[Фокус-фактор] Александр Богданов (Agima)

I. Главный вопрос. Как и на что ты фокусируешь свои усилия в течение рабочей недели?

Сколько времени это занимает и как часто ты это делаешь?

1. Оперативное планирование.

На оперативное планирование уходит все меньше и меньше времени. Я постепенно передаю оперативные вопросы своим ключевым сотрудникам. Тем не менее, без участия в бою, сложно быть уважаемым генералом. Я в курсе всех оперативных вопросов и в курсе того, какие по ним принимаются решения моими коллегами. Контроль того, чтобы решения принимались и народ за них нес ответственность — вот мое участие в оперативной деятельности. Около 15 часов в течение недели — вот сколько мне приходится уделять времени оперативным вопросам.

2. Стратегическое планирование.

У меня есть 1 день в неделю (пятница), который я полностью выделил на вопросы, связанные с долгосрочным развитием: новые рынки, продукты и услуги, инвестиции и кредиты. Зачастую приходится решать подобные вопросы и в другие дни, но приоритет стратегии отдается именно в пятницу.

3. Подбор персонала.

В AGIMA очень низкая кадровая текучка и я этим очень горжусь. Тем не менее, для экономии времени на подбор персонала, в компании выстроена система, которая позволяет эффективно организовывать и проводить собеседования и найм. Директора направлений инициируют потребность в том или ином специалисте, а hr-менеджер производит все необходимые манипуляции для первичного отбора. После этого директора проводят ряд собеседований и выбирают подходящего кандидата. Эта система в целом работает без меня, я лишь трачу пару минут на итоговые решения.

4. Управление проектами клиентов (роль project manager).

Для управления клиентскими проектами в компании также выстроена достаточно стабильная система во главе с аккаунт-директорами, каждый из которых ведет свой портфель клиентов и полностью отвечает за них. За проекты же в рамках каждой аккаунтской группы отвечают PMы, входящие в ее состав. Я стараюсь дать возможность проектным группам работать без моего участия, а менеджерам нести всю ответственность по своим проектам. В очень крайних случаях я помогаю им принять те или иные решения. Даже скорее я их самих к эти решениям подвожу. Для этого достаточно короткого разговора в коридоре, который у нас проходит сквозь весь офис.

5. Управление собственными проектами твоей компании (роль project owner).

Если у компании появляется собственный проект — я обязательно в нем. Всецело в нем. В момент появления проекта я могу полностью отойти от оперативных вопросов. Часто такие погружения мне стоили месяцев восстановления системы управления компанией. Но чем больше мы становимся, тем менее ощутимы издержки, связанные с моим отсутствием в ежедневных вопросах.

6. Проверка хода проектов, выполняемых менеджерами среднего звена (в том числе — проверка дизайна, кода и прочего).

Я считаю, что каждый должен быть специалистом в своем деле. Я стараюсь не навязывать никому своего личного мнения и быть максимально объективным во всех вопросах. Никто лучше арт-директора не примет и не обоснует дизайн, лучше тимлида не защитит код. Логика проста: менеджер отвечает за сроки, арт-дир — за качество дизайна, тимлид — за программную реализацию. Вот если народ халтурит, то тогда уже подключаюсь я, но это происходит крайне редко.

7. Решение технических проблем на проектах.

Эта функция полностью делегирована тимлидам и эскалируется нашему техническому директору Рыжкину Андрею. Я в этом не участвую.

8. Контроль задач.

Контроль задач на менеджерах и эскалируется соответствующему аккаунт-директору в случае серьезных проблем. Я в этом также не участвую.

9. Постановка задач.

В зависимости от характера задачи ею занимается тимлид, арт-дир или менеджер. Меня здесь нет.

10. Тестирование.

Все тестирую сам. Пока не убежусь, что все работает, наружу не выпущу. Шутка :) У нас есть отдел QA, который несет эти функции.

11. Чтение статей и новостей.

На чтение статей и новостей трачу совсем мало времени. Быстренько по верхам пробежался и все. Совсем редко меня что-то затягивает и я дочитываю до конца.

12. Чтение серьезных книг.

На чтение объемных книг нужно время. Причем это время нельзя разрывать на множество коротеньких подходов. Теряется весь смысл погружения. Единственное время, когда у меня получается читать — отпуск или длительные перелеты. К сожалению не так часто, как я бы этого хотел.

13. Написание статей и заметок.

Статей я пишу немного, хотя есть много вещей, которыми могу поделиться. Я люблю общение и именно по этому я очень часто выступаю на конференциях и мастер-классах. Наверное, статьи просто не мой формат.

14. Семинары и конференции.

Публично мне приходится выступать довольно много. В среднем я трачу на подготовку к различного рода докладам, мастер-классам или интервью около 10 часов в месяц. И в среднем 2–3 раза в месяц где-нибудь выступаю.

15. PR своей компании.

Публичной истории своей компании я уделяю особое внимание. Мне очень важно, чтобы о нас на рынке было именно то мнение, которое есть у меня самого. Если я верю и отчетливо понимаю сильные стороны AGIMA, то можете быть уверены, об этом узнают все. Для планирования и проведения PR-активностей в компании есть целый отдел, а мое время в их работе занимает около 5–6 часов в неделю.

16. Продажи.

Когда-то я гордился тем, что в AGIMA очень сильные продажи и у нас был целый отдел продаж во главе с моим хорошим товарищем, Иваном Кривушеным (лучший продажник из всех, которых я когда-либо знал). Но времена и приоритеты меняются. Сейчас продажи лишь производное нашей работы и активностей. Они есть и их достаточно, чтобы продолжать активно развиваться. Основной фокус сместился на производство. Тем не менее, меня часто можно встретить на ключевых встречах, где обсуждаются новые интересные проекты с новыми клиентами. Скорее я там, чтобы быть уверенным в правильной трактовке клиентам позиционирования и главных принципов моей компании. Что мы формируем портфель именно из тех клиентов, с которыми завяжутся длинные и плодотворные отношения.

17. Общение с клиентами.

На общение с клиентами в среднем уходит около Х-ти часов в неделю.

18. Работа с подрядчиками и партнерами.

Подрядчики и партнеры, особенно те, с кем ты хочешь задержаться надолго — важная инвестиция. У меня организована система по отбору подрядчиков и партнеров, планированию их загрузки. Система работает без моего участия, но тем не менее я всегда открыт к вопросам со стороны любого из специалистов, который трудится над нашими проектами, не важно, работает ли он в рядах AGIMA или вовне. Но в среднем это скорее телефонные разговоры, письма и редкие встречи, на которые много времени не уходит.

19. Планирование финансов.

В нашем бизнесе очень важно держать руку на пульсе. Важно считать деньги каждый день! Нал, безнал, выплаты, приходы, инвестиции, вложения, кредиты. Только владея всей картиной можно принимать ежедневные решения и брать на себя самые смелые риски. На данный момент у меня уходит около 12 часов в неделю: планерки, акты, счета, стратегия. Я подошел к тому, что уже могу отпустить половину тех финансовых функций, которые несу сейчас, новому финансовому директору. Но это будет происходить очень медленно и аккуратно.

20. Управление инфраструктурой компании.

Бытовые вопросы делегированны, но все равно даже в них зачастую приходится принимать участие. На это достаточно минутных встреч в коридоре или у кофемашины. Больше времени на быт не уходит. Долгосрочное же планирование хазяйственных вопросов, таких как ремонт, я оставил исключительно за собой, но это опять же вопрос пары-тройки часов в месяц.

21. Электронная почта.

Почта проверяется в основном через телефон, когда я в пути. Немного времени в течение дня. Жестко время не регламентирую.

22. Общение с сотрудниками на мотивирующие темы.

Вот этому-то я и уделяю большую часть своего времени, примерно часов 15 в неделю. Общение и мотивация. Я сам безумно заряженный на результат человек. И если меня чем нибудь заразить — я буду биться до конца. Я стараюсь заражать эмоциями, верой в результат и в свои силы всех, кто со мной работает. Нет ничего продуктивней замотивированной команды. И это сразу чувствуется, как только вы приходите в офис AGIMA.

23. Обучение сотрудников.

В компании организована система наставничества, обмена опытом и результатами работ. У нас вообще много общения внутри. Зачастую мне кажется, что у нас только общаются и делятся знаниями друг с другом, а не работают. Шучу конечно :) Помимо этого я часто предлагаю тем или иным сотрудникам, которым явно не хватает теории для выдающихся результатов, пройти тренинги, сходить на конференции и прочее. Помимо этого я поддерживаю любые инициативы, направленные на повышение уровня сотрудников. Нужно? Пригодится в деле? Вперед! На координацию подобных процессов много времени не нужно, а выхлоп большой.

24. Решение проблем сотрудников.

Институт наставничества и вертикаль управления в компании снимает много хлопот с плеч, но тем не менее я часто участвую в обсуждении проблем, в которых в целом мог бы и не участвовать. Я хочу быть сопричастным и верю, что мои сотрудники это сильно ценят.

25. Серфинг соцсетей.

В пробке, в ожидании встречи или в состоянии полной усталости в конце дня самое место соц. сетям. Пассивное потребление информации с лент коллег по рынку — мой формат серфинга, на которое я трачу не более 40 минут в день.

26. Спорт.

Спорту я уделяю особое внимание. Я уверен, что после определенного уровня нагрузок на работе повысить продуктивность уже мало, что может кроме спорта. В спорте я себе ставлю не менее амбициозные цели, чем в бизнесе. Если уж за что-то взялся, нужно добиваться в этом всего. Год назад я начал подготовку к IRONMAN (международное соревнование по триатлону на выносливость). На тренировки у меня уходит от 15-ти до 20-ти часов в неделю. Благодаря этим тренировкам каждый мой час в офисе стал как минимум в 2 раза продуктивней, чем раньше.

27. Хобби.

Несмотря на то, что у меня колоссальное количество хобби, которыми я увлекаюсь (охота, рыбалка, горные лыжи и прочее), сейчас моим главным хобби является мой спорт — триатлон. Все все свободное время я уделяю ему.

28. Тупняк.

На тупняк времени у меня совсем не остается. Нет ни минуты, когда я себе позволяю просто на чем-нибудь залипнуть!

29. Авралы и непредвиденные задачи.

Никто никогда от авралов не застрахован. Но, к счастью, с опытом их становится все меньше. Ну или может просто на них спокойнее реагируешь. Времени на разрул авралов практически не трачу. Поручаю решение тем, кто создал этот самый аврал или тем, кто его допустил.

30. Командировки.

В сезон — это весна и осень, я трачу на командировки много времени. Сгонять куда-нибудь 1–2 раза в месяц — нормальное дело. Но еду я только тогда, когда это уж очень нужно. Время, затрачиваемое на дорогу, меня выводит из себя. Если бы можно было телепортироваться, вот тогда куда угодно в любой момент приезжал бы.

31. Релакс (sex, drugs, rock-n-roll).

Никаких наркотиков! Наркотики постепенно убивают все вокруг, что ты когда либо создал. Здоровая личная жизнь, общение с друзьями, путешествия и впечатления — это то, что позволяет тебе не чувствовать себя машиной.

II. Чему бы ты хотел уделять больше внимания?

Очень хотел бы больше читать. Пару лет назад я жил загородом и передвигался без авто. Вот это были времена. За полтора-два часа каждый день в электричке и метро были прочитаны самые яркие книги последних лет.

III. Пара дополнительных вопросов.

32. Сколько дней в неделю ты работаешь?

Раньше я работал 6–7 дней в неделю. Работа растворялась в моей личной жизни, семье и увлечениях. Я к этому призывал всех, с кем я работал и считал, что только полная отдача работе способна принести выдающиеся результаты. Это была большая ошибка. Баланс — это то, к чему нужно стремиться. Нужно разделять работу, жизнь, увлечения, друзей и семью. Нужно быть одинаково успешным во всем, но не мешать эти сущности. Это чревато снижением продуктивности во всем, мнению о вас как о скучном упертом трудоголике и все. Разносторонние люди значительно увлекательней. Сейчас я работаю с понедельника по пятницу и полностью абстрагирован от бизнеса в выходные и отпуска.

33. С чего начинается твой рабочий день?

Мой рабочий день начинается и заканчивается общением. Я не могу без общения, не в состоянии сидеть в одиночестве в кабинете весь день. Сквозь все мои дела в течение дня проходят минутные встречи. Встречи со всеми сотрудниками моей компании. Это позволяет мне не только всегда быть в курсе всего, что происходит в компании, но и в курсе настроения, мыслей, проблем каждого моего сотрудника. Я общаюсь со всеми, начиная с ТОПов и заканчивая уборщицей.

34. Во сколько ты приходишь на работу и уходишь домой?

Мои приход на работу и уход с работы сильно зависят от графика спортивных тренировок, но в среднем я на работе с 10–12 часов до 19–21 часа.

35. Как построен твой рабочий день во время командировок (например, ты выступаешь на трехдневной конференции)?

Куда бы я ни уехал и каким бы процессом я не занимался вне офиса, мое основное правило — максимальная концентрация на задачах и целях поездки. Я стараюсь не отвлекаться ни на что и быть максимально подготовленным и продуктивным, куда бы я не приехал. Если я на конференции, которая длится 3 дня, то скорее всего я на ней максимум 1–2 дня. Приехал, выступил, пообщался со всеми, с кем запланировал и домой.

… и еще несколько десятков интервью, которые мы будем публиковать по три в неделю всю осень и начало зимы. Подпишитесь, что бы не пропустить следующий материал!

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine