Агрессивный хантинг – удовольствие для тех, у кого есть лишние миллионы

Агентства о способах борьбы с переманиванием сотрудников Дата публикации: 05.12.2017   Дефицит высококвалифицированных кадров — проблема более чем актуальная. Особенно, если речь про дизайн, проджект-менеджмент, маркетинг и программирование. Уловили шутку? По сути, любые специалисты высокой квалификации на нашем рынке —на вес золота. Учитывая, что в большинстве случаев речь идет о малых коллективах (10–40 штатных единиц), уход ключевого сотрудника может повлечь для агентства целый шлейф неприятностей, которые негативно скажутся на прибыли. При этом одной из основных причин ухода сотрудников является их переманивание конкурентами или клиентами. Владимир Синельников из AERO в сентябре оживил эту тему, поделившись своим опытом на Cossa. Была даже озвучена конкретная стоимость подобного «удовольствия». Переманили сотрудника — будьте добры занести в кассу 2 миллиона рублей. Мы решили выяснить, что думают о подобных мерах другие участники рынка и какой подход используют сами. Опрошенные разделились на три лагеря. Первые полностью поддерживают начинание AERO и даже сами его практикуют, вторые считают эти меры неэффективными, предпочитая формировать лояльность сотрудников, третьи ищут компромисс. Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис работает БЕСПЛАТНО как для заказчиков, так и для исполнителей. Договор, договор и еще раз договор Ниже — два мнения в поддержку позиции Владимира Синельникова. Коротко их суть можно свести к тезису: «Подбор, адаптация, повышение квалификации — все это обходится компании в копеечку. Переманив сотрудника — будь добр компенсировать все затраты, включая недополученную прибыль». Комментарий: Евгений Лобанов, исполнительный директор AGIMA В нашей компании достаточно жёсткий отбор, эффективная система обучения и последующего грейдирования специалистов, поэтому наши сотрудники часто становятся «целью» хэдхантеров — в первую очередь наших конкурентов и уже во вторую очередь наших клиентов и других digital-компаний. Из-за отсутствия бесплатных и действительно сильных университетов в digital-отрасли нашей страны, существует кадровый «голод» особенно на программистов, тестировщиков и руководителей проектов. Уровень входа в эти профессии достаточно низкий, а так как кадров значительно меньше чем спроса, то работодатели начинают уменьшать требования и увеличивать заработные платы. Поэтому любой специалист, который имеет опыт работы с правильными и эффективными бизнес-процессами в заказной разработке, а тем более, подтверждённый сертификацией, и грейдированием — вызывает интерес любой digital-компании. С переманиваем мы боремся с помощью специального пункта договора с клиентом. Плюс к этому мы подписываем два NDA с нашими сотрудниками: при устройстве на работу и при увольнении, там также есть ограничения на письменное уведомление нас при трудоустройстве к нашим клиентам и конкурентам. На нашей практике, почти все клиенты, которые хотели «схантить» у нас специалистов, сначала обсуждали такую возможность с нашими руководителями и только после уже делали офер сотруднику. Но было и два исключения из этой практики, когда у нас «хантили» специалистов в открытую и нагло. В основном, это клиенты, которые хотят сэкономить на каких-то работах и думают, что «схантив» одного из участников команды — смогут им закрывать весь объем работ, который закрывала команда. Очередной пример агрессивного хантинга. Штрафы — эффективная мера! Следующий спикер, так же представляющий компанию первого эшелона, признался, что сумма штрафа, предусмотренного их договором, в 5 раз выше. И, главное, — это мера работает! Комментарий: У нас штраф в 10 млн рублей практикуется уже лет 5 лет. Не переманивают. Никогда не знаешь, какой клиент захочет сманить твоих людей, но попытки такие бывали. К счастью, сотрудники знают свой договор и более не рискуют. Впрочем, при дефиците квалифицированных кадров — это частая практика. Когда узнал сумму штрафа за переманивание. Лояльность к работодателю — это не миф Как следует из цитаты ниже, альтернативные меры тоже могут быть эффективными. Однако, в отличие от пунктов, письменно закрепленных в договоре, гарантий, что «доброта и ласка» работодателя будет иметь решающее значение для сотрудника, получившего заманчивое предложение, нет абсолютно никаких. Комментарий: Мария Гребнева, руководитель HR-службы Redmadrobot С некоторыми компаниями у нас есть негласная договоренность: мы не переманиваем сотрудников у них, они — у нас. Но важно понимать, что это всего несколько компаний с похожими интересами. Мы считаем, что внешние способы борьбы с хантингом могут помочь только частично. Решение о переходе все равно остается за сотрудником, а не за компанией. Мы делаем акцент на другом: вместо того, чтобы ограждать наших ребят от внешнего мира, стараемся создать хорошие условия внутри. Хотим, чтобы ребятам было комфортно и интересно в мире рэдмэдроботов: крутая команда, в которой все на одной волне; задачи-вызовы; прозрачное развитие; возможность влиять на решения; атмосфера открытости. Иногда ребята делятся попытками хантинга: пересылают сообщения, скрины. Вместе смеемся над самыми забавными кейсами. Если сотрудник всем доволен — переманить его гораздо сложнее. Удаленка как решающий аргумент Большинство опрашиваемых указали именно на «пряник» (а не «кнут») как наиболее эффективный элемент для удержания сотрудников. И одним из таких «пряников» зачастую является возможность работать из дома. Не секрет, что количество желающих работать на удаленке сегодня существенно превышает подобные предложения работодателей. Комментарий: Николай Чуков, креативный директор в Nikoland Наших дизайнеров периодически зовут коллеги из других студий. Когда твои сотрудники имеют прокаченные профили на revision или behance — это неизбежно. Можно, конечно, запретить всем выкладывать работы, подавить их ЭГО, чтобы их никто не знал, но они скорее уйдут сами. :) Нам с этим чуть проще, чем остальным, мы не работаем в офисе, а предложение выйти в офис на полный день вместо того, чтобы работать «под пальмами» и жить в своем ритме, несопоставимо с прочими условиями. Агрессивно бороться с переманиваем бесполезно. Мы стараемся создавать условия, при которых в другом месте может быть только хуже. Я считаю, надо жить по принципу «Отпусти, если любишь». Нет смысла удерживать сотрудника насильно, если он хочет уйти в конкретную компанию, где есть то, чего нет у вас. У нас работал хороший дизайнер, который очень хотел офисную атмосферу, коллективные посиделки, дома работать ему не нравилось. Проработав год, он ушел сам, мы ему не могли дать то, что ему хотелось. Аналогично с предложениями клиентов перейти на их сторону. Если они предлагают более интересные задачи, другой уровень проектов, да и в разы больше зарплату — почему же надо этому препятствовать?! Можно, конечно, предложить выкупить вашего сотрудника или взять в аренду, как делают футбольные клубы, но это нужно работать в рамках контрактов, а не трудового договора. Возможно, для AERO это будет еще более интересно, чем вводить штрафы. Хотите взять к себе нашего сотрудника: вот стоимость аренды на полгода, год, а вот выкуп полностью. Что касается штрафов… Дополнительный пункт в договоре для нас не актуален. Уровень клиентов другой, да и переманить одного специалиста будет явно мало. Мы работаем командой и только так получается хороший результат. Отдельный элемент экосистемы может и не прижиться в новом месте. Сам пункт в договоре выглядит как предупредительный, если заказчик решит его нарушить, то подпишет с сотрудником nda о неразглашении или пригласит его в штат другого юр. лица (дочерней компании), а сотрудник уйдет из компании по семейным обстоятельствам. Тем более HR на стороне клиента вообще может не знать о существовании договора подряда с такими условиями, а пригласить сотрудника студии по рекомендациям совершенного посторонних лиц, либо найдя его резюме на биржах труда. Не думаю, что данный штраф когда-либо реально будет воплощен в жизни. Удаленные специалисты отслеживают соответствующие вакансии. Но мы попробуем спаять его любовью, а там увидим, что прочней… Соперничество с интернет-гигантами, занятие, безусловно, бесперспективное. Однако некоторые компании справляются и с этой задачей. Как? Все банально: любовью и уважением. Комментарий: Константин Нефедов, управляющий партнер digital-агентства «ДАЛЕЕ» У нас были случаи, когда клиент и сотрудник изъявляли желание работать друг с другом. Обычно это происходило очень плавно по договоренности с клиентом и в оговоренный временной промежуток. По каким причинам может происходить переход сотрудника к клиенту. Закономерный процесс: клиент сработался с конкретным сотрудником и сотрудник хочет работать на стороне клиента. Я исхожу из того, что человека нельзя заставить работать. Если сотрудник хочет работать на стороне клиента, то рано или поздно он к этому придёт не с этим клиентом, так с другим, с которым мы не работаем. В агентстве должны работать, те, кто не может работать у клиента, те кому нравится драйв, новые задачи и новые проекты. А у компании должны быть свои преимущества и условия, чтобы каждый хотел работать именно в ней. Зачастую клиенты просят подобрать сотрудника. В это случае мы используем либо источники обычного найма и собеседуем людей со стороны, либо ищем среди бывших сотрудников. Я не представляю, как можно работать с клиентом и выставлять ему штрафные санкции, Это же означает конец работы! Но, если с клиентом хорошие отношения, то это всегда будет какой-то диалог. Более актуальная для нас проблема- это высококвалифицированные разработчики. За них мы конкурируем с такими гигантами как mail.ru или yandex, у которых отсутствуют лимиты на найм разработчиков. И, естественно, финансовые возможности которых значительно выше наших. С другой стороны, есть кейсы, когда кто-то возвращается к нам обратно, поняв, что работа на площадке или заграницей не для него. Это значит, что мы правильно подобрали правильных сотрудников и у нас есть УТП чтобы работать именно у нас. Если сотрудник решил уйти — рано или поздно он уйдет. А что думаете вы? Какой стратегии придерживаетесь и присутствуют ли в ваших договорах пункты о денежных штрафах в случае переманивания? Автор: Катерина Логвинова, CMS Magazine & «Рейтинг Рунета» (Директор по коммуникациям) Оригинал: http://www.cossa.ru/234/184399/ Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine