А - адекватность или еще раз про поведение сотрудников в соцсетях

Мнения представителей дижитала и небольшое напутствие от нашей редакции Дата публикации: 05.10.2018   Скандалы, связанные с постами в соцсетях, уже давно не редкость. Пожалуй, у всех на слуху истории, когда из-за публикаций сотрудников, страдала репутация крупных, известных компаний. Причем даже минувшее лето оказалось в этом плане весьма урожайным — то есть тенденция не стихает. Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис БЕСПЛАТЕН для заказчиков. Касается ли она нашего уютного digital-рынка? На первый взгляд может показаться, что нет. Действительно крупных скандалов — единицы. Среди причин тому — довольно высокий (по сравнению с другими отраслями) уровень медиаэтики, а также отсутствие интереса СМИ к небольшим компаниям, из которых преимущественно и состоит российский digital. Однако, расслабляться рано. Негативные ситуации на самом деле случаются довольно часто. Другое дело, что их аудитория, как правило, не столь многочисленная, как в случае с Леруа. По мнению нашей редакции, один из самых распространенных сценариев — выплеск негативных эмоций в разрезе отношений «подрядчик-клиент». Авторами таких постов выступают как представители digital-агентств, так и заказчиков. Если во второй случае агентству практически нереально предугадать и предотвратить появление негативного поста, то в первом — это можно и нужно делать. Мы знаем несколько случаев, когда неосторожные посты всего лишь с 10–20 лайками приводили к разрыву контрактов. То есть количество вовлеченных в конфликтную ситуацию онлайн-пользователей, по сути, не имеет значения. Имеет значение суть, тон сообщения и то, примет ли его на свой счет кто-то из текущих или будущих клиентов. Что об этом думает отрасль? Чтобы зафиксировать текущее состояние дел, мы попросили нескольких представителей digital-агентств рассказать о том, есть ли у них внутренние регламенты и какой подход они практикуют. Как оказалось, некоторые из них уже сталкивались с негативными ситуациями в соцсетях и стараются минимизировать риски их повторения. Комментарий: Василий Вишняков, генеральный директор интернет-агентства Bquadro В любой компании работают люди, чем больше компания, тем больше сотрудников в ней работают. Многие из них имеют аккаунты в социальных сетях; кто-то больше, кто-то меньше там пишут, публикуют фотографии, делают репосты и пр. Этой активности ежедневно так много, что за ней невозможно уследить. И, на мой взгляд, и не надо. Все люди разные, и на работу они принимаются за свои профессиональные качества. Случай с «Леруа Мерлен» является частным, и никто от него не застрахован. Но, безусловно, у сотрудников должен быть самоконтроль, общий уровень адекватности. Это является составной частью их работы, особенно для топ-менеджмента. Если кто-то из них позволяет себе публиковать незаконные и непристойные вещи, то есть повод задуматься о продолжении сотрудничества. Я считаю, что не бывает чёткого деления на поведение на работе и вне её: если человек адекватен и разумен, то он такой везде. И не стоит беспокоиться, что высказывая своё личное мнение в социальных сетях, сотрудник бросит тень на работодателя. Комментарий: Юлия Князева, отдела коммуникаций Notamedia Соцсети для любого бизнеса — одна из основ его репутации, поэтому мы уделяем им много внимания. Раньше мы не давали нашим сотрудникам никаких рекомендаций по поведению в соцсетях. Некоторое время назад у нас произошла внештатная ситуация на Facebook, после нее появился небольшой свод правил, которым мы призываем руководствоваться. Правила есть на нашем корпоративном портале в разделе «Для нового сотрудника». Они включают в себя несколько пунктов: мы просим не обсуждать клиентов, проекты, конфиденциальную информацию, не осуждать компанию и ее сотрудников, не отмечать компанию в постах и фото ненормативного характера. Эти правила являются напоминанием того, что рабочую этику нужно соблюдать даже когда рабочий день закончился. Мы не отслеживаем наших сотрудников в соцсетях, хотя стараемся на них подписываться, чтобы ставить взаимные лайки и поддерживать друг друга. Указывать место работы в профиле или нет, на наш взгляд, личный выбор каждого. Нельзя быть на 100% уверенными в том, что посты наших сотрудников никогда не столкнутся с негодованием. Если такое случится, то грамотная реакция и работа с негативом может свести неприятные последствия к минимуму. Комментарий: Юлия Бородкова, ведущий менеджер по персоналу ITECH.group Если сотрудник в соцсетях указывает место работы, для нас это положительный знак. Чаще всего так делают лояльные сотрудники, которые гордятся, что работают у нас. Разумеется, есть сферы, где афишировать место работы не нужно с точки зрения безопасности и по другим объективным причинам. Целенаправленно ленты сотрудников не отслеживаем. Мы поддерживаем коллег в социальных сетях, отмечаем значимые события их жизни, но делаем это потому, что мы одна команда. Правила поведения в соцсетях сотрудникам мы тоже не диктуем. В IT-сфере работает очень много молодых, интересных, творческих людей. Мы уважаем право каждого на свое личное пространство и свободу самовыражения. Относительно истории с Леруа — по нашему мнению, многое зависит от масштабов компании, сферы деятельности, положения на рынке. Чем крупнее организация, тем больше внимания ей уделяет общество и выше риск попасть в подобную ситуацию. Комментарий: Мы не контролируем социальные сети сотрудников. Личные аккаунты сотрудников — это их личное пространство. У нас нет правил, о чем там стоит писать или не стоит, за исключением коммерческих тайн агентства и конфиденциальной информации, которую предоставляют клиенты. Но про это не только в социальных сетях, про это и вне социальных сетей мы просим не распространяться. Мы рассчитываем на адекватность сотрудников и пока что этот расчет оправдывается. У нас нет десятков тысяч сотрудников, где действительно может быть очень разный состав, либо повышенные меры безопасности, что может вызывать необходимость в строгих правилах субординации, в том числе и в соцсетях. Комментарий: Ольга Антонова, PR-директор Molinos Чтобы рассуждать на тему, давайте разберемся в понятиях. Есть медийные лица и сотрудники известных компаний, и они несут повышенную ответственность за самовыражение в публичном пространстве. Для них актуальны тренинги на темы »10 правил поведения на фейсбуке» и прокачка талантов контент-мейкера. Для всех остальных социальные сети — это такое же средство самовыражения, как и внешний вид. В данном случае цифровая ипостась влияет в большей степени на самого человека, на его карьеру, на то, как его воспринимают окружающие. Это ответственность перед собой. Что касается сотрудников агентств, будем честными. В диджтал-отрасли шокирующие посты и, тем более, фото, так же редки, как Новый год. А все остальное — вполне бытовая лента. Если говорить про наше агентство, соцсети — это часть корпоративной жизни. Новых сотрудников мы встречаем не хлебом/солью, а предложением подписаться на корпоративные странички и зафрендить новых коллег. Взаимные лайки и просмотры stories для нас еще один способ почувствовать себя частью команды и даже семьи. Жестких требований к ведению соцсетей сотрудникам мы не предъявляем, тем более у некоторых закрытые аккаунты. Но публичные персоны агентства проходят инструктаж у PR и SMM отделов, получают рекомендации относительно можно/нельзя, проф. сообществ, тональности коммуникации и прочие нюансы. Цифровой имидж формирует представление о реальном. И так приятно наблюдать за самовыражением интересных людей, неважно коллеги это, друзья или незнакомцы. Комментарий: Да, мы работаем с аккаунтами сотрудников в соцсетях. И вот как. У нас очень серьёзный отбор при приёме на работу. Обязательно заглядываем в аккаунты в соцсетях. Это позволяет сразу отсеять неадекватных кандидатов. С первого дня мы подписываем с новым коллегой NDA, так как он подписан у нас со многими клиентами. Это касается рабочих вопросов, затрагивающих интересы наших клиентов. Сотрудникам запрещено разглашать эту информацию где бы то ни было, в том числе в соцсетях. Пожалуй, это единственный запрет относительно публичных ресурсов, и он вызван объективными причинами. Специально мы не отслеживаем аккаунты сотрудников. Компания небольшая, поэтому все и так на виду. Неадекватное поведение в соцсетях — последствие того, что сотрудник в принципе не адекватен. Как я уже сказал, таких мы стараемся отсеять на этапе отбора. Случаи, когда мы не взяли кандидата из-за его контента в соцсетях, были. Слава богу, не было случаев, когда мы из-за этого с кем-то расстались. Стройте команду, вкладывайтесь в людей, выбирайте их тщательнее, и это обязательно даст добрые плоды! Комментарий: Нина Калаус, руководитель веб-студии Магвай Личная жизнь сотрудников за пределами Магвай нас интересует только в случае, если они сами ей делятся в рабочее время. Безусловно, когда размещаешь вакансию и приглашаешь кандидата на собеседование — стараешься собрать о нем максимум информации, чтобы понять, что человек из себя представляет, какие у него цели, мысли, идеи, сможем ли мы работать вместе. Именно тогда мы ищем аккаунты в соцсетях и внимательно их оцениваем и изучаем. Для нас важно узнать о кандидате все — от музыки, которую человек слушает, до его позиции по ряду вопросов, и в этом здорово помогают соцсети. У действующих сотрудников мы специально не отслеживаем аккаунты, не смотрим, что люди постят. Обычно наши люди не ведут активно соцсети, а если и выкладывают посты/фото, то, в основном, связанные с путешествиями, приколами и — очень редко — с политической позицией. Недавно один из руководителей отдела спросил совета: он хочет начать активно вести свой блог (в инстаграм и фейсбук) и уточнил, нет ли запретов на определенные темы для постов. Тогда и родилась пара правил, и в дальнейшем мы будем просить сотрудников им следовать. Они вытекают из обычной клиентской этики и клиентоориентированности студии. Я и сама в своем — довольно активном — блоге на фейсбук придерживаюсь этого. Мы не против разных историй из жизни студии в личных блогах сотрудников. Это могут быть истории о клиентах, продажах, проектах, но это всегда должно быть без указаний конкретных имен и названий, а также любых других идентификационных сведений. Стоит делать так, чтобы это были собирательные образы, некий обобщенный опыт, описание ситуаций, которые помогут коллегам не совершать наших ошибок и делать выводы из нашего позитивного или негативного опыта. Также в тот момент я отметила для себя, что мы не приветствуем публикации работ или информации о проекте до полной сдачи работ по договору, или, хотя бы, до завершения работ по определенному этапу (например, разработка дизайна). Иногда такого правила просят придерживаться и сами клиенты. Бывает, что юристы заказчика в договоре отдельно добавляют пункт о запрете публикаций любой информации о проекте до его запуска. Тогда мы уведомляем об этом всех участников команды и просим следовать поставленным условиям. Но такое бывает редко. Комментарий: Алексей Волков, генеральный директор агентства Digital.Tools Активность сотрудников в ленте мы никак не отслеживаем. Ни ручным способом, ни с помощью профессиональных инструментов мониторинга. Реакции подвергаются только очень редкие случаи, когда мы пересекаемся где-то в профессиональных сообществах, там, где мы можем фактически представлять одну компанию. Я помню всего парочку таких прецедентов. Один случай был, когда сотрудник спрашивал какие-то банальные инструкции и регламенты, которые у нас в компании прописаны, разработаны. Выглядело это некрасиво, потому что казалось, что у нас таких документов нет, и не очень хорошо нас представляло. Я тогда сотруднику сказал, что лучше не спрашивать такие вещи, не показывать, что ты такой разгильдяй и не выучил профессиональные знания вместо того, чтобы выносить сор из избы. Второй случай был, когда наш коллега в одном из профильных сообществ устроил профессиональный срач с коллегами. Я сделал ему замечание, его забанили, потому что начали ругаться. В общем, был дурацкий переход на личности, который точно не красит ни нас как компанию, ни сотрудника. Мы не подстраховываемся, потому что на все случаи невозможно написать инструкции. Поэтому главное — чтобы у нас в компании работали светлые головы и не брать идиотов. И мы стараемся следовать этому правилу. Но быть уверенным в том, что сотрудник не начнет писать какой-то негатив, не пойдет в какое-то сообщество по интересам и не будет противостоять толпе, или же не устроит там какие-то политические склоки, невозможно. Соответственно нужно просто настроиться решать такие ситуации по мере возникновения. Подстраховываться в виде просьбы не указывать профиль компании в личной информации сотрудника я не прошу. Наоборот, я приветствую то, что сотрудники отмечают, что работаю в компании. Это происходит только добровольно. И я воспринимаю это как положительный знак, что сотрудники гордятся своим местом работы. Редакция CMS Magazine плохого не посоветует К чему, мы, собственно? К тому, что бизнес — это область, в которой крайне важно минимизировать риски, и если одной из пусть и гипотетических угроз является активность сотрудников в соцсетях, значит, с этим тоже нужно работать. Не откладывайте решения вопроса до лучших времен, помните, что «бомбануть» может в любой момент. Надеемся, вам помогут наши следующие соображения/наблюдения: Основными генераторами риска в данном случае выступают наиболее эмоциональные сотрудники, склонные к рефлексии (сначала сделал, потом — проанализировал). В данном контексте адекватность — это склонность человека отфильтровывать рациональное от эмоционального; В качестве таковых могут выступать не только исполнители, но и руководители. Да-да, порой даже самый праведный гнев руководителей агентств по итогу не решает проблему, а лишь ее усугубляет. Словом, очень важно периодически посматривать в ментальное зеркало и анализировать себя; Есть смысл прямо сегодня ненавязчиво ознакомить сотрудников с тремя простыми правилами, которые подходят для всех случаев жизни: никогда не выкладывайте в сеть сообщения с негативным оттенком сразу. Пусть они немного «подышат». В большинстве случаев через час-два образ врага начинает стираться и проявляется более реалистичная картинка; никогда (без предварительного согласования) не используйте в негативных сообщениях реальные имена, фамилии, названия компаний и другую персональную информацию; всегда пишите пост (даже если он под замком) с мыслью о том, что его может увидеть кто угодно: ваша мама, сосед по лестничной площадке, текущий клиент или будущий заказчик. Автор: Катерина Логвинова, CMS Magazine & «Рейтинг Рунета» (Директор по коммуникациям) Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine