5 бесплатных инструментов для привлечения клиентов в 2023 году

Сегодня кризис затрагивает все сферы жизни, в том числе и маркетинг. После блокировки Instagram* и Facebook*, отключения рекламы Google в России трафик просел, а новых клиентов привлекать все сложнее.

Чтобы выжить во время турбулентности, компании наращивают свою активность и стараются усилить продвижение, чтобы компенсировать потерю рекламных каналов. В первую очередь, конечно, стоит использовать безбюджетные инструменты и ресурсы, которые не требуют постоянных вложений.

Больше не нужно искать и обзванивать каждое диджитал-агентство
Создайте конкурс на workspace.ru — получите предложения от участников CMS Magazine по цене и срокам. Это бесплатно и займет 5 минут. В каталоге 15 617 диджитал-агентств, готовых вам помочь — выберите и сэкономьте до 30%.
Создать конкурс →

«Дзен»

На старте «Яндекс.Дзен» был отличным каналом продвижения — даже новые авторы могли собирать тысячи просмотров, если их материал был интересным. Потом, когда на площадке появилась платная реклама, количество показов в ленте рекомендаций для большинства обычных аккаунтов резко снизилось. Так что на несколько лет «Яндекс Дзен» перестал быть предсказуемым и эффективным бесплатным каналом. А после разработчики и вовсе отключили ленту рекомендаций.

После того как VK выкупил «Дзен», в работу последнего были внесены коррективы. Самое главное — на платформе снова включена лента рекомендаций, которая приводит основной трафик для каналов. Несмотря на то, что на основной странице «Яндекса» публикаций из «Дзена» больше нет, лента рекомендаций дает хорошие охваты, поскольку активные пользователи «переехали» вместе с платформой.

Динамика просмотров канала на «Дзен» после включения ленты рекомендаций

1.png

Пока VK бустит обновленный «Дзен», вы можете собрать трафик, подписчиков и лиды. Так что, если вы еще не завели или просто забросили свой канал на «Дзене», сейчас самое время заняться этим.

Зачем сейчас заводить канал на «Дзене»:

  • лента рекомендаций приводит релевантных читателей. «Рекомендации» снова работают — вы можете быстро собрать хорошие охваты и подписчиков. Поскольку лента формируется на основе интересов, поэтому вы получаете именно релевантную аудиторию, которую легко вести на сайт и конвертировать в заявки.

  • собираете органический трафик из поиска. Статьи на «Дзене» обычно индексируются лучше, чем материалы в небольших сайтах или блогах. Соответственно, они занимают более высокое место в ленте поисковой выдачи и привлекают больше органического трафика.

  • поддерживаете коммуникацию с ЦА. Традиционно пользователи очень плохо комментируют посты и статьи (разве что на VC.ru и Habr), а вот на «Дзене» аудитория более вовлеченная. Тут люди активно общаются под постами, лайкают и репостят материалы —, а это уже увеличивает охваты.

  • можно сэкономить на создании контента. Во-первых, «Дзен» не пессимизирует канал за дублирование статей из вашего собственного блога — нужно только прописать в настройках и добавить строчку кода в header сайта. Во-вторых, VK добавили функцию кросспостинга с Telegram-каналами. Поэтому, если вы ведете ТГ-канал, можно подключить бот, который будет автоматически дублировать посты в «Дзен» и поддерживать уровень трафика.

Конечно, желательно создавать контент под каждую площадку. Однако, если времени и ресурсов нет, в качестве теста используйте кросспостинг.

Вебинары, конференции, круглые столы

Наверняка за последний год вы не один раз сталкивались с вебинарами на разные темы, а то и принимали в них участие. Конференции, круглые столы, вебинары и другие профессиональные ивенты набрали серьезные обороты за это время, потому что сейчас у людей появляется все больше запросов на обмен информацией.

Определенный «бум» произвели в 2022 году закрытые профессиональные сообщества и бизнес-клубы. В бизнес-клубах обсуждается вся актуальная повестка, происходит обмен опытом — это и сделало их популярными снова. Так же работают и другие ивенты: конференции, мероприятия и круглые столы.

Пример совместного вебинара Pressfeed и «Ашманов и партнеры»

2.png

Вступить в клуб можно, подав заявку или, например, оплатив годовое участие — все зависит от клуба. А вот проведение вебинаров является довольно дорогим и трудоемким процессом. Более простое решение — принять участие в чужом ивенте в качестве эксперта. Такие мероприятия обычно проводят крупные компании, ассоциации или отраслевые СМИ. Участником можно стать, написав организаторам и предложив им свою кандидатуру в качестве спикера и достойные инсайты.

Почему сейчас стоит участвовать в ивентах:

  • повышаете экспертизу, узнаваемость спикера и компании;

  • выходите на большой охват релевантных пользователей;

  • прогреваете целевую аудиторию;

  • экономите свои средства, потому что мероприятие промотируют и спонсируют организаторы;

  • получаете медиа-поддержку — материалы конференций, круглых столов и вебинаров часто вирусятся в СМИ.

Помимо этого, качественное выступление после окончания может принести и прямые продажи. Например, мы получаем регистрации на сервис после каждого вебинара, в котором принимаем участие. В день эфира вебинара «Маркетинг в спорте» мы получили 11 регистраций, еще 3 пришло по UTM-метке.

Контент-маркетинг

Контент продолжает оставаться на первом месте среди рекламных инструментов. В России часть рекламных каналов просто недоступна, Google отключил контекстную рекламу, а цена таргетинга выросла на 25% за прошедший год. Прогнозы неутешительны: если история с рекламой продолжится в том же духе, то 2023 год обещает стать годом битвы контента.

В итоге из полностью управляемых и приносящих стабильный охват инструментов остаются только SEO и контент, которые привлекают органический поисковый трафик. Многие компании экстренно заводят и реанимируют свои блоги, создают бренд-медиа, чтобы компенсировать отсутствие рекламы.

Почему сейчас компаниям нужен контент-маркетинг:

  • повышает экспертизу бренда и доверие аудитории;

  • прогревает ЦА, привлекает ее в воронку продаж;

  • увеличивает и поддерживает органический трафик из поиска;

  • улучшает поведенческие факторы и индексацию сайта;

  • помогает конвертировать читателей в лиды и собирать данные пользователей.

Пример бренд-медиа, «Pressfeed.Журнал»

3.png

В конце лета Google представил новый алгоритм под названием «Helpful content update», и сейчас его уже раскатали на российскую часть интернета. Теперь Google пессимизирует сайты с бесполезным контентом (даже если бесполезной считается большая часть страниц сайта).

В такой ситуации позиции в поиске (а значит, трафик и новых клиентов) потеряют интернет-магазины, лендинги, сайты с услугами, да и все ресурсы без качественных, полезных, экспертных текстов. Соответственно, это приведет к снижению трафика и потере потенциальных клиентов. Что же делать? Нужен блог с качественными экспертными статьями. Например, наше бренд-медиа о пиаре, контенте и продвижении «Pressfeed.Журнал» приводит около 80 тыс. уникальных посетителей и обеспечивает 20% от всех лидов.

Посещаемость «Pressfeed.Журнала» за 2022 год

4.png

СМИ

СМИ, в отличие от сайтов услуг, всегда будут в топе любого поиска. Через публикации в медиа вы можете выйти на миллионную аудиторию или, например, сильно ее сегментировать и попасть четко в ЦА. С помощью медиа вы можете нативно рассказать о бренде, эксперте или продукте, показать свои достижения, кейсы, рабочую кухню и ценности.

Почему сейчас компаниям нужны СМИ:

  • прокачиваете узнаваемость компании или спикера;

  • зарабатываете репутацию эксперта, к которому обращаются СМИ;

  • повышаете лояльность и доверие аудитории;

  • выходите на большие охваты;

  • экономите на продвижении — используете ресурсы и каналы медиа.

Существует 3 способа, чтобы бесплатно публиковаться в СМИ:

Публикации в СМИ можно получить бесплатно, если у вас есть качественная экспертиза и нестандартные идеи.

Открытые блоги. Блог-платформы вроде VC.ru, Habr или Spark — это отличный способ быстро опубликовать статью бесплатно. Для размещения материалов не надо договариваться с редакцией и согласовывать тексты, достаточно зарегистрироваться на площадке.

Пример статьи Pressfeed на VC.ru

5.png

Однако есть и минусы — охваты статей могут варьироваться от 15 просмотров до 100 тыс. Все зависит от попадания в боли ЦА, правильного времени публикации, оформления, дистрибуции материала в первые часы и, конечно, качества текста.

Тут есть большой простор для экспериментов и никто не запретит делать столько рекламы, сколько вы хотите, однако результаты предсказать достаточно сложно.

Пользовательский контент. Разместить статью в СМИ бесплатно можно в качестве UGC (пользовательского контента). Вы пишете гостевую статью, например, в PB.ru или Cossa, и просите опубликовать вас как внешнего автора. Таким способом можно попасть в отраслевые медиа, крупные корпоративные блоги, такие как «Деловой мир», «Пресс-служба», Banki.ru, Novostroy.ru, «Тинькофф—Журнал», «Pressfeed.Журнал», Texterra Daily или «Медиа Нетологии».

Наша статья про актуальный контент в «Медиа Нетологии»

6.png

Чтобы разместить публикацию на площадке, достаточно отправить статью в редакцию. Вы можете отправить готовый материал, но лучше всего согласовать тему с редактором заранее. Если у вас есть сильный блог или бренд-медиа, вы можете предложить «обменяться» материалами с партнерами.

Запросы журналистов. Попасть в крупные СМИ, отраслевые, деловые издания и охватные бренд-медиа можно в качестве эксперта. Журналисты и редакторы постоянно ищут спикеров для комментариев, героев для интервью или авторов-колумнистов — запросы размещают на сервисе Pressfeed. Эксперты, которые помогают редакциям создавать контент, получают бесплатные упоминания в СМИ и нативную рекламу.

Например, редактор «Деловой среды» искал героя для статьи — мы сделали материал, и получилась такая публикация

7.png

Все просто: находите подходящий запрос, отвечаете на вопросы журналиста и, если автор одобрит материал, получаете публикацию в СМИ — комментарий, интервью или свою собственную колонку.

Запросы журналистов на Pressfeed

8.png

Таким способом можно разместить публикацию в РБК, «Известиях», «Эксперте», «Коммерсанте», «Секрете фирмы», «Ведомостях», «Комсомольской правде», «МИР 24», «РИА Новостях» и 5200 других изданиях.

Telegram и TenChat

После блокировки Instagram* и Facebook* многие компании, разрабатывающие и владеющие социальными сетями, начали активно продвигать свои проекты. А еще в них перетекла аудитория из заблокированных соцсетей, например, тот же Telegram с февраля 2022 года получил приток +58% авторов на платформе.

Блог в ТГ — отличная возможность для авторов и бизнеса, но, даже если заводить полноценный блог не хочется, можно собрать аудиторию через другие Telegram-каналы. Аудитория здесь, особенно в тематических и авторских каналах, отличается высоким уровнем лояльности. По нашему опыту, ТГ приводит нам самые теплые лиды, не считая заявок из блога.

Еще одной сетью, которую стоит освоить в 2023 году, является TenChat — соцсеть для предпринимателей и специалистов. Если вам нужно выйти на B2B-сегмент — это то, что нужно! В сообществе пока что не реализованы рекламные механизмы, основная ставка идет на контент и старый добрый нетворкинг. Например, алгоритм «Зевс» продвигает релевантные интересные посты в общей ленте рекомендаций (даже новых авторов), а один пост может собрать за несколько дней 5–30 тыс. просмотров. Например, посты Константина Бочарского, основателя Pressfeed, набирают в среднем от 1 до 20 тыс. просмотров.

Пример поста в TenChat

9.png

По отзывам многих предпринимателей, TenChat — отличный источник заявок, аудитория там лояльная и контактная. Соцсеть теперь доступна и в web-версии: это значит, что материалы пользователей стали появляться в поиске и индексироваться, и, соответственно, приводить органический трафик.

Что в итоге

2023 год станет годом борьбы контента — чем интереснее, качественнее, активнее вы будете публиковаться, тем больше внимания привлечете к бренду. Если вы хотите привести максимум новых клиентов с помощью бесплатных инструментов, применяйте все перечисленные способы в комплексе.

Конечно, проще всего будет начать с использования новых социальных сетей, но на первом месте должен стоять качественный эксклюзивный контент. Потом его уже можно размещать в блоге на сайте или VC.ru, постить в соцсетях и дублировать в «Дзен».

Чтобы сэкономить время на создание материалов, используйте схему переупаковки контента. Адаптируйте уже готовые материалы для разных форматов и каналов, чтобы охватить больше пользователей. Например, из одной статьи может получиться материал для «Дзена», несколько постов для соцсетей и основа для выступления на вебинаре.

* Принадлежат компании Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine