Беззеркальная фотокамера Olympus OM-D E-M1 Mark II: флагманская модель компании формата Micro 4/3

Наименование Olympus OM-D E-M1 Mark II
Дата анонса 19 сентября 2016 г.
Тип системная беззеркальная
Производитель Olympus
Информация о камере на сайте производителя
Рекомендованная цена 119 990 руб.

Главные достоинства

  • новый сенсор с разрешением 20 Мп;
  • скорость непрерывной съемки до 60 кадров/с;
  • гибридный (фазовый и контрастный) автофокус с 121 датчиком перекрестного типа;
  • пятиосевая стабилизация с эффективностью до 5,5 ступеней по длительности экспозиции;
  • яркий трехдюймовый сенсорный дисплей, который можно установить в любой плоскости и развернуть к себе для съемки селфи;
  • возможность изменить назначение всех кнопок управления;
  • режим Pro Capture с записью последних 35 кадров, предшествующих окончательному нажатию на кнопку спуска затвора;
  • съемка со сверхвысоким разрешением (до 80 Мп) посредством многократного экспонирования со сдвигом сенсора;
  • брэкетинг зоны резкости (фокус-шифт);
  • съемка видео в стандарте C4K (4096×2160) с видеопотоком до 237 Мбит/с
  • защита от пыли и влаги.

Olympus OM-D E-M1 Mark II пришла на смену успешной предшествующей модели Olympus OM-D E-M1, и ее с нетерпением ждали поклонники системы. Мы давно собирались оценить, как покажет себя новинка в тестовой лаборатории и в ходе практической съемки. Сегодня этот момент, наконец, настал.

В момент своего выхода в свет Olympus OM-D E-M1 Mark II стала, пожалуй, технологически одной из самых передовых цифровых беззеркальных камер. В ней производитель по максимуму реализовал инженерные возможности последних лет. О скорострельности, возможностях серийной съемки и эффективности стабилизации пошли легенды. Начнем с чисел и терминов.

Технические характеристики

Многое об особенностях камеры можно узнать по деталям, которые заявлены производителем.

Модель Olympus OM-D E-M1 Mark II
Байонет 4/3, или Micro Four Thirds
Сенсор 4/3″ КМОП (CMOS)* 17,3×13 мм
Разрешение сенсора 20 Мп (5184×3888)
Процессор TruePic VIII
Формат записи фотоснимков JPEG (Exif 2.3), RAW (12-битный ORF)
Форматы записи видео C4K: 4096×2160 при 24p потоком 237 Мбит/с; 4K: 3840×2160 при 30/25/24p потоком 102 Мбит/с;
Full HD: 1920×1080 при 60/50/30/25/24p; HD: 1280×720 при 60/50/30/25/24p; 640×480 при 30p
Художественные фильтры поп-арт, софт-фокус, мягкий свет, светлая тональность, зернистая пленка, пинхол, диорама, кросс-процесс, усиленная тональность, нежная сепия, контурная резкость, акварель, винтаж, частичный цвет, предотвращение отбеливания цветов
Цветовые пространства sRGB (sYCC); Adobe RGB
Баланс белого Авто, пользовательские установки (4), прямая установка цветовой температуры (2000—14000 K), предварительные установки (солнечный свет, тень, пасмурно, люминесцентная лампа, лампа накаливания, под водой, вспышка)
Автофокусировка гибридная (комбинированная) фазовая и контрастная, 121 крестообразный датчик
Режимы фокусировки S-AF (покадровая), C-AF (непрерывная), C-AF-Tr (непрерывная следящая), ручная
Автоэкспонометрия 324-зонная TTL; многосегментная, центровзвешенная, точечная, по самой светлой области, по самой темной области
Экспокоррекция ±5 EV с шагом в 1, ½, ⅓ EV
Автобрекетинг по экспозиции (2/3/5 кадров с шагом в 1, ⅔, ⅓ EV),
по ISO (3 кадра с шагом в ⅓, ½, 1 EV),
по балансу белого (3 кадра с шагом ±2, ±4, ±6 майред)
Эквивалентная светочувствительность авто (ISO 200—6400), ISO 200—25600 с шагом ⅓ или 1 EV
Затвор шторно-щелевой вертикального хода с электронным управлением
Скорость затвора механический затвор: 60–1/8000 с; электронный затвор: 60–1/32000 с
Выдержка X-синхронизации 1/250 с и 1/8000 с (Super FP)
Автоспуск 12 c; 2 с; пользовательское значение
Скорость съемки серией (емкость буфера) H: 15 кадров/с (до 84 RAW, до 117 JPG); L: 10 кадров/с (до 148 RAW, JPG без ограничений);
Тихий режим H: 60 кадров/с (до 48 RAW, до 48 JPG); Тихий режим L: 18 кадров/с (до 77 RAW, до 105 JPG);
Pro Capture: 60 кадров/с; Pro Capture L: 18 кадров/с
Стабилизация изображения за счет сдвига матрицы с компенсацией по 5 осям; эффективность до 5,5 ступеней EV
Видоискатель OLED 0,5″, 2,36 млн точек, охват ≈100%, вынос окуляра на 21 мм, коррекция от −4 до +2 дптр, увеличение 1,48× при эквивалентном фокусном расстоянии 50 мм при фокусировке на бесконечность и коррекции −1,0 дптр
Дисплей 3″ откидной и поворотный, сенсорный, с разрешением 1 037 000 пикселей, охват ≈100%
Режимы вспышки авто, медленная синхронизация, синхронизация по передней шторке, синхронизация по задней шторке, подавление эффекта «красных глаз», заполняющая вспышка
Интерфейсы USB 3.0, HDMI (Type D), вход микрофона, выход на наушники, «горячий башмак», синхроконтакт
Беспроводная связь Wi-Fi (IEEE 802/11b/g/n)
Карты памяти два слота для SD/SDHC/SDXC (первый совместим с UHS-II)
Батарея литий-ионный аккумулятор BLH-1; 440 кадров (по CIPA); 90 минут видео
Размеры 134×91×69 мм
Вес (с батареей и картой памяти) 574 г

* КМОП — комплементарные структуры «металлоксид—полупроводник» (CMOS, Complementary Metal Oxide Semiconductor).

Конструкция и дизайн

Общий план компоновки камеры наследует лучшие приобретения фотопроизводителей: комфортная ручка для удержания аппарата, оправданное эргономикой расположение основных органов управления, удобство и легкость в повседневном пользовании с минимальными вариациями «на тему», к которым несложно адаптироваться, если переходить с другой фотосистемы.

Спереди наша испытуемая имеет привычный вид, аналогичный другим камерам производителя и моделям других систем. Справа от байонета расположена кнопка разблокировки объектива, в слева — кнопки баланса белого и контроля глубины резкости. Сзади доминирующим компонентов, безусловно, является сенсорный дисплей высокого разрешения. Слева и сверху от него расположены вспомогательные органы управления: навипад и функциональные кнопки. Окуляр видоискателя снабжет наглазником удачной конструкции .
При взгляде сверху очевидно, сто производитель выработал собственный стиль оформления колес, селекторов и кнопок управления. Все организовано правильно, ожидаемо и привычно для пользователей беззеркальной системы Olympus. Снизу, как это было и ранее, главными конструктивными узлами остались люк для аккумуляторной батареи, закрутая резиновой заглушкой контактная площадка для вертикальной ручки, а также резьба для установки камеры на штативе.
Слева помещаются закрытые заглушками отсеки для проводных интерфейсов камеры. Они плотно прилегают к кайме соответствующих отсеков и обеспечивают герметичность. Справа расположен люк отсека со слотами для карт памяти и под отдельной заглушкой — гнездо для подключения внешнего источника питания.
Слева расположены дополнительные селекторы режимов съемки и выключатель питания . Главный селектор режимов съемки расположен на привычном месте (там где его обычно находят владельцы всех системных камер). Переднее и заднее колеса установки параметров расположены на правильных местах.
Пластмассовый люк, расположенный справа, скрывает два слота для карт памяти SD/SDHC/SDXC, первый из которых (верхний) поддерживает работу по высокоскоростному стандарту UHS-II. Плотность прилегания крышки отсека напоминает о защите камеры от проникновения внуть ее пыли и влаги. Справа под эластичными полимерными заглушками скрываются разъемы проводных интерфейсов: HDMI, USB 3.0, вход для микрофона и выход на наушники.
Дисплей можно установить в любой требуемой плоскости. Развернув экран к себе, можно снимать селфи.
Слот для аккумуляторной батареи расположен снизу. В принципе, он не должен перекрываться контактной площадкой штатива и позволяет заменять источник питания без необходимости демонтажа штативного крепления. Камера защищена от проникновения внутрь пыли и влаги. Красным выделены узлы герметизации.

Сенсор

Как и в других моделях производителя, в Olympus OM-D E-M1 Mark II использована матрица типоразмера 4/3 (Micro Four Thirds), но с более высоким показателем «счетчика мегапикселей», чем ранее:

  • разрешение — 20 Мп;
  • размер по диагонали — 21,64 мм;
  • шаг пикселей — 3,32 мкм;
  • площадь светоприемной ячейки — 11,02 мкм²;
  • плотность расположения пикселей — 9,06 Мп/см².

Согласно проверенным слухам, в камере используется сенсор IMX-270 производства Sony.

Однако на момент выхода Olympus OM-D E-M1 Mark II в свет Sony не реализовала на рынке сенсоров 4/3″ со встроенными гибридными (фазовыми и контрастными) датчиками автофокусировки. Скорее всего, сенсор был создан инженерами Olympus и только изготавливается на заводах Sony.

Процессор

«Мозгом» камеры является новый процессор TruePic VIII. Он представляет собой два корпуса с четырехъядерными микропроцессорами (всего 8 ядер). Именно благодаря высокой вычислительной мощности этого «мозга» разработчикам удалось довести скорость серийной съемки до 60 кадров/с и получить возможность использования других цифровых функций камеры — фокус-шифт и съемка в сверхвысоком разрешении.

Автофокус

По сравнению с предшественницей, наша подопечная приобрела значительно больше автофокусных датчиков (121), причем теперь они располагаются на более значительной площади кадра, а не группируются вокруг центра, как ранее.

Автоматическая фокусировка доступна в трех режимах: однокадровая (S-AF), непрерывная (C-AF) и непрерывная следящая (C-AF Tr). В последнем случае после выбора зоны автомат производит отслеживание ее положения в поле кадра, удерживая нужный объект в зоне резкости.

Стабилизация

В камере реализована пятиосевая система стабилизации изображения, основанная на перемещениях сенсора. По утверждению производителя, эффективность ее работы позволяет фотографу получить выигрыш до 5,5 ступеней по длительности выдержки при съемке с рук без «смаза» изображения.

Pro Capture

Возможность использования этого нового режима фотосъемки предоставляет совершенный микропроцессор TruePic VIII. При активации Pro Capture камера использует только электронный затвор и обеспечивает максимальную скорострельность 60 кадров в секунду. На практике это выглядит так: застав сюжет в интересном развитии, фотограф до половины наживает кнопку спуска затвора. Камера, настроив предварительно экспозиционные параметры и сфокусировавшись на выбранном объекте, начинает съемку. Но кадры не записываются на карту памяти, а сохраняются во внутреннем буфере системы. Когда же будет произведено нажатие на заветную кнопку до конца, последние 35 кадров, предшествующие этому нажатию, будут сброшены из буфера на носитель.

Таким образом можно, строго говоря, вернуть к жизни любое интересное мгновение, которое было бы наверняка упущено, не обладай Olympus OM-D E-M1 Mark II подобной функцией.

Меню

Блоки опций собраны в группы: фотосъемка ½, съемка видео, просмотр, пользовательское меню и настройки. Далее следует ветвление меню до второго, а иногда — третьего, четвертого (и далее) порядков вложения. Каждый пункт снабжен разъяснением-подсказкой. Мы не станем подробно описывать устройство и работу с меню, так как это выходит за рамки нашего материала и, кроме того, весьма подробно описано в руководстве пользователя (его можно скачать с официального сайта производителя). Приведем лишь наиболее важные скриншоты.

Оптика

Всего система насчитывает более двух десятков инструментов, в том числе, девять в серии Pro. Из этого арсенала несложно подобрать все, что потребуется, даже макрообъектив, «рыбий глаз» или сверхдлиннофокусный 300mm А4 со встроенным оптическим стабилизатором (эквивалент 600 мм).

Конкуренты

Модель Olympus
OM-D E-M1 Mark II
Olympus
OM-D E-M1
Panasonic Lumix
DC-GH5S
Panasonic Lumix
DC-G9
Дата анонса 19 сентября 2016 г. 10 сентября 2013 г. 8 января 2018 г. 8 ноября 2017 г.
Корпус металл металл металл металл
Защита от пыли и влаги есть есть есть есть
Сенсор (мм) КМОП 4/3 (17,3×13) КМОП 4/3 (17,3×13) КМОП 4/3 (17,3×13) КМОП 4/3 (17,3×13)
Разрешение, Мп 20 16 10 20
Процессор TruePic VIII TruePic VII Venus Engine 10 Venus Engine 10
Эквивалентная светочувствительность (расширение) ISO 200–25600
(ISO 64)
ISO 100–25600 ISO 160–51200
(ISO 80–204800)
ISO 200–25600
(ISO 100–25600)
Стабилизация изображения 5,5 EV 4 EV нет 6,5 EV
Автофокус фазовый
и контрастный,
121 датчик
фазовый
и контрастный,
81 датчик

контрастный,
225 датчиков

контрастный,
225 датчиков
Дисплей 3″ TFT, 1,037 млн пикселей;
откидной и повортный,
сенсорный
3″ TFT, 1,037 млн пикселей;
откидной,
сенсорный
3,2″ TFT, 1,62 млн пикселей;
откидной и повортный,
сенсорный
3″ TFT, 1,04 млн пикселей;
откидной и повортный,
сенсорный
Видоискатель 2,37 млн пикселей,
покрытие 100%,
увеличение 1,48×
2,37 млн пикселей,
покрытие 100%,
увеличение 1,48×
3,68 млн пикселей,
покрытие 100%,
увеличение 1,52×
3,68 млн пикселей,
покрытие 100%,
увеличение 1,66×
Диапазон выдержек, с МЗ1: 60–1/8000;
ЭЗ2: 60–1/32000
МЗ1: 60–1/8000;
ЭЗ2: 60–1/8000
МЗ1: 60–1/8000;
ЭЗ2: 60–1/16000
МЗ1: 60–1/8000;
ЭЗ2: 60–1/32000
Макисмальная скорость съемки серией, кадров/с 60 10 12 20
Экспокомпенсация ±5 с шагом ⅓, ⅔, 1 EV ±5 с шагом ⅓, ½, 1 EV ±5 с шагом ⅓ EV ±5 с шагом ⅓ EV
Экспобрэкетинг ±5 (2, 3, 5, 7 кадров)
с шагом ⅓, ⅔, 1 EV
±5 (2, 3, 5, 7 кадров)
с шагом ⅓, ⅔, 1 EV
±3 (3, 5, 7 кадров)
с шагом ⅓, ⅔, 1 EV
±3 (3, 5, 7 кадров)
с шагом ⅓, ⅔, 1 EV
Съемка 4K-видео есть нет есть есть
Карты памяти два слота SD/SDHC/SDXC,
один с поддержкой UHS-II
один слот SD/SDHC/SDXC два слота SD/SDHC/SDXC
с поддержкой UHS-II
два слота SD/SDHC/SDXC
с поддержкой UHS-II
Связь с компьютером USB 3.0 USB 2.0 USB 3.1 USB 3.0
Вход микрофона есть есть есть есть
Выход на наушники есть нет есть есть
Беспроводные интерфейсы Wi-Fi Wi-Fi Wi-Fi,
Buetooth
Wi-Fi,
Buetooth
Приемник GPS нет нет нет нет
Беспроводное управление смартфон смартфон смартфон смартфон
Емкость батареи (снимков, по CIPA) 440 350 440 400
Размеры, мм 134×91×67 130×94×63 139×98×87 137×97×92
Вес с батареей и картой памяти, г 574 497 660 658
Цена в России
Виджет Яндекс Маркет
Виджет Яндекс Маркет
Виджет Яндекс Маркет
Виджет Яндекс Маркет

1 МЗ — механический затвор.
2 ЭЗ — электронный затвор.

Наиболее масштабные отличия Olympus OM-D E-M1 Mark II можно отметить, конечно же, в сравнении с предшественницей:

  • объем буфера для кадров в несжатом формате увеличился в 2 раза;
  • скорость сброса кадров на карту памяти возросла в 3 раза;
  • автофокусных зон стало в 1,5 раза больше;
  • разрешение видео стало выше в 4 раза;
  • внутрикамерная стабилизация стала эффективнее на 1,5 ступени экспозиции;
  • скорость непрерывной съемки при однократной фокусировке повысилась в 6 раз, а при непрерывной фокусировке — в 2 раза.

Конкуренты из стана Panasonic оснащаются помимо Wi-Fi еще и модулями модули Bluetooth и имеют более качественные электронные видоискатели. Оба слота для карт памяти в камерах Panasonic Lumix поддерживают носители стандарта UHS-II. Вместе с тем, оба аппарата тяжелее и крупнее, чем Olympus OM-D E-M1 Mark II.

Panasonic Lumix DC-GH5S позиционируется как инструмент выбора для съемки видео, и поэтому она сильно ограничена в разрешении сенсора (всего 10 Мп), но более значительные по размеру светоприемные ячейки позволяют ей использовать более высокие значения эквивалентной светочувствительности. Однако внутрикамерной стабилизации у этого аппарата нет.

Panasonic Lumix DC-G9, ориентированная приемущественно на фотосъемку, в эффективности работы стабизитора выигрывает у нашей сегодняшней подопечной целую дополнительную ступень (6,5 EV против 5,5 EV), но такие показатели лучше проверять на практике, чем доверяться данным официальных спецификаций.

Лабораторные испытания

Стендовые исследования мы проводили в связке с объективом Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm f/1.2 Pro.

Разрешение

В светлой сцене разрешение RAW-файла на низких значениях светочувствительности едва достигает 80%, что нельзя назвать высоким результатом, однако, это наилучший результат среди протестированных режимов. При съемке в JPEG внутренняя программная обработка камеры работает очень хорошо и позволяет сохранить почти 75% исходных деталей вплоть до ISO 800 и около 70% вплоть до ISO 6400. В целом, в JPEG камера работает достаточно стабильно независимо от освещенности. А вот про RAW подобного сказать нельзя: уже на ISO 400–800 начинается сильное падение разрешения, особенно в темной сцене. Таким образом, как ни странно, съемка на высоких ISO в JPEG иногда предпочтительнее, чем в RAW.

Автофокус

Точность автофокуса Olympus OM-D E-M1 Mark II находится выше уровня большинства быстрых «беззеркалок».

Скорость съемки

По нашей методике для тестирования скорострельности камера в ручном режиме (чтобы не отвлекаться на фокусировку) делает серию примерно в 100 снимков или до заполнения буфера, а весь процесс записывается на диктофон. Затем, по аудио-файлу высчитывается время и скорость до и после заполнения буфера.

В таблице приведены значения средней скорости съемки для разных режимов. Первой скоростью назовем ту, с которой серийная съемка стартует. Ее предел — время, после которого съемка замедляется и продолжается со второй скоростью. Единицы измерения — кадры в секунду и секунды соответственно. Символ бесконечности означает, что при съемке ста кадров скорость не изменилась.

Режим Первая скорость Предел первой скорости Вторая скорость
JPEG Low 9,3 к/с 6,5 с 3,4 к/с
JPEG High 11,9 к/с 4,9 с 1,4 к/с
RAW Low 9,4 к/с 5,4 с 0,8 к/с
RAW High 12,0 к/с 3,6 с 0,6 к/с

Производитель заявляет для медленного и быстрого режимов 10 и 15 кадров в секунду соответственно. В целом, наш тест это подтверждает, хотя на деле быстрый режим оказался несколько медленнее заявленного. Впрочем, тестирование скорострельности проводилось с картой памяти Transcend Class 10 UHS-I (90 МБ/с), что могло несколько занизить результаты съемки.

Также мы протестировали режим Pro Capture, который начинает съемку уже на этапе фокусировки. Поскольку наша методика не позволяет достаточно точно оценить скорость «тихого» режима, использовались более грубые методы оценки, которые вполне подтвердили скорость около 50 к/с в режиме JPEG. Также стоит отметить, что повышение светочувствительности влечет за собой снижение скорости, в итоге, начиная примерно с ISO 12800 скорость съемки в данном режиме падает почти до 10–15 к/с.

Стабилизатор

Olympus OM-D E-M1 Mark II оснащена внутрикамерным стабилизатором изображения. Производитель заявляет эффективность в 6,5 ступеней экспозиции при съемке стабилизированным объективом M.Zuiko Digital ED 12–100mm 1:4.0 IS Pro. Наша методика подтверждает почти 4 ступени, что тоже очень достойный результат, поскольку работа стабилизатора видна даже невооруженных взглядом. И вполне возможно допустить, что оптический стабилизатор объектива дает выигрыш в еще 2,5 ступени экспозиции.

Практическая съемка

Испытания в реальных условиях мы проводили с несколькими объективами:

  • Olympus M.Zuiko Digital ED 7–14mm f/2.8 Pro
  • Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm f/1.2 Pro
  • Olympus M.Zuiko Digital ED 17mm f/1.2 Pro
  • Olympus M.Zuiko Digital ED 45mm f/1.2 Pro

Для фотосъемки в реальных условиях выбрали следующие параметры:

  • приоритет диафрагмы,
  • центрально-взвешенный замер экспозиции,
  • однокадровая автоматическая фокусировка,
  • фокусировка по центральной точке,
  • автоматический баланс белого (АББ).

Впоследствии время от времени у нас появлялась необходимость изменить некоторые параметры — об этом мы отдельно проинформируем.

Для сохранения фото и видео мы использовали карту Sony SDXC емкостью 64 ГБ (скорость записи 299 МБ/с). Фотоснимки записывались в несжатом формате RAW (12-битный ORF), а затем подвергались «проявке» и сохранению при помощи Adobe Camera RAW в виде 8-битных JPEG с минимальной компрессией.

Общие впечатления

Работу с камерой можно освоить довольно быстро, причем не только тем, кто до этого работал с зеркальными аналогами, но и вовсе неискушенным фотолюбителям. К тому же производитель зарезервировал возможность переназначать практически все органы управления в соответствии с потребностями владельца, поэтому задача освоения камеры и ее адаптации существенно облегчена.

Olympus OM-D E-M1 Mark II отлично лежит в руке и неплохо сбалансирована при работе с теми объективами, которые были предоставлены нам для тестирования. Управлять камерой, в целом, комфортно; основные функции напрямую доступны через селекторы, кнопки или Quick Menu.

Несколько непривычно расположение рычажка выключения питания: он находится слева, и указательным пальцем правой руки им оперировать невозможно; потребуется левая рука.

В стандартных условиях съемки переднее колесо используется для управления компенсацией экспозиции, а заднее — для изменения значений диафрагмы (в режиме P) или выдержки (в режиме S).

Под правый большой палец правой руки хорошо ложится кнопка экспопамяти и принудительной фокусировки (в зависимости от положения рычажка вокруг нее). Им же нетрудно дотянуться до пятипозиционного переключателя. Отдельного джойстика для выбора зоны фокусировки нет, но и навипад справляется с этим неплохо.

Детализация

При разрешении 20 Мп сенсор обеспечивает великолепную детализацию в связке с оптикой Olympus M.Zuiko Digital, особенно с теми объективами, которые имеют маркировку Pro.

Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm f/1.2 Pro;
F11; 1/125 c; ISO 200
Olympus M.Zuiko Digital ED 7–14mm f/2.8 Pro;
10 мм; F8; 1/500 c; ISO 200
Olympus M.Zuiko Digital ED 7–14mm f/2.8 Pro;
7 мм; F11; 1/250 c; ISO 200
Olympus M.Zuiko Digital ED 7–14mm f/2.8 Pro;
7 мм; F4; 1/125 c; ISO 200

Упомянутая оптика, во-первых, обладает намного более высокой разрешающей способностью, чем того требует 20-мегапиксельный сенсор, а во-вторых, прекрасно работает не только при диафрагмировании, но и на максимальном раскрытии (последний снимок).

Цвета и полутона

Сенсор удачно воспроизводит все богатство красок окружающего мира. В большинстве ситуаций автоматический баланс белого работает четко, и результаты не требуют дополнительной доводки в процессе постобработки.

Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm f/1.2 Pro;
F8; 1/250 c; ISO 200
Olympus M.Zuiko Digital ED 7–14mm f/2.8 Pro;
7 мм; F8; 1/500 c; ISO 200
Olympus M.Zuiko Digital ED 45mm f/1.2 Pro;
F1,4; 1/125 c; ISO 200
Olympus M.Zuiko Digital ED 45mm f/1.2 Pro;
F1,4; 1/60 c; ISO 250

Согласно DxOMark, динамический диапазон сенсора составляет 12,8 ступеней экспозиции. В стандартных ситуациях это позволяет получать изображения с весьма широким спектром полутоновых переходов и выявлять детали как в ярких светах, так и в глубоких тенях.

Olympus M.Zuiko Digital ED 7–14mm f/2.8 Pro;
7 мм; F4; 1/60 c; ISO 2500
Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm f/1.2 Pro;
F2; 1/2000 c; ISO 200 (экспокоррекция −2 EV)
Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm f/1.2 Pro;
F1,2; 1/1000 c; ISO 200
Olympus M.Zuiko Digital ED 7–14mm f/2.8 Pro;
7 мм; F4; 1/60 c; ISO 2500

Даже при весьма высоких ISO (первый и последний снимки) детали в тенях и светах определяются, несмотря на «шумовые эффекты».

В практической работе при большом перепаде яркостей в снимаемой сцене у фотографа часто возникает необходимость ввести поправку экспозиции, чтобы улучшить проработку деталей, например, в ярких зонах (второй снимок). Olympus OM-D E-M1 Mark II дает возможность сделать это естественным поворотом переднего колеса управления (вокруг кнопки спуска затвора) без нажатия дополнительных кнопок и вызова меню. За эту простоту в деле экспокоррекции мы выражаем отдельную благодарность создателям камеры.

Высокая светочувствительность

Насколько значимой может быть светочувствительность как лимитирующий фактор? До какой степени на практике можно увеличивать ее значение, не опасаясь порчи картинки «шумовыми эффектами»?

Чуть выше в этом материале мы привели два снимка, сделанных при ISO 2500. Шум на них, конечно, хорошо заметен, но все же позволяет обоим фото проиллюстрировать качество и широту тонального спектра. Займемся высокими значениями ISO подробнее.

По нашему мнению, повышение эквивалентной светочувствительности вплоть до ISO 800 можно не замечать. При ISO 1600 шумы становятся заметными, но не слишком сильно сказываются на качестве картинки. Начиная с ISO 3200 изображение сильно деградирует. Поэтому условно «рабочими» следует считать ISO 200–1600, хотя в ряде ситуаций можно допустить и более высокие значения — это зависит от характера освещения сцены: чем более контрастный исходный сюжет, тем легче терпеть высокие значения ISO.

Вообще же в оценке предела допустимой светочувствительности специфика освещения, контраста и детализации часто играют решающую роль. Именно поэтому мы оппонируем однозначным рекомендациям касательно максимально допустимой светочувствительности, которые формулируются на основании данных стендовых испытаний. Даже ремарка вида «в общем случае» мало что значит: «переносимый» максимум светочувствительности определяется фотографируемой сценой, а не данными, полученными в неизменно стандартных лабораторных условиях.

Автофокус

Однокадровую фокусировку (S-AF) автомат обрабатывает практически мгновенно и безупречно. Можно считать, что при верно рассчитанной глубине резкости и правильном выборе фокусировочной зоны результат будет отличным. Мы проверили это многократно, фотографируя навскидку, «от живота», и прицеливаясь наугад, без визирования.

Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm f/1.2 Pro;
F1,2; 1/8000 c; ISO 200
Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm f/1.2 Pro;
F1,2; 1/1000 c; ISO 200
Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm f/1.2 Pro;
F2; 1/1000 c; ISO 200
Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm f/1.2 Pro;
F2; 1/125 c; ISO 200

На примерах, приведенных выше, отчетливо видно, что автофокус отлично «цепляется» за объект, причем даже при максимальном раскрытии диафрагмы (первая пара снимков).

При работе в режиме непрерывного слежения (C-AF Tracking) автомат неплохо отслеживает перемещения по вертикальной и горизонтальной осям, но при изменении положения объекта по глубине кадра (вперед и назад по отношению к плоскости сенсора) эффективность детекции снижается.

В целом работа следящего автофокуса позволяет получить нужный результат, хотя из-за этого иногда придется делать несколько дублей при съемке серией.

Объектив Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm f/1.2 Pro; F1,4; 1/60 c; ISO 1000; следящая автофокусировка (C-AF Tr); режим высокой скорострельности с использованием только электронного затвора.

Pro Capture

Вернуть мгновение, которое не удалось бы остановить — именно для этого предназначен режим Pro Capture. В ожидании нужного момента мы прицеливаемся и до половины нажимаем кнопку спуска затвора. Камера начинает заполнять внутренний буфер снимками, фотографируя со скоростью 60 кадров/с. В момент, когда мы хотим вернуть долю секунды, нажимаем кнопку спуска до конца, и содержимое буфера (в нашем случае — 14 кадров) записывается на карту памяти.

В экспериментальной серии нам хотелось захватить момент, когда проезжающий автомобиль попадет в лужу обоими колесами, и это выбросит два фонтана брызг воды и-под них. В реальных условиях это сделать невозможно, поскольку скорость движения машины слишком велика, чтобы попасть в нужное мгновение.

Мы использовали объектив Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm f/1.2 Pro; F4; 1/1000 c; ISO 200. Представляем три кадра (начало, середина и конец события).

1-й кадр 7-й кадр 14-й кадр

Благодаря Pro Capture можно запросто получить нужный снимок в таких условиях.

Брэкетинг зоны резкости (фокус-шифт)

Помимо брэкетинга по экспозиции, ISO и балансу белого, в Olympus OM-D E-M1 Mark II реализована и чисто программная функция брэкетинга зоны резкости. Если установить камеру на штатив и выбрать соответствующую опцию в меню брэкетинга, то можно автоматически сделать от 2 до 999 снимков со сдвигом зоны от заднего плана к переднему. Затем эти фото можно сшить в стороннем приложении и получить снимок с любой желаемой глубиной резкости.

Более всего в такой возможности заинтересованы поклонники макрофотографии. При съемке на макродистанциях иногда практически невозможно поместить в зону резкости нужный объект целиком, даже если диафрагмировать объектив до предела. В других случаях это очень полезно в ходе предметной съемки. Такой сюжет мы выбрали для иллюстрации. Объектив Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm f/1.2 Pro; F1,2; 1/1000 c; ISO 200.

Есть в камере и режим Focus Stacking, когда она автоматически сшивает 8 кадров, сделанных со сдвигом точки фокусировки по глубине кадра.

Собственно, эти функции являют собой торжество высоких технологий в микроэлектронике. Во времена механических пленочных камер реализовать такие возможности было попросту невозможно. Никаких особых требований к оптике они не предъявляют, кроме, разумеется, поддержки автоматической фокусировки.

Стабилизация изображения

Как сказано выше, производитель декларирует эффективность внутрикамерной 5-осевой стабилизации как выигрыш в 5,5 ступеней экспозиции по длительности выдержки при съемке с рук без «смаза» изображения. Мы провели простой практический эксперимент по съемке стационарного сюжета с рук, увеличивая длительность выдержки от кадра к кадру. Для съемки использовали объектив Olympus M.Zuiko Digital ED 17mm f/1.2 Pro, эквивалентное фокусное расстояние которого составляет 35 мм.

Первый снимок сделан с выдержкой, примерно соответствующей эквивалентному фокусном расстоянию объектива (1/30 с) исходя из формулы «выдержка для съемки четкого изображения должна равняться единице, деленной на фокусное расстояние». Каждый последующий кадр делался с увеличением длительности выдержки на одну ступень экспозиции по сравнению с предыдущим (1/15 c, 1/8 c, ¼ c и т. д.). Последний снимок сделан с выдержкой 2 (!) секунды. Отметим, что внутрикамерная стабилизация отлично отработала такую длительность, и это, говоря откровенно, абсолютный рекорд в нашей практике. По сравнению с первым снимком серии ее эффективность составила 6 ступеней экспозиции — это отличный результат.

Съемка в сверхвысоком разрешении

При необходимости и с соблюдением ряда условий камера может делать фотографии с разрешением 80 Мп (10368×7776). Для этого пригодны сцены, в которых нет подвижных объектов (включая текущую воду и качающиеся ветви деревьев). Следует установить аппарат на штатив и выбрать соответствующий режим съемки.

Olympus OM-D E-M1 Mark II автоматически сделает несколько снимков, производя смещение сенсора, и сошьет их в результирующую картинку. Файл RAW (особый вариант ORI) получится размером 80 Мп, а соответствующий ему JPG — 50 Мп (точнее, 49 939 200 пикселей). Продукты Adobe пока не поддерживают работу с ORI, но можно воспользоваться «фирменным» приложением Olympus Viewer либо On1 Photo RAW или другими.

Мы фотографировали в этом режиме в интерьере ТЦ «Европарк» с помощью обектива Olympus M.Zuiko Digital ED 17mm f/1.2 Pro при F8; 1/30 c; ISO 200.

80 Мп (10368×7776), проявка ORI-файла 50 Мп (8160×6120), сопутствующий JPG

Этот режим наверняка придется по душе пейзажистам, поклонникам интерьерной съемки и предметной фотографии.

Галерея

Мы собрали фотоснимки, иллюстрирующие возможности камеры Olympus OM-D E-M1 Mark II, в общую галерею без специальных комментариев. Данные Exif во всех случаях сохранены, и доступ к ним можн

Полный текст статьи читайте на iXBT