьте умнее и бдительнее как соискатели — смотрите не на должность, а на функции, которые вам вверяют.

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.

Полный текст статьи читайте на Нетология