Apple Vision Pro первые впечатления от самой громкой новинки года

В продаже появилась самая интригующая новинка последнего времени: Apple Vision Pro. Инновационная гарнитура виртуальной реальности, которая либо даст импульс всей VR-индустрии,  либо станет дорогим сомнительным экспериментом, который порадует лишь состоятельных техногиков. Одно можно сказать точно: Vision Pro — это действительно большой шаг вперед по сравнению со всеми прошлыми подобными разработками. И сегодня мы можем, наконец, познакомиться с модным гаджетом «вживую», за что спасибо нашим друзьям из BigGeek.

В США гарнитура Apple Vision Pro поступила в продажу 2 февраля — только в США — и была почти сразу раскуплена. Это несмотря на стоимость от $3499 до $3899. Несложно предположить, что некоторая часть этих покупателей оказалась перекупщиками, и благодаря им гарнитуру могут получить пользователи в нашей стране (излишне говорить, что официальных продаж ждать в обозримом будущем не стоит). Но, разумеется, цены у нас еще выше: плюс-минус полмиллиона рублей стоит приготовить желающим обзавестись устройством вопреки санкциям и в числе первых.

Здесь, правда,  есть еще два нюанса. Первый: для использования Apple Vision Pro необходим американский аккаунт Apple ID. В принципе, завести его не так сложно, в Сети хватает подробных инструкций, причем не нужны никакие иностранные платежные карты, действующие американские симки и тому подобные малодоступные сегодня ухищрения. Но, во-первых, лазейки могут в любой момент прикрыть, а во-вторых, вам будут недоступны платные приложения. А контент — это одна из главных проблем Vision Pro. 

Второй нюанс — в том, что в России вам надо будет угадать с размером гарнитуры, а это не так-то просто. В США перед покупкой предлагается отсканировать свое лицо, причем это можно сделать самостоятельно с помощью Face ID или в Apple Store при помощи консультантов. При покупке шлема у третьих лиц такой опции, естественно, никто не предоставит. Получается лотерея. Ну или надо выяснять, на кого именно приобреталась Vision Pro, и сравнивать свое лицо и форму головы с этим человеком. 

 Впрочем, разве могут все эти сложности остановить настоящего гика, который, к тому же, может без проблем выложить полмиллиона за игрушку сомнительной полезности? Ну, а другие даже не посмотрят в эту сторону. Так что давайте перейдем к очному знакомству с гаджетом. Сразу оговоримся: нам удалось попользоваться Vision Pro совсем немного времени, так что данный обзор — не полноценное тестирование, а лишь «первый взгляд». Отсюда же и посредственное качество фотографий. Надеемся, однажды нам удастся изучить Vision Pro более детально. 

Комплектация

Устройство поставляется в белой коробке впечатляющих размеров. В такую мог бы поместиться небольшой MacBook или что-то похожее. Но при этом толщина бокса в несколько раз больше. Он действительно огромный.

Но оно и понятно. Внутри, вопреки традициям Apple, много всего. Это:

  • Кабель USB-C в тканевой белой оплетке, как и в других устройствах Apple со словом Pro в названии;
  • Основной ремешок-крепление (широкий, мягко растягивающийся) из тканевого материала, с колесиком, похожим на переросток Digital Crown;
  • Альтернативный ремешок-крепление (куда менее красивый, чем основной, но зато позволяющий более плотно закрепить гарнитуру на голове);
  • Чехол-защита для стекла;
  • Зарядное устройство 30 Вт (20 В 1,5 А), внешне похожее на то, которое у iPad; разумеется, с американской вилкой (складной);
  • Ткань для протирки стекол, подобная той, что в комплекте iMac и монитора Pro Display XDR;
  • Сменные накладки на лицо (одна жестче, другая мягче);
  • Проприетарный кабель для соединения гарнитуры с аккумулятором;
  • Внешний аккумулятор;
  • Листовка.

Самое интересное из этого набора — конечно, аккумулятор. Apple сделала остроумный ход, решив одну из главных проблем VR-гарнитур: как обеспечить питание, при этом не ограничив свободу перемещения пользователя и в то же время не утяжелив само устройство. Аккумулятор просто сделали внешним. Рекомендуется класть его в карман. И он туда без проблем помещается, так как имеет обтекаемую форму, а по размеру сильно уступает даже небольшим смартфонам. Сообщается, что будучи полностью заряженным, он обеспечивает около трех часов работы Vision Pro.

От аккумулятора идет кабель, который примагничивается к гарнитуре с помощью проприетарного коннектора.

Сам коннектор выглядит следующим образом:

В этом решении есть, конечно, минус: находясь в виртуальной реальности, вы можете, например, задеть кабелем угол стола или случайно дернуть его рукой. Вреда ни вам, ни гарнитуре не будет — коннектор просто отлетит, как MagSafe от MacBook, но шлем тут же выключится. Это надо иметь в виду. Сам же аккумулятор заряжается обычным кабелем USB-C.

Но вот что нас безоговорочно порадовало, так это чехол для защиты стекла. 

Он надевается с внешней стороны гарнитуры и закрывает ее таким образом, что устройство можно смело класть в сумку, перевозить и так далее. Чехол выполнен из плотного материала, который на внутренней стороне покрыт микрофиброй, а с внешней поверхности — тканевый. Каемочка у чехла — растягивающаяся, так что она легко охватывает переднюю часть гарнитуры

Он надевается с внешней стороны гарнитуры и закрывает ее таким образом, что устройство можно смело класть в сумку, перевозить и так далее. Чехол выполнен из плотного материала, который на внутренней стороне покрыт микрофиброй, а с внешней поверхности — тканевый. Каемочка у чехла — растягивающаяся, так что она легко охватывает переднюю часть гарнитуры.

Дизайн

Теперь поговорим о дизайне самой гарнитуры. Нельзя сказать, что внешне это что-то принципиально более крутое, чем другие VR-гарнитуры. Хотя стиль Apple здесь, конечно, чувствуется. Алюминий в качестве основного материала корпуса, фирменные элементы вроде Digital Crown, знакомые по другим устройствам…

Пожалуй, у нас не было того «вау», которое наблюдается у некоторых зарубежных рецензентов, но не было и ощущения, что шлем слишком тяжелый, неудобно сидящий на голове и так далее. По габаритам и массе Apple Vision Pro плюс-минус близок к другим подобным устройствам высшей ценовой категории, которые мы видели раньше. Да, он хорошо ощущается, вы не можете забыть, что на вас что-то надето, но утверждать, что это ощущение неприятное, нельзя.

Правда, очень важный фактор — правильно подобранный размер, о чем уже было упомянуто выше. Мы тестировали устройство вместе с коллегой, и ему при всех ухищрениях не удалось добиться оптимальной посадки. Мне же — удалось сразу и без всяких проблем.

В случае с Apple Vision Pro плотная посадка — это не только вопрос удобства, но и требование функциональности. Устройство реагирует на движение ваших глаз, поэтому если размер будет не совпадает с требуемым, у датчиков могут возникнуть сложности.

Справа вверху, если надеть гарнитуру, расположено колёсико Digital Crown, почти в точности идентичное наушникам AirPods Max. Нажатие на него позволяет вернуться на главный экран, ну, а если его вращать, то мы можем поменять степень прозрачности объектов окружающего (реального) мира. Это интересное ощущение: вот ты чуть-чуть поворачиваешь колёсико — и уже видишь фигуры людей. Однако, даже если ты полностью в виртуальной реальности, а к тебе подойдёт человек или начнёт говорить, то он все равно станет видим. Но к вопросу управления мы ещё вернемся.

Самая важная часть Vision Pro — это, собственно, передняя часть, со стеклами. Здесь расположены датчики, дисплеи с разрешением 4К на каждый глаз, а также камеры, которые фиксируют окружающую реальность и транслируют ее внутрь Vision Pro. На скриншоте ниже видно, как виртуальные меню соседствуют с объектами настоящего мира.

Завершая разговор об эргономике, надо отметить, что находиться в Vision Pro в принципе довольно комфортно, однако со временем накапливается усталость и, вдобавок, на лице остаются следы с тех местах, где устройство соприкасалось с кожей.

Принцип работы и общие впечатления

Теперь поделимся, наконец, нашими впечатлениями от пребывания в виртуальном мире Vision Pro. Строго говоря, в данном случае уместно говорить не только о VR, но о странном гибриде VR и AR. И по принципу работы Vision Pro существенно отличается от всех VR-гарнитур, с которыми мы прежде сталкивались. Ключевых отличий два. Во-первых, вам не требуются для управления никаких приспособлений, кроме собственных пальцев и глаз. И во-вторых, Vision Pro не изолирует вас от реального мира, но позволяет гибко выбрать оптимальную степень погружения в виртуальную реальность.

Итак, когда вы надеваете шлем и проходите первоначальные настройки, то видите меню приложений, очень похожее на то, которое используется, например, в Apple Watch. Знакомые иконки, разумеется, облегчают навигацию. В их числе — браузер Safari, музыка, ТВ, почта, фотографии, магазин приложений, сообщения, офисные приложения…

Чтобы открыть нужное приложение, достаточно навести на него взгляд (да-да! вот оно, будущее!) и коснуться большим и указательным пальцами друг друга. При этом, руки можно даже не поднимать. Даже если вы держите их на уровне живота, камеры без проблем распознают движение.

Открыв любое из приложений, мы увидим окно, которое занимает не весь экран, а лишь его часть. И самое интересное, что опять-таки с помощью пальцев мы можем увеличить это окно до желаемого размера, переместить его куда угодно, расположить под углом и так далее. На скриншоте ниже окно браузера с сайтом iXBT.com, естественно, виртуальное, а вот рука — реальная.

Так можно расположить множество окон в пространстве, то есть, теоретически, Vision Pro может заменить несколько мониторов, например, у программиста или дизайнера. И да, вы без проблем можете подключить к гарнитуре беспроводную клавиатуру и работать с текстом. А можете и воспользоваться виртуальной клавиатурой, набирать на которой надо просто пальцами в воздухе (точнее, одним пальцем — указательным). Разумеется, этот вариант уже не пригоден для написания развернутых предложений, но, например, кратко ответить на сообщение или набрать адрес сайта — почему бы и нет?

На всех скриншотах выше вы видите максимальный режим прозрачности. Но стоит покрутить колесико Digital Crown — и можно изменить этот показатель вплоть до минимального, когда предметы вокруг не будут видны вовсе. Это интересное ощущение: вот ты чуть-чуть поворачиваешь колёсико — и уже видишь фигуры людей в помещении. Или, наоборот, перестаешь видеть. Однако, даже если ты полностью в виртуальной реальности, а к тебе подойдёт человек или начнёт говорить, то он все равно станет видим. Чем-то это напоминает сцены из «Властелина колец», когда Фродо надевал кольцо :)

Кстати, в режиме полной непрозрачности можно сделать в качестве фона лунный пейзаж — и это, скажем мы вам, потрясающе. Полная иллюзия присутствия! Даже приложений никаких открывать не хочется — просто любоваться видом вокруг. А еще можно настроить время суток — скажем, хотите, чтобы в виртуальном пространстве был день, а не ночь — пожалуйста.

И да, главное: ответственно заявляем, что Vision Pro — первая VR-гарнитура, в которой вы вовсе не видите пикселей в изображении. Собственно, мы не раз писали, что одна из главных проблем всего этого направления — недостаточное разрешение изображения. Сколь бы ни был классным и реалистичным виртуальный мир, но все его правдоподобие разрушается, когда видишь пиксели. Ну и, скажем, зачем нам смотреть в шлеме фильм, если на телевизоре или с помощью проектора мы можем посмотреть его, не видя пиксели, а здесь — с пикселями? Так вот Apple смогла сделать то, чего не могли добиться прежде: обеспечила действительно гладкую безупречную картинку. И все сразу стало восприниматься иначе. Например, то же кино. Вы можете открыть окно с фильмом, сделав его размером со всю стену. И ощущения будут не менее яркие, чем с очень хорошим проектором.

Кстати, с тем же успехом можно смотреть ролики на YouTube — пока фирменного приложения еще нет, поэтому придется воспользоваться браузером, но даже в браузере это выглядит круто.

И еще одно перспективное применение: игры. Они могут быть как полностью виртуальными (VR), так и дополненной реальности (AR), например, задействующими предметы в помещении. Вот, например, как выглядит Fruit Ninja.

Правда, как раз во время тестирования этой игры мы периодически замечали глюк — помехи, которые видны на скриншоте ниже.

Понятно, что это не критическая проблема, наверняка быстро исправят, но стоит быть готовым к тому, что на первых порах всяких багов будет достаточно.

Куда хуже, что пока выбор игр очень скромный, серьезных тайтлов нет, да и в целом библиотека приложений включает всего около 600 наименований. Понятно, что со временем их будет во много раз больше. Но вопрос в том, какого они будут качества и как долго библиотека приложений будет расти высокими темпами. Не секрет, что успех и iPhone, и iPad во многом связан как раз с широчайшим ассортиментом App Store. А вот, скажем, пользователей Apple Watch так и не удалось приучить к активному использованию сторонних приложений — полагаем, многие обладатели умных часов вовсе ни разу не заглядывали в магазин приложений. Но часы, во-первых, нужны в любом случае (хотя бы какие-то), а во-вторых, все базовые сценарии там прекрасно обеспечивают предустановленные программы. У Vision Pro нет ни того, ни другого козыря. Так что будущее гарнитуры напрямую зависит от появления максимально широкой экосистемы.

Еще из интересных особенностей — отметим достаточно качественное воспроизведение звука (в частности, музыки). Вот уж, как говорится, не ждали. Но — тем не менее. Даже весьма басовитые треки можно слушать без отторжения. Правда, использовать эту возможность в транспорте (например, в самолете) все же не стоит: во-первых, звучание хорошо слышно окружающим — примерно так же, как если бы вы слушали это на телефоне через динамик; и во-вторых, никакого шумоподавления нет, поэтому — сами понимаете. Как в и случае с клавиатурой, оптимальное решение — подключение AirPods (вероятно, все же не Max, а обычных или Pro).

И последнее: нашумевшая опция создания своего аватара, здесь это называется Persona. Для этого надо снять Vision Pro, повернуть к себе стеклами, затем проделать действия, о которых просит виртуальный голос: поднять голову, повернуть ее, улыбнуться губами, улыбнуться «по-голливудски» и так далее. В принципе, нечто похожее мы совершаем, когда регистрирует Face ID, но здесь спектр действий шире, а процедура немного дольше. В итоге вы после этого сможете звонить по FaceTime другим людям, и они будут видеть ваш цифровой аватар, отражающий ваши реальные эмоции.

Заметим, что пока этот аватар получается максимально криповым. Вроде и есть сходство, но все же человек другой, и все какое-то искусственное. Так что Вовану и Лексусу пока рановато брать технологию в свой арсенал. Но со временем… И, кстати, стоит задуматься над тем, насколько защищен будет ваш аватар. Пока, повторимся, это не проблема, потому кого-то одурачить с помощью Persona едва ли возможно. Но если Apple будет развивать это направление, мы не удивимся, если однажды действительно не сможем отличить звонок по FaceTime от реального человека и от аватара.

Выводы

Итак, мы очень бегло познакомились с Apple Vision Pro, но, с другой стороны, первоначальные эмоции и ощущения зачастую бывают самыми верными. Что тут сказать? Это очень футуристичная игрушка, которая здесь и сейчас может заинтересовать состоятельных гиков, но в перспективе вполне способна дать импульс всей индустрии VR/AR. В последнее время в этой сфере явно наблюдается застой, а продуктов, о которых говорили бы все (по крайней мере из числа людей, неравнодушных к технологиям), не было уже лет 10. Собственно, прошлым таким продуктом были Google Glass — умные очки, появившиеся в широкой продаже как раз 10 лет назад и сразу ставшие дико модными (ажиотажа вокруг них было даже больше, чем сейчас вокруг Vision Pro), но в итоге так и не переросшими статус экспериментальной разработки. Посмотрим, уготована ли такая судьба Vision Pro, или же, несмотря на цену, этот продукт сумеет покорить массовый рынок. Здесь давать прогноз бессмысленно, поскольку существует слишком много факторов, от которых зависит развитие ситуации. Но заявка, признаем, многообещающая.

Что нам понравилось больше всего? Качество картинки (да, никаких пикселей не видно), способ управления (надо немного привыкнуть, но по сути это такая же революция, как появившееся 17 лет назад тач-управление в iPhone), свободное управление окнами приложений, плавное перемещение между виртуальной и дополненной реальностью, комплектация и качество материалов. Это безусловные плюсы. С определенной оговоркой к плюсам можно отнести также качество воспроизведения звука (минус же в том, что окружающие его хорошо слышат), идею с аккумулятором в кармане (но за это приходится расплачиваться постоянно болтающимся рядом с тобой кабелем), возможность подключения периферийных устройств Apple — клавиатуры, беспроводных наушников.

Ну, а главный минус в том, что до сих пор нет понятного и убедительного ответа, зачем же эта штука нужна в повседневной жизни. Как ни крути, но кино все же удобнее смотреть без массивной конструкции на голове, работать — с реальными мониторами (за полмиллиона можно купить их больше, чем у брокера на бирже), ну и так далее. Возможно, появятся какие-то игры, вау-эффект от которых будет настолько велик, что даже покупка такого недешевого гаджета окажется оправданной. Допускаем также, что Vision Pro найдет применение в корпоративном сегменте и luxury-индустрии. Например, с его помощью можно будет продемонстрировать заказчику будущий дизайн дома, убедить людей купить дорогостоящий тур на какие-нибудь райские острова… Но все это дело будущего. Как быстро оно настанет и настанет ли вовсе? Поживем-увидим.

Видео

Полный текст статьи читайте на iXBT